Семинар-практикум для родителей " Совершенствование фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте посредством организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе"
материал (старшая группа)



Фонематическое восприятие по праву является основой всей речевой системы, ведь его развитие предшествует другим видам речевой деятельности, а именно устной речи, письму и чтению. Нарушенное взаимодействие между слуховым и речедвигательным аппаратом приводит к недостаточному овладению ребёнком звуковым составом слова, которое, в свою очередь, непременно отражается на процессах овладения чтением и письмом. Поэтому мы приложили все усилия для организации в своей группе такой предметно - пространственной развивающей среды, которая может обеспечить комфортное состояние ребёнка в проявлении речевых реакций, возможность восприятия и наблюдения за правильной речью, возможность различных видов самостоятельной речевой деятельности. Прежде всего, дети должны научиться слушать и различать звуки неречевые: звуки живой и неживой природы, звуки города, различной техники и др.Для этого у нас есть подборка различных аудиозаписей в отдельных файлах на флешкартах.
Очень важно развивать музыкальный слух и чувство ритма.Играя с музыкальными звуками, дети учатся воспринимать и определять звуки, различные по динамике и тембровой окраске, по высоте и скорости их воспроизведения.Здесь мы используем различные музыкально - дидактические игры: "Угадай, что звучит?", "Далеко - близко ", "Угадай, на чём играю?", "Кто как поёт?", "Громко - тихо". Для таких игр мы используем карточки - символы и карточки с изображением музыкальных инструментов.
Мы развиваем не только слуховое восприятие, формируем навыки слухового внимания, слуховой памяти, но и умение владеть своим голосом.Помогает нам в этом театрализация и голосовые упражнения ( с карточками в том числе):"Скажи, как...", "Прятки с песенкой" и др. Развитие чувства ритма подготавливает детей к восприятию слоговой структуры слова, к формированию представления об ударении.Ребята воспроизводят заданный педагогом ритмический рисунок с помощью шумовых инструментов, либо упражняются с помощью карточек с ритмическими дорожками.Очень эффективны логоритмические упражнения, когда произносимый текст сопровождается действием.
Базовой основой, подготавливающей речевой аппарат ребёнка к произнесению звука, является формирование речевого дыхания и отработка достаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата.Артикуляционная гимнастика тренирует мышцы органов речи - языка, губ, мягкого неба.В нашем альбоме "Артикуляционная гимнастика с Лягушкой - Говорушкой" собран богатый материал для различных видов артикуляционных гимнастик, в том числе и нетрадиционных ( гастрономическая, с шариками на нитке, с ложками, с сушками и т.д.) Есть карточки с изображением артикуляционных позиций, чтобы ребенок мог самостоятельно рассмотреть и повторить её. Для каждого ребёнка есть настольные зеркала.Лягушка - Говорушка - это персонаж, который иногда сопровождает наши артикуляционные гимнастики для того, чтобы привлечь внимание детей к этому виду деятельности, разнообразить его, оживить.Вообще, знакомя ребенка со звуком( фонемой) мы в первую очередь даём ему образец правильной артикуляционной позиции личным показом и помещением карточек с артикуляционными профилями у нас на стенде "Изучаем звук".И , хотя постановкой проблемных звуков у нас занимается специалист - логопед, мы знаем, какие упражнения подойдут для работы над конкретным звуком.Это нам помогает в индивидуальной работе с детьми. Карточки с иллюстрациями этих упражнений мы тоже помещаем на стенд.
Залогом чёткого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение воздуха.В центре валеотивного развития находится картотека дыхательной гимнастики, соответствующей возрасту детей , а так же нехитрое оборудование и тренажёры для проведения дыхательных упражнений.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи.С этой целью мы используем кинезиологические игры и упражнения, работу с цветными резинками, крупами, бусинами, выкладываем узоры верёвочкой и стразами; дети очень любят заниматься различными мозаиками ( геометрическая самоклеющаяся, термомозайка и др.)
Следующий этап развития фонематического восприятия - это работа по различению детьми слов, близких по звуковому составу.В основном это словесные игры "Доскажи словечко", "Найди ошибку" и др., но есть и игры с карточками, например печатная игра "Я различаю слова". Ещё у нас есть картотека весёлых стишков на различение похожих слов.
Дифференциация слогов - это следующая ступень.Здесь мы тоже проводим словесные игры и упражнения типа "Кто внимательный?", "Где я ошиблась?", "Найди лишнее" , используем картотеку чистоговорок и игр - рифмушек.Также мы учим детей составлять слоги ( дидактические пособия "Слоговые домики" и "Слоговой круг"), учим делить слова на слоги( дидактические игры "Накорми монстрика" и "Слоговое лото").
Таким образом, развивая слуховое восприятие, внимание и память, тренируя дыхание, мелкую моторику и артикуляционный аппарат, мы параллельно начинаем знакомить детей с фонемами. Стенд "Изучаем звук"- это авторское пособие Ткач С.А., которое помогает нам знакомить детей со звуком:
Во - первых, учим принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения данного звука.
Во - вторых, учим узнавать этот звук на слух, используя приём звукоподражания.Для каждого звука у нас для этого есть картинка - символ.
Затем, даём звуку характеристику.Дети при этом пользуются карточками - символами характеристик .
Следующий шаг - учим находить этот звук ( дифференцировать ) в разных частях слова сначала изолированно, затем в слогах, в словах и в предложениях.И, параллельно, работая над дифференциацией звука, мы его автоматизируем.Набор предметных карточек, звуковые кубики, "ходилки со звуками" мы используем для множества игр и упражнений.У нас есть такие игры как "Цепочка слов", "Звуковая дорожка", "Звуковые картинки", "Куча - мала"(автоматизация звука "ц", "х", "х' "), "Зонтики для ежат", " Что проглотила акула?"(автоматизация звуков "л", "л' "), "Помоги лягушатам"(автоматизация звука "ц" ), "Большая стирка"(автоматизация звуков "р", "р' "), "Логопедическая ромашка"(автоматизация звуков "р", "р' ", "л", "л' "), "Дым из трубы"(автоматизация звуков "в", "в' "), игровые пособия "Игры с пчелкой Жужей"(автоматизация звуков "ж", "з", "з' ") и "Игры со звуком "ш".
Познакомив детей со звуком, мы начинаем знакомить их с его зрительным, графическим образом - буквой, поселив эту букву в наш буквоград.У нас есть много различных азбук, упражняются дети в написании букв также в рабочих тетрадях В.Колесниковой, складывают разрезные буквы.
И, наконец, последний этап - это формирование навыков элементарного звукового анализа.Здесь мы предлагаем дидактическое пособие в виде игрового планшета "Незнайка с кармашком", дидактическое пособие "Расшифруй слово".
Таким образом, разнообразная, систематизированная развивающая среда помогает нам совершенствовать фонематическое восприятие, подготовить ребенка к школе, создав основу для обучения грамоте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Вначале ре­бенок осваивает звуковую культуру речи, на основе которой позже развивается лексич...

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецка учитель-дефектолог Лесникова Т.И. Тема: Звуки А, У.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамотедля детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецкаучитель-дефектолог Лесникова Т.И. Те...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

План работы по совершенствованию предметно-пространственной(развивающей) среды в старшей группе №10 в игровом помещении и на участке для прогулок на 2020-2021 год

План работы по совершенствованию предметно-пространственной(развивающей)   в соответствии с ООП ДОУ "Золотая рыбка"...

Конспект открытой образовательной деятельности по формирование фонематического восприятия и звукопроизношения с элементами грамоты на тему: «Звуки: «А, У, И, П». (старшая группа для детей с ТНР)

Конспект открытой образовательной деятельности по формирование фонематического восприятия и звукопроизношения с элементами грамоты на тему:«Звуки: «А, У, И, П».(старшая группа для де...

Конспект НОД открытого занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: «Путешествие в страну Златоустию» в старшей группе

Цель: закрепление пройденного материала, развитие интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте, выявление уровня знаний детей. Задачи:-закреплять полученные знания: звук, речь, предложение;- ...

Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....