Главные вкладки

    Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
    консультация

    Селихова Марина Павловна

    Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_ekologicheskaya_sreda_v_dou.docx30.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности организации предметно – пространственной (эколого – развивающей) среды в детском саду.


     Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого -  развивающей среды в детском саду.

    В настоящее время нет единого понятия и не выведено единое определение «Эколого-развивающая среда», но мы в своем исследовании опирались на определение эколого-развивающей среды и пространства, данное С.Н. Николаевой: эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.

    Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения.

    Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

    Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:

    -  познавательному развитию ребенка;

    - эколого-эстетическому развитию;

    - оздоровлению ребенка;

    - формированию нравственных качеств;

    - формированию экологически грамотного поведения.

    Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность. Так, осенью группу необходимо украшать букетами осенних цветов и листьями, на подносах выставлять собранный урожай; зимой окна украшаются снежинками, украшенной елкой, силуэтами сказочных героев, Сделанных из бумаги детьми и педагогами.

     Эколого-развивающая среда включает в себя следующие компоненты:

    • Экологический уголок в группе,
    • Экологическая комната,
    • Зимний сад и живой уголок,
    • Мини – лаборатория;
    • Библиотека,
    •  Экологическая тропинка на территории детского сада;
    • Музей природы родного края,
    • Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;
    • Различные породы деревьев, кустарники;
    • Огород, цветник.

              Рассмотрим подробнее отдельные элементы экологического комплекса.

    1. Уголок природы. Является обязательным элементом в каждой возрастной группе.

    Уголок природы – это место постоянного общения малыша с растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей. В уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о них. В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них.

    Содержание объектов и материалов уголка природы:

    -комнатные растения;

    -декоративные животные;

    -календарь погоды и природы;

    -альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;

    -художественная литература о природе;

    -дидактические игры природоведческого содержания;

    -различные природные материалы;

    -оборудование для организации труда в природе;

    -оборудование для организации опытнической деятельности;

    -модели, отображающие предметы и явления природы.

    Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям.. Для релаксации – используют разнообразные комнатные растения. Предназначение выработке навыка ухода за растениями. Здесь можно сгруппировать растения по климатическим зонам. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними. В экологическом уголке можно повесить карту мира, на которой дети располагают животных и растения по разным климатическим зонам и местам обитания.

    Организуя деятельность по уходу за растениями, воспитатель делает акцент на необходимость заботы о них, помощи им; что ухаживать за растениями нужно не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

    Кроме постоянных растений в уголках природы могут находится временные объекты природы, например «мини-огород на окне» - лук, чеснок, петрушка, огурцы и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.

    В каждом уголке природы должны быть места - для выполнения трудовых операций (фартуки, лейки и т.д.).

    Коллекции предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

    Доступность объектов сбора (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т.д.)

    Разнообразие

    Краеведческий аспект (местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций)

    Страноведческий аспект (любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли и т.д.)

    Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.)

    Безопасность

    Оформление экологического уголка  должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы и экологически неблагоприятные строительные материалы.

    Примеры коллекций

    1. Коллекции “Летающих семян”

    Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром.

    2. Коллекция других семян и плодов

    Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев, коллекция “орехов”, коллекция “ягод”, бобовых, коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. В коллекции обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть дети.

    3. Коллекция соцветий

    Весной можно собирать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как “сережки”. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

    4. Коллекция камней

    В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней.

    Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник), искусственные (керамзит, кусочек асфальта, кирпича).

    5. Коллекции песка, глины, почвы

    Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.

                          2. Экологическая комната.

    Предназначена для проведения организованных занятий с детьми эколого-природоведческого содержания. В экологической комнате могут быть собраны все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы природоведческого и экологического содержания, карты, схемы, модели, разнообразные дидактические игры, способствующие формированию у детей системы представлений не только о природе родного края, но и о взаимодействии человека с миром природы, о его позитивном воздействии на природное окружение в целях сохранения и преумножения природного достояния.

            Конечно, не все дошкольные учреждения могут выделить большие помещения для экологической комнаты, однако при желании всегда можно найти выход из положения, преобразив некоторые подсобные помещения.

            В зависимости от размеров, комната подразделяется на ряд функциональных зон:

            - зона обучения. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы для детей;

            - зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала;

            - зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями;

            - зона библиотеки – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания. В зоне библиотеки могут находиться куклы – сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс – телевизор, проектор для слайдов и сами слайды, музыкальный центр.

    3. Зимний сад и живой уголок.

    В зимнем саду могут быть размещены не только все программные растения, необходимые для ознакомления детей каждого дошкольного возраста, но и растения экзотические, что позволит показать детям многообразие мира растений, их общие и отличительные признаки внешнего вида, будет способствовать формированию у дошкольников умений сравнивать, обобщить, классифицировать.

    В живом уголке могут быть сосредоточены все возможные декоративные комнатные животные (морские свинки, хомячки, волнистые попугаи, канарейки, аквариумные рыбки, черепахи и пр.).

    Растения и животные для зимнего сада и живого уголка подбираются в соответствии со следующими принципами:

    -краеведческий – представлены природные объекты родного края;

    -географический – представлены животные и растения разных стран, континентов;

    -биологический – представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы);

    - природоохранительный – отмечены декоративные животные и комнатные растения, которые обитают в России в домашних условиях, а на Родине являются охраняемыми.

    4. Лаборатория. 

    Мини-лаборатория создаётся для детского экспериментирования. Здесь, под руководством воспитателя, можно проводить опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомиться со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям с раннего возраста самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы, закладывая предпосылки к исследовательской деятельности для дальнейшего обучения.

    В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы. Нужны лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. В лаборатории необходимо хранить массовый материал для организации занятий: песок, глину, семена, камни.

             5. Библиотека: 

    Экологическая библиотека представляет собой собрание разнообразных красочных книг о природе, альбомов с фотографиями и иллюстрациями, энциклопедий для детей, периодических изданий, паспортов растений; аудиокассет с записями голосов животных, звуков природы, видеокассет с фильмами о природе, карт, глобуса, сказочных персонажей, кукол. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.

             6. Музей природы родного края

    Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.

    Содержательное наполнение музея природы:

    I Раздел «Природа родного края»

    1.Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и т.д.).

    Принципы отбора объектов для зоны коллекций:

    -доступность объектов для сбора (включаются только те объекты, которые доступны для сбора самим детям и их родителям);

    -разнообразие объектов;

    -краеведческий принцип (представлены природные объекты родного края);

    - природоохранный принцип (не включать в состав объектов коллекции и чучела животных, а также охраняемые, редкие и исчезающие виды растений;

    -безопасность (объекты должны быть чистыми и не должны являться аллергенами).

    2.Модели, отражающие характерные для данной местности растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле).

    3.Иллюстративно-наглядный материал, содержащий сведения о лекарственных растениях, растениях и животных как широко распространённых, так и редко встречающихся в данной местности.

    4.Различные карты, отражающие животный и растительный мир Родины.

    II Раздел «Природоохранительная деятельность ДОУ».

    Здесь может быть собран разнообразный иллюстративный материал, отражающий природоохранительную деятельность дошкольного учреждения: фотографии, слайды, отображающие проведение субботников по посадке деревьев, прогулки в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т.д. Так же может быть представлена выставка поделок из природного материала.

            7. Экологическая тропа -  интересная форма организации общения детей с миром природы.  В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

        Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников.

    Возможные объекты экологической тропы:  

    1.Интересные природные объекты (лужайка, участок леса, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнёздами, культурные посадки – клумбы, розарий, сад, огород).

    2.Вдоль тропы или вблизи неё можно:

    -посадить типичные для данной местности деревья и кустарники;

    -около хвойных деревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды;

    -осуществить посадку экзотических для данной местности древесных растений;

    - устроить фитоогород – посадку лекарственных трав;

    -посадить редкие для данной местности растения;

    -под старой елью (если такая есть на участке) устроить «барометр»: на пересечении с нижней веткой укрепить в землю стойку с условными делениями – место пересечения ветки и стойки в момент средней влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут деления, показывающие сухость воздуха, вниз – его насыщение влагой. Когда стоит влажная, дождливая погода, ветка ели насыщается влагой и под её тяжестью опускается вниз, и, наоборот, в сухую погоду поднимается выше нулевой отметки.

    3. Помимо растительных, на экологической тропе хорошо иметь объекты животного мира. В первую очередь необходимо выявить и учесть, какие животные, где и в какое время года появляются на участке детского сада.

    4. На тропе могут быть места, предназначенные для экологически-направленной деятельности детей и взрослых:

    - избушка «Айболита» (станция скорой помощи растениям и животным ) – место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за живыми объектами;

    -площадка для отдыха – специально оборудованное место, где дети могут посидеть под навесом за столами;  здесь дошкольники могут поделиться впечатлениями об увиденном в природе, заняться изготовлением поделок из природного материала, изобразительной деятельностью.

    Однако необходимо помнить, что огромное значение будет иметь экологически-грамотная организация ландшафта, того природного окружения, с которым непосредственно взаимодействует ребенок.

    Таким образом, создавая лаборатории, экологические уголки необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории или в экологическом уголке, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

    Предметно – пространственная эколого – развивающая среда в детском саду «Звездочка» города Балашова.

     Предлагаем вашему вниманию краткую характеристику «экологического пространства» в помещении и на территории нашего ДОУ. В каждой группе детского сада имеется групповой уголок природы, включает разнообразные комнатные растения. Есть в детском саду аквариум с водными обитателями. Уход осуществляют взрослые вместе с детьми. Главная особенность уголка природы: он находится в пространстве жизнедеятельности детей и взрослых, и воспитывающих, создаёт условия для постоянного контакта и взаимодействия с живыми существами. Надо специально отметить: наличие аквариума в педагогическом пространстве имеет большое значение для экологического воспитания и даже для оздоровления. Правильно оформленный аквариум – это искусственно созданная экосистема, в которой все её компоненты (вода, растения, рыбы, улитки, освещение, корм, грунт и прочее) находятся в равновесии. Такая экосистема, как ничто другое, позволяет понять и взрослым и детям законы экологии, связь организма и среды его обитания, понять в целом жизнь природного сообщества. Кроме того, аквариум – это красивый объект, который в комплексе с растениями создаёт прекрасный дизайн помещения, где живут дети; это объект эстетического наслаждения и место релаксации для уставшего педагога и гиперактивного ребёнка.

            Хочется остановиться на озеленении внутреннего пространства детского сада: групп, кабинетов. Напольные и настенные растения могут быть везде, где есть хорошее естественное освещение (не должно быть только колючих и ядовитых растений). Растения создают особый микроклимат в помещениях и являются фактором, благотворно влияющим на физическое и психическое здоровье людей, т.е. отвечают задаче, поставленной в Стандарте:

    -в дневное время (на свету) обогащают воздух кислородом;

    -увлажняют воздух, снижая его сухость (особо это значимо в отопительный сезон);

    -собирают на себя пыль, что важно для помещения, где дети и взрослые много двигаются;

    -многие растения выделяют фитонциды, поглощающие болезнетворные бактерии. Эти растения особенно важны для групп;

    -некоторые растения (например, хлорофитум) поглощают из воздуха вредные вещества, выделяемые синтетическими материалами;

    -напольные, настенные растения создают красоту пространства, благотворно влияют на эмоциональное состояние людей.

            «Огород» на окне вызывает у детей большой интерес, потому что с каждым днем ростки становятся наблюдательность и глазомер. Для проверки и подтверждения замеченных перемен используем мерные реечки, на которых удобно ежедневно отмечать высоту ростков. Уход за растениями формирует у детей чувство ответственности за начатое дело. Дети любят поливать растения и с удовольствием выполняют обязанности дежурных на «огороде». Кроме того, выращенную зелень используем, как приправу к салатам и горячим блюдам.

    Без особых хлопот на окне можно выращивать:

    - зеленый лук из головок репчатого лука;

    - зелень петрушки;

    - зелень сельдерея.

            На территории, окружающей наш детский сад, созданы следующие экологические пространства:

    Общее хорошее озеленение (разнообразие древесных и кустарниковых пород) и множество цветников – общих и групповых. Уход осуществляется персоналом ДОУ при эпизодическом участии детей. Участки украшают красивая зелень трав, яркие цветы. Растения подобраны таким образом, чтобы цвели они с ранней весны и до поздней осени. Для этого используют :

    - многолетники (примула, нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы и др.),обладающие большой декоративностью;

    - двулетники, используемые для создания весеннего наряда цветника (виола, маргаритки, турецкая гвоздика, мальва и др.);

    - однолетники, обладающие богатым разнообразием красок и форм цветка, быстротой размножения (календула, петуния, львиный зев и др.).

    • Аптекарский огород создан для того, чтобы показать дошкольникам разнообразие лекарственных растений. Здесь мы вырастили : душицу, мать-и-мачеху.
    • Овощной огород  – традиционный объект природной среды дошкольной организации. В устройстве и уходе за огородом участвует персонал ДОО и старшие дети. В нашем детском саду есть общий огород всех групп, который поделен на грядки. Каждая грядка закреплена за определенной группой  ДОУ. На огороде произрастают неприхотливые к условиям обитания овощные культуры и привлекательные для проведения наблюдений:

         - зеленые (щавель, салаты);

    - пряновкусовые (петрушка, мята, тмин);

         - луковые (лук- репчатый, чеснок);

    - корнеплоды (свекла, морковь).

    -  плодовые  (томаты, баклажаны, кабачки, перец)

    • Птичий столб – столб с кормушкой  пригоден для зимней подкормки зимующих птиц.
    • Фонтан для релаксации детей.

    Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зелёной зоне детского сада принимает различные формы и проходит с разной степенью включённости и участия как взрослых, так и детей. Труд детей, какого бы объёма он ни был, всякий раз становится осмысленным и экологически целесообразным, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений (птиц) от условий, в которых они находятся, если у дошкольников укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

            Таким образом, эколого-развивающая среда – это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания дошкольников и достижения программных результатов, определяемых Стандартом.

            Такие природные условия позволяют организовать различные виды образовательной деятельности: познавательную (наблюдение, моделирование явлений природы в календарях, экспериментирование), речевую (разговор, обсуждение), художественно-эстетическую. Только обогащённые природные условия смогут обеспечить достижение целевых ориентиров – сформировать у детей элементарные представления о живой природе и естествознании.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)

    Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...

    Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

    Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное сособенностями развития дошкольников 4-5 лет....

    Создание предметно- пространственной развивающей среды в детском саду в соответствии ФГОС ДО

    Предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства:1.Подбор материалов, оборудования и инвентаря для развития детей,  с учетом их воз...

    Консультация для педагогов "Предметно -развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС"

    Предметно-развивающая среда в ДОУ Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного с...

    Консультация для педагогов на тему: «Организация единого речевого режима (живое слово) в детском саду и семье дошкольника».

    Грамотная речь является основным элементом общей     культуры человека. Речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средст...

    Предметно-пространственная развивающая среда для детского сада

    Создание предметно-пространственной развивающей среды в детском саду является одним из сложных и ответственных процессов. Предлагаю вашему вниманию данную разработку, которая пригодится методистам, во...

    Статья Предметно-развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС Художественно-эстетическое развитие Консультация для педагогов

    Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окр...