Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное с

особенностями развития дошкольников 4-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

воспитателя средней группы Мусатовой Т.Т.

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ САДУ

Средняя группа детского сада

Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное с

особенностями развития дошкольников этого возраста. И одной из таких особенностей является

яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего воз-

раста перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие наоборот, взрослеют

быстрее и уже со второй половины среднего возраста все отчетливее начинают проявлять черты

более старшей возрастной ступени. Вследствие этого развивающая среда в средней группе долж-на сохранять некоторые особенности среды для маленьких детей, но в тоже время носить черты

обстановки, характерной для старших дошкольников.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ

ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.

        Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых

микропространств - чтобы избежать скученности детей и способствовать  играм небольшими под-

группами по 2-4 человека.

        Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать  свободному  пере-

мещению  детей, не создавать «перекрещивания» путей передвижения.

         Желательно иметь в группе комнатный спортивный мини-комплекс.

        Можно создать в группе «дорожку движения», или «физкультурную тропу»-трассу, где с помощью моделей, знаков, картинок, фотографий будут указаны двигательные задания для выполнения их ребенком. расцвета.

Нужно помнить, что на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки.

        На пятом году жизни проявляется высокий интерес к сюжетно-ролевой игре, это время ее

расцвета.

        Сюжеты игр в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья, ма-

газин (продуктовый, игрушек, одежды),  детский сад, праздник, моряки, цирк, путешествие на да-

чу и другие.    

виды          Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые

игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных

полов и профессий, мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и другие) разных лучше не очень крупных размеров; наборы мебели(крупной для игр на столе),посуды, одежды, разнообразные виды транспорта.

        В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного разме-

ра и разнообразной формы, бечевок, катушек, лоскутиков ткани, палочек, трубок и пр. Все это найдет применение в игре и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.

        Для развития воображения можно порекомендовать некоторых реальных предметов, предложить  предметы - заменители, имеющие сходство с оригиналом.

        Для того чтобы воспитать привычку убирать игрушки на место, целесообразно приобрести

пластиковые контейнеры или корзины. Ребенку легче собирать игровой материал в них, чем укла-

дывать его в коробки с крышками или раскладывать на полку.

        Так же как и в младшем возрасте, важно отвести место для ряженья, куда добавляются предметы - украшения(разнообразные бусы, банты и т.д.),детали для обозначения профессии, пола , подчеркивания имиджа(бескозырка, шляпа-цилиндр, темные очки, галстуки, парики из старых капроновых колготок, платки, шарфы, цельные куски материи для драпировок).Сюда можно внести элементы костюмов сказочных героев, маски животных. Напомним, что в этом месте следует повесить большое зеркало, в которое ребенок ,наряжаясь, будет смотреться.

        Увеличивается количество крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок  валиков, подушек и пр.)

        Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняются форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы (Город, Поезд и пр.)

        Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по раз-

личным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей(типа «Тангом», Пазлы из 6-18 частей), игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор

игр рекомендуется составлять достаточно разнообразным  и постоянно менять его(1раз в 2 мес.) .        

Примерно 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы.

        В среднем дошкольном возрасте  у детей проявляется высокий интерес к языку, речи. В связи с этим группу оснащают  техническими средствами (диапроектором, фильмоскопом, диктофонам, магнитофонам или проигрывателем) и учат пользоваться ими детей. При этом надо уделять внимание книгам, среди которых должны быть представлены не только произведения художественной литературы, но также познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради.

        В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, они ожидают поддерж-

ки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому важно найти место, где ребенок мог бы выставить, повесить свою работу украсить ею групповую комнату.

        Опыт познания окружающего у ребенка есть, но он требует обобщения систематизации, уг-

лубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр»-место где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств.

Средний возраст-начало сензитивного периода развития знаково-символической функции

сознания, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать знаковую символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка силен интерес к познанию себя, определению

своего места в этом мире. Важно помочь ему осознать свои особенности, умения; уточнить его представления о семье, людях разного возраста, национальности, профессии, об эмоциональных состояниях людей. В этом  может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в группе на специально выделенном для этого месте плакатов, подборок иллюстраций, фотографий, например: «Какой я?», «Люди такие разные и одинаковые», «Я плачу и смеюсь».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

 

                                                        

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание социокультурной и предметно-развивающей среды в детском саду

Создание театральных уголков в группах детского сада, основные требования знакомства с различными видами театра....

"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)

Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...

Использование развивающей среды территории детского сада , в развитии речи детей,в летней -оздоровительный период

Лето -это  период не только отдыха от занятий детей , но и еще одна возможность воспитателя проверить все то- что ребенок усвоил за пройденный период. Чтобы закрепить знания детей по развитию реч...

Создание предметно- пространственной развивающей среды в детском саду в соответствии ФГОС ДО

Предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства:1.Подбор материалов, оборудования и инвентаря для развития детей,  с учетом их воз...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Предметно-пространственная развивающая среда для детского сада

Создание предметно-пространственной развивающей среды в детском саду является одним из сложных и ответственных процессов. Предлагаю вашему вниманию данную разработку, которая пригодится методистам, во...

«Организация предметно-пространственной развивающей среды группы детского сада в социально-коммуникативном развитии детей в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Организация предметно-пространственной развивающей среды группы детского сада в социально-коммуникативном развитии детей в соответствии с ФГОС ДО»...