Конспект НОД открытого занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: «Путешествие в страну Златоустию» в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Кран Кристина Дмитриевна

Цель: закрепление пройденного материала, развитие интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте, выявление уровня знаний детей. 
Задачи:

-закреплять полученные знания: звук, речь, предложение;

- упражнять в составлении предложений с заданным словом;

-учить различать гласные, твердые и мягкие согласные; 

- формировать способность анализировать звуко-буквенный состав слов «кот» и «кит»;

- учить сравнивать слова по звуковому составу;

 - развивать фонетическое восприятие и слух;

 - развивать навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки). 

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, интерес к грамматике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Радуга детства»

Конспект НОД открытого занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: «Путешествие в страну Златоустию» в старшей группе №10

Воспитатель:

Кран К.Д.

Новосибирск

2023

Цель: закрепление пройденного материала, развитие интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте, выявление уровня знаний детей. 
Задачи: 

-закреплять полученные знания: звук, речь, предложение;

- упражнять в составлении предложений с заданным словом;

-учить различать гласные, твердые и мягкие согласные; 

- формировать способность анализировать звуко-буквенный состав слов «кот» и «кит»;

- учить сравнивать слова по звуковому составу;

 - развивать фонетическое восприятие и слух;

 - развивать навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки). 

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, интерес к грамматике.

Ход НОД
 Организационный момент. (Дети стоят в центре группы). 

Приветствие «Дружба начинается с улыбки»

Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.

Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

- Ребята, сегодня на электронную почту детского сада пришло письмо от Королевы Страны Златоустии. Страна красивой и правильной речи. Ведь недаром в давние времена человека, который говорил грамотно и красиво, называли “человек – золотые уста”. Ребята, давайте его прочитаем.

Письмо

Дорогие ребята, группы «Дружная семейка». Вы многому учились: правильно произносить звуки, различать их, и я приглашаю вас отправиться в путешествие в эту страну. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение. Вы готовы отправиться в путешествие? 
Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, подготовим наши язычки. Чтобы они у нас были послушными, проведём артикуляционную гимнастику. 

«В дудку дуем ду-ду-ду,

Язычок согнем в дугу,

Язычок залез за щечки

И вернулся к прежней точке.

Покусаем язычок,

Тут же сделаем щелчок.

Наш веселый язычок

Сделал все движения

И теперь готовы мы

Двинуться в сражение».

- Итак, на чём мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей).

- А я предлагаю отправиться на весёлом поезде, сказав волшебные слова:

«Мы спокойны, мы спокойны.
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях».

- Предлагаю занять свои места в вагонах.

(Звучит песенка «Паровозик из Ромашково», дети садятся за столы)
Первая станция «ПРЕДЛОЖЕЙКИНО». 

Я задаю вам вопросы, а вы мне отвечаете на них полным ответом и по поднятой руке.

- Дети, скажите, пожалуйста, из чего состоит наша речь? (Из предложений).

- А из чего состоят предложения? (Из слов). 
- Какими бывают слова и предложения? (Они бывают длинными и короткими). 
- Какое сейчас время года?  (Весна).

- Составьте предложение со словом «Весна».

- Сколько слов в этом предложении?

- Какое первое слово? Назовите второе слово. Какое следующее слово? (Вызывается ребенок для составления схемы предложения, работа у доски).

- А какой весенний месяц? (Март).

- Составьте короткое предложение со словом «Март».

- Сколько в нём слов? Какое первое, второе, третье слово? (Работа самостоятельно – составление схемы предложения).

Игра «Небылицы». Послушайте и исправьте, если не согласны с ними.

Телега везет лошадь.

Забор красит маляра.

Горшок растет в цветке.

Каша съела Машу.

Заяц съел лису.

Мышка поймала кошку.
Словесная игра «Хитрые загадки».

1. Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый (волк) медведь.

2. Дочерей и сыновей

Учит хрюкать (соловей) свинья.

3. Кто любит по веткам носиться?

Конечно, рыжая (лисица) белка.

4. Быстрее всех от страха

Несется (черепаха) заяц.

5. С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает (корова) обезьяна.
- Молодцы, отправляемся дальше!

Вторая станция «ЗВУКОВАЯ».

- Ребята, давайте вспомним с вами стихотворение о звуках.

«Много звуков есть на свете: 
Шелест листьев, плеск волны, 
А бывают звуки речи 
Мы их точно знать должны. 
Мы не можем звук увидеть, 
И не можем в руки взять. 
Звук мы можем только слышать, 
А еще его сказать». 
- Ребята, так из чего состоят слова? (Из звуков).

- А что же такое звуки? (Звуки – это то, что мы слышим и произносим).

- На какие две группы делятся звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

- Почему они так называются? (Мы их произносим голосом. Во время их произношения воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть).

- Каким цветом мы их обозначаем? (Мы их обозначаем красным цветом.) 

- Давайте с вами проговорим чистоговорки с гласными звуками.

А – а - а – Аня гладила кота;

О – о – о – у Оли новое пальто.

У – у – у – утка плавает в пруду;

И – и – и – у Инны синие носки;

Ы – ы – ы – тыквы, бусы и усы;

Э – э – э – Эмма, Эдик шли в кино покупали эскимо;

Дидактическое упражнение «Назови гласный звук»

Лак, ком, пух, мир, сын, мэр

- А теперь назовите согласные звуки?

- Как произносятся согласные звуки? (Они произносятся коротко, так как во время их произношения, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы, нёбо).

- Послушайте и скажите, какой звук лишний и почему? (к, п, т, о), (и, у, м, э) 
- Какими бывают согласные звуки? (Мягкими или твердыми).

- Каким цветом мы обозначаем твердый согласный? (синим), каким цветом мягкий согласный? (зеленым)

Третья станция «ОТДЫХАЙКИНО» (Выходим из вагонов).
Игра на внимание. 
Гласный звук - присесть. 
Согласный звук - хлопок. 

Игра с мячом «Назови братца» - различение согласных мягких и твердых звуков.

Я называю твердый согласный звук, а вы называете его «братца» мягкий согласный звук.

 ([б]-[б'], [в]-[в'], [г]-[г'], [д]-[д'] и т.д.).
- Вы молодцы, все знаете про звуки. Давайте расскажем стихотворение про них: 

«Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать, 
Могут в кровати баюкать ребенка, 
Но не желают свистеть и ворчать. 
А согласные, согласны, 
Шелестеть, шептать, скрипеть, 
Даже фыркать и шипеть 
Но не хочется им петь». 

- Молодцы, отправляемся дальше!

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Раз-туда, два-сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-встали,

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.

- Четвертая станция «БУКВЕННО-ЗВУКОВАЯ».

- Дети, а знаете ли вы, как обозначаются звуки на письме? 
- Чем же отличаются звуки и буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем). 
- Все буквы можно назвать одним словом? (алфавит, азбука). 

Послушайте мою первую загадку:

«Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — …»
(КОТ). 

- Выполним звуковой анализ слова «КОТ».

- Какой у вас последний звук? Какой первый? А какой в середине?

- Теперь ниже выложим слово «КОТ» из букв.

- Послушайте вторую загадку:

«Мы увидели вчера:

По воде плывет гора.

Из горы вода летит.

Оказалось — это…»
(КИТ)

- Выполним звуковой анализ слова «КИТ».

- Какой у вас последний звук? Какой первый? А какой в середине?

- Теперь ниже выложим слово «КИТ» из букв.

- Какие буквы повторяются в этом слове? («К» и «Т»).

- Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Златоустию». Нам пора возвращаться в детский сад.

- Скажем волшебные слова:

«Говорить с тобою мы

Чётко, правильно должны.

Чтобы звуки зазвучали,

Чтобы все нас понимали!

- Ребята, понравилось вам наше путешествие? Спасибо вам, вы все были активными и внимательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"

В публикации представлен конспект открытого итогового занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"....

Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте на тему: "Звуки К-Г"

занятие по грамоте "Дифференциация звуков К-Г"...

Конспект итогового открытого занятия в образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) «Путешествие в страну Красивой речи» (Старшая группа «Б»)

Задачи:Образовательные: Закреплять умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать  простейшие умозаключения. Закреплять умение строить ответ путем рассуждения. Закрепление согласования п...

Фотоотчет по итогам проведения открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте на тему: «Путешествие в космос» для воспитанников дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-го года жизни

В материале представлен фотоотчёт по итогам проведения организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с воспитанниками дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте по теме: «Путешествие к лесным жителям» в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект фронтального занятия  по обучению грамоте учителя-логопеда  в старшей группе компенсирующей направленности...

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема. «Путешествие в маленькую страну».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев подготовительной к школе группе Тема. «Путешествие в маленькую страну»....