Учебно-методические материалы по теме : " Музыкально-ритмические движения".
план-конспект

Скороспелова Татьяна Вячеславовна

Виды музыкально-ритмических движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno_-_ritmicheskie_dvizheniya.doc108.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Тема: Музыкально – ритмические движения. Значение и задачи музыкально – ритмического воспитания. Виды музыкально – ритмических движений.


Количество часов: 1

Цель:  Формирование представлений о музыкально – ритмической деятельности дошкольников.

Теоретический блок.

Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки передается в движении. Музыка является основой, а движение - средством более глубокого ее восприятия и понимания. Такое понимание сути этого вида музыкальной деятельности сохраняется вне зависимости от термина, которым в разное время определялся этот вид деятельности – «ритмическое движение», «движение под музыку», «музыкальное движение», «ритмика» и др.

Цель этого вида деятельности – в углублении и дифференциации восприятия и формирования на этой основе навыков выполнения выразительных движений. 

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям в массовом музыкальном воспитании детей впервые была представлена в системе ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога Эмиля Жака-Далькроза (начало 20 века). Отечественная методика обучения этому виду музыкальной деятельности во многом опиралась на положения системы Жака-Далькроза. Осознав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Далькроз подчинил движение ритму различных музыкальных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре - прообразе будущей серьезной жизни. Жак-Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека. Единство музыки и движений активно проповедовала Айседора Дункан - знаменитая американская танцовщица. В 1921 г. она посетила Советскую Россию с целью создания балетной школы, в которой исполнителей должны были учить непосредственности, искренности, грациозности и непринужденности.

Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э. Жака Далькроза. Н.А. Ветлугина (1958), А.В.Кенеман (I960), а в дальнейшем М.Л.Палавандишвили, А.Н.Зимина, Е.Н.Соковнина и др.

На современном этапе представляет интерес система, разработанная  А.И.Бурениной и отраженная в программе «Ритмическая мозаика», свое направление она называет РИТМОПЛАСТИКОЙ, которое с успехом используется в системе дошкольного музыкального воспитания. Там же указывается, что современный ритмический танец является  «результатом взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.Жака Далькроза, и пластического танца А.Дункан.»

Задачи музыкально-ритмических движений:

  1. учить детей согласовывать  свои движения с характером и выразительными  средствами музыки, воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях,

2.формировать компоненты музыкальной культуры дошкольников (предпосылок музыкального вкуса, музыкальных интересов);

3. развивать музыкальные способности  (в наибольшей степени – эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма);

4. обучать музыкально-ритмическим и двигательным умениям и навыкам (ритмично ходить, легко бегать, выполнять легкие ритмичные поскоки, выполнять движения с предметами, двигаться по кругу, в парах, выполнять перестроения; выполнят танцевальные движения: хлопки, притопывания, кружения, выставления ноги на пятку, «пружинку», менять характер движения в соответствии с динамикой, ритмом, формой произведения, передавать характерные движения игровых персонажей , инсценировать тексты песен;)

5. формировать элементарные знаний о музыке (представления о темпе – быстро, умеренно, медленно, динамике – тихо, громко, постепенно затихая или усиливая, музыкально форме – двух-трех частной, куплетной и др., жанрах музыки – марш, танец: полька, вальс, полонез и др).

6. содействовать физическому развитию (осанка, походка, четкость движений) детей, умению взаимодействовать со сверстниками. и музыкально-творческих способностей.

7. развивать общие  способности ребенка (внимание, волю, дисциплинированность, коммуникативные способности, память, мышление, способность ориентироваться во времени и пространстве, координацию движений, творческую инициативу и др.)

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0644/00018ce3-142654cc/img1.jpgМузыкально – ритмические движения -  синтетический вид деятельности. Развивает музыкальный слух, двигательные способности, психофизические и эмоциональные процессы. Тренирует мозг и подвижность нервных процессов. Совершенствуется моторика, координация движения, развивается произвольность движений, развитие слуха, внимания, памяти. Поэтому владение навыками ритмики важно для всех детей, независимо от уровня их общего и музыкального развития и особое значение имеет для детей с задержкой в развитии.

Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.


Особое значение в музыкально – ритмическом образовании ребенка в процессе занятия ритмикой имеют такие средства музыкально выразительности, как
темп, метроритм и динамика.

*Темп определяет скорость движения  ребенка в процессе передачи характера музыки.

*Метроритм (организация сильных и слабых долей в музыке) – координацию тех или иных движений с музыкой,

*Динамика определяет амплитуду движений.

Важно также научить ребенка согласовывать свои движения с формой музыкального произведения, менять характер движений в соответствии со сменой его частей.

В процессе организации занятий ритмикой важно учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка, оказывающие влияние на характер его музыкально – ритмической деятельности.

Рассмотрим в таблице  динамику развития музыкально – ритмических и двигательных навыков у детей раннего и дошкольного возраста.

Характер музыки, средства выразительности, движения.

Ранний возраст.

6мес.-1г.

Ранний возраст.

1г. –2 г.

Ранний возраст

Первая младшая группа.

2-3 года

Вторая

Младшая группа

3-4года

Средняя группа

4-5 лет

Старший возраст

Общий характер музыки,

регистровые изменения.

Откликаться  общим оживлением, ритмично двигать руками и ногами.

Отвечать на музыку плясового характера; самостоятельно хлопать в ладоши, помахивать руками, приплясывая, ударять по бубну, переступать ногами, держась за руки взрослого, слушая мелодию марша.

Передавать спокойный характер плясовой мелодии: притопывать, переступая с ноги на ногу, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, кружиться на месте.

Передавать в движениях бодрый и спокойный характер музыки.

Различать высокое и низкое звучание и соответственно двигаться. Передавать характер танца.

Передавать различные по характеру музыкальные образы. Двигаться в соответствии с бодрым, энергичным, спокойным характером музыки.

Двигаться в соответствии с различным характером музыки: шуточным, веселым, изящным, четким, акцентирован-ным.

Динамичес-кие оттенки

Отмечать хлопками тихое и громкое звучание музыки, подражая взрослому

Отмечать хлопками тихое и громкое звучание музыки.

Отмечать в движениях тихое и громкое звучание.

Передавать в движениях динамические оттенки (тихо-громко)

Менять движения с изменением динамики

Темповые изменения

Менять характер и направление движений с изменением темпа.

Двигаться в спокойном, небыстром темпе, замедляя темп. Или наоборот ускорять его, в зависимости от музыки.

Метроритм

Звенеть под музыку погремушкой, под пение взрослого ударять по бубну.

Отмечать в движениях различный равномерный ритм.

Точно менять движения на сильную долю такта, точно выполнять ритмический рисунок из четвертных и восьмых нот.

Форма музыкального произведения

Со сменой частей музыки менять ходьбу на подпрыгивание или бег.

Менять движения в соответственно куплетной форме, чувствовать окончание пьесы, отмечать в движениях двухчастную форму, точно отмечать начало и окончание каждой части.

Менять движения в соответствии с двухчастной формой, музыкальными фразами; точно останавливаться  с окончанием пьесы.

Менять движения в соответствии с музыкальными фразами, делать остановку в конце музыкальных фраз.

Основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки) общеразвивающие упражнения

Передавать ритм ходьбы. Бега, делать ритмичные полуприседания. Ходить с флажком.

Ходить под пение взрослого, ходить и бегать под музыку. Двигаться с предметами – бубном, погремушкой, выполнять упражнения с предметами.

Осваивать ритм ходьбы, бега. Прямой галоп.

Маршировать с флажком в руках.

Ритмично ходить, легко бегать, подвижно и ритмично скакать; выполнять плавные приседания и легкие поскоки.

Выполнять энергичные и плавные движения с предметами и без.

Двигаться топающим шагом, спокойным шагом.

Ритмично ходить, легко бегать, выполнять плавные движения ногами, легкие, ритмические поскоки. Бегать поднимая колени или забрасывая ноги назад. Выполнять прямой и боковой галоп, спокойно останавливаться с концом музыки. Выполнять плавные и энергичные движения рук и кистей.

Строевые упражнения, перестроения.

Ходить стайкой за педагогом, выполнять движения в парах

Двигаться по кругу, держась за руки, в парах, в разных направлениях. Уметь становиться в круг.

Маршировать по кругу друг за другом, двигаться и кружиться в парах, строиться в шеренгу, уметь находить пару, двигаться врассыпную.

Двигаться парами легко и свободно, уметь  строится друг за другом в колонну, в шеренгу. Двигаться в различных направлениях (вперед—назад, вправо- влево по показу)

Уметь перестраиваться в большой круг и маленькие круги. Чередовать простой и дробный шаги. Двигаться противоходом Строиться в  две-три шеренги, колонны, В шахматном порядке. Выполнять «расчесочку»

Танец

Хлопать в ладоши, помахивать руками.

Притопывать, переступая ногами, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, кружиться на месте, выполнять плясовые движения в парах, полуприседая по показу взрослого.

Выполнять танцевальные движения: хлопки, притопывания, повороты кистей по одному и в парах; передавать характер пляски помахиванием, кружением, полуприседа-нием..

Притопывать одной ногой, кружиться в парах, точно выставлять ногу на пятку, на носок выполнять элементы движений по показу взрослого.

Выполнять ритмические хлопки – тарелочки, моталочку. Кружиться легко на носочках. Правильно пользоваться атрибутами для танца.

Использовать более сложные движения ног. (выпады, повороты, ковырялочку, приставные шаги и др.)

Знать где право – лево выполнять движения синхронно. Координировать движения рук и ног. Уметь использовать сложные атрибуты для танца  ( напр. ленты на палочках, дуги, шарфики, сабли и пр.)

Сюжетно – образные движения

Выполнять игровые действия: петушки, мячик, где же наши ручки?, поиграем с мишкой.

Передавать игровые действия: паровоз, прятки, зайчики и лисичка, котята и кошка, разбудим Таню; выполнять различные движения по тексту песни.

Передавать характерные движения игровых образов: зайчики, мишки, птички и др.

Инсценировать тексты песен, передавать музыкальные образы: котята, поросята, барабанщики, снеговики, куклы и др.

Уметь передавать характер образа Инсценировать сюжеты игр и тексты песен, передавать музыкально – игровые образы.

Клоуны, солдаты, богатыри. матрешки, снежинки, сказочные персонажи. и т.п.


Виды музыкально – ритмических  движений 

Традиционно выделяются следующие виды музыкально-ритмических движений:

1.Упражнения (многократное выполнение движений с целью обучения)

а) упражнения, направленные на совершенствование основных движений (ходьба, бег, прыжки);

б) общеразвивающие (с предметами и без них);

в) подготовительные, в ходе которых разучиваются движения к пляскам (галоп, кружение и т.д.)

г) образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей игр и инсценировок

д) самостоятельные упражнения – законченные композиции (специально созданные авторами с этой целью, напр. «Всадники», «Барабанщики»)

2. Пляски.

а) пляски с зафиксированными движениями (авторская композиция, сопровождающаяся описанием движений в соответствии с тактами музыки);

- народные пляски с подлинными элементами народного танца;

- характерные танцы («Снежинки», «Петрушки», «Куклы» и т.д.)

- хороводы с пением, текст которых связан с выполняемыми движениями («Шел веселый Дед Мороз»)
- современный детский танец;

- детский бальный танец (вальс, полька, мазурка и др.)

б) пляски-импровизации на основе разученных движений и их элементов (начиная с плясок «зеркало», в котором все участники повторяют комбинацию движений за ребенком-ведущим, заканчивая самостоятельной сольной или коллективной композицией);

3. Музыкальные игры с движением.

а) сюжетные, в которых показаны действия, характеры, взаимоотношения персонажей;

- под пение («По болоту Петр шел», « Дразнилка».

- под инструментальную музыку (  “День и ночь”, “Весело-грустно”, “Зайцы и лиса”)

- игры-инсценировки, чаще используемые на развлечениях и досугах (“Теремок”, “Колобок”, « Репка»,)

б) несюжетные, которые не имеют определенной тематики, задание связано с общим настроение музыки, ее выразительными средствами – различные игровые задания, соревновательные элементы и пр.  («Плетень», « Игра с бубном»)

в) хороводные игры. «Дударь», «Ворон», « Заинька», «Звездочет»

 Литература для изучения

  1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного "и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и дон. --- СПб.: ЛОИРО, 2000.
  2. Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально- ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. -120с.
  3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду:  Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., 8. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
  4. Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие, Радынова О.П., 1998

https://obuchalka.org/20190816112667/muzikalnoe-vospitanie-doshkolnikov-uchebnoe-posobie-radinova-o-p-1998.html.

 

  1. А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.» 2 издание. М.
  2. Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»Издательство: "Сфера, ТЦ Сфера"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Музыкально-ритмические движения — способ развития творческих способностей дошкольников»

laquo;Самое лучшее, что есть в жизни - это свободное движение под музыку.А. И. Буренина.ВведениеБольшое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному...

Консультация для родителей Тема:"Музыкально-ритмические движения"

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении. Развитие чувства ритма - это развитие способностей детей в области эмоциональн...