Учебно-методические материалы по теме : " Музыкально-ритмические движения".
план-конспект
Виды музыкально-ритмических движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Тема: Музыкально – ритмические движения. Значение и задачи музыкально – ритмического воспитания. Виды музыкально – ритмических движений.
Количество часов: 1
Цель: Формирование представлений о музыкально – ритмической деятельности дошкольников.
Теоретический блок.
Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки передается в движении. Музыка является основой, а движение - средством более глубокого ее восприятия и понимания. Такое понимание сути этого вида музыкальной деятельности сохраняется вне зависимости от термина, которым в разное время определялся этот вид деятельности – «ритмическое движение», «движение под музыку», «музыкальное движение», «ритмика» и др.
Цель этого вида деятельности – в углублении и дифференциации восприятия и формирования на этой основе навыков выполнения выразительных движений.
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям в массовом музыкальном воспитании детей впервые была представлена в системе ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога Эмиля Жака-Далькроза (начало 20 века). Отечественная методика обучения этому виду музыкальной деятельности во многом опиралась на положения системы Жака-Далькроза. Осознав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Далькроз подчинил движение ритму различных музыкальных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре - прообразе будущей серьезной жизни. Жак-Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека. Единство музыки и движений активно проповедовала Айседора Дункан - знаменитая американская танцовщица. В 1921 г. она посетила Советскую Россию с целью создания балетной школы, в которой исполнителей должны были учить непосредственности, искренности, грациозности и непринужденности.
Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э. Жака Далькроза. Н.А. Ветлугина (1958), А.В.Кенеман (I960), а в дальнейшем М.Л.Палавандишвили, А.Н.Зимина, Е.Н.Соковнина и др.
На современном этапе представляет интерес система, разработанная А.И.Бурениной и отраженная в программе «Ритмическая мозаика», свое направление она называет РИТМОПЛАСТИКОЙ, которое с успехом используется в системе дошкольного музыкального воспитания. Там же указывается, что современный ритмический танец является «результатом взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.Жака Далькроза, и пластического танца А.Дункан.»
Задачи музыкально-ритмических движений:
- учить детей согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки, воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях,
2.формировать компоненты музыкальной культуры дошкольников (предпосылок музыкального вкуса, музыкальных интересов);
3. развивать музыкальные способности (в наибольшей степени – эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма);
4. обучать музыкально-ритмическим и двигательным умениям и навыкам (ритмично ходить, легко бегать, выполнять легкие ритмичные поскоки, выполнять движения с предметами, двигаться по кругу, в парах, выполнять перестроения; выполнят танцевальные движения: хлопки, притопывания, кружения, выставления ноги на пятку, «пружинку», менять характер движения в соответствии с динамикой, ритмом, формой произведения, передавать характерные движения игровых персонажей , инсценировать тексты песен;)
5. формировать элементарные знаний о музыке (представления о темпе – быстро, умеренно, медленно, динамике – тихо, громко, постепенно затихая или усиливая, музыкально форме – двух-трех частной, куплетной и др., жанрах музыки – марш, танец: полька, вальс, полонез и др).
6. содействовать физическому развитию (осанка, походка, четкость движений) детей, умению взаимодействовать со сверстниками. и музыкально-творческих способностей.
7. развивать общие способности ребенка (внимание, волю, дисциплинированность, коммуникативные способности, память, мышление, способность ориентироваться во времени и пространстве, координацию движений, творческую инициативу и др.)
Музыкально – ритмические движения - синтетический вид деятельности. Развивает музыкальный слух, двигательные способности, психофизические и эмоциональные процессы. Тренирует мозг и подвижность нервных процессов. Совершенствуется моторика, координация движения, развивается произвольность движений, развитие слуха, внимания, памяти. Поэтому владение навыками ритмики важно для всех детей, независимо от уровня их общего и музыкального развития и особое значение имеет для детей с задержкой в развитии.
Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Особое значение в музыкально – ритмическом образовании ребенка в процессе занятия ритмикой имеют такие средства музыкально выразительности, как темп, метроритм и динамика.
*Темп определяет скорость движения ребенка в процессе передачи характера музыки.
*Метроритм (организация сильных и слабых долей в музыке) – координацию тех или иных движений с музыкой,
*Динамика определяет амплитуду движений.
Важно также научить ребенка согласовывать свои движения с формой музыкального произведения, менять характер движений в соответствии со сменой его частей.
В процессе организации занятий ритмикой важно учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка, оказывающие влияние на характер его музыкально – ритмической деятельности.
Рассмотрим в таблице динамику развития музыкально – ритмических и двигательных навыков у детей раннего и дошкольного возраста.
Характер музыки, средства выразительности, движения. | Ранний возраст. 6мес.-1г. | Ранний возраст. 1г. –2 г. | Ранний возраст Первая младшая группа. 2-3 года | Вторая Младшая группа 3-4года | Средняя группа 4-5 лет | Старший возраст |
Общий характер музыки, регистровые изменения. | Откликаться общим оживлением, ритмично двигать руками и ногами. Отвечать на музыку плясового характера; самостоятельно хлопать в ладоши, помахивать руками, приплясывая, ударять по бубну, переступать ногами, держась за руки взрослого, слушая мелодию марша. | Передавать спокойный характер плясовой мелодии: притопывать, переступая с ноги на ногу, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, кружиться на месте. | Передавать в движениях бодрый и спокойный характер музыки. | Различать высокое и низкое звучание и соответственно двигаться. Передавать характер танца. | Передавать различные по характеру музыкальные образы. Двигаться в соответствии с бодрым, энергичным, спокойным характером музыки. | Двигаться в соответствии с различным характером музыки: шуточным, веселым, изящным, четким, акцентирован-ным. |
Динамичес-кие оттенки | Отмечать хлопками тихое и громкое звучание музыки, подражая взрослому | Отмечать хлопками тихое и громкое звучание музыки. | Отмечать в движениях тихое и громкое звучание. | Передавать в движениях динамические оттенки (тихо-громко) | Менять движения с изменением динамики | |
Темповые изменения | Менять характер и направление движений с изменением темпа. | Двигаться в спокойном, небыстром темпе, замедляя темп. Или наоборот ускорять его, в зависимости от музыки. | ||||
Метроритм | Звенеть под музыку погремушкой, под пение взрослого ударять по бубну. | Отмечать в движениях различный равномерный ритм. | Точно менять движения на сильную долю такта, точно выполнять ритмический рисунок из четвертных и восьмых нот. | |||
Форма музыкального произведения | Со сменой частей музыки менять ходьбу на подпрыгивание или бег. | Менять движения в соответственно куплетной форме, чувствовать окончание пьесы, отмечать в движениях двухчастную форму, точно отмечать начало и окончание каждой части. | Менять движения в соответствии с двухчастной формой, музыкальными фразами; точно останавливаться с окончанием пьесы. | Менять движения в соответствии с музыкальными фразами, делать остановку в конце музыкальных фраз. | ||
Основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки) общеразвивающие упражнения | Передавать ритм ходьбы. Бега, делать ритмичные полуприседания. Ходить с флажком. | Ходить под пение взрослого, ходить и бегать под музыку. Двигаться с предметами – бубном, погремушкой, выполнять упражнения с предметами. | Осваивать ритм ходьбы, бега. Прямой галоп. Маршировать с флажком в руках. | Ритмично ходить, легко бегать, подвижно и ритмично скакать; выполнять плавные приседания и легкие поскоки. Выполнять энергичные и плавные движения с предметами и без. Двигаться топающим шагом, спокойным шагом. | Ритмично ходить, легко бегать, выполнять плавные движения ногами, легкие, ритмические поскоки. Бегать поднимая колени или забрасывая ноги назад. Выполнять прямой и боковой галоп, спокойно останавливаться с концом музыки. Выполнять плавные и энергичные движения рук и кистей. | |
Строевые упражнения, перестроения. | Ходить стайкой за педагогом, выполнять движения в парах | Двигаться по кругу, держась за руки, в парах, в разных направлениях. Уметь становиться в круг. | Маршировать по кругу друг за другом, двигаться и кружиться в парах, строиться в шеренгу, уметь находить пару, двигаться врассыпную. | Двигаться парами легко и свободно, уметь строится друг за другом в колонну, в шеренгу. Двигаться в различных направлениях (вперед—назад, вправо- влево по показу) | Уметь перестраиваться в большой круг и маленькие круги. Чередовать простой и дробный шаги. Двигаться противоходом Строиться в две-три шеренги, колонны, В шахматном порядке. Выполнять «расчесочку» | |
Танец | Хлопать в ладоши, помахивать руками. | Притопывать, переступая ногами, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, кружиться на месте, выполнять плясовые движения в парах, полуприседая по показу взрослого. | Выполнять танцевальные движения: хлопки, притопывания, повороты кистей по одному и в парах; передавать характер пляски помахиванием, кружением, полуприседа-нием.. | Притопывать одной ногой, кружиться в парах, точно выставлять ногу на пятку, на носок выполнять элементы движений по показу взрослого. | Выполнять ритмические хлопки – тарелочки, моталочку. Кружиться легко на носочках. Правильно пользоваться атрибутами для танца. | Использовать более сложные движения ног. (выпады, повороты, ковырялочку, приставные шаги и др.) Знать где право – лево выполнять движения синхронно. Координировать движения рук и ног. Уметь использовать сложные атрибуты для танца ( напр. ленты на палочках, дуги, шарфики, сабли и пр.) |
Сюжетно – образные движения | Выполнять игровые действия: петушки, мячик, где же наши ручки?, поиграем с мишкой. | Передавать игровые действия: паровоз, прятки, зайчики и лисичка, котята и кошка, разбудим Таню; выполнять различные движения по тексту песни. | Передавать характерные движения игровых образов: зайчики, мишки, птички и др. | Инсценировать тексты песен, передавать музыкальные образы: котята, поросята, барабанщики, снеговики, куклы и др. | Уметь передавать характер образа Инсценировать сюжеты игр и тексты песен, передавать музыкально – игровые образы. Клоуны, солдаты, богатыри. матрешки, снежинки, сказочные персонажи. и т.п. |
Виды музыкально – ритмических движений
Традиционно выделяются следующие виды музыкально-ритмических движений:
1.Упражнения (многократное выполнение движений с целью обучения)
а) упражнения, направленные на совершенствование основных движений (ходьба, бег, прыжки);
б) общеразвивающие (с предметами и без них);
в) подготовительные, в ходе которых разучиваются движения к пляскам (галоп, кружение и т.д.)
г) образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей игр и инсценировок
д) самостоятельные упражнения – законченные композиции (специально созданные авторами с этой целью, напр. «Всадники», «Барабанщики»)
2. Пляски.
а) пляски с зафиксированными движениями (авторская композиция, сопровождающаяся описанием движений в соответствии с тактами музыки);
- народные пляски с подлинными элементами народного танца;
- характерные танцы («Снежинки», «Петрушки», «Куклы» и т.д.)
- хороводы с пением, текст которых связан с выполняемыми движениями («Шел веселый Дед Мороз»)
- современный детский танец;
- детский бальный танец (вальс, полька, мазурка и др.)
б) пляски-импровизации на основе разученных движений и их элементов (начиная с плясок «зеркало», в котором все участники повторяют комбинацию движений за ребенком-ведущим, заканчивая самостоятельной сольной или коллективной композицией);
3. Музыкальные игры с движением.
а) сюжетные, в которых показаны действия, характеры, взаимоотношения персонажей;
- под пение («По болоту Петр шел», « Дразнилка».
- под инструментальную музыку ( “День и ночь”, “Весело-грустно”, “Зайцы и лиса”)
- игры-инсценировки, чаще используемые на развлечениях и досугах (“Теремок”, “Колобок”, « Репка»,)
б) несюжетные, которые не имеют определенной тематики, задание связано с общим настроение музыки, ее выразительными средствами – различные игровые задания, соревновательные элементы и пр. («Плетень», « Игра с бубном»)
в) хороводные игры. «Дударь», «Ворон», « Заинька», «Звездочет»
Литература для изучения
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного "и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и дон. --- СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально- ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. -120с.
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., 8. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
- Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие, Радынова О.П., 1998
- А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.» 2 издание. М.
- Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»Издательство: "Сфера, ТЦ Сфера"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/16/picture-608921-1426521235.jpg)
Консультация по теме "Музыкально ритмические движения в детском саду"
Уебный материал для педагогов и родтелей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-200437-1413719135.jpg)
План работы по методической теме "Музыкально-ритмические движения как средство развития творческой активности детей".
План разработан для всех возрастных групп (кроме ясельных)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-887059-1485891940.jpg)
Картотека на тему "Музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста "
Музыкально-ритмические движения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/09/picture-1185982-1573299206.jpg)
Опыт работы по теме: «Музыкально-ритмические движения — способ развития творческих способностей дошкольников»
laquo;Самое лучшее, что есть в жизни - это свободное движение под музыку.А. И. Буренина.ВведениеБольшое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-671980-1663918648.jpg)
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/05/picture-1383206-1680681076.jpg)
Консультация для родителей Тема:"Музыкально-ритмические движения"
Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении. Развитие чувства ритма - это развитие способностей детей в области эмоциональн...