статья по раннему возрасту
статья (младшая группа)

Белоусова Мария Сергеевна

Одним из важнейших условий для поддержания здоровья младших дошкольников является наличие у них культурно – гигиенических навыков, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний. Период раннего детства является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. В дальнейшем на их основе строится развитие других функций и качеств, усвоение правил и норм поведения. Формирование культурно-гигиенических навыков это не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребёнка. Формирование культурно-гигиенических навыков детей 2-3 лет осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольной-образовательной организации и семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Белоусова М.С., воспитатель

ГБОУ СОШ№684 «Берегиня» Московского района

 Санкт-Петербурга

Формирование и развитие КГН у детей раннего возраста

(из опыта работы воспитателя)

Одним из важнейших условий для поддержания здоровья младших дошкольников является наличие у них культурно – гигиенических навыков, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний. Период раннего детства является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. В дальнейшем на их основе строится развитие других функций и качеств, усвоение правил и норм поведения. Формирование культурно-гигиенических навыков это не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребёнка. Формирование культурно-гигиенических навыков детей 2-3 лет осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольной-образовательной организации и семьи. Для того чтобы формирование культурно – гигиенических навыков успешно осуществлялось в дошкольной образовательной-организации необходимо решить следующие задачи:

 1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

 2. Создать в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.

3. Разработать рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников для педагогов и родителей. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если: - учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста; - учитывать начальный уровень сформированности у детей культурно – гигиенических навыков; - использовать в работе игры, художественное слово (фольклор). Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов:

1. Показ и объяснение. В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное. Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.

2. Упражнение и контроль. Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или 6 задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

3. Пример взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание). Обучение ребенка, в основе которого лежит подражание, начинается очень рано. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание.

4. Игровые приемы. Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".

5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок. Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять те или иные действия. Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

 Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо давать в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычкой. Важно, чтобы у детей третьего года жизни были сформированы представления о самообслуживании, которое включает в себя: освоение навыков приёма пищи, раздевания и одевания, гигиены тела, опрятности. Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. С этих умений начинаются более важные в практическом отношении навыки – умение самостоятельно есть, и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, выполнять работу по дому (убирать за собой игрушки). Взрослые пользуются этими умениями каждый день, часто забывая, что для маленького ребёнка преодолеть трудности и учиться есть ложкой, пить из чашки или застёгивать пуговицы на рубашке – огромное достижение. Воспитание культурно-гигиенических навыков должно начинаться в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Малыш раннего возраста и его адаптация к новым условиям"

С поступлением ребенка раннего возраста  в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требован...

Статья: «Малыш раннего возраста и его адаптация к новым условиям"

С поступлением ребенка раннего возраста  в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требован...

Статья ( группа раннего возраста) "Закаливание детей раннего возраста"

Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природыдля повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.Дети ,закаливание котор...

Статья "Ранний возраст-раннее развитие"

Статья на тему "Ранний возраст-раннее развитие". Наукой найдены биологические подтверждения тому, чтол на ранних стадиях развития ребенка мозг требует не только питания, но и стимуляции. Ран...

Статья «Кризисы раннего возраста у детей»

Статья «Кризисы раннего возраста у детей»...