статья Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании.
статья

Жданова Е. В.

В этой статье раскрываются основные аспекты дистанционных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании.

Е.В. Жданова

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №195»

Инклюзивное образование предполагает обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Принципы инклюзивного образования гласят: ‒ каждый ребенок имеет право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний; ‒ каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности; ‒ необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей; ‒ лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создавать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей, с целью удовлетворения этих потребностей; ‒ обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями построения инклюзивного общества и обеспечение образования для всех.

       Инклюзивное образование включает в себя идеологию, исключающую любую дискриминацию детей, обеспечивающая равные отношения ко всем людям, создающая особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Малофеевым Н. Н. сформулированы следующие задачи инклюзивного образование: ‒ создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; ‒ развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; ‒ организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности; ‒ освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом; ‒ коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития; ‒ формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями; ‒ охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей; ‒ оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение их в процесс обучения; ‒ успешная социализация обучающихся и воспитанников.

Дистанционные технологии в инклюзивном образовании

Дистанционные технологии получили особую популярность в двадцать первом веке благодаря доступности широкой аудитории. Ведь в наше стремительное время не у каждого есть возможность посещать занятия в учебных центрах, а учиться дистанционно под силу многим.

       Однако особую ценность использование дистанционных технологий имеет в инклюзивном образовании. Ведь для того, чтобы дать возможность полноценно учиться и развиваться особенным категориям людей, надо создавать и соответствующие условия. А дистанционное образование является одной из альтернатив для получения комплексного и качественного обучения людей с ограниченными возможностями. Ведь можно вести обучение в стенах дома, при этом активное общаясь с сокурсниками через форумы и социальные сети, видеоконференции и чаты, что позволяет любому учащемуся получить максимум образовательной информации. И, что немаловажно, предоставляет возможность полноценно общаться с преподавателями и другими учащимися. При этом развивается учебное товарищество, что является одним из обязательных условий полноценной инклюзивной школы. Каждый ученик является частью этого сообщества даже тогда, когда сам физически не может находиться в одном учебном помещении с другими учениками. Но, если возникает необходимость, ребенок может уйти от близких контактов с другими детьми, при этом оставаясь в учебном процессе. И никто никому не мешает чувствовать себя в школе удобно.

         Дистанционные образовательные технологии предполагают субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, а также дают возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута за счет вариативности контента. Внедрение дистанционных образовательных технологий помогает обеспечить доступность и массовость инклюзивного образования.

        С его помощью можно особенно эффективно решать многие задачи, которые неизбежно возникают в работе инклюзивной школы. Это и коррекция и развитие функций сенсорной интеграции, и психофизиологическое развитие, и проведение специализированных комплексов коррекционных, реабилитационных и развивающих мероприятий. Причем дистанционные технологии обучения позволяют внедрять в учебный процесс не только технические, но и дидактические инновации.

        Использование дистанционных образовательных технологий помогает свести к минимуму возможные психологические барьеры детей с ограниченными возможностями в общении со сверстниками, обеспечивая при этом в сетевом взаимодействии конфиденциальность медицинских диагнозов и другой личной информации.

       Самым же главным является то, что постоянное сопровождение и поддержка специалистов, учителей и воспитателей особенно помогает в решении разных проблем, которые могут возникнуть в процессе обучения людей с ограниченными возможностями. Ведь целью внедрения дистанционных технологий в инклюзивное образование является именно налаживание прямого контакта со специалистами и сверстниками.

Интерактивные технологии в инклюзивном образовании

       Под инклюзивным образованием традиционно понимается процесс развития общего образования, который предполагает возможность получения образования детьми с особыми потребностями и учет потребностей каждого ребенка.

       Однако одной из основных проблем является определение той группы детей, которая имеет особые потребности. Чаще всего, к такой группе относят детей, имеющих интеллектуальные, физиологические, эмоциональные нарушения развития. В то же время одаренные дети также имеют свои особые образовательные потребности. Кроме того, следует учитывать, что даже дети, которые входят в группу нормы, могут иметь серьезные неврологические или соматические диагнозы. В результате получается, что детей с различными образовательными потребностями очень много, поэтому инклюзивная школа, в которой создается единое для всех образовательное пространство, в настоящее время является уже необходимостью в нашей жизни.

        В связи с этим основная задача, которую необходимо решить - это как включить в образовательный процесс различные группы детей и создать для каждого ребенка равнозначные условия. Поэтому под инклюзией, согласно определению ЮНЕСКО, понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания. Это означает, что образовательная среда будет едина для всех, но при этом для каждого ребенка будут созданы своеобразные «мостики», с помощью которых он сможет спокойно существовать в этой среде.

       Для реализации данной задачи необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Именно такими возможностями обладают современные интерактивные и дистанционные технологии обучения, позволяющие в полном объеме ввести инклюзивное образование. Наиболее востребованными и эффективными в настоящее время являются следующие технологии:

       Интерактивные технологии, которые позволяют:

  1. наладить контакт детей в группе, а также со взрослым;
  2. незаметно и ненавязчиво вмешиваться преподавателю в учебный процесс, так как оценка, данная машиной, понятна ребенку и воспринимается им объективно;
  3. в работе в группе создать различные проблемные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно попробовать различные варианты.

       Кроме того, данные технологии позволяют педагогам самостоятельно создавать для ребенка учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения.

Также крайне важной задачей является постоянное и эффективное сопровождение и поддержка специалистов, учителей и воспитателей, ведь именно от них зависит успешное обучение детей.

       Принципы инклюзивного образования - поддержка детей с разными способностями, инклюзия, которая проявляется не только в методологии, но и в окружении (инклюзивная среда, общение), отсутствие дискриминации в любом из ее проявлений.

Инклюзивное образование - это обучение детей-инвалидов, людей с ограниченными способностями, раннее обучение детей.

Для успешного проявления познавательной активности и для развития способностей учащегося ему необходимо чувствовать себя полноценным членом коллектива. 

       Барьеры, разделяющие людей с нормальными и ограниченными возможностями можно условно разделить на три типа: физические, информационные, коммуникационные.

       Подбирая оборудование для инклюзивного образования, важно помнить о том, что оно должно постоянно использовать и приносить пользу тем, кто в нем действительно нужда

       

Литература:

1.Бодрова, И. В. Инклюзивное дистанционное образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-distantsionnoe-obrazovanie 2.Кононова Н. В. Инклюзивное образование, что это такое? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/inklyuzivnoe_obrazovanie._chto_eto_takoe-344211.htm 3.Малофеев Н. Н. Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения. Дефектология. 2008. — С. 71–78 

4.Михальченко, К. А. Инклюзивное образование — проблемы и пути решения / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. — Спб.: Реноме, 2012. — С. 77–79 

5.Найденова, Н. Ю. Методы повышения эффективности управления познавательной деятельностью учащихся в условиях дистанционного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / Н. Ю. Найденова. — Ставрополь, 2005. — 24 с. 

6.Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zakonprost.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании: условия применения

Использование   ДОТ  в МБДОУ д/с «Тополек» с. Александровка Советского района Саратовской области...

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании

Формами дистанционного обучния являются различные варианты взаимодействия преподавателя и учащегося,цель которых является в достижении определенных компетенций.Компьютер становится одним из средств со...

Онлайн-сервисы (с электронными ссылками) для организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Онлайн-сервисы (с электронными ссылками) для организацииобразовательной деятельности на уровне дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий...

Опыт работы " ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

АктуальностьНепрерывность реализации образовательного процесса, в том числе в системе дошкольного образования, является одним из условий предоставления качественного образования. Современная обстановк...

Статья Совершенствование информационно-образовательной среды дошкольного учреждения: Создание оптимальных условий для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В современном обществе  развитие коммуникационных и информационных технологий идёт огромными темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными техн...

Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В системе дополнительного образования дистанционное обучение и поддержка обучающихся могут оказать существенное влияние на успех в образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Свобода вы...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...