Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
методическая разработка

В системе дополнительного образования дистанционное обучение и поддержка обучающихся могут оказать существенное влияние на успех в образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Свобода выбора способа получения знаний и способов предъявления результатов своей деятельности значительно расширяют возможности обучающихся в выборе собственной образовательной траектории. Более того, дистанционные формы работы необходимы в дополнительном образовании в качестве инструментов мотивации обучающихся и развития индивидуально-личностных интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий

Современная реальность такова, что компьютер, глобальные сети стали неотъемлемой частью процесса познания, частью нашего быта и огромным пространством для общения. В настоящее время в условиях большого объема информации осуществляется переход к мультимедийному способу ее восприятия. Игнорирование этого факта в лучшем случае никак не повлияет на образовательные успехи школьника, а в худшем случае оставит его позади тех учеников, которые обучаются с педагогом, ориентирующимся в мультимедийном пространстве и эффективно использующим его. Сегодня все школьники активно используют социальные сети, фотохостинги, паблик- журналы, блоги, планшеты и мобильные телефоны. Это позволяет получать информацию в любой момент времени и в любом месте.

В системе дополнительного образования дистанционное обучение и поддержка обучающихся могут оказать существенное влияние на успех в образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Свобода выбора способа получения знаний и способов предъявления результатов своей деятельности значительно расширяют возможности обучающихся в выборе собственной образовательной траектории. Более того, дистанционные формы работы необходимы в дополнительном образовании в качестве инструментов мотивации обучающихся и развития индивидуально-личностных интересов.

Внедрение дистанционных технологий и электронного обучения осуществляется в рамках реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст. №16) и приказа Министерства просвещения от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (п. №10).

Основными задачами внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс можно считать:

  • пополнение информационного образовательного ресурса объединения;
  • создание единой образовательной информационной среды в интернет-пространстве для участников образовательных отношений;
  • повышение конкурентоспособности личности через освоение информационных технологий для успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений;
  • увеличение эффективности коммуникативной деятельности в

режиме онлайн;

  • формирование у обучающихся мотивации в освоении дополнительной общеразвивающей программы в дистанционном режиме;
  • освоение способов познавательной деятельности в пространстве дистанционного образования.

Формы дистанционной поддержки обучающихся

Хорошо зарекомендовали себя формы дистанционной поддержки обучающихся в системе дополнительного образования. Это система обмена мгновенными сообщениями, пересылка учебных материалов (текстов, графики, видео и др.), онлайн-консультации, осуществление разнообразной обратной связи через социальные сети, блоги, это система дистанционного контроля (тестирование, онлайн-олимпиады, прохождение квеста и др.), обучение через виртуальные образовательные среды, образовательные интернет-порталы. И в каждом отдельном случае может применяться та или иная форма поддержки, осуществляться выбор инструментов и способов взаимодействия педагога и обучающегося.

Открытость информационно-медийного пространства позволяет включить в эту систему родителей и всех заинтересованных лиц, делая процесс обучения еще и процессом социального, культурного взаимодействия. Наличие специальных программ, электронных пособий, участие в вебинарах помогает педагогу выбрать удобную для себя форму работы. Адекватное применение форм дистанционного взаимодействия выводит образовательный процесс на новый уровень, который отличается конвергентностью и открытостью.

Применение дистанционных технологий и электронного обучения

Министерство просвещения рекомендует пользоваться следующими онлайн-ресурсами для дистанционного обучения

https://edu.gov.ru/press/2214/ministerstvo-prosvescheniya-rekomenduet-shkolam- polzovatsya-onlayn-resursami-dlya-obespecheniya-distancionnogo-obucheniya/:

obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/kak-napisat-dopoln-obsherazv- programmu.html;

  • Создание мини-сайтов кружка, секции https://nsportal.ru/site/all/sites;
  • Создание тематических блогов в соцсетях (vk.com, facebook.com);
  • Использование облачных ресурсов и видеохостингов (disk.yandex.ru, cloud.mail.ru, drive.google.com, youtube.com);
  • Дистанционные        образовательные        платформы        по        направленностям системы дополнительного образования https://clck.ru/Mg5f2;
  • Информационные ресурсы для самообразования https://www.asusfone.ru/ .

Свойства образовательного контента при организации дистанционной поддержки обучающихся

Образовательный контент, который удовлетворит познавательные потребности школьника, должен обладать свойствами онлайновой среды: интерактивностью, гипертекстуальностью, мультимедийностью. Иными словами, чтобы обучающийся был включен в процесс непрерывного образования, чтобы он мог, руководствуясь личными познавательными интересами, в любое удобное время удовлетворять их, усваивать информацию и делать запросы, – мы должны предоставить ему не только книгу, текст, но и графику, видеоролик, шаблоны и примеры, задания и тесты прямо сейчас и здесь. То есть некий ресурс, в котором мы можем оперативно отвечать на его запросы, отслеживать его активность и поощрять результат.

Личный блог педагога как мультимедийная среда обучения

Самым оптимальным способом организации такого контента является создание личного блога педагога. Онлайн-общение с обучающимися может осуществляться через социальные сети, поскольку практически все школьники имеют аккаунты и страницы, завязанные на них. Оповещения об изменениях в блоге могут проходить через социальную сеть, а непосредственная дистанционная работа связана с личным блогом педагога.

Блог педагога при грамотном подходе, тщательной технической организации это уникальное мультимедийное пространство, которое предоставляет обучающимся прежде всего разнообразные возможности.

Обучающиеся могут отслеживать новости и календарь событий, в которых можно принять участие, запрашивать и находить примеры и шаблоны заданий и упражнений, получать ссылки на тесты и упражнения, консультации по вопросам, видеть моментальное предъявление результата деятельности, получать оценку своей работы как со стороны педагога, так и со стороны заинтересованных лиц. Это только поверхностный перечень возможностей, которые получает педагог и обучающийся, работая в общем мультимедийном пространстве.

Кейс-технологии для дистанционной поддержки

На более высоком уровне владения информационными технологиями педагог может применять кейс-технологии для дистанционной поддержки.

Суть кейс-технологии – это составление индивидуального плана работы, при котором каждый обучающийся получает кейс: пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс и задания по общеразвивающей программе, а в случае необходимости электронную рабочую тетрадь.

Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по программе и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. В рамках реализации программы обучающийся запрашивает помощь у педагога (электронная почта, соцсети, мессенджеры), получает консультации, обращается к примерам в блоге, отправляет результаты своей работы педагогу для размещения в блоге.

При этом информационно-мультимедийное пространство позволяет использовать различные интерактивные задания, анимированные примеры, нелинейные формы работы через гиперссылки. Для оценки результатов обучающихся педагог может использовать в одних случаях онлайн- голосование, в других применять оценки по критериям, а в целом представлять мониторинг в форме рейтинга. Внедрение данной технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, сохранить возможности разноуровневого дифференцированного обучения, дать обучающимся выбор возможностей усвоения материала (через текст, видео, онлайн- консультирование и другие формы).

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность каждому ребенку осуществлять свободное (субъектное) действие по решению жизненных проблем и дают новые способы деятельности, а инструменты и ресурсы сети Интернет несут в себе огромный обучающий потенциал. Образование со временем станет более конвергентным, поэтому проникновение мультимедийного пространства в деятельность педагога – процесс закономерный.

Для наилучшего понимания изменений в деятельности педагога дополнительного образования можно представить важнейшие особенности дистанционного обучения:

  • создание рабочего места, в которое входит техническое оборудование с выходом в интернет, позволяющее эффективно осуществлять взаимодействие педагога и обучающегося;
  • интерактивность образовательного процесса – оперативное взаимодействие всех участников образовательных отношений с

возможностью доступа к материалам обучения и к педагогу-консультанту, тьютору;

  • индивидуализация образовательного процесса с возможностью персонифицировать процесс обучения. Обучающийся выбирает темп и объем освоения знаний.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:

  • Чат-занятие – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к информации и педагогу.
  • Форум-занятие – учебное занятие, конференция, семинар, деловая игра, лабораторная работа, практикум и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций в сети Интернет. Для таких занятий могут использоваться специально разработанные образовательные платформы – форма работы обучающихся по определённым темам внутри одного пространства.
  • Вебинар-сессия осуществляется на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей. Для проведения сессии каждая из сторон должна иметь доступ к персональному компьютеру, включенному в сеть. Для учебных вебинар-сессий характерно достижение образовательных задач.

В результате внедрения дистанционных форм обучения в образовательном процессе увеличивается информационная емкость занятий и глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на обучающихся. Активизируется самостоятельная деятельность учащихся, создаются комфортные условия для углубленного изучения вида деятельности или предмета. За счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках «педагог – обучающийся», психологическая среда – комфортной, в которой преобладает эффективное и конструктивное общение.

Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". https://duma.consultant.ru/page.aspx?1646176
  •         Приказ Министерства просвещения от 09.11.2018 г. №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам".      https://legalacts.ru/doc/prikaz-minprosveshchenija-

rossii-ot-09112018-n-196-ob-utverzhdenii/

  • Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г.

№ 922 в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от

30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018 г. №482.

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe- obrazovanie/normativnye-dokumenty/prikaz-departamenta-obrazovaniya- goroda-moskvy-ot-21-dekabrya-2018-g-482-o-vnesenii-izmenenij-v-prikaz- departamenta-obrazovan.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные технологии в реализации дополнительной общеразвивающей программы

Из опыта работы изостудии ГБДОУ детский сад №79 Выборгского района г.Санкт-Петербурга. Данный материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, музыкальным руковод...

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании

Формами дистанционного обучния являются различные варианты взаимодействия преподавателя и учащегося,цель которых является в достижении определенных компетенций.Компьютер становится одним из средств со...

Онлайн-сервисы (с электронными ссылками) для организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Онлайн-сервисы (с электронными ссылками) для организацииобразовательной деятельности на уровне дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий...

«Использование интерактивных развивающих игр при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа безопасности», как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»(презентация)

в презентации отображен опыты работы с детьми дошкольного  возроаста  по формированию безопасного поведения на дорогах через интерактивные развивающие игры....

Опыт работы " ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

АктуальностьНепрерывность реализации образовательного процесса, в том числе в системе дошкольного образования, является одним из условий предоставления качественного образования. Современная обстановк...

статья Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании.

В этой статье раскрываются основные аспекты дистанционных образовательных технологий...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей 4 до 7 лет

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной  направленности для детей...