Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей 4 до 7 лет
рабочая программа по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Броварная Людмила Андреевна

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной  направленности для детей  4 до 7 лет  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brovarnayaritmicheskaya_mozaika_dop.docx90.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Оленёнок»

Принята

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 13.10.2015  

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «ДС «Оленёнок»

______________Н.Н. Черкова

приказ от 16.10.2015 № 166

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной  направленности

для детей  4 до 7 лет  

Срок реализации программы: 3 года

Автор-составитель:

Броварная Людмила Андреевна,

воспитатель

МБДОУ «ДС «Оленёнок»

Муравленко, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Актуальность

5

1.1.2.

Новизна

5

1.2.

Цели и задачи реализации Программы

6

1.3.

Основные принципы реализации Программы

6

1.4.

Характеристики особенностей развития контингента воспитанников  

6

II.

Содержательный раздел

7

2.1.

Формы и режим организации образовательной деятельности

7

2.2.

Годовой календарный учебный график Программы

8

2.3.

Учебный план Программы

10

2.4.

Учебно-тематический план

11

2.5.

Календарно-тематический план

12

2.6.

Целевые ориентиры Программы на ее завершении

20

2.7.

Формы и методы выявления возможных достижений детей

21

2.8.

Формы подведения итогов реализации Программы

23

2.9.

Формы работы с родителями

23

III.

Организационный раздел

23

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

23

3.2.

Учебно-методическое обеспечение Программы

24

3.3.

Кадровое обеспечение Программы

24

3.4.

Финансовое обеспечение Программы

25

VI.

Список используемой литературы

25

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александровой, а также ее ученикам и последователям - Е.В. Коноровой, Н.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер. Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, они стремились к формированию его моторики и главное - к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием.

Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобности, уметь затормозить их, т. е. развивать активное торможение. Музыка - это раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения. На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные - дисциплинированными.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества, ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер; музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).

Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.

Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:

  • обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;
  • развивают познавательные способности;
  • воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
  • способствуют физическому совершенствованию организма.

Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.

Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:

  • характеру музыки;
  • средствам музыкальной выразительности;
  • форме музыкального произведения.

Программа направлена на развитие музыкально-ритмических способностей детей 4-7 лет, где дети приобретают музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерным при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. В этом возрасте ребенок физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, улучшается произвольная память, проявляются элементы творчества.  

Программа дает возможность развитию творческих способностей детей 4-7 лет средствами музыкально-ритмических движений, обучения элементам танцевального искусства. Упражнения, игры знакомят с некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии. Помогает дошкольникам влиться в громадный мир музыки от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики, близкой детям дошкольного возраста.  

           Значительное место в системе общего музыкального образования отводится ритмике – как учебно-воспитательной дисциплине. Это исполнительный вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основы ритмики – музыка, а движения используются, как средство более глубокого ее восприятия и понимания. Программное содержание ритмики подводит детей к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует развитию творческого воображения.

Особое значение уделяется восприятию музыки как активному слухо-двигательному процессу. Через движение ребенок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, ритм, строение музыкальной речи). У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус, вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляются различные виды мышц, происходит приобщение к ритму музыки. При планировании работы по ритмике подбирается репертуар, способствующий формированию музыкального вкуса, расширяющий кругозор, пополняющий «музыкальный багаж» ребенка высокохудожественными произведениями, обогащающими словарный запас и предлагающий обширные знания о музыке.

           Помня о том, что музыкально–ритмическая  деятельность весьма значима для  дошкольников, организация этой деятельности обеспечивает комфорт, чувства радости у детей, вызывает позитивное эмоциональное отношение к ней.      

1.1.1. Актуальность программы

Воспитание личности ребенка является одной из самых основных задач любого цивилизованного общества. Средства раскрытия потенциальных возможностей подрастающего человека, формирование его физических и духовных качеств достаточно разнообразно. Как и раньше, учитывая огромную силу воздействия музыки, живописи, танца, испытывается потребность в приобщении детей к искусству. Сегодня наблюдается необходимость, как можно раньше ввести ребенка в мир искусства.

Музыкально – танцевальное искусство в единстве чувств и мыслей формирует отношение детей к жизни, помогает построить свою жизнь по законам красоты, поэтому наиболее актуальной целью является – приобщение ребенка к миру танца, воспитание любви и интереса, формирование пластики, культуры движений, их выразительности, развитие творческих способностей посредством танцевально-ритмических движений.  

        Осуществляя преемственность между музыкально – ритмическими занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей, возможен положительный результат в эстетическом развитии дошкольников.

Приобщение к музыке, танцу вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкально – творческой деятельности, воспитывать эмоциональную отзывчивость. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности. Вот почему, мы пришли к выводу, что уже в дошкольном детстве надо развивать творческую музыкальность у всех детей, независимо от тех возможностей, которыми они обладают от природы.

Этот период в жизнедеятельности ребенка не предполагает глубокого проникновения в школу танца, ему лишь закладываются основы музыкальности, культуры движения и исполнительской выразительности. Разглядеть в каждом ребенке его природные данные,  «подобрать к нему свой ключик», чтобы добиться наибольшей точности при выполнении движений, вот чему посвящены занятия ритмикой.

Программа направлена на развитие танцевально-ритмических  движений детей 5-7 лет, ведь через движения ребенок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, метр, ритм, регистр, строение музыкальной речи), способен определить музыку танца и подобрать соответствующий характер движений (польки, вальса, пляски). Услышать национальные интонации народных плясок и использовать элементы народных танцев в своих импровизациях,  что способствует развитию творческого воображения.  Необходимо учитывать желания и  физические возможности детей. Занятия должны приносить детям радость, побуждать к общению с музыкой, развивать творческие способности.

Дети подготовительной группы по окончании продолжают обучение ритмике, танцам в учреждениях дополнительного образования города. Дети старших групп по желанию продолжают обучение по программе на следующий учебный год.

1.1.2. Новизна Программы

Кроме развития физических качеств, формирования танцевальной, музыкальной культуры, в ходе занятий дети знакомятся:

  • с разнообразием музыкально-ритмических движений;
  • с профессиями  взрослых: хореограф, балетмейстер, балерина, болеро, танцор и др.
  • сценическими костюмами: танцевальные, бальные, народные;
  • с новыми словами, пополняют свой словарный запас профессиональными терминами: этюд, импровизация, танцевальный образ, партерная гимнастика и т.д.
  • классификацией танцев: народные, современные, стандартизированные, бальные, диско-танцы.

1.2. Цель Программы –  развитие творческих способностей детей средствами музыкально-ритмических движений.

Основные задачи программы:

  1. Обучать лексике танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, поскоки, выставление ноги на носок, на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу, перестроения из круга врассыпную и обратно.
  2. Закреплять танцевальные движения с помощью музыкально-ритмических движений.
  3. Учить понимать язык музыки и выражать его в танце.
  4. Формировать пластику, культуру и выразительность движений.
  5. Способствовать физическому развитию ребенка, формировать осанку, эластичность мышц, подвижность, правильное дыхание.
  6. Воспитывать умение эмоционального выражения раскрепощенности и творчества в движении. 

Контингент воспитанников.

Воспитанники от 4 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Срок реализации Программы – 3 года.

Вид программы. Модифицированная.

1.3. Основные принципы реализации Программы:

  • Основными принципами планирования, организации и проведения занятий по ритмике и танцу являются: систематичность, последовательность, перспективность, повторяемость, заинтересованность.
  • Начинать работу с детьми любой возрастной группы следует с постановки корпуса, головы, ног, рук, что является основой высокой исполнительской культуры.
  • С первого занятия важно начать работать над лицом своих воспитанников: открытостью взгляда и приветливой улыбкой. Для этого можно использовать упражнения для мышц лица: вытягиваем губы трубочкой, оттягиваем краешки губ в стороны, играем в «сердилки» зажигаемся, как «лампочки» улыбкой.
  • Важно помнить, что ничего приблизительного в движениях и танцах нет. Это означает, что с первого занятия информацию до детей следует доносить с помощью точности терминологии, акцентировать внимание на том, что каждое движение имеет начало и конец.
  • Воспитывать культуру движения следует через мышечное ощущение, а также через формирование потребности у ребенка включаться в движение всем двигательным аппаратом – все инструменты вашего тела играют одновременно (активно или пассивно).
  • Музыка и движения разделимы: музыка «дает команды» движению, а движение раскрывает музыку.
  • Помним, что движения, которые мы используем на занятиях, пришли к нам из жизни  (бег, ходьба, прыжки) и многие приобретенные навыки пригодятся детям в жизни.

1.4. Характеристики особенностей развития детей от 4 до 7 лет

   ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  ( ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)

  В возрасте 4-5 лет у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения. Возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.       

   ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ  ( ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)

  В возрасте 5-6 лет дети владеют выразительностью движений под музыку, могут координировать свои движения с основными средствами музыкальной выразительности, способны запоминать и самостоятельно исполнять различные музыкальные композиции. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения (например, «Менуэт» Л.Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта).    На занятиях большое внимание уделяется овладению элементов плясовых движений: поскоки, «ковырялочка», боковой галоп, приставной шаг с приседанием, шаг с притопом и др. Используются  упражнения на развитие гибкости, точности и ловкости движений. Выполняются упражнения с мячами, гимнастическими палками, лентами и др. Дети самостоятельно выполняют перестроения на основе танцевальных композиций    («змейка», «воротики», «спираль» и др.). Проводится работа по развитию нравственно – коммуникативных качеств личности. На занятиях дети учатся сопереживать своим сверстникам, радоваться успеху других. На занятиях у детей воспитывается чувство такта, умение вести себя во время занятий, находить своё место, не толкаясь, высказываться самому и слушать товарищей. Мальчикам умение пригласить девочку на танец и затем проводить её на место и т.д.  

    ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)

    В возрасте 6-7 лет у детей освоен большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений. В работе уделяется внимание качеству исполнения и разнообразию видов двигательной активности. В этом возрасте у детей происходит обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и современные произведения крупной формы. На занятиях дети учатся передавать образно – игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику настроений или состояний (в природе, в настроениях человека, в вымышленных игровых ситуациях). Усложняются танцевальные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с каблучка и т.д.    На данном этапе у детей хорошо развито воображение, фантазия, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и умение дать объективную оценку другим детям.    Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

II. Содержательный раздел

2.1. Формы и режим организации деятельности

Режим организации деятельности  - 1 раз  в неделю (4 раза в месяц), длительность занятия -20-25 минут для детей средней группы (4-5лет), 20-25 минут для детей старшей группы (5-6 лет), 25-30 минут – для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Форма работы – групповые занятия, группа из десяти человек.

Занятия осуществляются на платной основе согласно утвержденным тарифам на платные услуги.

Место организации деятельности

Музыкальный зал/кабинет (88,2 м2).        

Методы работы

Обучение в кружке проходит в форме развивающих занятий, игр, партерной гимнастики.

На занятиях используются методы и приемы:

- поклон-приветствие;

- показ;

- словесно-образное объяснение;

- пальчиковая гимнастика;

- элементы партерной гимнастики;

- дыхательная гимнастика;

- танцевальные движения;

- этюды, танцевальные импровизации;

- массовые танцы;

- подведение итогов;

- поклон-прощание;

- объяснение;

- упражнение.

Структура занятия

Разминка  (основные виды движений: ходьба, бег, галоп).

Основная часть (танцевальные элементы, основные элементы танцев).

Заключительная часть (музыкальные творческие задания, музыкальные подвижные игры).

Этапы обучения. Процесс обучения ритмики и танца можно условно разделить на три этапа:

1 этап – начальное обучение новым музыкально-ритмическим движениям.

2 этап – углубленное разучивание.        

3 этап – закрепление и совершенствование ритмических упражнений и танцевальных элементов.

2.2. Годовой календарный учебный график

        Годовой календарный учебный график к рабочей программе к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей  5 до 7 лет   муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Оленёнок» является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в течение учебного года.

Сроки комплектование групп детей для обучения пол программе:

до 31 августа каждого календарного года (доукомплектование в течение учебного года по желанию родителей (законных представителей).

Продолжительность учебного года:

Начало учебных занятий детей – 1 сентября 2019, окончание учебных занятий – 31 мая 2020 года.

Продолжительность учебного года на каждом возрастном этапе – один учебный год.

Продолжительность учебного года в неделях (в том числе по полугодиям):

35 недель в год

1 полугодие -17 недель

2 полугодие – 18 недель

Продолжительность учебной недели:

пятидневная учебная неделя (понедельник – пятница).

Регламент образовательного процесса:

1 раз в неделю.

Образовательная нагрузка (количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана в неделю).

Непосредственно образовательная деятельность:

от 4 лет до 5 лет – 1 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

от 5 лет до 6 лет - 1 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

от 6 лет до 7 лет - 1 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Режим занятий:

занятия проводятся по расписанию, утвержденному заведующим МБДОУ «ДС «Оленёнок».

Минимальный перерыв между занятиями

10 минут

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов

2 раза в год (сентябрь, май)

Праздничные дни

4 ноября, 1- 9 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая

Каникулы зимние:

с 01 января по 10 января.

Каникулы летние:

с 01 июня по 31 августа.

Родительские собрания

В сентябре каждого учебного года (в течение учебного года по мере необходимости).

Консультации для родителей

Согласно утвержденному графику в течение учебного года.

2.3. Учебный план

  I. Пояснительная записка

        Учебный план к рабочей программе к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей  4 до 7 лет  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Оленёнок» является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса по предоставлению платной дополнительной образовательной услуги «Развитие детей в музыкально-ритмической деятельности «Ритмическая мозаика».

        Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие нормативные документы:

Нормативно-правовые документы Федерального уровня:

  • Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
  • Закон от 07.02.1992 № 2300-1 Российской Федерации «О защите прав потребителей».
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26).

Локальные акты МБДОУ «ДС «Оленёнок».

  • Устав МБДОУ «ДС «Оленёнок».
  • Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг МБДОУ «ДС «Оленёнок».

II. Общие положения

2.1. Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются Учреждением.

2.2. Занятия по дополнительной программе проводятся во второй половине дня после дневного сна, с 16.00 до 17.00

2.2.1. продолжительность занятий в зависимости от возраста детей составляет:

  • от 4 лет до 5 лет - 1 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
  • от 5 лет до 6 лет - 1 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
  • от 6 лет до 7 лет - 1 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Проведение занятий за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, не допускается.

        В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

игры, практические занятия, беседы, аудио и видео занятия, конкурсы, фестивали, открытые просмотры.

III. Структура учебного плана

Учебный план по оказанию дополнительной образовательной услуги

«Развитие детей в музыкально-ритмической деятельности «Ритмическая мозаика»

Форма занятий

Учебные группы

Возраст детей

Количество учебных часов в неделю на каждую учебную группу

Итого часов в неделю

Количество занятий в год

Год обучения

Количество групп

Наполняемость

Групповая

1

1

10

4-5 лет

1*25мин

1

35

1

1

10

5-6 лет

1*25 мин

1

35

1

1

10

6-7 лет

1*30 мин

1

35

2.4. Учебно-тематический план

Первый год обучения (средняя группа) 4-5 лет

Название разделов и тем

Количество учебных часов

Практика

Теория

Всего

1

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей

2

-

2

2

Вводная беседа о танце

-

1

1

3

Упражнения и этюды на развитие ориентации в пространстве

2

-

1

4

Ритмическая разминка на развитие отдельных групп мышц

2

-

2

5

Упражнения на развитие мимики

2

-

2

7

Упражнения, игры, активизирующие внимание

Знакомство с элементами классического танца

4

-

4

9

Несюжетные, сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта

4

-

4

10

Танцы-игры на развитие творческих способностей детей

4

-

4

11

Встреча с любимыми героями мультфильмов

4

-

4

12

«На птичьем дворе»

2

-

2

13

«Куклы». Этюды на закрепление и расслабление групп мышц

2

-

2

14

«В цирке». Закрепление элементов классического танца

2

-

2

15

Русский танцевальный фольклор

3

-

3

16

Отчетное выступление

1

-

1

Итого:

34

1

35

Второй год обучения (старшая группа) 5-6 лет

Название разделов и тем

Количество учебных часов

Практика

Теория

Всего

1

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей

2

-

2

2

Вводная беседа о танце

-

1

1

3

Азбука музыкального движения

2

-

1

4

Волшебная осень

2

-

2

5

Танцевальное искусство

2

-

2

7

Танцевальные элементы и композиции.

Танцевальные композиции

4

-

4

9

Новогодняя сказка

4

-

4

10

Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения. Образные движения

4

-

4

11

Русский народный танец

4

-

4

12

Танцы народов севера

2

-

2

13

Элементы татарского танца

2

-

2

14

Элементы классического танца

2

-

2

15

Танцевальные движения и современные танцы.

3

-

3

16

Отчетное выступление

1

-

1

Итого:

34

1

35

Третий год обучения (подготовительная к школе группа/6-7 лет)

Название разделов и тем

Количество учебных часов

Практика

Теория

Всего

1

Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей

2

-

2

2

Музыкальная грамота

1

1

2

3

Танцевальные игры

1

-

1

4

Танцевальные элементы и композиции

2

-

2

5

Рисунок танца. «Круг»

2

-

2

6

«Колонна», «Линия»

1

-

1

7

«Диагональ», «Спираль», «Змейка»

1

-

1

8

Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения.

2

-

2

9

Элементы бального танца.

Вальс, Полонез, Полька

3

-

3

10

Танцевальные движения и современные танцы. Эстрадный танец

4

-

4

11

Сюжетный танец

4

-

4

12

Народный танец.

Русский танец

4

-

4

13

Танцы других народов.

Хантыйский танец

2

-

2

14

Украинский танец

2

-

2

15

В мире музыки и танца

2

-

2

16

Отчетное выступление

1

-

1

Итого:

34

1

35

2.5. Календарно-тематический план

Первый год обучения (средняя  группа/4-5 лет)

№ занятия /Тема

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь

  1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года

2.Вводная беседа о танце.

Ознакомление с позициями ног, рук. Прыжки на двух ногах: подскок на правой и левой       ноге, прыжки с отбрасыванием ног назад и выбрасыванием ног вперед. Танцевальные движения: пружинка, пружинка с поворотом, каблучок. Специальные упражнения: укрепление позвоночника методом поворотов и наклонов в стороны – «маятник», «месяц», «стрекоза», «лисичка».

Игра-этюд: (для развития внимания и слуха)

Марш Ф. Шуберт

«Игра в жмурки» Р. Шуман

«Цирковые лошадки»

«Стирка»

«Весёлые дети»

3-4

Упражнения и этюды на развитие ориентации в пространстве

Закреплять умение построения врассыпную.

-Развивать умение выполнять общеразвивающие упражнения под музыку, с акцентом на сильную

долю такта –основного движения (наклона, приседа, маха и т.д.).

-Способствовать развитию умения исполнять движения не как спортивные, а как танцевальные,

с фантазией. Правильность выполнения движений

с ускорением темпа.

«Марш» Л.Шульгин, «Этюд» Т. Ломова,

«Топ и хлоп»,

«Весёлые ладошки»,

«Птички летают».

-Способствовать развитию быстроты, ловкости, звуковысотного слуха.

-Закрепление комплекса танцевальных элементов.

-Развивать умение в положении лежа на спине вытягивать руки в стороны, вытягивание рук вверх, ног вниз.

Октябрь

5-6.

Ритмическая разминка на развитие отдельных групп мышц

Способствовать развитию творческих

способностей, выдумки, фантазии. Закрепить выполнение упражнений танцевально-ритмической гимнастики «Хоровод». Содействовать развитию прыгучести, ловкости,

координации движений, ориентировки в пространстве.

«Нетерпеливые бегуны» С.Руднева

«Танец с осенними листьями и зонтиками»

 «Барбос и птички»

Формировать умение ориентироваться в пространстве. Способствовать развитию быстроты и ловкости. Разучивание комплекса танцевальных элементов.

7-8.

Упражнения на развитие мимики

Повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить импровизировать под музыку.

Содействовать развитию танцевальности, музыкальности и координации движений, чувства ритма.

«Здравствуйте»

Хороводная игра «Здравствуй, Осень»

Упражнения на ритм «Привет – здравствуй». Учить различать сильные и слабые доли такта, распознавать и передавать ритм (быстро – медленно, резко – плавно). Развивать чувства ритма, внимание, память.

Ноябрь

9-12.

Упражнения, игры, активизирующие внимание

Знакомство с элементами классического танца

Знакомить детей с элементами классического танца Allegro (прыжки). Развивать физические данные, силу, натянутость стопы, чувство равновесия. Гимнастические позы.

Танцевальная композиция «Вот такие кубики»

Формировать умение и навыки в области партерной гимнастики. Повышать гибкость суставов, улучшать эластичность мышц и связок, наращивать силу мышц.

Классический танец в партере. Знакомить детей с основами классического танца, развивать силу ног, натянутость стопу, постановку корпуса выворотность тазобедренного сустава.

Композиция «Розовые щёчки»

Ритмическая разминка «По кругу». Повышать гибкость суставов, улучшать эластичность мышц и связок, наращивать силу мышц.

Декабрь

13-16.

Несюжетные, сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта

Постановка танца «Ласточки». Развивать чувства ритма, выразительность, пластику, грацию. Воспитывать дисциплину,

аккуратность.

«Игра со снежками»

«Здравствуйте»

Музыкально-пространственное упражнение «Нитка с иголкой». Учить ориентироваться в пространстве. Развивать умение намечать диагональные линии из угла в угол.

«Хорошо»

«Котята-поварята»

Игра «Василек». Учить импровизировать на заданную тему. Развивать воображение, творческие способности, подвижность. Экзерсис на середине зала. Закреплять навыки и умения в области классического танца (позиции ног).

«Новогодние хороводы», «Певучий хоровод».

Упражнения на координацию движения. Чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом на пятках, держа ровно спину. Учить объединять несколько движений для получения комбинации.

Январь

17-19

Танцы-игры на развитие творческих способностей детей

Танцевальная разминка на середине зала (комплекс упражнений на развитие групп мышц и подвижных суставов). Повышать гибкость суставов, улучшать эластичность мышц и связок, наращивать силу мышц.

Упр. «Погремушка», «Лебедь», «Пружина»

Игра: «Зайчики и лисичка»

Воспитать дисциплину, волевые качества ребенка. Темповые динамические упражнения. Учить различать сильные и слабые доли такта, распознавать и передавать ритм. Развивать чувства ритма, внимание, память. Воспитывать общую музыкальную культуру.

Постановка танца «Ладошки». Развивать чувства ритма, выразительность, пластику, грацию. Воспитывать дисциплину,

аккуратность. Комплекс дыхательной гимнастики. Учить правильно, дышать во время движений.

Упражнения: «Зеркало», «Воздушный шарик»

Февраль

20-23

Встреча с любимыми героями мультфильмов

Экзерсис на середине зала. Формировать навыки и умения в области классического танца (Постановка корпуса). Развивать правильную постановку корпуса, равновесие. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям.

Танец с ложками

Упр: «Вертушка», «Волна»,

перепляс «Стенка на стенку»

Дать понятие дими плие в 1,2, и3 позиции ног. Ритмическая разминка «Веселая карусель». Формировать музыкально - ритмическую координацию движений, развивать музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма. Воспитывать общую музыкальную культуру.

Этюд «Незнайка» (Упражнения на координацию движения). Учить объединять несколько движений для получения комбинации. Развивать координацию внимание. Воспитывать общую культуру.

Танцевальная композиция «Незнайка»

Постановка танца «Парная полька». Отрабатывать шаг польки в парах. Перестроение из одного круга в кружочки по 4 пары и обратно в общий круг. Развивать чувства ритма, выразительность, пластику, грацию.

Р.н.п., игра «У окошка», «Как у наших у ворот» р.н.м., «Затейники»

Март

24-25

На птичьем дворе

Игра-импровизация на заданную тему «Создаем характеры» (работа над мимикой лица). Учить импровизировать на заданную тему. Развивать воображение, творческие способности, подвижность.

Танец-игра «Эй ты, мишка»

«Салют»

Гимнастические позы. Формировать умение и навыки в области партерной гимнастики.

26-27

«Куклы». Этюды на закрепление и расслабление групп мышц

Этюд «Колокольчики» (Упражнения на ритм). Учить различать сильные и слабые доли такта, распознавать и передавать ритм (быстро – медленно, резко – плавно). Развивать чувства ритма, внимание, память.

«Куклы»

«Колокольчик»

«Пляска с платочками»

Постановка танца «Куклы». Развивать чувства ритма, выразительность, пластику, грацию. Дать понятие гран плие в 1 и 2 позиции.

Апрель

28-29

«В цирке»

Игра «Штанга». Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук. Развивать воображение, творческие способности, подвижность.

«Прекрасный замок» обр. Ш.Видора,

Игра «У жирафа»

Формировать навыки и умения в области классического танца (батман тандю). Упражнения для координации движений. Учить объединять несколько движений для получения комбинации.

Танец «Весенняя нежность»

30-31

Русский танцевальный фольклор.

Формировать умение и навыки в области народного танца. Вытягивание ноги на носок с последовательным переходом на каблук и на носок, батман тандю каблучный (вытягивание ноги с одновременным ударом пяткой опорной ноги.

«Каждая пара пляшет по своему» Л.Генералова

Ритмическая разминка. Формировать музыкально - ритмическую координацию движений, развивать музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма. Воспитывать общую музыкальную культуру

Танец «Звездочки»

Май

32-33.

Повторение. Подготовка  к итоговому занятию.

Движения в паре: «лодочка» вправо, влево; легкое покачивание лицом друг к другу; поворот по парам. Торжественное шествие Повторение и подведение итогов.

Танец «Мы маленькие дети»

34. Отчетное выступление

35. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на конец года

Второй год обучения (старшая  группа/5-6 лет)

№ занятия /Тема

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь

  1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года

2.Вводная беседа о танце.

Ознакомление с позициями ног, рук. Прыжки на двух ногах: подскок на правой и левой       ноге, прыжки с отбрасыванием ног назад и выбрасыванием ног вперед, ковырялочка на подскоке. Танцевальные движения: пружинка, пружинка с поворотом, каблучок. Специальные упражнения: укрепление позвоночника методом поворотов и наклонов в стороны – «маятник», «месяц», «стрекоза», «лисичка».

Игра-этюд: (для развития внимания и слуха)

Марш Ф. Шуберт

“Игра в жмурки” Р. Шуман

“Цирковые лошадки”

“Стирка”

«Весёлые дети»

3-4

Азбука музыкального движения.

Ориентировка в пространстве. Исходные положения. Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хоровод-ный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий)

«Марш» Л.Шульгин, «Этюд» Т. Ломова, Ритмические упражнения с шумовыми инструментами.

Хороводная игра «Здравствуй, Осень» Витлин

Упражнения на ориентировку в пространстве: положение прямо (анфас), полуоборот, профиль.
Положения и движения ног: позиции ног, рук.

Октябрь

5-6.

Волшебная осень

Упражнения на ориентировку в пространстве: квадрат. Основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный).

«Нетерпеливые бегуны» С.Руднева

«Танец с осенними листьями и зонтиками» М. Ленграна.

Упражнения на ориентировку в пространстве: свободное размещение по залу, пары, тройки.
Положения и движения ног: шаги с высоким подниманием ноги согнутой в колене вперед и назад на полупальцах; с одновременной работой рук.

7-8.

Танцевальное искусство

Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического танца. Контрастные темпы.

«Вейся, вейся, капуста» р.н.п.

Хороводная игра «Здравствуй, Осень» Витлин

Познакомить детей с понятиями «танцевальное искусство», «хореографический образ», «пластика», «жест», «выразительность».

Ноябрь

9-12.

Танцевальные элементы и композиции.

Положения и движения рук: положение рук на поясе – кулачком; смена ладошки на кулачок. Движения ног: шаг с каблука в народном характере; простой шаг с притопом.

Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги.

Положения и движения рук: переводы рук из одного положения в другое (в характере русского танца).

Движения ног: простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта); простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одно-временной открыванием рук в стороны

Композиция «Зимушка -

зима»

Познакомить детей с видами хореографии: классический, народный, бальный, историко-бытовой и современные танцы. Движения ног вперед и в сторону на носок (каблук), в сочетании с пружинкой; притоп простой, двойной, тройной.

Декабрь

13-16.

Новогодняя сказка

Положения и движения рук: «приглашение». Движения ног: простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу; хлопки в ладоши – двойные, тройные; руки перед грудью – «полочка».

Танец Вальс снежных хлопьев, П.Чайковский

Положения рук в паре: «лодочка» (поворот под руку). Движения ног: простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад; простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад; танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга).

«Танец Солдатиков и Куколок»

Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг. Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом. Движение с ускорением, замедлением темпа

«Новогодние хороводы», «Певучий хоровод» Т.Ломова

Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки. Выступление на Новогоднем утреннике.

Январь

17-19

Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения.

Образные движения

Положение рук в паре: «под ручки» (лицом друг к другу). Движения ног: простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под ручку противоположными руками. Упражнения на ориентировку в пространстве: колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре.

Упр. «Кошка», «Собака», «Лебедь», «Пружина», «Скобка», «Ветер», «Лошадки» С.Руднева.

Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др.

Положения рук в паре: сзади за талию (по парам, тройкам). Движения ног: танцевальный шаг по парам, тройкам (с положением рук сзади за талию). Упражнения на ориентировку в пространстве: диагональ. Виды хлопков. Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки на 180* и обратно

Танец «Птичка польку танцевала»

А. Рыбникова.

Упражнения: «Зеркало», «Кто лучше спляшет?»,

игра «Пляши, да не зевай» Е.Трестман

Февраль

20-23

Русский народный танец

Познакомить детей с костюмами музыкой и культурными особенностями русского народа.

Происхождение и особенности русского хоровода.  Положение рук в русской пляске.  Построения и перестроения, орнаментальные хороводы. Хороводные шаги: переменный, тройной шаг. Движения ног: «шаркающий шаг», «елочка»; (мальчики) подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции).

Фонограмма русских народных мелодий

Упр: «Ручеёк», «Вертушка», «Волна»,

перепляс «Стенка на стенку»

Движения ног: «гармошка»; (девочки) простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию (вверху, между 2 и 3 позициями). Движения ног: «ковырялочка» с двойным и тройным притопом; (девочки) маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка».

Движения ног: поклон на месте с руками; поклон с продвижением вперед и отходом назад; (мальчики) подскоки на двух ногах (1 прямая, свободная позиция); (девочки) бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка».

Танцевальная композиция «Калинка»

Упражнения на ориентировку в пространстве: «звездочка» «корзиночка», «змейка», «ручеек».

Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом. Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца.

Р.н.п., игра «Плетень», «Как у наших у ворот» р.н.м., «Затейники» (пляска-импровизация).

Март

24-25

Танцы народов Севера

Слушание национальной музыки хантов, имитация движений животных и охотников, составление танцев.

Танец-игра «Важенка и оленята»

Танец «Северные олени»

особенности хореографии, особенности костюма

особенности орнамента.

26-27

Элементы татарского танца

Основной ход. Мужской шаг на каблук. Женский ход с продвижением.

Фонограммы татарских мелодий

Танец

«Су буенда»

Бег с ударом полупальцев сзади Боковой ход с поворотом стопы. «Борма», «Присядка-мячик», «Ёлочка».

Апрель

28-29

Элементы классического танца.

Познакомить детей с понятием «бальный танец» - вальс, полька. Танцевальная комбинация, построенная на элементах бального танца.

«Мелодия» Т. Ломова, «Прекрасный замок» обр. Ш.Видора, «Мари» обр. Ж.Векерлена.

Постановка корпуса, головы, рук и ног. Движения ног: шаги: бытовой и танцевальный; поклон, реверанс.

Основные позиции ног и рук в классическом танце. Лирические танцы. Построение двух концентрических кругов.

Танец «Весенняя нежность»

30-31

Танцевальные движения и современные танцы.

Первоначальные сведения по историческому танцу, происхождение и особенности эстрадных танцев. Движения ног: «боковой галоп» простой (по кругу), «боковой галоп» с притопом (по линиям).

«Каждая пара пляшет по своему» Л.Генералова

Положения рук в паре: основная позиция. Движения ног: легкий бег на полупальцах по кругу по парам лицом и спиной вперед. Движения в паре: (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика.

Танец «Хорошее настроение»

Май

32-33.

Повторение. Подготовка  к итоговому занятию.

Движения в паре: «боковой галоп» вправо, влево; легкое покачивание лицом друг к другу; поворот по парам. Торжественное шествие Повторение и подведение итогов

Танец «Мы маленькие звезды»

Полька «Добрый жук».

34. Отчетное выступление

35. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на конец года

Третий год обучения (подготовительная к школе группа/6-7 лет)

№ занятия/ Тема

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь

  1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года

2-3

Музыкальная грамота

Закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее. Расширить представления о танцевальной музыке. Учить детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики к музыкальным образам.

 Игры: «Вопрос – ответ», «Эхо», «Повтори-ка»

— прохлопывать заданный ритмический рисунок.

Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки. Музыкальный жанр (полька, марш, вальс) (устно определить жанр).

Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика, ритмический рисунок, регистр, строение).

Игра: «Марш – полька – вальс

4. Танцевальные игры

Развивать внимание, память, координацию движений. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов. Двигаться в соответствии с характером музыки. Учить через движения передавать эмоциональный настрой произведения.

«Разноцветная игра»,

«Красная шапочка», «Любитель-рыболов», «Кошки-мышки», «Танцуем, сидя»

Октябрь

5-6. Танцева-льные элементы и композиции

Повторение элементов танца по программе предыдущего года: шаг на носках, шаг польки.

Фонограммы русских народных мелодий. Полька «Добрый жук», «Аннушка».

Комбинации танцевальных элементов по кругу: полька, вальс, широкий высокий бег, сильные поскоки, боковой галоп.

«Берлинская полька»,

«Старинный французский галоп» обр. Ш.Видора

7-8

Рисунок танца.

«Круг»

Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах Движение по линии танца. Рисунок танца «Круг»: замкнутый круг; раскрытый круг (полукруг); круг в круге.

«Калинка», «Ах, вы, сени», «Из-под дуба», «Полянка» р.н.п.

Танец «Девочки и мальчики»

Танец «Маленькие ангелы»

Рисунок танца «Круг»: сплетенный круг (корзиночка); лицом в круг, лицом из круга; круг парами,  круг противоходом.

Ноябрь

  1. «Колонна», «Линия»

Рисунок танца «Колонна», «Линия»: перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний, передний план);перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).

10.

«Диагональ», «Спираль», «Змейка»

Понятие «Диагональ»: перестроение из круга в диагональ; перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно указав ведущих). Рисунок танца «Спираль». Рисунок танца «Змейка»: горизонтальная. Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).

Игра «Клубок ниток».

«Вейся, вейся, капуста» р.н.п.

11 – 12

Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения.

Парные пляски. Положения в парах. Упражнения на равновесие.  Характерные движения. Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др.

«Русская пляска» (парами), игра «Смени пару», упр. «Ласточка», «Журавль», «Попрыгунчики» анг.н.п.

Построения и перестроения группы:«Воротца», «Звёздочки», «Карусели».  Упражнения: наклоны к ногам, упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава.

Хоровод «Змейка с воротцами» С.Руднева,

упр. «Бабочка», «Лягушка», «Собака», «Березка», «Мост» «Рыбка», «Кораблик»

Декабрь

13. Элементы бального танца.

Основные позиции ног и рук в классическом танце.

«Мелодия» Т.Ломова, «Прекрасный замок» обр. Ш.Видора, «Мари» обр. Ж.Векерлена.

14. Вальс

Музыкальный размер 3\4. Вальс, кружение «лодочкой». Менуэт, шаг менуэта. Перестроения в танце. Постановка корпуса, осанка.

Вальс «Раз, два, три на носочки», «Снежинки»

С.Руднева, «Менуэт»

15. Полонез

Шаг полонеза. Характерные перестроения. Упражнения для выработки осанки, эластичности и крепости коленного и тазобедренного суставов.

«Полонез» Б.Андреев, «Экосез», №5 А.Жилин.

16. Полька

Шаги польки. Галоп (прямой и боковой) в кругу по линии танца, в парах, лицом друг к другу. Поскоки на месте, кружение поскоками. Перестроения в колонны по два, по четыре.

«Марш»

Л.Вишкарёв

Январь

17-18

Танцевальные движения и современные танцы.

Первоначальные сведения по историческому танцу, происхождение и особенности эстрадных танцев. Движение в парах.

«Каждая пара пляшет по своему»

Л.Генералова

Лирические танцы.

Построение двух концентрических кругов.

«Лирический танец»

Карамышев

19. Эстрадный танец

Музыкально – пространственные композиции. Сужение и расширение круга. Современные танцы. Перестроения группы: из круга врассыпную. Танцевальные комбинации и перестроения в эстрадных танцах.

Тренаж «Раз, два, три», танец «Бабка – Ёжка»

Февраль

20-23

Сюжетный танец

Простые танцевальные комбинации. Выра-зительно  передавать  различные  игровые образы  инсценировать  игровые  песни. Придумывать  новые  варианты  образного  движения  в  танцах  

Танец «Солдаты»

Танец

«У самовара»

Уметь ориентироваться в пространстве; правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;

Ритмический танец«Большая стирка» (музыка в стиле диско).

Март

24-27

Народный танец.

Русский танец

Изучение основ русского народного танца:  развитие подвижности стоп на основе элементов «елочка», «гармошка», ковырялочка; работа рук в русском танце; навыки работы с платочком; русский поклон;  подскоки; припадания; тройные прыжочки

Фонограммы р.н.м.

Бег с вытянутыми носочками. Боковой галоп. Шаг с вытянутыми носочками (хороводный). Хлопки. Движение с выставлением ноги на носок; Движение «ключик». «Ковырялочка» вперед и назад, пружинка с поворотом, приставные шаги в сторону.

Фонограммы р.н.м.

Танец «Русский перепляс»

Танец «Сапожки»

Ходы: простой, на полупальцах,  боковой, приставной, боковой ход «припадание» по VI позиции, беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад.

Подготовка к «дробям»: притопы, удары полупальцами, удары каблуком. Хлопки и хлопушки для мальчиков: одинарные по бедру и голенищу, каблучные упражнения – вынесение рабочей ноги на каблук во все направления.

Апрель

28-29

Танцы других народов.

Хантыйский танец

Изучение элементов северного танца: знакомство с костюмом; характерное положение рук; «Бег оленёнка», «шаг оленёнка». Бег с высоким подниманием колен, оттягивая носок.

Фонограмма «Олененок»

Муз. Г. Лагея

Выполнять движения танца. Пружинящий приставной шаг. Прыжки с ноги на ногу.

Бег вокруг себя с захлестом.

30-31

Украинский танец

Особенности в исполнении украинского танца. Знакомство с костюмом. Основной шаг. Положение рук, рисунок танца

«Украинская

полечка»

Учить ориентироваться в  пространстве,

Соблюдать расстояние между  парами

Май

32-33

В мире музыки и танца

Способствовать развитию творческих способностей занимающихся при использовании знакомых движений в танцевальных композициях и импровизациях. Закреплять умение ритмично и выразительно двигаться в танце.

«Я танцую» (импровизация на изученных танцевальных движениях).

Танец «Первоклассников»,

«Выпускной вальс»

Научить детей самостоятельно двигаться под музыку. Подготовить к показательным выступлениям. Учить выражать через движения заданный образ.

34. Отчетное выступление

35. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей

2.6. Целевые ориентиры Программы на завершении

Целевые ориентиры на завершении 1 этапа реализации Программы (средняя группа):

По окончании первого года обучения дети должны научиться:

  • в умеренном и быстром темпе переключаться с одного движения на другое в соответствие с заданной музыкой;
  • перестраиваться из круга врассыпную и обратно;
  • в совершенстве выполнять простейшие образные движения;
  • иметь представление о настроении и характере музыки;
  • владеть своим телом.

Целевые ориентиры на завершении 2 этапа реализации Программы (старшая группа):

По окончании второго года обучения дети должны научиться:

  • чувствовать музыкальные основы и выразительно передавать их в движении: отражать в движениях умеренный, быстрый и медленный темп,  ритмический рисунок, паузы, динамику звучания (громко, тихо);
  • менять движения в соответствии с двух – и трехчастной формой произведения;
  • различать в движении жанровые признаки (песня, танец, марш);
  • обучиться лексике танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, поскоки, выставление ноги на носок, на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу, перестроения из круга врассыпную и обратно;
  • проявлять творческие способности, выполняя задания на импровизацию, этюды;
  • проявлять интерес к танцам, танцевальным  импровизациям;
  • владеть движениями с предметами (цветами, лентами, платочками и т.д.);
  • умение  самостоятельно   отображать  в движении  основные  средства  музыкальной  выразительности;
  • импровизировать  с  использованием  оригинальных   и  разнообразных  движений;
  • стараться точно и правильно  исполнять   движения  в  танцевальных     композициях.

Целевые ориентиры на завершении 3 этапа реализации Программы (подготовительная к школе  группа):

По окончании третьего года обучения дети должны научиться:

  • ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмический рисунок, овладеть разнообразными движениями (от ритмического бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага, ходьба, бега, подскоков, прыжков и т. д.).
  • уметь выполнять танцевально-ритмические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);
  • обладать музыкальным восприятием, музыкально-ритмическим чувством и в связи с этим ритмичностью движений;
  • согласовать движения с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, владеть пространственными и временными ориентировками;
  • уметь выполнять имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.
  • выполнять выразительно и ритмично под музыку определенные основные гимнастические и танцевальные движения, соблюдать темп;
  • исполнять разученные танцы в различных жанрах;
  • самостоятельно выполнять разученные комплексы упражнений по ритмической гимнастике;
  • определять на слух характер музыки, определяя темп и ритм;
  • воспринимать на слух речевой материал, связанный с содержанием музыкально-ритмических занятий;
  • импровизировать на определенные музыкальные темы (например: летний день в лесу, падают снежинки и т.д.)

Знать:

  • основные понятия о жанрах танцев (виды, особенности исполнения и т.д.);
  • названия музыкальных инструментов;
  • основные позиции ног и рук;
  • правила поведения при исполнении музыкально-ритмических и танцевальных движений.

2.7. Формы и методы выявления возможных достижений детей на этапе завершения Программы.

Диагностика уровня музыкального развития ребенка

Цель диагностики - выявление уровня музыкального развития ребенка (начального уровня, динамики развития, эффективности педагогического воздействия).        

Метод диагностики - наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и   специально подобранных заданий.

Критерии оценки уровня музыкального развития

1. Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).

Пример оценки детей 6-го года:

5 баллов — умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на каждую часть музыки;

4-2 балла — в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда;

0-1 балл — движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

Оценка детей 7-го года жизни:

5 баллов — движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами;

4-2 балла — передают только общий характер, темп и метроритм;

0-1 балл — движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.

  1. Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-5).
  2. Экстраверсия и интроверсия – выясняется по тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать куда угодно) и насколько этот выбор постоянен. Если малыш постоянно занимает место ближе к педагогу, чтобы его было видно, - то, скорее всего он экстраверт. И наоборот, если ребенок постоянно старается спрятаться за спину других, то, пожалуй, его можно отнести к интровертам. При сопротивлении этих данных с другими проявлениями поведенческого характера педагог может делать очень важные выводы о внутреннем мире ребенка (его благополучии или наличии тревожности на эмоциональном фоне), о состоянии малыша в эту минуту -  по типичности или не типичности в его поведении и.т.д. можно условно оценить выше названные параметры тоже по девятибалльной системе: зрительно разделить пространство зала на пять зон по степени удаленности от педагога и посмотреть, какое место выбирает ребенок на занятии.

Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе.

  1. Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные "па". Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
  2. Внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию (младшие дети — 1-го уровня сложности, старшие — 2-го и 3-го уровня сложности) от начала до конца самостоятельно - это высокий уровень, оценка — 5 баллов. Если выполняет с некоторыми подсказками, то от 4-х до 2-х баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания — оценка 0-1 балл.
  3. Память — способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти — оценка 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.
  4. Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).
  5. Гибкость, пластичность — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения ("рыбка", "полушпагат" и др. — от 1 до 5 баллов).

В результате наблюдений и произведенной диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общей оценки, динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода, выстроить диаграмму или график показателей развития.

Оценка музыкально – ритмического развития детей

Количество баллов

Критерии диагностирования музыкально –ритмического развития детей

0 – 1 балла

Движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания музыки, а также на счет и показ взрослого.

2-4  балла

Движения передают только общий характер музыки, темп и метроритм.

5 баллов

Движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, музыкальными фразами.

2.8. Формы подведения итогов реализации Программы 

  • концерты;
  • фестивали детского творчества;
  • итоговый концерт «Талантливые малыши»;
  • открытые занятия;
  • выступления на праздниках, спортивных мероприятиях;
  • участие в конкурсах, фестивалях различного уровня;
  • анкетирование родителей.

2.9. Формы работы с родителями

  • Родительские собрания.
  • Посещение занятий.
  • Консультации, беседы (индивидуальные и подгрупповые).
  • Дни открытых дверей.
  • Совместные праздники и развлечения.
  • Информационные стенды, копилки советов, памятки.
  • Анкетирование.

III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-техническая база достаточна, размеры помещений, освещение и мебель соответствуют количеству и возрасту воспитанников, требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Занятия проводятся в специально оборудованном помещении – музыкальном зале/кабинете (88, 2м2), где есть:

  • цифровое пианино;
  • видеокамера;
  • музыкальный центр и набор СD дисков с музыкальным материалом;
  • шкаф для хранения оборудования (флажки, мячи, ленточки, обручи, скакалки, гимнастические палки, реквизит для танцев);
  • музыкальные инструменты;
  • игрушки.

3.2. Учебно-методическое обеспечение Программы

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Санкт-Петербург, ЛОИРО, 2000.
  2. Буренина А.И. Диагностика уровня музыкального развития ребенка. Дошкольное музыкальное воспитание. – М.;  Прогресс, 2002.
  3. Елисеева Е.И., Родионова Ю.Н. Ритмика в детском саду. Методическое пособие. – УЦ «Перспектива», Москва, 2012.
  4. Комарова Т.С., Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина  И.  Танцевально-игровое пособие   «Ку-ко-ша», Санкт-Петербург, 2009.Мерзлякова С.И. Учим петь детей, Творческий центр «Сфера», 2015.
  6. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб: КОРОНА принт, 2005.
  7. Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Книга  для воспитателей и муз. руководителя детского сада/Составитель: Е.П. Раевская, С.Д. Руднева, Г.Н. Соболева, З.Н. Ушакова. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» в пяти книгах. Санкт Петербург, издательство «Музыкальная палитра» 2004-2007.

  1.  Кадровое обеспечение Программы

Для успешной реализации Программы в Учреждении привлекаются педагоги, специалисты Учреждения или других образовательных учреждений города, владеющих спецификой работы с детьми дошкольного возраста. Все педагоги являются дипломированными специалистами, владеющими знаниями о физиологии и психологии детей дошкольного возраста, имеют высокий квалифицированный и профессиональный уровень подготовки, обладают необходимым потенциалом для осуществления образовательного процесса, организации дополнительных образовательных услуг по запросам родителей, обладают коммуникативными качествами, выстраивают партнёрские отношения со своими воспитанниками и их родителями. Владеют знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы, используют в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные образовательные и здоровьесберегающие технологии, осуществляют активное взаимодействие с родителями, педагогической и городской общественностью по поддержке детских талантов.

Для выполнения работ по оказанию дополнительных платных услуг могут привлекаться как основные сотрудники Учреждения, так и специалисты из других организаций на договорной основе. Оплата труда специалистов осуществляется согласно дополнительному соглашению к трудовому договору.

  1.  Финансовое обеспечение Программы

        Источником формирования финансовых ресурсов является доход, полученный от оплаты за платные дополнительные образовательные услуги. На оказание платной дополнительной образовательной услуги составляется калькуляция в расчете на одного получателя услуги. Платные дополнительной образовательные услуги предоставляются только после оплаты их стоимости, в соответствии с условиями Договора. Оплата осуществляется в безналичном порядке.

Поступившие средства расходуются согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, утверждённому руководителем Учреждения, и распределяются следующим образом:

  • на оплату труда работникам за оказание платной образовательной услуги, согласно дополнительному соглашению к Договору, заключенному с сотрудниками, оказывающими платные дополнительные образовательные услуги;
  • на укрепление материально-технической базы Учреждения (в т.ч. на приобретение основных средств);
  • на развитие и совершенствование образовательного процесса.

IV.  Список используемой литературы

  1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н.Музыка и движение, Москва, Издательство «Просвещение», 1983.
  2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Санкт-Петербург, ЛОИРО, 2000.
  3. Буренина А.И. Диагностика уровня музыкального развития ребенка. Дошкольное музыкальное воспитание. – М.;  Прогресс, 2002.
  4. Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, М.А. Васильева, Программа  «От рождения до школы», Москва, Издательство «Мозаика-Синтез», 2015.
  5. Елисеева Е.И., Родионова Ю.Н. Ритмика в детском саду. Методическое пособие. – УЦ «Перспектива», Москва, 2012.
  6. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду с детьми 2-7 лет Москва, Издательство «Мозаика-Синтез», 2015.
  7. Каплунова И., Новоскольцева  И. Программа «Ладушки», Санкт-Петербург «Невская нота», 2010.
  8. Каплунова И., Новоскольцева  И. Методическое пособие Потанцуй со мной дружок, Санкт-Петербург «Невская нота», 2010.
  9. Комарова Т.С., Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  10. Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина  И.  Танцевально-игровое пособие   «Ку-ко-ша», Санкт-Петербург, 2009.
  11. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб: КОРОНА принт, 2005.
  12. Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Книга  для воспитателей и муз. руководителя детского сада/Составитель: Е.П. Раевская, С.Д. Руднева, Г.Н. Соболева, З.Н. Ушакова. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
  13. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. институтов, муз. руководителей и воспитателей детского сада/О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили; Под ред. О.П. Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
  14. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» в пяти книгах. Санкт Петербург, издательство «Музыкальная палитра» 2004-2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...

«Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, вызвать интерес и любовь к музыке, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоцио...

Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическо...

Консультация «Игровые приемы в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям» (Сентябрь 2020)

Консультация по музыкальному воспитанию детей для родителей и воспитателей...

Консультация на тему: " Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям"

Консультация будет полезна как для начинающих педагогов так и для педигогов стажистов. Так как поможет узнать или освежить отдельные аспекты такого важного направления как развитие музыкально ритмичес...