Консультация на тему: " Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям"
консультация

Мринская Наталья Викторовна

Консультация будет полезна как для начинающих педагогов так и для педигогов стажистов. Так как поможет узнать или освежить отдельные аспекты такого важного направления как развитие музыкально ритмических движений. Необходимость тесного взаимодействия в работе над этим направлением воспитателя и музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ.

Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умение отразить их в движении.

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальной НОД — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе.

Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим: воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели. Для того чтобы руководить самостоятельной деятельностью детей, в том числе обучать их музыкально-ритмическим движениям, воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умениями (красиво двигаться), знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приемы для развития у детей исполнительских умений.

Активность воспитателя зависит от трёх факторов:

  1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет,

роявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

2. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.

Что же конкретно должен делать воспитатель в ходе типовой фронтальной НОД?

3.В первой части НОД велика его роль в процессе разучивания новых движений. Он участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Воспитатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие указания и делать замечания. Воспитатель должен предлагать точные, чёткие и красивые образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных. В образных упражнениях воспитатель даёт примерные образцы, так как эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей

При разучивании с детьми несюжетных игр, воспитатель даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами воспитатель играет на всех этапах разучивания игры.

В сюжетных играх воспитатель является или только наблюдателем, даёт указания, или (в сложной игре, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончена, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют повторно. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом – подсказывает, что ещё не получается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего совершенствования.

Так же воспитатель действует и во время исполнения плясок. Новую пляску, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем или с ребенком, если пляска исполняется под аккомпанемент музыкального руководителя. В процессе разучивания воспитатель даёт указания, помогает правильно выполнять движения, подсказывает смену движения, обращая внимание на изменения в музыке, танцует с детьми, у которых нет пары. На заключительном этапе разучивания дети танцуют самостоятельно. В плясках – импровизациях, проводимых с детьми старшего возраста, воспитатель не участвует, поскольку они проводятся в целях развития творческой инициативы детей.

При обучении детей музыкально - ритмическим движениям в младших, средних группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым активизируя детей. А в старших и подготовительных группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое-либо движение, напоминая то или иное построение или давая отдельные указания в пляске, игре и т.д.

В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Он наряду с музыкальным руководителем имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды.

  1. Основные приёмы работы, используемые в процессе обучения детей

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например, перед началом НОД воспитатель надевает на руку петрушку, зайчика, и т.д. и приглашает с ним подвигаться. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся. С куклой детям интереснее выполнять движения или плясать. Используется также появление игрового персонажа, переодетого воспитателя или ребенка старшей группы в костюме персонажа.

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическое применение игровых приёмов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом (Выполнение танцевальных движений с проговариванием стихотворений).

При разучивании и закреплении детьми ритмического рисунка (или движения) можно использовать следующие приёмы: прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами (Катя, Катенька, Екатерина); прохлопать выученный ритмический рисунок в кругу по очереди; пройти шагами знакомый ритмический рисунок с частичным или полным выключением музыкального сопровождении (пропеть мелодию про себя); использовать иллюстрации, карточки для изображения ритмических рисунков, применять прием «эхо»: например, педагог прохлопывает ритм, все вместе или по одному его повторяют («Слово на ладошке» Попляновой); подобрать музыкальные примеры, где ритм двух фраз все время повторяется («Два весёлых гуся»). Дети прослушивают первую фразу (она проигрывается громко), а вторую фразу все прохлопывают.

Для развития ритмического ансамбля эффективен приём песни с движением: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя («Во поле берёза стояла», «А я по лугу»).

Большую помощь оказывают речевые ритмические игры («Игротека» Е.Рыбак) и игры со словом, в основе большинства которых – народные тексты («Солнышко», «Огуречик», «Радуга-дуга»). Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяют выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе.

  1. Огромную популярность приобрела ритмопластика, в основе которой — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 лет. Система работы предполагает вариативные игровые форм

организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19»

Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Консультация на тему :

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ»

                 Составил: музыкальный руководитель

                                         Мринская Н.В.

2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...

«Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, вызвать интерес и любовь к музыке, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоцио...

Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическо...

Консультация «Игровые приемы в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям» (Сентябрь 2020)

Консультация по музыкальному воспитанию детей для родителей и воспитателей...

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в процессе подготовки праздников и развлечений. Роль воспитателя на празднике»

Консультыция для педагогов ДОУ «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в процессе подготовки праздников и развлечений. Роль воспитателя на празднике»...