Творческий проект "Использование танцевальных и спортивных атрибутов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям (создание предметно-игровой среды в музыкальном зале)".
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Юданова Ангелина Игоревна

Творческий проект по созданию предметно-развивающей среды в музыкальном зале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_predmetnaya_sreda_-_kopiya.docx32.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Творческий проект

Использование танцевальных и спортивных атрибутов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям

(создание предметно-игровой среды в музыкальном зале).

Музыкальный руководитель дошкольного отделения «Ивушка» ГБОУ школы №2083

Юданова Ангелина.

Предметно-игровая среда в музыкальном зале.

Современных детей окружает богатый мир звуков, источниками которых являются телевидение, радио, кино. Дети слушают музыку, доступную и недоступную их пониманию, близкую, интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Поэтому процесс музыкального воспитания в ДОУ должен быть целенаправленным. Дошкольников привлекают сюжетность, сказочность, мир игрушек, животных, реальный жизненный опыт ребёнка, непосредственные впечатления об окружающем могут явиться питательной средой для приобщения его к музыкальному искусству.

Содержание музыкального воспитания в ДОУ создаёт благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребёнка, его музыкальных способностей. Музыка воздействует на ребёнка, способствуя формированию полноценной личности, воспитывая и обогащая его чувства, его эмоциональный мир.

Достижение основной задачи - воспитание интереса, любви, потребности в общении с искусством возможно только тогда, когда дети будут эмоционально отзывчивы, заинтересованы, активны и целеустремлённы, что создает благоприятную базу для развития индивидуальности каждого ребёнка. Выявлены средства, педагогического воздействия, которые формируют интерес детей к музыке, развитию музыкальных способностей. Среди них применение методов, приёмов, наглядных пособий, звуковых средств, которые помогают детям уяснить содержание и средства музыкальной выразительности.

Ведущее место среди педагогических средств занимает собственная увлечённость педагога, яркость, профессионализм исполнения, умение увлечь детей музыкой и словом. Применение поисковых, творческих заданий, проблемных ситуаций, вариативность методов и приёмов, видов музыкальных занятий, форм организации музыкальной деятельности, помогает детям активно приобретать музыкальный опыт, развивать самостоятельную творческую деятельность.

С целью повышения у детей интереса к обучению, развития детской деятельности и личности необходимо создание условий и, прежде всего предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию и развитию.

Предметно-развивающая среда содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как толчок к самостоятельной музыкальной деятельности, и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка.

При организации учебно-воспитательного процесса положительно сказывается применение дидактических пособий и звуковых средств. Они оказывают на ребёнка сильное воспитывающее и обучающее воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность. Воздействуя на органы чувств комплексов красок, звуков, интонаций, дидактические пособия и звуковые средства вызывают у ребёнка многообразные ощущения. При одновременном воздействии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведёт к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.

Следовательно, в процессе проведения музыкальных занятий должно происходить переплетение информационного и эстетического, взаимопроникновение эмоционального и познавательного. Благодаря сочетанию эмоционального, образного и логического компонентов музыкального материала усиливается познавательная активность ребёнка, создаются благоприятные условия для творческого осмысления нового. Тщательный отбор дидактических материалов на музыкальном занятии и комплексное использование оборудования помогают правильно спланировать работу с детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы адаптировать нужное средство к конкретным условиям и возможностям детей, учитывая их индивидуальные особенности.

Пространство музыкального зала, можно условно разделить на три зоны: рабочую, спокойную и активную.

Рабочая зона.  Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность. Данная зона должна предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Это могут быть мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д. Конечно, такая зона бывает нужна далеко не на каждом музыкальном занятии, чаще она будет востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях. Поэтому возможность ее быстрой организации следует все же предусмотреть.

Однако основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона.

Активная зона. В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально-двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то желательно наличие ковра на полу такого размера, чтобы все дети чувствовали себя не стесненно, имели возможность свободно отвести локти от туловища. В активной зоне не должно быть громоздкой мебели и декораций. Все стеллажи в этой зоне должны быть надежно закреплены. Фортепиано должно быть расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне должны быть смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.

Спокойная зона. Если активная зона – самая большая по площади, то спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (как правило, это фортепиано), пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. Важно, чтобы дети располагались справа от музыкального руководителя.

Здесь же должны быть оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе. Очевидно, что такие стеллажи не должны отнимать пространство, лучше, если они будут легкие и открытые. Тогда можно осуществить оптимальный отбор игрового оборудования для НОД, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Восприятие музыки происходит во всех зонах музыкального зала.

Начало – в спокойной зоне (непосредственное восприятие), затем переход в рабочую зону для продуктивной деятельности, и, наконец, переход в завершающем этапе в активную зону (активное слушание).

Необходимое  оборудование для организации музыкальной деятельности:

- инструмент (фортепиано, аккордеон), на котором исполняется музыкальное произведение;

- репродукции картин или иллюстрации (музыкальные инструменты – классические и народные, времена года, сюжетные);

- набор детских музыкальных и шумовых инструментов;

 - атрибуты для музыкально-ритмических движений (султанчики, колокольчики, платочки, флажки).

- дидактический материал в виде карточек со знаками (ладошки, нотный стан, солнышки-нотки, картотека музыкальных игр);

- предметы пальчикового или плоскостного театра для простой драматизации по тексту песни;

- мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук) .

- игрушки для танца (куклы, погремушки);

- атрибуты для создания сказочного игрового образа (маски, костюмы, декорации);

- предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи, ленты);

 

Реализация требований ФГОС в оснащении предметно-развивающей среды ДОУ.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе, музыкальном зале) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривается как стандарт требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, в том числе требованиям к предметно-развивающей среде. Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

По ФГОС отличительной чертой в создании предметно-развивающей среды является:

- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;

- гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей);

- вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;

- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: 

 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4.Создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых;

5.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

10. Интерьер развивающей предметно-пространственной среды – не законченным. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

 

Творческая разработка.

Досуг (мастер-класс) «В мире танцевальных атрибутов».

В мероприятии участвуют 2 группы детей.

1 группа – исполнители. Они демонстрируют танцевальные композиции с различными предметами. Это могут быть дети из различных возрастных групп, проявившие желание участвовать в подготовке мероприятия, совершенствовать навыки музыкально-ритмических движений. Композиции разучиваются заранее.

2 группа – зрители. Они наблюдают за происходящим со стороны, знакомятся со способами владения предметами. Также они частично вовлекаются в танцевально-импровизационную деятельность.

Цель: обратить внимание детей на многообразие танцевальных атрибутов и познакомить со способами работы с ними под музыку различных стилей и характера.

Задачи мероприятия:

  • Учить соединять движения с музыкой, чувствуя  такт и ритм мелодии
  • Совершенствовать навыки выполнения движений с предметами
  • Побуждать детей в несложных этюдах выражать образы и эмоции
  • Закреплять представления о стилях музыки и танца (народный, классический, современный детский танец)
  • Воспитывать умение эмоционального выражения и творчества в движениях  
  • Воспитывать интерес к хореографии и спорту

Условия, необходимые для реализации данного мероприятия (предметно-игровая среда):

  • Просторный музыкальный зал
  • Атрибуты для танцев

Платочки

Картузы

Искусственные цветы

Обручи

Обруч «хула-хуп»

Мячи

Игрушки

Султанчики

Ленты на палках

  • Ноутбук

Во время смены атрибутов включается плавная музыка, побуждающая детей во время пауз свободно использовать атрибуты, импровизировать с ними.

В конце всем участникам предлагается выбрать понравившийся атрибут для исполнения заключительного танца.

В данном мероприятии происходит интеграция во все образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие (игровые приемы, взаимодействие в танце, взаимодействие детей и ведущего).

Познавательное развитие (знакомство с танцевальными атрибутами, их названиями и назначением, закрепление представлений о средствах музыкальной выразительности (во время разучивания композиций), закрепление представлений о здоровом образе жизни).

Речевое развитие (ответы на вопросы, отгадывание загадок).

Художественно-эстетическое развитие (знакомство с музыкальными произведениями различных стилей, яркое и красочное оформление зала).

Физическое развитие (использование общеразвивающих упражнений в танцевальных композициях, композиции со спортивным оборудованием (мячами, обручами)).

Ход мероприятия.

Под музыку дети занимают места, выходит ведущий.

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Посмотрите вокруг. Сегодня в зале много красивых предметов – это обручи, мячи, ленты и многое другое. У нас есть танцоры, которые покажут вам, как можно с этими предметами красиво выполнять движения.

Первый наш танец мы посвящаем предстоящему празднику – Дню России, который отмечается 12 июня.

За рекой запел соловушка,

Полыхает зорька алая.

Все в краю родном наполнено

Красотою небывалою.

Пролетают гуси-лебеди

Над бескрайними просторами:

Над лесами, над дубравами

И над синими озерами.

На широкую дороженьку

Приведет тропинка узкая.

Не найти земли прекраснее,

Чем сторонка наша русская.

Русские люди любят задорные танцы. Сейчас девочки возьмут платочки и превратятся в русских красавиц, а мальчики наденут картузы и станут добрыми молодцами.

Раздача платочков и картузов (участникам).

Ведущий. Встречайте, танец «Калинка».

Исполняется танец «Калинка» (с платочками).

Дети складывают платочки в корзину, встают врассыпную.

Ведущий. Ребята, скажите, какое сейчас время года.

Дети. Лето.

Ведущий. Правильно. Летом распускаются красивые цветы, а над ними летают бабочки. Сейчас мы поиграем. Тот, у кого в руках окажется цветок – будет Летом, а остальные – бабочками. Когда Лето дотронется цветочком до бабочки, бабочка начинает танцевать, когда дотронется второй раз – бабочка замирает. Внимательно слушайте музыку, движения должны соответствовать ее характеру.

Проводится игровой танцевальный этюд «Лето и бабочки» (вальс си минор Ф. Шопена). В танцевальный этюд вовлекаются зрители.

Ведущий. Летом все должны укреплять здоровье. А как можно это делать?

Дети. Заниматься спортом, делать зарядку, правильно питаться, есть овощи и фрукты, закаляться.

Ведущий. А еще очень полезно крутить обруч.

Дети берут обручи, встают на рисунок танца.

Ведущий. А вот такой обруч называется «хула-хуп» (показывает). 

Исполняется танец «Хула-хуп» (с обручами).

Ведущий. А чтобы узнать, с чем еще будут танцевать ребята, надо отгадать загадку.

Бьют его – а он не плачет.

Только веселее скачет.

Дети. Мяч.

Дети вешают обручи, берут мячи, встают на рисунок танца.

Ведущий. А теперь композиция с мячами.

Исполняется композиция с мячами (вальс И. Делиба).

Ведущий. А сейчас я предлагаю всем закрыть глаза и попасть в сказочную страну Кукляндию, где живут одни игрушки.

Дети берут игрушки, встают на рисунок танца.

Исполняется танец «Кукляндия» (с игрушками).

Дети кладут игрушки на место.

Ведущий. Пришло время вернуться в детский сад. Давайте вспомним, с какими атрибутами исполняли композиции наши танцоры.

Дети (зрители). С платочками, обручами, мячами, игрушками.

Ведущий. А теперь я приглашаю всех на заключительный танец. Вы можете выбрать ленточки, цветы или султанчики, кому что понравится.

Зрители и участники выбирают атрибуты, встают врассыпную.

Ведущий. Все готовы? Тогда смотрите внимательно и повторяйте движения. Но обращайтесь с атрибутами очень осторожно, чтобы не задеть других детей и не сломать предметы.

Исполняется заключительный танец «Барбарики».

Ведущий. Наш праздник подходит к концу. Спасибо всем за активное участие.

Под музыку дети складывают атрибуты на место, уходят в группу.

P.S. Все танцы, кроме заключительного, исполняют только дети-участники.

                                       

                                   

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале дошкольного учреждения

Статья предназначена музыкальным руководителям дошкольных учреждений. В ней перечислены все учебные зоны, дидактические пособия, музыкальные инструменты, методические разработки, электронно-образовате...

Проект на тему: «Создание предметно-пространственной среды в музыкальном зале ДОУ с ФГОС».

В нашем детском саду проводятся методические объединения, конкурсы, семинары, общие родительские собрания. В связи с этим хочется отметить значимость оснащения зала инновационными технологиями ...

Создание безопасной образовательной среды. План музыкального зала.

"...Всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим больше всего -- для наших детей". Д. А. Медведев -- в послании Федеральному собранию....

Проект «Создание предметно-пространственной среды в музыкальном зале ДОУ с ФГОС».

Проект                    «Создание предметно-пространственной среды вмузыкальном зале ДОУ с ФГОС»....

Создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале

Создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале...

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании предметно – пространственной среды в музыкальном зале.

Аналитическая справкао результатах личного участия педагогав создании предметно – пространственной среды  в музыкальном зале....

Проект «Создание предметно-пространственной среды в музыкальном зале ДОУ с ФГОС».

Актуальность проекта.Предметная среда в образовательном учреждении выполняет развивающие,образовательные, воспитывающие, стимулирующие, коммуникативные,организационные функции.В каждом образовательном...