Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Сейдылдаева Дамира Осеевна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры.

Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры.

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей, детей дошкольного возраста.

Современные дошкольники с завидной легкостью овладевают навыками работы с компьютерными новинками. Компьютер является для ребенка игрушкой, необычной и привлекательной.

Сегодня производители ориентированы на создание простых, интуитивно понятных интерфейсов, освоение которых, как правило, не требует специального обучения и занимает всего несколько часов. По сравнению с компьютерами предыдущих поколений современные планшеты и смартфоны легко осваиваются детьми в отсутствие взрослых. Согласно исследованиям, подавляющее большинство российских

подростков (67 %) самостоятельно научились пользоваться интернетом и другими ИКТ.

Однако следует заметить, что меняются не только технологии, но и люди. Сегодня родителями становятся представители «цифрового поколения», активно использующего ИКТ в повседневной жизни. «Цифровые родители» сами «подключают» своих детей к интернету, заводят им профили в социальных сетях. Как показывают результаты исследований, в среднем около 80 % молодых родителей выкладывают в социальные сети фотографии своих детей в возрасте до двух лет, а 25 % супружеских снимков УЗИ плода.

Вместе с этим исследования показывают, что уровень социальной компетентности

большинства родителей оставляет желать лучшего и не превышает аналогичные показатели их детей.

Конечно, польза компьютера для детей неоспорима. С помощью этой современной

«игрушки» у дошкольника:

1. Растет интерес к технике.

2. Развивается ощущение уверенности в обращении с любой техникой.

3. Развивается логическое мышление.

4. Увеличивается скорость реакции, принятие решения.

5. Улучшается память.

6. Совершенствуется концентрация внимания.

7. Формируется визуальное восприятие объектов.

8. Развивается умение общаться с друзьями, живущими далеко.

9. Появляется возможность получить любую нужную ему информацию.

10. Формируется усидчивость.

11.Вырабатывается терпение и настойчивость в достижении цели.

12.Развивается моторика пальцев рук.

13.Расширяется кругозор детей, происходит знакомство его с историей, миром вокруг нас.

Но и не стоит забывать, что ИКТ могут быть не только средством для обучения, познания, отдыха или общения с друзьями, но, как и реальный мир, сеть тоже может быть опасна!!! Доказано, что компьютерные игры часто влияют на психическое развитие и личность ребенка, вызывают отклонения в его поведении, эмоциональные срывы и жестокость.

Детское самосознание дошкольника еще не сформировано, поэтому дети как самые

впечатлительные и неискушённые пользователи и зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны средств массовой информации. Телевизионные передачи переполнены демонстрацией грубой физической силы, нецензурной бранью, описанием преступлений, популяризацией преступного мира, в результате:

  1. дети–дошкольники обучаются агрессивному поведению и проявляют это в реальной жизни;
  2. при столкновении с насилием в реальности дети затрудняются быстро и правильно среагировать, найти выход из сложной ситуации;
  3. затруднено формирование гуманного, позитивного, внимательного отношения к сверстникам и взрослым;
  4. повышается уровень страха и тревожности, незащищенности у дошкольников;
  5. воспоминания о насилии, пережитых состояниях могут преследовать детей долгое время, оказывая негативное влияние на эмоциональную сферу.

Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети переносят в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности. Очень часто родители, чтобы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадываются, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя».

В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. При интенсивной работе за компьютером даже у взрослого человека может появиться головная боль и головокружение, а длительное зрительное переутомление приведет к снижению остроты зрения. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом.

От долгого сидения за компьютером у детей появляется искривление позвоночника. Чтобы не развивался сколиоз, нужно учить детей ровно держать спину, не горбиться, а компьютер установить так, чтобы ребенку не приходилось ни сутулиться, ни вытягивать шею или высоко держать голову. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.

Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное

действие.

Поэтому информационная безопасность детей, сохранение их жизни и здоровья является главным сегодня в работе педагогов детских садов, в процессе воспитания ребенка в семье.

С 1 сентября 2012 года в России вступил в силу Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" № 436-ФЗ, цель принятия которого - установление правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию.

Родителям следует запомнить, что информационная безопасность детей - состояние

защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Всё дело в чувстве меры. Чтобы компьютер здоровью не навредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Время занятий с компьютером, планшетом должно быть определено Вами сразу.

По данным психофизиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2-6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет – не более 1 часа в день.

Родители должны регулировать «отношения» ребёнка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит. Целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном.

Чем больше родители уделяют внимания своему ребенку, тем меньше риск негативного влияния отрицательной информации, которую ребенок получает через телевидение, интернет, музыку, которую он слушает и другие источники.

Телевидение, гаджеты не заменят мамины сказки, «разговоры по душе» с бабушкой, эмоциональные и деловые беседы с папой. Постарайтесь узнавать проблемы ребенка, давайте ему советы как поступить в той или иной ситуации. Ни в коем случае не порицайте ребенка, если он открыл вам свой какой-то негативный поступок. Этим Вы можете его оттолкнуть, и в следующий раз он не расскажет вам свой секрет.

Постарайтесь организовать досуг ребенка. Постоянное проведение свободного времени у телевизора не оставляет времени на самоорганизацию, когда он сам или в компании сверстников мог бы придумывать себе игры, занятия, увлечения.

Ребенок, который ходит в различные секции, кружки, имеет меньше вредных привычек, ведет более здоровый образ жизни и он меньше подвержен воздействию негативной информации.

Постоянно интересуйтесь настроением, делами, удачами и неудачами ребёнка. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, возможность общаться со сверстниками.

Помните, что избыточность информации – это тоже информационное насилие.

Советы для заботливых родителей по формированию компьютерной культуры дошкольников:

  1. Чтобы компьютер приносил детям пользу, нужно правильно обустроить рабочее место ребенка. Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребенка.
  2. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
  3. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
  4. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
  5. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  6. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и

проветривание.

  1. Неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.
  2. Рекомендованное расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60

см.

  1. В процессе игры с компьютером нужно обязательно сделать гимнастику для глаз.
  2. Занятия за компьютером нужно сменять физическими упражнениями и играми.

Компьютер – умная и нужная «игрушка» и никогда не навредит, если правильно ее

использовать и соблюдать все меры предосторожности:

  1. Следить за тем, во, что играет ребенок, какие фильмы он смотрит.
  2. Установить на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка полезному и нужному.
  3. Следить, чтобы на мониторе компьютера не было бликов.
  4. Чаще играть с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность.
  5. Помогать ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать.
  6. Не оставлять ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких

детей).

  1. Ограничить время нахождения за компьютером.

Проблема обеспечения информационной безопасности детей становится все более актуальной. Оградить современного ребенка от Глобальной сети, разнообразной информации практически невозможно. Поэтому первостепенные задачи взрослых – педагогов и родителей - состоят в том, чтобы воспитать культуру безопасного поведения детей в сети Интернет и обеспечить надлежащий контроль за деятельностью детей в социальных сетях. Взрослым необходимо анализировать и выбирать те ресурсы, которые могут помочь в воспитании и развитии детей.

Воспитатель: Сейдылдаева Д.О.

11.10.2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста"

Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, п...

Консультация для педагогов «Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста»

Информационная безопасность дошкольников рассматривается как "состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому...

Консультация для родителей "Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста в информационно-телекоммуникационных сетях"

Негативное влияние современных СМИ (средств массовой информации) на развитие детей очевидны для специалистов. В последнее время психологам всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведение...

"Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста" консультация для родителей

Как родители (законные представители) могут обеспечить информационную безопасность своему ребёнку....

"Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста" консультация для родителей

Как родители (законные представители) могут оградить своего ребёнка от нежелательной информации...

Методическая разработка «Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста»

Методическая разработка - рекомендации для педагогов (родителей) «Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста» это совместная работа педагогов, родителей и детей....