Методическая разработка «Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)

Воронцова Ольга Викторовна

Методическая разработка - рекомендации для педагогов (родителей) «Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста» это совместная работа педагогов, родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл День без интернета36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка - рекомендации для педагогов (родителей) «Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста»

Автор: Воронцова Ольга Викторовна

Сахалинская область г. Оха МБДОУ д/с №20 «Снегурочка»

С 29 декабря 2010 года действует федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который ориентирован на защиту подрастающего поколения от медиа-продукции, которая пропагандирует вредные привычки, оправдывает детскую жесткость, отрицает семейные ценности.

Механизмы восприятия негативной информации и ее влияние на

психофизиологическое состояние детей дошкольного возраста.

Современное образование трудно представить себе без ресурсов интернета. В последние годы наблюдается массовое внедрение ИКТ в дошкольные образовательные учреждения. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной. Необходимо понимать, как работают механизмы восприятия негативной информации и как она влияет на психофизиологическое состояние детей дошкольного возраста.

Рассмотрим, какие вообще существуют механизмы восприятия информации. Восприятие информации – это активный, не всегда осознаваемый человеком процесс деятельности по приему и переработке существенных знаний об окружающем мире, людях и событиях.

Восприятие информации зависит от условий, в которых человек с этой информацией знакомится:

1.        Значение ситуации. Если ситуация благополучна для человека, он склонен ее более благожелательно принимать, чем ту информацию, которая воспринимается в неблагоприятной ситуации.

2.        Глубина понимания информации. Если человек разбирается в ситуации, чаще спокойно относится к ней, к связанным с ней обстоятельствам и окружающим людям. Он будет более адекватно относиться к происходящему, чем человек с дефицитом информации или ограниченным кругозором.

3.        На восприятие информации влияют характеристики предмета, субъекта или явления.

4.        Влияние стереотипов (упрощенных, основанных на чужих взглядах представлений о том, с чем человек не сталкивался, и что облегчает ему понимание этих вещей.

5.        Часто восприятие затрудняется непредсказуемостью или искажением сведений людьми, неспособными правильно донести информацию.

Восприятие информации осуществляется при помощи органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Вся эта информация поступает в разные отделы и подструктуры мозга, отвечающие за связь с этим анализатором, и обрабатывается. Очень большое значение имеет то, в какой форме информация представлена: графическая, текстовая, символьная, видеоинформация и др. Как воспринимается и обрабатывается информация, поступающая к человеку извне? Необходимо учитывать уровень психического отражения информации личностью, сложность протекающих психических процессов, участвующих в обработке, и степень осознанности человеком формируемых на основе полученной информации образов и смыслов. Психоаналитическая теория З. Фрейда объясняет этот процесс с точки зрения осознанности личностью поступающей информации. Согласно теории, в психике человека существуют три уровня: сознательное, подсознательное и бессознательное.  Фундаментом является бессознательное, состоящее из совокупности неосознанных влечений, инстинктов, подавленных в детстве желаний и травм. Бессознательное часто содержит информацию, вытесненную из сознательного, и эта информация приводит иногда к невротической симптоматике. Во второй части психики – в подсознательном – хранится информация, которая используется сознанием, чтобы выполнять свои функции. В третьей части содержится информация, образующаяся посредством обработки того, что мы чувствуем и переживаем в данный момент. Исходя из вышесказанного, необходимо понимать, что психика ребенка может подвергаться воздействию образами, звуками и т.д., и ребенок не осознает, как именно на него действует информация, не понимает, что побуждает его действовать подобным образом, не может объяснить свой поступок. Поэтому любая информация, имеющая целью манипуляцию сознанием и поведением, является вредной.

Восприятие информации на разных возрастных этапах развития зависит от уровня психических познавательных процессов, опыта, самосознания. Как реагируют дети дошкольного возраста на различные информационные вредности? В младенческом и раннем возрасте (0-3 года) выделяют сомато-вегетативные реакции, которые характеризуются возбудимостью, нарушением сна, аппетита, кишечными расстройствами. Для возникновения подобных реакций являются значимыми интенсивность и необычность стимула. А базовыми эмоциями - удивление и испуг. Если понаблюдать за реакцией ребенка, можно увидеть, что звук умеренной силы вызывает интерес, а звук большей интенсивности – испуг и ужас. Длительное воздействие интенсивного шума, зрительных стимулов, могут вызывать перенапряжение нервной системы ребенка. С 4-х лет появляется психомоторный уровень реагирования, который может включать гипердинамические расстройства: возбудимость, тики, заикания, что, в свою очередь может провоцировать агрессию и негативизм в поведении ребенка.

Следует помнить, что цифровые технологии являются не только источником развития для дошкольника, но и связаны с определенной опасностью. Необходимо четко представлять, как просмотр телевизора влияет на ребенка. При просмотре телевизора глаз ребенка лишен возможности менять спонтанно фокусировку глаза с близкого на дальний взгляд, что не позволяет изменяться кривизне хрусталика глаза. В результате мышцы перенапрягаются. Аккомодация хрусталика теряет возможность быстро меняться, что может привести к его искривлению. Кроме перегрузки глаза, при формировании непрерывного изображения происходит перегрузка нервной системы. Чтобы избежать таких психотравмирующих эффектов, необходимо знать, совокупность каких факторов может их вызывать:

- яркость, новизна, выразительность, неожиданность стимула (образа)

- наличие диссонанса с имеющимися у ребенка представлениями и опытом, который он получает в своей привычной среде

-  воздействие в момент снижения защитных сил психики (усталость, эмоциональные переживания, стресс и др. реакции и состояния).

Таким образом, в младенческом, раннем и дошкольном возрасте существует большой риск вредного влияния информационной среды на формирование норм поведения, нравственного развития, т.к. большая часть воспринимаемых форм поведения у маленького ребенка происходит пока неосознанно, действуют механизмы подражания и имитации. Современные дети по большей части визуалы, это значит, что лучше они воспринимают то, что им показывают, чем то, что рассказывают. С самого раннего детства дети окружены различными яркими и динамическими изображениями, исходящими из разных источников, программ и др., поэтому им более интересна информация в виде мультфильма, анимации, особенно, если они сами могут принять в этом активное участие.

Тем не менее, взрослые должны понимать, что огромное интернет-пространство может нести информационную опасность для наших детей. И совершенно очевидно, что должны существовать четкие правила информационной безопасности для детей, ведь ребенок дошкольного возраста не готов к самостоятельному безопасному взаимодействию в интернет-среде. Ребенка нужно воспитывать так, чтобы виртуальное пространство не подменяло собой реальную жизнь, а это значит, что на некоторые вещи ради безопасности детей должны быть наложены жесткие запреты. Разумный запрет на гаджеты в дошкольном возрасте освобождает время для полноценного интенсивного умственного и физического развития. Кроме того, разумный запрет позволяет оградить психику ребенка от негативной информации, так как информационное поле, которое нас окружает, передает, помимо всего прочего, много страха, губительного для неустоявшейся детской психики. Рассмотрим негативное влияние гаджетов на детский организм.

Особое место в жизни современных детей занимает компьютер и одной из форм конструирования для дошкольника в настоящие момент являются компьютерные игры. Визуальное поле компьютерной игры, безусловно, выступает как особое условие развития перцептивных действий дошкольников. Сегодня компьютерные игры для детей носят эмоционально привлекательный характер: разработчики насыщают программы помимо развлекательной составляющей познавательным материалом, направленным на решение задач, связанных с развитием психических функций. Компьютерная игра имеет специфические психологические особенности, отличающие ее от традиционных развивающих средств. В компьютерном поле, где предметная реальность задана в условно-наглядной ситуации, освоение свойств, эталонов и изображенных предметов происходит в условиях нового типа действий — посредством функций, задаваемых компьютерной программой, а не естественными телесными движениями, формирующимися в условиях непосредственного освоения предметного мира.

Современные дошкольники с завидной легкостью овладевают навыками работы с компьютерными новинками.   Компьютер является для ребенка игрушкой, необычной и привлекательной. Конечно, польза компьютера неоспорима. С помощью этой современной машины дошкольник:

1. Растет технически грамотным.

2. Чувствует себя увереннее с любой техникой.

3. Развивает логическое мышление.

4. Увеличивает скорость реакции, принятие решения.

5. Улучшает память.

6. Учится концентрировать внимание.

7. Учится визуально воспринимать объекты.

8. Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.

9. Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.

Но последние годы мы наблюдаем, как гаджеты вытесняют из жизни наших детей все другие виды деятельности. Экранные образы воздействуют на еще не окрепшую психику ребенка, на его сознание, приводя иногда к деформации. Информация, полученная с экрана, воспринимается ребенком, как истина, обладающая силой внушения. Жаль, что смысл компьютерных игр чаще всего сводится к жестокости. Устраняя виртуальных противников, сюжет наполняется дракой, стрельбой, кровопролитием. Неокрепшая психика ребенка невольно входит в образ героя. Ребенок начинает привыкать, что проблемы можно решить, применяя физическую силу и грубость. Так, Л. Ф. Обухова говорит о том, что содержание многих компьютерных игр носит агрессивный характер. Элементы насилия, яркие картины гибели героя — все это может вызывать беспокойство и тревожность ребенка. Часто игры перегружены информацией, не несущей содержательного компонента (мелькающие на экране объекты, обширное музыкальное сопровождение и т.п.). Такие эффекты отвлекают ребенка, не дают возможности сосредоточиться на самом решении поставленной игрой задачи, что ведет к неэффективной деятельности и быстрой утомляемости.

Практика показывает, что дошкольники, которые много времени проводили за компьютерными играми, воспринимают визуальные образы, но плохо реагируют на звуковые сигналы. Впоследствии это может стать одной из причин плохой обучаемости в школе. Дети не способы адекватно реагировать на звуковые инструкции педагога, что значительно понижает их успеваемость. Практически все специалисты единогласны в том, что чрезмерное увлечение детей компьютерными играми имеет исключительно негативные последствия для их здоровья и психики и связано с возникновением определенной зависимости от виртуальных игр.

В игре ребенка с компьютером не предусмотрено общение, в том числе отсутствует ведущая, корректирующая и направляющая роль взрослого. Это побуждает ребенка искать пути решения поставленной задачи самостоятельно. Отчасти это связано с тем, что способ действия мало знаком и до конца не освоен, в том числе сам перцептивный механизм вступает в некое противоречие, так как нарушается единство зрительного и кинестетического восприятия (восприятия самого движения). Ведь если, манипулируя элементами для сборки конструкции в предметном мире, ребенок мог совершать единые действия рукой и глазом, то в компьютерной игре это единство разрушается.

Только грамотное использование компьютерных игр может оказывать на развитие ребенка позитивное влияние. Если правильно подобрать игру и четко ограничить время пребывания за компьютером (для дошкольника оно не должно превышать 10 мин), то результатом игры станет выработка умения быстро принимать решения, развитие логического мышления, внимания, координации, умения планировать свои действия.

Как приучить ребёнка к соблюдению правил информационной безопасности? Для этого взрослым нужно представлять, что такое «информационная безопасность» детей (или личности) в целом. Это не только правила пользования цифровыми технологиями, но и потребление информации в целом. Запрет информации, направленной на развитие ребёнка – это тоже нарушение информационной безопасности. Важно научить детей получать, воспринимать, анализировать и выбирать информацию, нужную для развития, принятия решений, понимания причинно-следственных связей.

Для каждого возраста должен быть свой подход. В дошкольном возрасте важно знакомство с окружающим миром через овладение предметной деятельностью и получением разнообразной информации именно таким образом: фактуры, формы, цвета и запахи и, конечно же, речь окружающих людей, эмоции. Общение с родителями не должны заменяться только виртуальными формами и мультиками. Развитие должно проходить через реальный предметный мир с помощью взрослого. Абстрактное восприятие придёт, но чуть позже. Информацию, которую получает ребенок, нужно выбирать критически, проверять ее. И при этом не забывать показать ребенку путь к прекрасному, полезному: науке, искусству, технологиям. В любом возрасте – это диалог ребёнка с родителем. Всё это используется в педагогике, психологии: нужно только адаптировать эти знания к использованию в современных условиях, когда цифровые технологии так прочно вошли в повседневную жизнь, просто ускорив и упростив процессы получения, распространения информации.

        Таким образом, говоря о предотвращении последствий влиянии негативной информации на психофизиологическое состояние детей, мы должны понимать, что существуют особенности психического, личностного и социального развития детей дошкольного возраста, которые необходимо учитывать, чтобы обеспечить для них безопасность современной информационной среды. Необходимо анализировать как положительное, так и отрицательное влияние современных информационных технологий и учитывать все риски взаимодействия ребенка с информационной средой.

Предлагаемые методические рекомендации помогут педагогам и родителям снизить уровень воздействия негативной информации на детей, защитить их психическое здоровье, пробудить желание осознанного использования современных информационных технологий.

В связи с тем, что с каждым днем наблюдается рост доступности интернет-ресурсов для детей, включая дошкольников, должен повышаться уровень требований к безопасности информации, находящейся в общем доступе. Каждый взрослый понимает, что оградить ребенка от всей информации, которая поступает из телевизионных реклам, из интернета на мобильных устройствах, планшетах, компьютерах не возможно.

В дошкольном учреждении педагоги фильтруют информацию, прежде чем донести ее до детей. Дома без регулярного родительского контроля риск негативного влияния негативной информации на развитие детей увеличивается в разы.

В качестве эксперимента предлагаю провести  «День без интернета »

Участники- дети, родители и педагоги.

Ресурсы- Телевизор, мультимедийный проектор, ноутбук

https://moodle.iroso.ru/mod/url/view.php?id=16508

Монстр Хай

Цифровое детство

Нормативно-правовые основы

Механизмы влияния информации на детей

Цель: Выяснить, возможна ли жизнь без интернета в наше время? Что может случиться, если это произойдет?

Задачи: 

П۬۬о۬۬к۬۬а۬۬з۬۬а۬۬т۬۬ь п۬۬о۬۬л۬۬о۬۬ж۬۬и۬۬т۬۬е۬۬л۬۬ь۬۬н۬۬ы۬۬е с۬۬т۬۬о۬۬р۬۬о۬۬н۬۬ы р۬۬а۬۬б۬۬о۬۬т۬۬ы И۬۬н۬۬т۬۬е۬۬р۬۬н۬۬е۬۬т۬۬а۬۬. Выявить о۬۬с۬۬н۬۬о۬۬в۬۬н۬۬ы۬۬е в۬۬р۬۬е۬۬д۬۬н۬۬ы۬۬е ф۬۬а۬۬к۬۬т۬۬о۬۬р۬۬ы п۬۬р۬۬и р۬۬а۬۬б۬۬о۬۬т۬۬е с И۬۬н۬۬т۬۬е۬۬р۬۬н۬۬е۬۬т۬۬о۬۬м۬۬. Увеличить количество семей, участвующих в проведении совместных мероприятий; обогатить практику семейного воспитания в сфере информационной безопасности; развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности; создать положительную эмоциональную атмосферу в общении между детьми, родителями и педагогами; способствовать повышению уровня педагогической компетентности родителей в сфере информационной безопасности.

Продукты деятельности: Выяснить информационную грамотность родителей и степень зависимости детей.

 Патологическая увлеченность интернетом способствует дальнейшей деградации личности, уходу в свой мир. У детей формируется неправильное восприятие мира в дальнейшем. Доступность интернет-услуг делает людей слишком ленивыми. Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей, содержит почти всю запрашиваемую информацию. Это самая главная причина, объясняющая пристрастие к Интернету.

Для начала подбираем мультфильмы для детей, смотрим и обсуждаем (Slovensko(2014г) о безопасности в Интернете. Рассматриваем современные игрушки(«Хаги Ваги» «Монстр Хай», «Сиреноголовые»….), готовим родительское собрание, памятки.

Родители выполняют установленные правил для этого дня.

Вывод

В ходе проделанной работы мною были сделаны следующие выводы: Развитие ребенка в дошкольном возрасте характеризуется сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречиями своими потребностями и возможностями. Для детей Интернет в первую очередь не источник информации, как для взрослых, а средство общения.

Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – вот противоядие Интернет – зависимости.

 Без Интернета, точнее без умения им пользоваться, человек в современном мире, конечно, выживет, но добиться ощутимых успехов в жизни вряд ли сможет. Не стоит видеть в Сети панацею от всех бед, но не следует, и пренебрегать ее возможностями. Нужно относиться к ней как к мощному, надежному и полезному инструменту для решения своих задач, связанных с работой, отдыхом или общением – так же как мы относимся к автомобилям, шариковым ручкам, книгам, играм, одежде. Если использовать мобильный интернет (EDGE, 3G, LTE), не вводить пароли от важных учётных записей, когда подключены к общественной Wi-Fi-сети, посещать только сайты с шифрованием данных (HTTPS – он обычно отмечен зелёным замочком в браузерах), использовать специальные средства защиты — браузеры со специальным безопасным режимом просмотра страниц или программы-защитники, которые разрабатывают антивирусные компании.

Каждый взрослый человек является членом информационного сообщества. Родители же в первую очередь несут ответственность за будущее своих детей. Поэтому необходимо выбрать такие меры, которые бы максимально обезопасили информационную среду для дошкольников. Необходимым условием является систематическое взаимодействие детского сада и семьи по вопросам обеспечения безопасности детей.

Тогда Интернет станет хорошим помощником для взрослых, а как следствие для детей во всех  делах!

Безопасность детей в руках грамотных родителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста"

Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, п...

Консультация для педагогов «Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста»

Информационная безопасность дошкольников рассматривается как "состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому...

Консультация для родителей "Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста в информационно-телекоммуникационных сетях"

Негативное влияние современных СМИ (средств массовой информации) на развитие детей очевидны для специалистов. В последнее время психологам всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведение...

"Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста" консультация для родителей

Как родители (законные представители) могут обеспечить информационную безопасность своему ребёнку....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ (РОДИТЕЛЕЙ) «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Предлагаемые методические рекомендации помогут педагогам и родителям снизить уровень воздействия негативной информации на детей, защитить их психическое здоровье, пробудить желание осознанного использ...