Задания по развитию словаря
картотека (старшая группа)

Куракина Татьяна Григорьевна

Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольников.Словарный запас ребенка бывает двух видов – пассивный и активный. Пассивный словарь – это те слова, значение которых ребенок понимает, но не использует в своей повседневной речи. Активный словарь включает в себя те слова, которые ребенок не только понимает, но и использует их в устной речи и письме. Как правило, пассивный словарь всегда больше активного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchie_ponyatiya.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Какой? Какая? Какое?»

Цель:  речи ребенка именами прилагательными.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой? Какая? Какое?»

Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.

Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.

Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.

Шапка какая? – красивая, пушистая, синяя, шерстяная и т.д.

Озеро какое? небо, дерево, яблоко и т.д.

  Обобщающие понятия

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры:

Взрослый называет обобщающее понятие. Ребёнок должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Пример:

Овощи - картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Ягоды - малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.

Деревья - берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.

Домашние животные -        корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.

Перелётные птицы - стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.

Зимующие птицы - голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.

Мебель - стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.

Посуда - тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.

Одежда - пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.

Обувь - туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.

Игрушки        - кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.

Дикие животные - тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.

Фрукты -        яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.

Инструменты -        пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы.

Транспорт         - трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход.

Вариант 2.

Взрослый называет видовые понятия, а ребенок – обобщающие слова.

Огурец, помидор - Овощи.

Игра «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры:

«Мы волшебники немного: был один, а станет много». Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Ребенок называет существительные во множественном числе.

Пример:

стол – столы                                    кусок – куски

стул – стулья                            день – дни                              

гора – горы                                      прыжок – прыжки

лист – листья                           двор - дворы

дом – дома                                       перо - перья

носок – носки                           крыло - крылья

глаз – глаза                                     сон – сны                                

гусёнок – гусята                           пальто- пальто

лоб – лбы                                       тигрёнок – тигрята

нога - ноги                                     дыра - дыры

Игра «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры:

Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного.

у тигра – тигрёнок        у лисы – лисёнок

у льва – львёнок        у лося – лосёнок

у слона – слонёнок        у оленя – оленёнок

у медведя – медвежонок        у кролика – крольчонок

у верблюда – верблюжонок        у белки – бельчонок

у зайца – зайчонок        

у коровы – телёнок        у овцы – ягнёнок

у лошади – жеребёнок        у курицы – цыплёнок

у свиньи – поросёнок        у собаки – щенок

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры:

Взрослый, спрашивает: -Ворона каркает, а сорока? Ребёнок должен ответить: - Сорока стрекочет.

Пример:

Сова летает, а кролик?                 Лягушка квакает, а лошадь?

Корова ест сено, а лиса?        У коровы телёнок, а у овцы?

Крот роет норки, а сорока?        У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Петух кукарекает, а курица?        Собака живет в конуре, а мышка?

Игра «Скажи иначе»

Цель: учить детей подбирать синонимы.

Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое - темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).

Высохли цветы - завяли, зачахли.

Корм- пища, еда, продовольствие.

Долгий - продолжительный, длинный, длительный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста

Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста...

Комплекс заданий для развития словаря прилагательных у детей со стертой дизартрией

Словарь прилагательных у дошкольников сос стертой дизартрией очень беден. Поэтому был составлен комплекс занятий по обогащению словаря прилагательных у дошкольников со стертой дизартрией. Занятия поде...

Развитие словаря у детей с речевыми нарушениями. Примеры игр для развития словаря.

Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей....

Игры и задания на развитие активного словаря старших дошкольников

Формирование лексики проводится по следующим направлениям:расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мы...

Блок "Расширяем словарь и развиваем связную речь" (Игры на развитие словаря)

Активный словарь детей накапливается очень быстро, поскольку каждому родителю знакомо, то чувство, когда с ребенком становится  общаться все легче. Ведь он стал так много понимать и учится объясн...