Комплекс заданий для развития словаря прилагательных у детей со стертой дизартрией
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Словарь прилагательных у дошкольников сос стертой дизартрией очень беден. Поэтому был составлен комплекс занятий по обогащению словаря прилагательных у дошкольников со стертой дизартрией. Занятия поделены на два этапа: подготовительный и основный. А основной делится еще и на 4 подэтапа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление плана коррекционно-логопедической работы по формирование словаря прилагательных у детей со стертой формой дизартрии строилось с учетом программ: «Программа коррекция нарушения речи» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.,; «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. А также на основе рекомендаций, заданий и упражнений таких авторов, как: Е.Ф. Архипова, Г.В. Гуровец, В.А. Киселева, Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова, Е.Ф.

При разработке коррекционно-логопедической работы учитываются все трудности в усвоении словаря прилагательных. Направления работы формируются, учитывая уровни сформированности определенного компонента словаря прилагательных (от наиболее сформированного компонента – к менее сохранной)

В коррекционно-логопедической работе были выделены следующие этапы

1 этап – подготовительный

Цель: развитие пассивного словаря прилагательных

Задачей этого этапа является максимальное обогащение пассивного словаря прилагательных, при этом параллельное развитие словесно-логического мышления, слухового внимания и памяти. Развитие пассивного словаря происходит в основном с помощью загадок и отгадывания, что способствует подготовке детей к расширению активного словаря прилагательных.

Логопедическая работа на данном этапе проводится по следующим направлениям:

  1. Формировать умение отделять имя прилагательное от других частей речи
  2. Формировать умение объединять несколько прилагательных в одну общую картину
  3. Развитие пассивного словаря антонимов
  4. Развитие пассивного словаря синонимов


Занятие 1.

Цель: знакомство с группой, приобщение к работе в коллективе, создание положительной атмосферы.

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. Составление описательного рассказа о себе, используя простые прилагательные
  3. Составление описательного рассказа о своем друге, используя простые прилагательные
  4. Игра «Глухой телефон» с использованием цвета: логопед говорит первому ребенку сочетание прилагательное + существительное (прим.: красное яблоко). Последний ребенок говорит эту фразу в слух
  5. Игра «Будущие профессии»: ребенок рассказывает кем бы он хотел стать в будущем, а логопед помогает дополнять рассказ ребенка наибольшим количеством прилагательным.

Занятие 2.

Цель: учить детей отделять имя прилагательное от других частей речи.

Оборудование: заяц, крокодил Гена, звезда, сыр, бублик, картинный материал.

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. Игра «Расскажи про предмет». Сначала достается заяц, логопед спрашивает: «Кто это?» (существительные). Затем логопед начинает уточнять: какого он цвета, какие у него глаза, какие у него уши, какой у него хвостик (прилагательные). То же самое проделываем с крокодилом Геной, объемной прозрачной звездочкой, треугольным сыром, мягким бубликом.
  3. Игра «Что можно назвать?». Логопед задает вопрос: «Что можно назвать холодным?» (прилагательное). Дети отвечают: снег, сосульки, ветер и т.д. (существительное). Следующий вопрос: «Какие поступки можно назвать плохими?» (прил.). Ответы: кричать, не слушаться, обзываться, злиться и т.д (глаголы).
  4. Игра «Подбери признак?». Логопед показывает картинку, например, с шубой и задает вопрос: «Шуба какая?». Потом показывает картинки с действиями, например, картина где мальчик помогает бабушке перейти дорогу. Вопрос логопеда: «Какое действие сделал мальчик?». Дети отвечают прилагательными.

Занятие 3.

Цель: учить детей объединять несколько прилагательных в одну общую картину

Оборудование: мяч, бубен, ворона, мишка, емкость, картинный материал

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. Игра «Угадай предмет». Логопед за ширмой прячет предмет, например, мяч. И уточняющими вопросами помогает детям отгадать, что он спрятал. Например: он круглый, мягкий, легкий. Другие предметы: бубен, ворона, мишка.
  3. Игра «Повара». Логопед ставит емкость под «блюдо» и вместе с детьми начинает варить суп: картошка (какая?), капуста (какая?), свёкла (какая) и т.д. По окончанию логопед задает вопрос: «Какой же суп у нас получился?». Ответы детей: «Вкусный, наваристый, красный, полезный и др.». Тем же самым способом варим компот.
  4. «Расскажи о своей игрушке». Ребенок должен рассказать о своей любимой игрушке называя только ее признаки.

Занятие 4.

Цель: развивать пассивный словарь антонимов имени прилагательного

Оборудование: картинный материал, большой и маленький шарики, длинный и короткий карандаши, широкий и узкий камешки.

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. Сначала логопед объясняет, что есть такая категория слов – антонимы. Они означают противоположное значение или «слова-наоборот». И приводит примеры антонимов
  3. Игра «Найди другое слово». Логопед читает текст: «Ребята наткнулись на небольшой ручей в лесу и решили его перейти. Миша нашел тонкое бревнышко и перебросил через ручей, пошел по ней и упал. Тогда Ваня и Костя нашли толстое бревно и положили на берега ручейка. Перейдя ручей, они принялись сушить одежду Миши». Потом логопед задает вопросы: «Какое бревно сначала принес Миша?», «А какое бревно нашли мальчики потом?». Уточнить, что противоположное слову «тонкий» - «толстый».
  4. «Проведи дорожку». Справа на листе бумаге расположены предметы: большая машина, толстое дерево, высокий дом, широкая дорога, светлое время суток. А слева противоположные предметы. Сначала ребенок проводит дорожки, а потом вместе с логопедом правильно озвучивает антонимы.
  5. «Положи на место». Логопед делает визуальный квадрат (ленточками или карандашами). В середину выкладывает большой и маленький шарики, длинный и короткий карандаши, широкий и узкий камешки. Обращаясь к ребенку, логопед просит взять определенный предмет и положить его справа, слева, сверху или снизу квадрата. Можно использовать объемный ящик.

Занятие 5.

Цель: развивать пассивный словарь синонимов имени прилагательного

Оборудование: картинный материал

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. «Слова-друзья». Вспомнить, что на прошлом занятии мы говорил о словах-неприятелях, а сегодня поговорим о словах-друзьях. Спросить детей как они понимают выражение «слова-друзья». Уточнить, что такие слова называются синонимами. Привести примеры.
  3. «Найди друзей». На листе хаотично расположены «похожие» предметы: грустный (печальный) кот, школьник (ученик), дети работают (трудятся) в саду, пища (еда). Дети самостоятельно находят похожие предметы и называют их, а логопед озвучивает синонимы к этим предметам.
  4. «Стих». Логопед читает стихотворение, а дети должны услышать похожие слова:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару (И.Токмакова []).



Предварительный просмотр:

2 этап – основной (включает в себя 4 подэтапа):

1 подэтап: активизация активного словаря прилагательных

Цель: обогащение и увеличение активного словаря прилагательных.

Задачей данного этапа является формирование умения использовать верное прилагательное в соответствие с контекстом .

Логопедическая работа на данном этапе проводится по следующим направлениям:

  1. Формировать умение выделять признаки предмета из контекста
  2. Формировать умение отделять лишнее прилагательное от определенного набора прилагательных, при этом развивая функции классификации
  3. Формировать синтагматические связи прилагательного и существительного


Занятие 6.

Цель: сформировать умение выделять признаки предмета из контекста.

Оборудование: рассказ-описание, схема-подсказка, коробка с макетами фруктов и овощей, картинные материал.

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. Чтение рассказа-описания о любом животном. Дети должны выделить и запомнить признаки предмета и перенести это на бумагу.
  3. «Отгадай, что я придумал». Каждый ребенок загадывает животное. По очереди начинают описывать то, что загадал каждый. Описание происходит по схеме: размер, цвет, какой он на ощупь, какие отличительные черты. Схему изобразить на рисунке, как подсказку. Эту же игру можно использовать с продуктами питания.
  4. «Вкусная коробка». Логопед достает коробку, в которой находятся макеты разных овощей и фруктов (лучше использовать настоящие продукты, при условии отсутствия аллергий). Задает вопрос: «Кто первый будет отгадывать?». Достает фрукт или овощ, и ребенок максимально подробно описывает его. Можно так же использовать схему: размер, форма, цвет, вкус. Далее фрукт или овощ отдается ребенку.
  5. «Кто чем работает?». Логопед вместе с детьми вспоминают профессии: строитель, врач, парикмахер, повар. Далее повторяют какими инструментами владеет каждый человек с определенное профессией. Ребенок должен уточнить какой должен быть этот инструмент для успешной работы. Например: «Повар готовит еду. Его инструмент – посуда и столовые приборы. Его инструменты должны быть чистыми, удобными. А продукты, которые он использует должны быть свежими»
  6. «Гардероб». Логопед достает картинный материал, на котором изображены дети, но им нужно подобрать одежду и составить про них рассказ. Например, ответы ребенка: «Маша идет на день рождения, поэтому ей нужно надеть пышное платье красного цвета. На ноги она наденет мягкие туфельки. Обязательно нужны круглые бусы и красивый веер».

Занятие 7.

Цель: формировать умение отделять лишнее прилагательное от определенного набора прилагательных, развивать умение классифицировать предметы

Оборудование: картинный материал с эмоциями, продуктами питания, животных, предметов из окружающего мира, домашних животных; наборы геометрических фигур.

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. «Лишняя эмоция». Предлагается четыре эмоции изображенных на картинках, в которых одна не сходна с другими. Например: «радостный, веселый, спокойный, грустный» или «тревожный, испуганный, радостный, злой». Уточнять почему именная эта эмоция лишняя. Использовать 4 разных набора эмоций по 4 карточки.
  3. «Что лишнее?». Логопед берет три набора разных фигур: два фиолетовых куба, фиолетовый кирпичик; красный куб, красный шар и зеленый кирпичик; красный шар, синий шар, зеленый куб. дети отбирают лишнее, объясняя свой выбор. Так же параллельно уточняется на что похож из нашей жизни шар, куб, прямоугольник.
  4. «Что похоже на вкус?». В корзинке находятся картинки продуктов питания. Логопед раздает инструкции для каждого ребенка. Например: Игры ищет сладкое, Ваня ищет кислое, Женя ищет горькое и т.д. По окончанию каждый ребенок составляет рассказ со своими картинками, максимально наполненный прилагательными.
  5. «Что похоже на ощупь?». Те же самые правила игры, только картинки продуктов питания заменяются картинками животных, предметов. Инструкции уже становятся сложнее: найти пушистое, найти деревянное, найти железное, найти гладкое и т.д. Стараться избегать элементарных прилагательных – твердое, мягкое.
  6. «Где настоящая?». Предоставляются 4 набора с домашними животными. Например, в первом наборе коровы: две коровы мультяшные, одна нестандартных цветов и три настоящих, но не одинаковых. Так же уточнять какие были коровы – черная, пятнистая, большая, маленькая и др. Дети классифицируют домашних животных, объясняя свой выбор.

Занятие 8.

Цель: формировать синтагматические связи прилагательного и существительного

Оборудование: сюжетная картина, картинный материал, мяч

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. Смотрим сюжетную картину, где несколько персонажей и много разных предметов. Логопед задает вопросы: «Девочка какая?» - «Веселая». «А какой у нее мяч?» - «Цветной» и т.д.
  3. «Подбери». Предлагается несколько разных картинок с предметами, которые подходят под прилагательные: соленый, тяжелый, высокий, маленький, холодный, длинный. На каждое прилагательное желательно определить не более двух-трех картинок. Каждый ребенок должен отобрать под свое прилагательное картинку. При ошибочном выборе, логопед подробно поясняет почему ребенок ошибся, и какая картинка подходит больше.
  4. «Поймай мяч». Логопед предлагает поиграть в мяч, но с некоторыми правилами: «Я кидаю вам с цветом, а вы мне с предметом». Например: синий – небо, море; оранжевый – апельсин, мандарин и др. .
  5. «Загадки». Дети отгадывают загадки: «У медведя ноги кривоваты, значит он у нас? (косолапый)», «А у лисоньки шерстка, прям из воска. Какая она? (рыжая)», «Ёжик-ёжик, ты не злись, лучше поиграть спеши. Какой ёжик становится, когда он злится? (колючий)».
  6. «Подскажи словечко». Можно играть и с мячом, и без. Дети должны вставить подходящее слово: «Солнце, как печка… какое? (теплое)», «Дождь, как пуля… какой? (быстрый)», «Снег, как бриллианты… какой? (блестящий)», «Сосулька, как нож… какая? (острая)».



Предварительный просмотр:

2 подэтап: обогащение словаря антонимов

Цель: развитие антонимии в словаре прилагательных

Задачей данного этапа является активное использование и закрепление антонимии в словаре прилагательных, при этом развивать слуховое внимание и связную речь.

Логопедическая работа на данном этапе проводится по следующим направлениям:

  1. Развитие умение подбирать противоположные по смыслу слова
  2. Развитие процессов сравнительного анализа прилагательных


Занятие 9.

Цель: развитие умения подбирать противоположные слова по смыслу

Оборудование: мяч, картинный материал, карточки с антонимами

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. «Назови наоборот». Игра с мячом с инструкцией: «Называй слова-неприятели».
  3. «Давай сравним». Логопед (можно с подкреплением картинками) спрашивает: «Какой на вкус торт? А горчица?», «Какой высоты многоэтажный дом? А какой высоты дом с одним этажом?», «Какой ширины шарф? А какой ширины веревка?», «Какого возраста бабушка? А какого возраста девочка?», «Сколько весит гиря? А сколько весит перо?».
  4. «Задачки». Логопед предлагает детям порешать интересные задачки. На доске висят картинки: улитка и волк, лиса и бегемот, аист и ёжик, грузовик и велосипед. Логопед задает соответствующие вопросы: «Кто бежит быстрее, а кто медленнее?», «Кто тяжелее, а кто легче?», «Кто выше, а кто ниже?», «Кто больше, а кто меньше?». Обязательно переспрашивать детей, чтобы те отвечали полным ответом (прим.: «Бегемот легче лисы»).
  5. «Подбери карточку». Логопед раздает карточки с картинками каждому ребенку, в отдельной стопке лежат антонимы к этим картинками. Ребенок должен найти пару совей карточке. Можно сделать соревнование. В конце ребенок отвечает полным ответом.
  6. «Назови лишнее». Логопед говорит три слова, а ребенок должен назвать лишнее: тяжелый-милый-легкий; высокий-сильный-легкий; добрый-злой-красивый; быстрый-добрый-злой; высокий-быстрый-легкий.

Задание 10.

Цель: развитие процессов сравнительного анализа прилагательных

Оборудование: картинный материал, мяч

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. «Сравни». Показываются картинки: осень-зима, пруд-озеро, куст-дерево, мальчик-дедушка, вечер-ночь. Логопед задает вопросы: «Если осенью холодно, то зимой еще … (холодней)», «Если пруд широкий, то озеро еще … (шире)», «Если куст высокий, то дерево еще … (выше)», «Если мальчик взрослый, то дедушка еще … (взрослей)», «Если вечером темно, то ночью еще … (темнее)».
  3. «Поймай мяч». Логопед дает инструкцию: «Я кидаю мяч с фразой, а вы мне обратно с этой же фразой, но добавляете слово *более* или *менее*». Фразы: корова упитанная, теленок менее упитанный; собака добрая, щенок более добрый; олень ловкий, олененок более ловчее; лиса хитрая, лисенок менее хитрей.
  4. «Измени слово». Можно с мячом. Инструкция: «Я говорю слово, а вы его изменяете. Например: у жеребенка хвост длинный, а у лошади – длиннейший». Слова для игры: зайчонок шустрый, а заяц… (шустрейший); у котенка когти острые, а у кошки… (острейшие); щенок верный, а собака… (вернейшая).
  5. «Опиши Лешу». Картинка с мальчиком и его комнатой. Логопед: «Леша очень умный мальчик, но очень вредный. Все вещи, которые у него есть – ему не нравятся. Давайте перечислим эти вещи». Слова: у Леши кровать высокая, а ему надо еще выше; у Леши подушка мягкая, а ему надо еще мягче; у Леши стол большой, а ему надо еще больше; у Леши яркий мяч, а ему надо еще ярче; у Леши мощный компьютер, а ему надо еще мощнее.



Предварительный просмотр:

3 подэтап: обогащение словаря синонимов

Цель: развитие синонимии в словаре прилагательных

Задачей данного этапа является активизация и закрепление синонимии в словаре прилагательных, параллельно развивать слуховое внимание и память, а так же словесно-логическое мышление и связную речь.

Логопедическая работа на данном этапе проводится по следующим направлениям:

  1. Развивать умение подбирать слова со сходным смыслом к определённому слову
  2. Развивать умение объединять предметы со схожими признаками
  3. Развивать умение строить текст с несколькими синонимами


Занятие 11.

Цель: развивать умение подбирать слова со сходным смыслом к определённому слову.

Оборудование: мяч

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. «Подбери словечко». Дети вместе с логопедом садятся в круг, логопед берет мяч и говорит инструкцию: «Я качу вам мяч с одним словом, а вы своему другу с другим словом, похожим на него». Пример: красивый-приятный-симпатичный; плохой-злой-невежливый; умный-сообразительный-понимающий и т.д.. Каждый ребенок должен сказать слово.
  3. Игра «Замени слово». Инструкция: «Нужно заменить в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-. Чтобы они обязательно были с одним и тем же смыслом». Смелый мужчина - … (бесстрашный), тихое место - … (бесшумное), ясная погода - … (безоблачная), пустая трата времени - … (бесполезная).
  4. Игра «Кто быстрее». Инструкция: «Сейчас попробуем подобрать смешные и не смешные синонимы к словам. Что такое синонимы? (вспомнить). Давайте кто быстрее!». Например: слово «веселый». Смешные синонимы: веселехонький, хохотливый, прикольный. Несмешные: забавный, смешной, счастливый. И т.д.
  5. Игра «Перефразируй». Инструкция: «Я читаю предложения, а вы должны найти признак предмета и заменить его на похожий». Предложения: Я пошел короткой дорогой (быстрой). Сережа взял вкусную конфету (сладкую). Маша звонко смеялась (громко). Заяц очень быстрый (шустрый). Медвежонок был неуклюжим (косолапым). Синонимы могу быть разными, можно подобрать несколько синонимов.

Задание 12.

Цель: развивать умение объединять предметы со схожими признаками

Оборудование: картинный материал

Ход работы:

  1. Приветствие детей
  2. «Найди похожее». Картинный материал: пушистые предметы, холодные предметы, зеленые предметы, вкусные предметы и т.п.. Каждому ребенку раздается свое прилагательное, и он ищет похожие предметы. Далее он должен составить предложение насыщенное этими синонимы. Например: «У меня есть пушистая кошка и шапка», «Пирожное и торт были очень вкусные», «В летний день около нашего зеленого дома росла зеленая трава»
  3. «Объедини». Инструкция логопеда: «Нам нужно объединить по группам: одежда, животные, игрушки, еда. Но обязательно использовать признаки этих предметов». Например: «Круглый мяч, круглая неваляшка, круглый ёжик – это игрушки и все они круглые и овальные»; «Шуба, валенки, варежки – это все теплая одежда», «Торт, конфеты, шоколадка – это все сладкая еда», «Волк, медведь, лиса – это все хищные животные»
  4. «Стих». Логопед читает стих:

«Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники - Снегурочкины слезы».

Вопросы детям: «Какой была Снегурочка, когда провожала зиму? (Печальной). Давайте подберем к этому слову похожие (грустная, невеселая). Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое).

Занятие 13.

Цель: развивать умение строить текст с несколькими синонимами

Оборудование: лабиринт, картинный материал

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. «Лабиринт». На листе бумаге нарисован лабиринт, где в начале нарисован персонаж. Персонаж должен найти выход, но по пути встречаются разные похожие предметы: снег, сосулька, снеговик – холодные; роза, ромашка, ландыш – ароматные; камень, стол, доска – твердые. Каждый ребенок ходит по очереди, можно поставить пешку. Дойдя до предмета, ребенок озвучивает, что он нашел (ароматную розу, твердый камень). По окончанию, логопед спрашивает каждого ребенка какие предметы были ароматными, холодными и т.п.. Предметы и прилагательные можно заменить.
  3. «Сочиняем сказку». Логопед читает сказку, а дети по очереди добавляют свое синонимичное прилагательное, не повторяясь.

В лесу было (тепло). Под (высоким) деревом сидел (маленький) ёжик. Он был очень (добрым) и (веселым). Он любил (вкусные) ягоды. К нему пришел его (грустный) друг. Ёжик решил развеселить своего друга и дал ему (свежих) ягод. Друг-ёжик ободрился, повеселел и сразу стал (улыбчивым).

  1. «Передай следующему». Первому ребенку даются карточки: мужчина-красный автомобиль-горы. Ребенок должен придумать предложение и передать другому, следующий ребенок заменяет прилагательные в предложении первого ребенка и передает следующему. Например: «Взрослый мужчина поехал на красном автомобиле к большим горам», далее «Серьезный мужчина поехал на ярком автомобиле к высоким горам».



Предварительный просмотр:

4 подэтап: развитие атрибутивного словаря

Цель: расширение объема атрибутивного словаря прилагательных

Задачей данного этапа является обогащение атрибутивного словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

Логопедическая работа на данном этапе проводится по следующим направлениям:

  1. Расширение объема качественных прилагательных в словаре ребенка
  2. Развитие умение образовывать относительные прилагательные
  3. Развитие умение образовывать притяжательные прилагательные


Задание 14.

Цель: Расширение словаря качественных прилагательных. Обобщение всех полученных знаний о прилагательном как признаке предмета

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. «Про животных». Закончить предложения: «Заяц, который боится… (пугливый). Волк, который находится всегда один… (одинокий). Медведь, который много весит… (тяжелый). Ёжик с колючками… (колючий).
  3. «Качества людей». Детям нужно закончить предложения: «Человек, который никогда не обманывает… (честный человек). Человек, который часто лжет… (лживый). Человек, который отличается упорством… (упорный). Человек, который любит трудиться… (трудолюбивый). Человек, который не любит трудиться… (ленивый)».
  4. «Назови ласково». Инструкция: «Я говорю прилагательное, а вы называете его ласково». Прилагательные: глупый (глупенький), добрый (добренький), красивый (красивенький), голубой (голубенький), низкий (низенький).  
  5. «Назови кратко». Инструкция: «Нужно сократить прилагательное, но так чтобы смысл остался». Прилагательные: тесная одежда – одежда тесна, холодная зима – зима холодна, веселые игры – игры веселы, красивое платье – платье красиво.
  6. «Про что можно сказать?». Инструкция: «Я говорю слово, а вы мне то, что вам пришло на ум». Слова: широкая, высокая, смешной, злой, милый, умный, тяжелый, теплый.

Задание 15.1. 

Цель: развивать умение образовывать относительные прилагательные

Оборудование: картинный материал, крупы

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. Попросить детей осмотреть кабинет. Каждый ребенок должен выбрать один предмет. Далее задаются вопросы: «Саша, выбрал стол. Из чего сделан наш стол? Из какого материал? Верно, стол сделан из дерева. А если он сделан из дерева, то как еще можно его назвать? Стол из дерева – деревянный стол». Предметы: стул из металла – металлический, игрушка из пластика – пластиковая, мишка из плюша – плюшевый, карточки из бумаги – бумажные и т.д.
  3. «Вкусный сок». Вначале логопед спрашивает детей, какие они помнят фрукты и овощи, из которых можно сделать сок. А далее, у каждого ребенка спрашивает какой получится сок из его овоща или фрукта. (Сок из яблока – яблочный сок, сок из томата – томатный сок и т.д.).
  4. «Варим кашу». Логопед достает несколько видов крупы: гречиха, рис, горох, манная крупа, овсяная крупа. Сначала дети рассматривают, трогают каждый вид крупы, логопед называет названия крупы. А далее дети называют название каши из каждой крупы. (Каша из гороха – гороховая, каша их овсяной крупы – овсянка и т.д.).
  5. «Угадай мороженое». Логопед показывает картинки мороженого: ванильное, шоколадное, фисташковое, пломбирное, земляничное, банановое. Слова логопеда: «Ребята, это мороженое из шоколада. Значит оно какое? Это мороженое с фисташками. Значит оно какое?». Уточнить какое мороженое любит каждый ребенок.

Задание 15.2.

Цель: развивать умение образовывать относительные прилагательные

Оборудование: картинный материал, листья

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. «Во что ты одет?». Логопед просит посмотреть, во что одеты дети. Ответы детей: сарафан, джинсы, шорты, футболка. Тогда логопед уточняет: «Ребята, а вы знаете из какого материала сделана ваша одежда? Джинсы из джинса, шорты из хлопка, футболка из трикотажа, а сарафан из вельвета. А теперь каждый назовет свою одежду. Какая она?». Ответы детей: «Мои джинсы из джинса, значит они джинсовые», «Мой сарафан из вельвета значит он вельветовый» и т.д.. При этом дети трогают свою одежду, чтобы запомнить название и ощущение от прикосновения к материалу. Потом можно вспомнить зимнюю одежду: меховую шубу, шерстяные варежки, кожаные сапоги и т.п..
  3. «Посуда». Показывается картинка, где много посуды. Логопед задает вопрос: «Попробуем составить предложения про посуду. Из какого материала кружка (из стекла)? Значит в какую кружка мама наливает чай (стеклянную)?». Далее дети должны придумать предложения самостоятельно: металлический чайник, пластмассовый поднос, фарфоровый сервиз, деревянная ложка и т.д.
  4. «Листики». Подготовить картинный материал разных листьев, а лучше если листья будут настоящие: березовый, дубовый, кленовый, ивовый. Раздать листочки детям и задать вопрос: «С какого дерева упал каждый листочек?». Помочь с названиями детям, которые затруднятся. Далее уточняется как называется тот или иной лист, если он упал с определенного дерева (березовый листочек, дубовый листочек и т.д.).
  5. «Домики». Подготавливаются картинки с домами: деревянный, кирпичный, каменный, панельный. Эти картинки переворачиваются, и дети берут по одной. Логопед просит составить рассказ по картинке, называя какой это дом. Пример: «Этот дом построили из дерева два зайчишки. Они долго трудились. Но по окончанию работы зайчики долго не могла нарадоваться своему деревянному дому»

Занятие 16.1.

Цель: развитие умения образовывать притяжательные прилагательные

Оборудование: картинный материал

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. Заранее логопед просит принести или взять из группы игрушки детей. Логопед спрашивает, у кого какая игрушка. Далее он задает вопрос любому ребенку (прим.): «Что у Маши в руке (кошка)? Чья это кошка (Машина)?». И так с каждым ребенком.
  3. «Чья одежда?». На картинках изображена одежда. Далее детям предлагается отсортировать одежду для папы, мамы, тёти, дяди, бабушки и дедушки. И так же уточняется, чья это одежда. Ответы детей должны быть полными (прим.: «Эта кофта тётина, это дедушкины сапоги»).
  4. «Кто что потерял?». На картинках нарисован зонт, шляпка, мяч, магнитофон, поводок. Логопед читает предложения, а дети должны выбрать картинку. Предложения: «Соня пошла гулять под дождем. Что она потеряла (зонт)? Чей это зонт (Сонин)?» и т.п..
  5. «Отгадай части тела». Каждому ребенку раздаются карточки, на которых нарисованы 3 человека с именами (имена желательно несколько раз повторить, чтобы дети запомнили). У каждого человека разные отличительные черты. Например, волосы (черные, рыжие, светлые), глаза (карие, голубые, зеленые), одежда и т.п.. У логопеда свои карточки, на котором изображены отдельные части тела от этих людей. Когда логопед показывает свою карточку (прим.: светлые волосы), дети должны отгадать чьи это волосы и поднять руку. Логопед спрашивает того, кто поднял руку первым. Ответы детей в виде притяжательных прилагательных (Светины светлые волосы).

Занятие 16.2.

Цель: развитие умения образовывать притяжательные прилагательные

Оборудование: картинный материал

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. «Чей хвостик». Детям показываются картинки животных: лисы, волка, зайца, белки. Но уточняется, что хвостики эти животные потеряли. На второй стороне листа нарисован хвосты этих животных и детям нужно их соединить. Далее логопед уточняет: «Если этот хвост лисы, то как еще можно сказать, что этот хвост именно лисичкин?». Логопеду необходимо помогать с названиями хвостов. Когда все хвосты были названы, логопед просит каждого ребенка взять хвост, уточняя чей именно хвост притяжательным прилагательным. Далее логопед спрашивает у ребенка, чей это хвост. Желательно проделать эти действия несколько раз, чтобы дети запомнили способ преобразования прилагательных.
  3. «Чужой хвост». Показываются картинки животных с чужими хвостами. Сначала логопед спрашивает, что за животное тут изображено (напр.: белка) и чей у него хвост (напр.: заячий; ребенок должен ответит притяжательным прилагательным). Далее логопед уточняет: «Кому нужно вернуть этот хвост (зайцу)? У зайца какой хвост (заячий)? А у белки (беличий)? Значит белки мы возвращаем чей хвост (беличий)?»
  4. «Что за животное». Можно использовать те же картинки, но желательно добавить новые: медведь, собака, корова, кошка. В этом задании нужно изучить части тела животных, используя притяжательные прилагательные. Вопросы логопеда: «Кто это (медведь)? Что это (нос медведя)? А как еще можно назвать нос медведя (медвежий нос)? А что это за часть (уши)? Чьи это уши (медвежьи)?» и т.п..
  5. «Путаница». На картинках изображены странные существа, у которых разные части тела от разных животных. Каждому ребенку раздается такая картинка и каждый ребенок объясняет чьи части тела у него изображены. Все ответы должны быть притяжательными прилагательными.

Задание 17.

Цель: закрепление всех полученных знаний

Оборудование: листы бумаги, материал для творчества: карандаши, фломастеры или краски

Ход занятия:

  1. Приветствие детей
  2. Логопед: «Ребята, сегодняшнее наше занятие – последнее. Давайте вспомним, о чем мы говорили и что изучали на всех предыдущих занятиях. Что вам запомнилось больше всех? Какая игра была самая интересная? Какие игры вы использовали в группе или дома?»
  3. Логопед: «А теперь нам нужно выполнить самое последнее задание. Оно вам точно понравится. У вас на столах листы бумаги. Сейчас я буду читать предложения, а вы постарайтесь нарисовать какое-то конкретное слово, которое я выделю, в том виде, которое возникает в ваших мыслях при упоминании этого слова. Давайте начнем!»
  4. Текст: «В правом верхнем углу нарисуйте что-то маленькое. В правом нижнем углу нарисуйте что-то длинное. В нижнем левом углу нарисуйте что-то злое. В верхнем левом углу нарисуйте что-то вкусное. Ну и в середине нарисуйте что-то красивое. А теперь переворачиваем листочек. Снова в правом верхнем углу нарисуйте что-то зеленое. В правом нижнем углу нарисуйте что-то деревянное. В нижнем левом углу нарисуйте что-то тяжелое. В верхнем левом углу нарисуйте что-то холодное. Ну и в середине нарисуйте своего несуществующего зверя, у которого разные части тела». Животных детей нужно потом разобрать: чьи у него глаза, чьи уши, чей хвост и т.д..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию тонкой моторики рук и зрительно - моторной координации у детей со стертой дизартрией «Речь – на кончиках пальцев»

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Отклонения в речевом развитии имеют от 40 до 60% детей. Среди наиболее распространенных нарушен...

Развитие грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией (рекомендуемые лексические упражнения)

Стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации  речевой деятельности. Основным симптомов речевого ...

«Развитие словаря прилагательных у детей 3-х лет на материале игр с предметами (игрушками)»

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых &nda...

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста.

Целью игр является закрепление в речи детей употребления относительных, притяжательных прилагательных и способов их образования, слов-антонимов, развитие воображения, памяти....

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Цель, задачи, структура логопедической работы по развитию словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией.

По итогам проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования, выявлены трудности формирования словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией...

Коррекционная работа по развитию активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Особенности формирования словаря у детей с ОНР. Система работы и дидактические игры, используемые для развития и актуализации атрибутивного словаря....