Дистанционное взаимодействие учителя-логопеда
статья

Вальдман  Нина Сергеевна

Дистанционная взаимосвязь учителя-логопеда с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Эпидемиологическая обстановка в мире вынуждает специалистов в области образования обращаться к новым формам образовательной деятельности – дистанционному обучению. Логопеды, работающие с детьми с речевыми нарушениями знают, что перерыв в их работе приведет к потере сформированных навыков и умений.

Дистанционное обучение -  это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и ребенком.

Главной целью дистанционного образования дошкольников является предоставление детям качественного дошкольного образования в условиях дистанционного взаимодействия между педагогами образовательной организации, воспитанниками детского сада и их родителями.

Дистанционное обучения подходит не всем детям. Для работы  у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут  у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения.

 Дети с общим недоразвитием речи наиболее благоприятная категория детей с ОВЗ, с которыми можно организовать дистанционное обучение, и оно будет результативным, так как:

  • у данной категории детей в достаточной мере сформированы познавательные процессы  и учебное поведение;
  • дети старшего дошкольного возраста способны активно заниматься от 15 до 20 минут перед экраном.
  • существует множество интерактивных игр для детей с речевыми нарушениями, которые мотивируют ребенка, а также вносят разнообразие в работу логопеда.

Плюсы дистанционных логопедических занятий:

  • • модульность - в основу программы логопедической работы дистанционного образования закладывается модульный принцип, что позволяет из набора отдельных независимых курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям детей с нарушениями.
  • • дальнодействие - расстояние от места нахождения ребенка до логопеда (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективной логопедической работы;
  • • асинхронность - дошкольник и логопед могут проводить работу независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;
  • • новая роль логопеда (в системе дистанционного обучения — тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование коррекционно-развивающего процесса, корректировка программы, консультирование и т.д.; взаимодействие с учениками осуществляется как синхронно, так и асинхронно с помощью почты или систем связи;
  • • гибкость – дети не посещают регулярных занятий, каждый может заниматься столько, сколько ему необходимо; есть возможность заниматься в любом месте и в любое время;

Минусы дистанционных логопедических занятий:

  • • отсутствие прямого очного общения между детьми и логопедом;
  • - рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания;
  • - социальная изоляция затрудняет работу по развитию коммуникативной функции речи;
  • - невозможна (или сильно затруднена) работа над звукопроизношением, особенно постановка звуков механическим способом;
  • • необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет: нужна хорошая техническая оснащенность, но не все семьи с детьми имеют компьютер и выход в Интернет;
  • • необходимость в базовых навыках владения ИКТ;
  • • сложность мотивации дошкольников к дистанционны логопедическим занятиям: не подходит несамостоятельным детям с низкой мотивацией к обучению;
  • • проблема идентификации пользователя при проверке знаний: при выполнении задания в электронном виде часто невозможно сказать, кто его выполнил;
  • • необходимость привлечения к работе родителей: отсутствие жесткого контроля и, как следствие, проблемы с самоорганизацией;
  • Негативное влияние компьютера на здоровье: осанку, зрение, слух и т. п.

Хотелось бы поделиться опытом по внедрению дистанционного обучения в коррекционную работу.

При организации дистанционного обучения  используем  такие формы работы, как:

  • Онлайн занятия;
  • Готовые занятия в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)
  • Онлайн консультирование родителей;
  • Онлайн вебинары и мастер-классы.

При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:

  • Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)
  • Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия
  • Подбор и подготовка игр и заданий
  • Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий
  • Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)
  • Проведение занятия
  • Домашнее задание
  • Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)

При проведении занятий необходимо соблюдать такие важные моменты как:

  • Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка) 10-15 минут.
  • Рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки.
  • Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности.
  • Обязательно использовала зрительные гимнастики.

  Более востребованными формами являются: индивидуальные занятия с воспитанниками, онлайн индивидуальное консультирование для родителей. Хотелось бы рассказать о данных формах поподробнее.

С каждым из воспитанником проводилось занятие с использованием компьютера через бесплатную программу Skype, обеспечивающую текстовую, голосовую видеосвязь через Интернет.

Для того чтобы охватить максимальное количество родителей воспитанников, обеспечить им оперативную консультационную помощь и вовлечь в образовательный процесс, повысить качество дистанционных занятий с детьми, нами  используются следующие интернет ресурсы:

  • сайт детского сада https://gdoy49.ru/
  • чаты в мессенджерах WatsApp, Viber

Для эффективности индивидуальных занятий  в своей работе используем  различные дистанционные технологии:

аудио

https://deti-online.com/pesni/logopedicheskie-pesenki-zheleznovy/

https://logoped.name/audio-dlya-logopeda/

https://mersibo.ru/

https://logoped.name/audio-dlya-logopeda/

видео информация

https://tlum.ru/news/10-multfilmov-kotorye-naucat-vasego-rebenka-citat/

https://vk.com/video/playlist/-94935039_16

https://vse-kursy.com/read/701-uroki-dikcii-dlya-detei-onlain.html

https://tvoymalysh.com.ua/kid-territory/cartoons/15880-pozitivnyy-logoped-podborka-multfilmov-kotorye-pomogut-uluchshit-rech-malysha.html

Логопед для вас в YouTube

красочные презентации  https://xn--80ablbaanka7beun6ae4de9e.xn--p1ai/doshkolniku.html 

https://nsportal.ru/user/569629/page/kartoteka-prezentatsiy-po-leksicheskim-temam

https://infourok.ru/biblioteka/doshkolnoe-obrazovanie/type-56

использование компьютерных игр https://www.logozavr.ru/ - обучающие и развивающие компьютерные игры и флеш-игры для дошкольников и младших школьников, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – все то, что способствует успешному обучению ребенка в школе.

различный дидактический материал, игровые пособия на базе Интернет ресурсов (интерактивные модули, для создания игр, упражнений, викторин, опросов)

программы, в том числе в виде анимаций, учебные пособия в программе «ПервоЛого».

LEARNINGAPPS https://learningapps.org/ Самый популярный бесплатный конструктор для создания электронных интерактивных упражнений.

      Предлагаем родителям детей  использовать новый Логопедический тренажер для развития речи  «Легко сказать» от Яндекс https://yandex.ru/alice/legko-skazat. Расскажем о нем подробнее.

 Данный мессенджер был разработан и одобрен ведущими логопедами нашей страны (Светлана Томилина Учитель-логопед, руководитель
речевого центра «Логопед плюс». Анна Шаргина учитель-логопед, Ольга Бобкова учитель-логопед)

Тренажер будет полезен на этапе, когда ребенок уже научился правильно произносить звук, но навык еще не доведен до автоматизма. Тренажёр помогает закрепить уже поставленные звуки, развивает фонематический слух, связную речь. Все занятия проходят в игровой форме. Ребёнок сам выбирает персонажа, с которым он будет играть (Фиксики или звукли). Например: Нолик — звук «Р» Самый маленький из фиксиков — но уже достаточно опытный, чтобы рассказать
о дроне. Любит пошалить.

Для запуска программы достаточно в браузере Яндекса просто сказать «Алиса, запусти навык «Легко сказать» и выбрать персонажа, а дальше он сам всё объяснит». 

Занятия бесплатны и проходят в игровой форме. Звукли (персонажи, придуманные в Яндексе и озвученные поп-артистами) и фиксики не дадут ребёнку заскучать.

 Песни для отрабатывания звуков написаны детскими поэтами и популярными артистами по методике, составленной опытными учителями-логопедами.

Фиксики знакомят ребёнка с профессиями будущего, а звукли учат быть смелым, много читать, не бояться выступать на сцене и другим важным вещам, которые трудно даются детям с плохим произношением.

Каждое занятие рассчитано примерно на шесть минут — за это время ребёнок успевает освоить новый куплет.
Все распевки, разминки и песни  представлены на страницах персонажей.

Сначала ребёнку нужно размяться. Персонаж рассказывает историю,
а ребёнок выполняет упражнения для развития речи: улыбается, вытягивает губы, сворачивает язык в трубочку.

Каждому куплету песни предшествует запоминающийся припев — распевка. Она состоит из звуков в тех позициях, которые встречаются в куплете, и позволяет как следует их отработать.

Последний этап – песня. Песня помогает хорошо проработать звук во всех позициях — ударных, безударных, в обратных и прямых слогах.
Тексты составлены так, чтобы одни звуки
не мешали тренировать другие — например, в словах на звук «Ж» не будет других шипящих.

Занятия разработаны для детей 5-7 лет, но подходят всем.

Это приложением можно пользоваться на любых устройствах с Алисой (умная колонка Яндекс.Станция и Станция Мини; на персональном компьютере и в смартфоне).

Детям очень нравится самостоятельно общаться со сказочными персонажами.

Одной из важных форм работы учителя-логопеда было онлайн Консультирование родителей. Общие консультации по темам, спланированным в  плане работы на период дистанционного обучения – проходили каждую неделю, если кто-то из родителей не мог подключиться к видеотрансляции, то материалы консультации были размещены в чате WatsApp  для самостоятельного изучения темы родителями. Индивидуальные консультации проходили по запросу родителей, а так же по результатам индивидуальных занятий. При  регулярном и доступном общении в таком формате у родителей сложились более доверительные отношения со специалистом. Они охотнее стали консультироваться по психологическим особенностям своего ребенка и трудностям в обучении. 

   Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение , имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии. Хочется привести слова Татьяны Александровны Соловьевой, и.о.директора ИКП РАО : «Применение технологий дистанционного обучения  позволило профессиональному сообществу логопедов и дефектологов запустить процесс формирования нового, перспективного направления  - дистанционной коррекционной педагогики, что сделало ее доступной для семей из отдаленных регионов Российской Федерации и зарубежья, повысило компетенции родительского сообщества».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

статья "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и родителей в современных условиях"

В статье излагается информация из опыта работы логопеда с родителями в дистанционном формате в условиях борьбы с короновирусом...

статья "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и семьи в современных условиях"

В статье "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и семьи в современных условиях" рассказывается о новой форме работы с родителями при помощи современных IT технологий....

Проект «Дистанционное обучение как средство взаимодействия учителя-логопеда и родителей в работы с детьми ОВЗ »

Организация дистанционного обучения позволяет:обеспечить доступ детей с речевыми патологиями к образовательным и иным информационным ресурсам; оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нару...

Дистанционные формы взаимодействия учителя - логопеда с родителями в ДОУ

В данной публикации раскрыто несколько вариантов дистанционного взаимодействия с родителями через платформу Zoom, сайт "Мерсибо", месенджеры в телефоне, электронную почту, анкетирование с по...

Использование онлайн конструктора дидактических игр Word Wall при дистанционном взаимодействии учителя - логопеда с родителями и детьми

 В данном материале рассматривается регистрация в конструкторе Word Wall и создание игры по шаблону «Сортировка групп» на примере дифференциации звуков «С» - «...