Активизация словаря по теме "Правила дорожного движения"
консультация (старшая группа)

Матвеева Людмила Алексеевна

Работа над активизацией словаря по теме "Правила дорожного движения в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rasshirit_slovarnyy_zapas.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

  Консультация для родителей

«Как расширить словарный запас детей

подготовительной к школе логопедической группы

по теме «Правила дорожного движения».

Ребенок стал на год старше. А это значит, он стал умнее, сильнее, выносливей…

В подготовительной к школе группе ему предстоит изучить много нового учебного материала, освоить новые умения и получить новые навыки. При этом не стоит забывать, что все обучение и воспитание осуществляется посредством речи.

Общаясь с ребенком, нередко можно наблюдать такую картину: показываемый ребенку предмет знаком, но он не знает или не помнит, как этот предмет называется, нередко в речи ребенка встречаются неточности употребления слов, обозначающих действия и признаки предметов.

Почему эти ошибки надо устранять?

Неправильно оформленная устная речь затрудняет понимание окружающими смысла говорящего собеседника, у детей теряется интерес к такому ребенку, с ним меньше играют. Дети часто так и обосновывают: «Да он ничего не знает, непонятно говорит» и др. Поэтому очень важно своевременно формировать и расширять словарный запас детей по различным темам.

Предлагаем  Вашему вниманию рекомендации по расширению словарного запаса у детей подготовительных к школе групп по теме «Правила дорожного движения».

Выбор темы не случаен, поскольку знание и соблюдение правил дорожного движения обеспечивает безопасность ребенка.

С чего же начать расширять словарный запас Вашего ребенка по этой теме?

Родителям рекомендуется:

1. Понаблюдать с ребёнком на улице за дорогой, рассмотреть и назвать проезжую часть, тротуары и обочины

2. Затем нужно понаблюдать за движением различного транспорта, за работой светофора на перекрестках и на пешеходных переходах, обратив внимание на его сигналы и уточнив, когда можно переходить улицу, а когда – нет.

3. Дети должны уметь правильно употреблять слова: пешеход, водитель, пассажир, вагоновожатый, машинист, летчик, автобус, трамвай, троллейбус, такси, грузовик, пешеходный переход, светофор, сигналы светофора, опасность, безопасность движения, едет, остановился, идет, бежит, переходит, нарушил, соблюдает правила и др.

4. Ребенка подготовительной к школе группы нужно познакомить с такими знаками, как:

«Главная дорога», «уступите дорогу», «пешеходный переход», «пункт питания», «автозаправочная станция», «пункт медицинской помощи», «больница», «велосипедная дорожка», «опасный поворот», «движение пешеходов запрещено», «движение велосипедов запрещено», «въезд запрещен», «осторожно, дети» и другими знаками.

5. После чего важно провести с ребёнком беседу о правилах уличного движения и повторить с ребёнком правила поведения на улице.

Правила уличного движения и правила поведения ребенка на улице:

- Люди могут ходить только по тротуарам.

- Велосипедисты могут ездить по велосипедным дорожкам и по тротуарам (если на них нет пешеходов).

- Играть и бегать на тротуарах (особенно возле проезжей части дороги) нельзя.

- Улицу можно переходить только по переходу, обязательно на зелёный сигнал светофора, держа взрослого за руку и посмотрев сначала налево, затем направо.

- Общественный транспорт нужно ждать на остановке, при этом запрещается выбегать на дорогу, бегать и кричать на остановке.

- В транспорте нельзя шуметь и толкаться, пожилым людям нужно уступать место.

6. Выучите с ребёнком стихотворение и разделите на слоги слова «пе-ше-ход» и «пе-ре-ход». 

Переход. 

Что за белые полоски 

На углу у перекрёстка? 

Знает каждый пешеход: 

Это «зебра» — переход. 

7. Научите точно подбирать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола «ехать». 

Машина из гаража … .  

Машина к дому … .

Машина от дома … .

Машина до дома … .

Машина через мост … .

Машина с моста … .

Машина в ворота … .

(выехала, подъехала, отъехала, доехала, съехала, заехала, переехала и др.)

8. Для закрепления знаний ребенка о сигналах светофора предложите ему отгадать загадку и самостоятельно объяснить значение сигналов светофора. 

Если свет зажёгся красный, 

Значит двигаться опасно. 

Жёлтый – предупреждает,

а зелёный говорит:

«Проходите, путь открыт». (Светофор) 

9. Хорошо поиграть с ребенком в игры. Игровая деятельность способствует закреплению у детей полученных знаний и активизирует их словарный запас.

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»:

Старый - …, новый - …, маленький -…, мощный -…., длинный -…., грузовой -…, трёхколёсный -…, быстроходный -…, летящий -… .

10. Важно работать и над построением фразы. Можно предложить ребенку составить предложения из слов.

Например: Люди, улица, на, переходят, свет, зелёный, светофор.

11. Научите Вашего любознательного малыша составлять описательные загадки о каком – либо виде транспорта (по выбору).  

Такие несложные и интересные упражнения и игры помогут ребенку уточнить и расширить словарный запас по теме «Правила дорожного движения» и запомнить эти правила. Успехов Вам и Вашим детям!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря".

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их реч...

Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников

Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами....

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (1, 2 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) СРЕДСТВАМИ СЕНСОМОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются  актуальными проблемами современной дошкольной педагогики Росси.  Острота проблемы состоит в том, что в настоящее время выявл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:"Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. "

Актуальностьсоздания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деяте...

Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения

  Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...

Конспект занятия по активизации словаря и развитию связной речи "Путешествие в Страну дорожных знаков" для детей с ТНР

Для детей с ТНР подготовительной группы, в контексте лексической темы "Транспорт"...