САМООБРАЗОВАНИЕ :«Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»
учебно-методический материал по физкультуре

ВОЙНОВА ЮЛИЯ ГЕННАДЬЕВНА

Совершенствование двигательных навыков и развития физических качеств через игровую деятельность дошкольника

 

Актуальность данной проблемы:

 Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем.

Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре.

Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников, развитие двигательных навыков, физических качеств. Отсюда следует, что данная тема является актуальной.

 В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, игровая деятельность детей позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.

Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.

 Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная её особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений.

Содержание подвижной игры составляют её сюжет: тема, идея, правила и двигательные действия. Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает её действия, например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые или создаётся специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придаёт отдельным приёмам техники и элементам тактики целеустремлённость, делает игру увлекательной.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх ребёнку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать всё новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

 

Цель.  Повышать профессиональную компетенцию по вопросу двигательной активности детей.

Задачи. 1. Изучить в течение года учебную, научно-методическую литературу.

2. Направить жизнедеятельность детей на сохранение и укрепление здоровья.

3. Создавать благоприятные условия, обеспечивающие всестороннее развитие детей.

4. Повышать двигательную активность и общую работоспособность детей.

5. Формировать представления детей о человеке как живом существе; об условиях, необходимых ему для жизни; о здоровье, дать детям элементарные знания о своём организме.

6. Формировать интерес к деятельности по физической культуре и плаванию.

7. Активизировать у детей творческую деятельность, самостоятельность, свободу в решении игровых задач.

8. Расширять индивидуальный двигательный опыт ребёнка.

 

Предполагаемый результат:

Повышения уровня самообразования и профессионализма.

Привлечение родителей в образовательный процесс по направлению физического развития детей.

Удовлетворение индивидуальных потребностей детей в двигательной активности.

Разработка методических рекомендаций для педагогов, инструкторов по физической культуре.

Литература:

1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации Текст. : Сборник статей и документов / Отв. ред. Т. И. Оверчук. -

2. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века: изд. 2-е исп. и доп. Текст. / Авт.-сост. Е.Ю. Антонов, М.И. Кузнецова, Т.Ф. Саулина.

3. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. : Сборник науч. трудов / Сост. Н.Т. Терехова и др.

4. Карманова, JI.B. Диагностика физического развития дошкольников : методические рекомендации Текст. / JI.B. Карманова, В.Н. Шебеко, Т.Ю. Логвина

 5. Коробко А. В. Методика оценки физической подготовленности спортсмена Текст. / А.В. Коробко, Г.И.Черняев, П.Д. Перетьяков

6. Кузнецов А.П. Диагностика уровня физического развития и физической подготовленности детей 6-7 лет Текст. / А.П. Кузнецов, Э.И. Куликов, В.П. Катанаев.

7. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: книга для воспитателей детского сада. -2-е изд., испр. Текст. / С.Я. Лайзане

8. Леви-Гориневская, Е.Б. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста Текст. / Е.Б. Леви-Гориневская.

9. Максимова Т.М. Современные проблемы здоровья населения и медицинского обеспечения: БюллетеньНИИ им. Семашко Текст. / Т.М. Максимова, Е.П. Какорина и др.

10. Маханёва, М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений 2-е изд., исп. и доп. Текст. / М.Д. Маханёва.

11. Маханёва, М.Д. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детском саду и начальной школе Текст.: Методическое пособие / М.Д. Маханёва.

12. Пензулаева Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста Текст. : Автореф. дис. канд. пед. наук / Л.И. Пензулаева.

13. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: Пособие для инструкторов физкультуры ивоспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни Текст. / Н.В. Полтавцева, Н.А Гордова.

14. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду Текст. /М.А. Рунова.

15. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников Текст. : Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко и др.

16.   Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику Текст. : Книга для воспитателей детского сада и родителей. —2-е изд. / В.А. Шишкина, М.В. Мащенко

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Значимость подвижной игры для личностного и физического развития ребенка»

       Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. По результатам анкетирования всего 7% уделяют внимание подвижным играм

     Подвижные игра – важное средство  личностного развития  и физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному нравственному, эстетическому развитию ребенка, оздоровлению и укреплению организма ребенка, повышению двигательной активности, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

   Игра - исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность.      

   По определению П. Ф. Лесгафта,  подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

   Игры, используемые для физического воспитания в детском саду, можно разделить на                        2 большие группыподвижные и спортивные.

     Планируя подвижные игры, следует учитывать:

• общий уровень физического и умственного развития,

• уровень развития и двигательных умений,

• состояние здоровья каждого ребенка,

• индивидуальные типологические особенности,

• время года,

• особенности режима дня,

• место проведения игры,

• интересы детей.

    Рассмотрим образовательное, воспитательное, оздоровительное значение подвижных игр.

  Образовательное значение подвижных игр заключается, прежде всего, в прекрасной возможности получения ребенком новых системных знаний о подвижных играх как средстве и методе физического воспитания, самосовершенствования, о возможностях своих телесно-двигательных проявлений в игре, самопознании.

    В подвижной игре, ее различных ситуациях ребенок имеет реальные возможности для познания своего внутреннего «Я», для создания собственных представлений о своем влиянии на среду, о месте и роли в коллективе играющих. Игра дает широкие возможности для познания посредством активной деятельности реального мира, уверенного вхождения ребенка в мир социума.

    Воспитательное значение подвижных игр, прежде всего, основывается на их коллективном характере, что предопределяет личностные проявления и особенности коллективных действий ребенка. Коллективные подвижные игры призваны развивать в детях чувство товарищества, ответственности за собственные действия, солидарности с действиями партнеров и разделения ответственности за их действия. Воспитательное значение подвижных игр заключается в объективной оценке каждым игроком его роли в содержании и организации игрыПедагогическое мастерство организатора подвижной игры заключается в создании представления о несомненной важности каждой роли участника, о каждой выполняемой функции в организации и ведении игры.

     Оздоровительное значение подвижных игр выражается в конкретном влиянии применения их средств на развитие двигательных качеств и достижение кондиционного уровня физической подготовленности ребенка. Технологически верное применение ценностей подвижных игр с обязательным учетом психофизических особенностей детей определенного возраста является важным условием благотворного воздействия на рост антропометрических показателей, достижение оптимальных для возраста весоростовых показателей, опорного и суставно-связочного аппарата, мышечной системы детей, их осанки, положительного взаимовлияния практически всех систем и функций организма.

    Подвижная игра, всегда связана с эмоциями — сменой положительных, в случае хорошего ситуационного, промежуточного и конечного результата, на отрицательные — при неудачах. Смена эмоций средствами игры является важнейшим способом укрепления нервной системы, развития в ребенке самоуправляемости, контроля нервных проявлений управления эмоциями.

   Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

  1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный ("Медведь и пчелы", "Зайцы и волк", "Воробышки и кот") и условный ("Ловишки", "Пятнашки", "Перебежки").

   2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека. В бессюжетных играх ("Найди себе пару", "Чье звено быстрее построится", "Придумай фигуру") все дети выполняют одинаковые движения.

    3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения. Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

   4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

   5. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

   6. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера:

бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

    Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п.. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

   По своей организации подвижные игры чаще всего коллективные, в них могут объединяться от 2 до 25 детей.

   В структуре подвижной игры выделяют содержание, двигательные действия и правила.

    Содержание игры определяется движениями, которые входят в состав той или иной игры. Правила в подвижной игре носят организующий характер: они определяют ход игры, последовательность выполнения действий, взаимоотношения участников игры, поведение каждого играющего. Правила показывают, как должны вести себя все дети во время игры.

   Например, в игре «Гуси-лебеди» первое правило требует, чтобы «гуси» находились на лугу до тех пор, пока их не позовет «хозяйка», и бежать им можно только на окончание слов диалога. Второе правило запрещает «волку» ловить «гусей» раньше, чем они побегут домой.      

    При этом «волк» имеет право только пятнать «гусей», а «гуси» должны считать себя пойманными, если «волк» до них дотронется.

   Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

     В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игрыПодвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря,                            по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегомигры с прыжками и т. д.).

      По динамическим характеристикам различают игры малойсредней и большой подвижности.

       Подвижные игры проводятся на занятиях по физической культуре, а также на прогулках. На каждый месяц планируется 2-3 новые игры  и повторение 4-5 уже знакомых подвижных игр.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!»«Беги!», «Стой!» и др.

      Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.

Методика проведения подвижной игры с дошкольниками

     Практика показывает, что воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап — совершенствование движений в подвижной игре.

Этапы развития подвижной игры:

1. Выбор игры

2. Создание интереса детей к игре

3. Сбор на игру

4. Организация играющих

5. Объяснение правил игры

6. Распределение ролей

7. Разметка площадки

8. Раздача инвентаря и атрибутов

9. Сигнал на начало игры

10. Проведение игры

11. Сигнал на окончание игры

12. Педагогический анализ игры

  Важно помнить, что исключение хотя бы одного этапа в развитии игры влечёт за собой быструю потерю интереса детей к участию в предлагаемой игре.

   Порядок этапов может меняться местами, в зависимости от содержания игры, но нельзя нарушать №№ 9,10,11,12.

   Подготавливаясь к рабочему дню, воспитатель заранее подбирает игры по возрастной принадлежности, двигательному содержанию, эмоциональности и интенсивности игрового действия.

   Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очерёдности выполняемых заданий, возраста детей. Необходимо варьировать способы организации игр в зависимости от структуры и характера движений.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3»

д.Голубое

«Развитие физических качеств детей»

Консультация для родителей

Подготовила: Войнова Ю.Г.

инструктор по физической культуре

Солнечногорск, 2022 г.

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста


Ребенок дошкольного возраста очень активен. Способствует этому усиленное развитие мускулатурой системы, потребляющей большое количество кислорода. Разнообразие движения невелико. Поэтому физическое развитие детей дошкольного возраста является одной из главных целей для родителей.

Физические качества — развитие способностей человека при двигательной активности. Двигаясь, ребенок укрепляет свое здоровье: дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную системы.

От степени развития физических качеств дошкольника будут зависеть дальнейшие двигательные навыки.

Принципы развития физических качеств у детей дошкольного возраста:

  1. Для постоянного формирования двигательных навыков уровень нагрузок должен быть немного завышен.
  2. Параллельное развитие элементов воспитания (смелость, выдержка, настойчивость) присутствует при работе над физическими качествами.
  3. Оттачивания каждого навыка до мастерства, учитывая все возможности организма.
  4. От простого к сложному.
  5. Ответственное отношение к развитию двигательных качеств со стороны ребенка.
  6. Индивидуальный подход, учитывающий различную подготовку ребенка к двигательной активности.

Что происходит с детьми возраста 3-6 лет, если целый день они сидят дома? Ограниченность движений, нет выплеска эмоций. А ведь энергии у них хватит на двух взрослых! Если ее не расходовать, то происходит перевозбуждение. Желание бегать, играть, тратить накопленный энергетический ресурс есть, а возможности нет. Тогда вы столкнетесь с целым букетом проблем:

  • плохой сон — самое первое, что ждет малыша. Нет усталости, значит, плохо засыпаем, а потом не можем проснуться;
  • плохой аппетит. Нет расхода калорий, значит, нет потребности их возмещать – кормление превращается в муку для детей и родителей;
  • излишняя эмоциональная активность: ребенок кричит, не может усидеть на месте. Ругать его за это просто глупо;

  • неконтролируемое поведение. Выход энергии должен быть, а вот какой — решать родителям. Или малыш час побегает на улице, или устроит в квартире настоящий хаос.

Все это очень пагубно сказывается на психическом развитии. Пара прогулок в день, посещение спортивной секции или танцевального кружка исправят положение. Это несложно.

К двигательным качествам относятся: ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость.

Ловкость

Умение оперативно изучить незнакомые движения, а также корректировать

их для появившихся новых обстоятельств. Благодаря этому навыку, ребенок в

игре оперирует сложными двигательными задачами и при этом быстро

анализирует действия сверстников. Задачей этого навыка является

систематичность: постоянное изменение на новое упражнение; представление

одного и того же упражнения в разных вариантах, каждый раз усложняя его.

Значительное количество упражнений используется для развития физических качеств у детей:

  • Бег между предметами;
  • Челночный бег;
  • Бег с препятствиями;
  • Прыжки через предметы.

Игры для детей дошкольного возраста на развития ловкости:

Хвостик. Группе детей предлагают взять по разноцветной ленточке и

прикрепить ее сзади, вместо хвостика (так, чтобы было легко ее достать).

Один из детей выбирается ведущим. Его задача — собрать все ленточки у детей. Тот малыш, у которого забрали ленту, выбывает из игры. Последний

игрок с лентой признается победителем.

Быстрота

Возможность человека совершать движение тела или отдельной его части за максимально короткое время. Благоприятные условия для развития способствуют особенности нервной системы (быстрое возбуждение и торможение). Развивается это физическое качество у детей дошкольного возраста при выполнении ходьбы или бега с ускорением, а также при метании и прыжках (в высоту и длину). Быстрота движения измеряется на коротком участке (10 м) с учетом заранее взятого разгона.

Игра для детей дошкольного возраста на развития быстроты:

Игра «Рывок». Две команды игроков (каждый имеет свой номер) стоят на равном расстоянии от ведущего. Тот держит в руке мяч и по команде (называет любую цифру) подбрасывает мяч. Два игрока бросаются вперед, и

тот, кто поймает мяч первым, принесет своей команде победу.

Сила

Осуществление определенных двигательных действий, преодолевая препятствия с помощью намеренного сокращения и напряжения мышц. Развитие этого навыка происходит с помощью постепенного увеличения массы специальных снарядов (мячи, гантели, подушечки с песком). При развитии силы у дошкольников следует учитывать не до конца сформированную костную систему и слабость мышц-разгибателей. При назначении комплекса упражнений следует задействовать все группы мышц с постепенным усложнением задач.

Для рук предпочтительней выбрать такие спортивные снаряды: брусья, канат, лестница. Ноги хорошо укреплять во время бега или прыжков.  Мышцы брюшной полости укрепляются с помощью упражнений на пресс.

Крайне опасны упражнения с использованием значительного напряжения и кратковременной задержки дыхания.

Игра для детей дошкольного возраста на развития силы:

Игра «Перетягивание каната». Игроков разделяют на 2 команды и по сигналу ведущего тянут канат каждая команда на себя. Побеждает та, которая перетянула соперников на свою сторону.

Выносливость:

Способность проявлять определенные возможности организма на протяжении длительного времени, без снижения показателей. Для развития выносливости используют неоднократное повторение действий.

Для развития физических качеств у детей дошкольного возраста нужно использовать разнообразные подходы — коньки, бег, ходьба на лыжах, велосипед, санки, плавание.

Игра для детей дошкольного возраста на развития выносливости:

Игра «Ветер». Выбирается двое водящих — северный и южный ветер. Северный ветер должен как можно больше заморозить ребят (дотрагиваясь до

игрока, тот застывает на месте), а южный ему препятствует.

Гибкость:

Выполнение движения с большим размахом, зависящее от состояния связок, мышц, суставов, позвонков. Дети дошкольного возраста обладают гибкостью. При совершении регулярных занятий это свойство организма сохраняется. Также следует помнить, что все должно развиваться постепенно, не доводя

суставы до нежелательной деформации.

Игра для детей дошкольного возраста на развития гибкости:

Игра «Палка за спину». В каждой команде игроки выстраиваются друг за другом на расстоянии одного шага. Первый игрок перед собой за оба конца держит гимнастическую палку. По команде, не отрывая рук от палки, поднять ее и прогнувшись, не сгибая руки, передать следующему игроку. Таким образом, палка достается последнему игроку, который бежит в начало,

остальные делают шаг назад. Все повторяется снова.

При развитии физических качеств у детей дошкольного возраста формируются:

  • Костная, мышечная, сердечная и нервная системы;
  • Появляются настойчивость, сила воли, упорство, решительность;
  • Достижение цели, преодоление трудностей.

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста требует от родителей определенных действий:

  1. Поднятие в ребенке высокой самооценки с помощью совместных усилий. Замечайте и хвалите любое, даже самое мелкое достижение ребенка.
  2. Все физические занятия выполняются по желанию. Если оно отсутствует, необходимо выяснить у ребенка и устранить его.
  3. Интерес к физической культуре легче привить на собственном примере.
  4. При выборе комплекса упражнений учитывайте возраст и индивидуальные особенности ребенка.
  5. Комплекс упражнений должен использоваться, пока не будет доведен до идеального исполнения.
  6. Если у ребенка что-то не получается, необходимо оказать поддержку и ни в коем случае не ругать и смеяться над ним.
  7. Исполнение всех физических упражнений осуществляется правильно.
  8. Прислушивайтесь к ребенку в выборе физических приоритетов.
  9. Соблюдайте три правила: терпение, понимание, любовь.

Дошкольный возраст является оптимальным для формирования физических качеств. Задача родителей грамотно распорядится этим временем.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как заинтересовать ребенка активными играми»

Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое развитие детей – главная цель педагогической работы в ДОУ. Одна из важнейших задач является удовлетворение естественной потребности детей в движении. Суточная двигательная активность детей должна составлять определенное количество локомоций. Недостаточная двигательная активность неблагоприятно сказывается на растущем организме ребенка.

 Задача педагога состоит в удовлетворении естественной потребности детей в движении. Свой внутренний мир дети выражают движением.

Совместно с инструктором по физической культуре  разработаны методические рекомендации по организации обучения детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства.

 Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.  Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. 
Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

В подвижных сюжетных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.

Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по картинкам, по материалам знакомых художественных произведений и т.п.

Придумывание новых игр дается не всем детям. Причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта, организованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ребенка к творчеству. При умелом руководстве игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески. Развитие  двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность. Главным мотивом детского творчества является стремление выражать свои переживания, впечатления, осваивать их в деятельности. Подвижная игра всегда требует от детей творческой активности: найти рациональные способы действий, самостоятельно принять правильное решение, найти выход из создавшейся игровой ситуации. Она является одним из источников детского творчества, даёт пищу детской фантазии, будит мысль

Дети отчётливо видят цель игры. У всех детей развивается воображение, но у каждого ребёнка оно проявляется по-разному, индивидуально. Важное место занимают сюжетные подвижные  игры. Сюжетная форма деятельности способствует успешному формированию творческой активности. Дети способны увлечённо и самозабвенно заниматься доступными им видами творческой деятельности. Ребёнок способен выражать своё отношение к персонажам игры. Имея определённый запас знаний, умений и навыков, делает попытку придумывать варианты игр, придумывает сюжетные подвижные игры, вначале по аналогии с уже известными, а затем с новым содержанием. Постепенно руководя развитием творчества, воспитатель подводит некоторых из них к самостоятельному придумыванию игр.

К старшему дошкольному возрасту у детей накапливается двигательный опыт, происходит перестройка движений и действий. На первый план выдвигается самостоятельная ориентировка ребёнка в игровой ситуации, которая позволяет ему проявить инициативу и творчество. Хорошее овладение речью даёт ему возможность передачи замысла игры. Творческая активность у детей так же требует от воспитателя владения соответствующей методикой. Важную роль в развитии творческой деятельности играют привлечение их к составлению вариантов игр, усложнение правил. Дети придумывают не только варианты игр, правила к ним, но и с удовольствием сочиняют считалки, сплетают в игровой текст, стихи собственного сочинения. Таким образом, все дети старшего дошкольного возраста могут проявить инициативу и творчество в подвижных играх. Творчество в подвижных играх, особенно сюжетных, развивается постепенно: вначале дети создают комбинации движений, некоторые по аналогии с товарищами, а затем и самостоятельно. Варьируя сюжетные игры и подключаясь к придумыванию новых игр, дети сначала меняют название игры и вводят в неё какой-нибудь персонаж. Постепенно придумывают игры по литературным произведениям, запомнившимся кинофильмам, мультфильмам, телепередачам и, наконец, сочиняют свои. Под влиянием художественных произведений, сюжетных рассказов воспитателя, а так же выполнения детьми творческих заданий значительно возрастает интерес и творческое отношение детей к игровой деятельности. Однако, владение воспитателя соответствующей методикой содействует формированию творческой деятельности у большинства детей.

Творческие подвижные игры – это игры созданные (придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений.

 Для содержательного и эффективного проведения подвижных игр с детьми необходимо проводить большую подготовительную работу. Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям следует формировать их творческую активность. Это обеспечит самостоятельность в применении двигательных навыков в игре. Важно также расширять знания и представления детей об окружающем. Для этого детей знакомят с действиями различных персонажей, читают соответствующую литературу, рассматривают картины. Необходимо проводить беседы, уточнять их представление об игровых персонажах, учить выделять в прослушанных сказках, рассказах эпизод с движениями, вызывая эмоциональное переживание, желание отобразить этот эпизод в игре. Желательно предложить данный эпизод в разных вариантах, привлекая детей к импровизации. В поисках решения тех или иных задач в подвижных играх детям предлагается придумать свое действие, не похожее на действия других детей, новые правила, решить по-своему двигательную задачу. Постановка соответствующих задач, их решение способствует не только сознательному, творческому движению, но и развитию умственных способностей детей.

Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.

Развитие  двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка.



Предварительный просмотр:

Анкета

Уважаемые родители!

Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности.

Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа.

1. Фамилия и имя ребёнка___________________________________________ _____

2. Дата рождения ребёнка___________________________________________ ______

3. Дорога до детского сада:

• Пешком (сколько времени?)_________________________________________

• На наземном транспорте (сколько времени?)__________________________

4. Гуляет ли ваш ребёнок в выходные дни:

• Нет;

• Да-1 раз в день, 2 раза в день.

5.Общая продолжительность прогулки в день при благоприятных погодных условиях:

• До 1 ч;

• От 1 ч до 2 ч;

• До 3ч;

• Более 3 ч.

6.Дружит ли Ваш ребёнок с физкультурой:

• Нет;

• Да (играет с мячом, катается на горках, на лыжах, велосипеде, занимается на тренажёрах, другое______________________________).

7. Делает ли ребёнок утреннюю зарядку:

• Нет;

• Иногда;

• Да, часто.

8. Занимаетесь ли Вы физкультурой вместе с ребёнком:

• Нет;

• Иногда;

• Да, часто.

9. Занимается ли Ваш ребенок спортом?

• Да;

• Нет.

10. Каким видом спорта занимается и с какого возраста:________________________

11. Если ребенок занимается спортом, то где:

• В спортивном зале (кроме детского сада)

• На спортивной площадке (около дома, около детских учреждений)

• Дома (есть спортивный комплекс, гимнастические мячи, гимнастические палки, тренажеры, другое )

• На прогулке (около дома, в парке)

12. Проводится закаливание ребенка в семье?

• Нет;

• Да, регулярно (указать какое);

• Да, иногда (указать какое).

13. У ребенка часто отмечаются:

• Невнимательность;

• Неусидчивость;

• Бесцельная повышенная двигательная активность,

• Чрезмерная болтливость;

• Резкие колебания настроения;

• Агрессивность;

• Навязчивые движения (теребит одежду или волосы, грызет ногти, сосет палец, часто мигает, заикается, гримасничает, покусывает губы)

• Другое____________________________________________ __________

14. Занимается ли Ваш ребенок вне детского сада:

• Да;

• Нет.

15. Если ребенок занимается, пожалуйста, сколько раз в неделю и продолжительностью одного занятия:

• В спортивных секциях (каких?) ______________________________

• Музыкой __________________________________________________ _

• В изостудии __________________________________________________

• Посещает дополнительные занятия по подготовке к школе (математика, письмо)__________________________________________

• Иностранным языком _________________________________________

• Плаванием (в том числе лечебным)_____________________________

• Танцами (какими)__________________________________________ ___

• Логопедические занятия_______________________________________

• Другое __________________________________________________ _____

16. Посещает ли ребенок дополнительные занятия в детском саду:

• Да;

• Нет.

17. Режим сна:

• Ребенок ложится спать в рабочие дни в _____ ч., поднимается в ___ч

• В выходные дни ложится спать в ____ч., поднимается в _____ч.

18. Спит ли ребенок в выходные дни:

• Да (указать продолжительность сна),

19. Сколько времени в день ребенок:

• Смотрит телевизор в рабочие дни ______ч.;

• В выходные ______Ч;

• Проводит у компьютера в рабочие дни _____ч;

• В выходные _______ч.

20. Где ребенок был летом (указать продолжительность отдыха):

• Дома;

• За городом (на даче)

• На море;

• Другое __________________________________________________ ____

Дата заполнения анкеты: ______________________________________________

Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Какое место занимает физкультура в вашей семье?

1. Фамилия, и.о. __________________________________________ образование __________________________ кол-во детей _____

2. Кто из родителей занимается или занимался спортом?____________________________

3. Есть ли в доме спортивный снаряд? Какой? ______________________________________________

4. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?

__________________________________________________ _______________

5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)

6. Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)

7. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?

Мама (да, нет),

папа (да, нет),

дети (да, нет),

взрослый вместе с детьми (да, нет)

Регулярно, нерегулярно

8. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?

9. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их.

_______________________________________________________________ _______________________________________________________________

10. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет)

11. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?

________________________________________________________________ ________________________________________________________________

12. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком? _________________________________________________________________

13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да, нет, иногда)

14. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда)

15. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

- подвижные игры

- спортивные игры

- настольные игры

- музыкально-ритмическая деятельность

- просмотр телепередач

- конструирование

- чтение книг



Предварительный просмотр:

Анкета (для родителей).

Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости.

1. Часто ли, на Ваш взгляд болеет ребёнок? __________________________________________________________

2. Причины болезни:

- недостаточное физическое развитие, воспитание ребёнка в детском саду;

- недостаточное воспитание ребёнка в семье;

- и то и другое;

наследственность, предрасположенность.

3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребёнка? (Да, частично, нет.)

4. На что, на Ваш взгляд должны обращать особое внимание семья и д/с, заботясь о здоровье и физическом развитии ребёнка:

- соблюдение режима;

- рациональное, калорийное питание;

- полноценный сон;

- достаточное пребывание на свежем воздухе;

- здоровая, гигиеническая среда;

- благоприятная психологическая атмосфера;

- наличие спортивных и детских площадок;

- физкультурные занятия;

- закаливающие мероприятия?

5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для ребёнка:

- облегчённая форма одежды для прогулок;

- облегчённая форма в группе (носки, короткий рукав);

- обливание ног водой контрастной температуры;

- хождение босиком;

- систематическое проветривание группы;

- прогулка в любую погоду;

- полоскание горла водой комнатной температуры и ниже;

- умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры?

6. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка? (Да, частично, нет.)

7. Нужна ли Вам помощь детского сада? ( Да, частично, нет.)

 



Предварительный просмотр:

Сценарий спортивного праздника ко Дню Матери  

средней возраст.

 «Моя мамочка самая спортивная!»

 Цель: Пропагандировать  здоровый  образ  жизни;  способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту; совершенствовать двигательные умения  и  навыки  в  непринужденной  обстановке;  формировать  у  детей

уважение и любовь к матери.

Оборудование:

Ведущий: 

Мы рады приветствовать вас, милые мамы,  в нашем спортивном зале!! И хочу Поздравить вас с осенним праздником – Днём Матери! Мама – какое прекрасное слово. И даже  за окном уже лежит снег, но произнося слово мама, на душе становить тепло.

В этом году мы решили поздравить наших мам необычным способом. Мы решили провести этот праздник по-спортивному и сегодня ребята и мамы поделятся опытом и умениями в быстроте, ловкости и смекалке. Ребята, а вы рады нашим гостям?

(Да)

И так мы начинаем.

Инструктор:

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а с чего должно начинаться утро?

(Ответы детей)

Конечно, утро начинается с зарядки!

под песню «Делайте зарядку»

Ведущий: 

Вы не забыли по какому поводу мы сегодня собрались? (ответ детей) А какой самый лучший подарок для мамы? Машина.

1.Эстафета «Покатай маму в автомобиле»

Ведущий: 

Мамы

2.ЭСТАФЕТА «ЗОЛУШКА»

Мама с ведром в руке добегает до обруча, высыпает предметы из ведра, возвращается к команде и передаёт  ведро ребёнку, который бежит к обручу, собирает предметы. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Здорово справились с заданием.

Ведущий: 

А я предлагаю сходить в магазин.

Вопрос ребенку: Вы любите ходить в магазин ?

Вопрос маме: А вы любите ходить в магазин с ребенком?

3.Эстафета два арбуза.

4.Эстафета Волшебный молоточек

5. Эстафета Большой марафон.

Мама с ребенком проходят линию препятствий :

- прыжки  на двух ногах из обруча в обруч

-пролезть в туннель, обежать стойку вернуться к команде, передать эстафету следующему участнику.

Ведущий: 

 Дети, вставайте в круг, А теперь мамы тоже вставайте в круг.

Игра «Игралочка - обнималочка»

Дети и мамы образуют два круга: мамы – большой круг, а дети внутри – маленький. Под музыку дети и мамы идут противоходом, держась за руки. Как только музыка смолкнет, дети бегут к своим мамам, крепко их обнимают.

Ведущий:  На этом наш спортивный праздник окончен, мамочкам я хочу пожелать улыбок, любви, прекрасного настроения. А сейчас совместное фото.



Предварительный просмотр:

 Сценарий спортивного праздника ко Дню Матери  в подготовительной группе

«Моя мамочка самая спортивная!»

 Цель: Пропагандировать  здоровый  образ  жизни;  способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту; совершенствовать двигательные умения  и  навыки  в  непринужденной  обстановке;  формировать  у  детей уважение и любовь к матери.

Оборудование:обручи, стойки, мячи, клюшки, молоточки, ложки деревянные, островки, тюннели.

Ведущий: 

Мы рады приветствовать вас, милые мамы,  в нашем спортивном зале!! И хочу Поздравить вас с осенним праздником – Днём Матери! Мама – какое прекрасное слово. И даже  за окном уже лежит снег, но произнося слово мама, на душе становить тепло.

В этом году мы решили поздравить наших мам необычным способом. Мы решили провести этот праздник по-спортивному и сегодня ребята и мамы поделятся опытом и умениями в быстроте, ловкости и смекалке. Ребята, а вы рады нашим гостям?(Да)

И так мы начинаем.

Ведущий: 

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а с чего должно начинаться утро?(Ответы детей)

Конечно, утро начинается с зарядки!

под песню «Делайте зарядку»

Ведущий:  Наши мамы, словно солнышко, всем приносят свет, тепло и счастье! А мы приготовим для них яичницу.

1.Эстафет: «Поможем маме приготовить яичницу».

5 Девочек + 5 мамочек .

Девочки  по Сигналу начинают эстафету.  

Задание: Деревянной ложкой взять киндер яйцо и перенести  на куб в миску,

После девочек бегут мамочки , переносят ложкой яйцо в сковороду до следующего куба. Возвратившись, передать ложку следующему и т. д.

Ведущий: Ребята, мамы всегда наводят дома порядок, правда?

А сегодня мы разрешим ей покапризничать, Следующая эстафета называется

2.Эстафета «ЗОЛУШКА»

Мама с ведром в руке добегает до обруча, высыпает предметы из ведра, возвращается к команде и передаёт  ведро ребёнку, который бежит к обручу, собирает предметы. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Ведущий:  Вы не забыли по какому поводу мы сегодня собрались? (ответ детей) А какой самый лучший подарок для мамы? Машина.

3.Эстафета «Водители» (2 мальчика и по 7 мам.)

Подарить вам машину это только в будущем, а сейчас покатает.

Мальчик бежит до стойки, возвращается и за него держится мама, опять бегут, возвращаются и к ним присоединяется следующая мамочка и так до конца.

Ведущий:  Здорово справились с заданием.

А я предлагаю сходить в магазин.

Вопрос ребенку: Вы любите ходить в магазин ?

Вопрос маме: А вы любите ходить в магазин с ребенком?

4.Эстафета два арбуза.

Ведущий: Ребята, вы не поверите, но мамы тоже были когда-то маленькими девочками, и играли в классики. Я предлагаю провести эстафету.

5 эстафета «Классики»

Ведущий:  Молодцы! Игру в классики не забыли.

Все мамы красивы и грациозны, всегда выглядят великолепно! Продемонстрируют они это в эстафете.

6 эстафета «Пронеси - не урони» (для мам)в одну команду мамы девочек, в другую мамы мальчиков.

Команды строятся перед линией старта в колонну по одному. Надо пронести мешочек с песком или модуль по маршруту вокруг ориентира и обратно, передать следующему игроку. Выигрывает команда, которая справится с заданием быстрее и не уронит мешочек.

7. Эстафета Большой марафон.(только мамы, попросить парами построится за мной , потом правые  одна команда, левые другая)

Мама проходят линию препятствий :

- прыжки  на двух ногах из обруча в обруч

-пролезть в туннель, остановиться возле стойки крикнуть « Я самая счастливая», обежать стойку вернуться к команде, передать эстафету следующему участнику.

Ведущий: На самом деле ,уважаемые мамочки, нам с ребятами  хотелось  с вами поиграть, возвратить вас  в детство и конечно чтобы вы получили море позитива и задора. И мы не останавливаемся , а продолжаем наш праздник. И у нас

Игра «Игралочка - обнималочка».

Дети, вставайте в круг, А теперь мамы тоже вставайте в круг.

Дети и мамы образуют два круга: мамы – большой круг, а дети внутри – маленький. Под музыку дети и мамы идут противоходом, держась за руки. Как только музыка смолкнет, дети бегут к своим мамам, крепко их обнимают.

 Ведущий: Я очень рада видеть вас , Еще раз от всего сердца поздравляю вас с праздником. И КОНЕЧНО ФОТО НА ПАМЯТЬ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение игровых технологий в системе физического воспитания дошкольников»

Приоритетным средством и методом обучения и развития дошкольника остается игра....

Статья на тему: "Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников"

Игрвые технологии -  обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Отчет по самообразованию на тему «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»

Знакомство с новыми технологиями, методиками, играми в работе с детьми. Повышение профессионального уровня...

Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения дошкольника в реальную (или воображаемую) действительность, с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, ак...

Самообразование на тему: «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»

Самообразование на тему: «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»...

Отчет по самообразованию : «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Отчет по самообразованию :«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Тема самообразования: «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»

Тема самообразования: «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»...