Сравнительная педагогика
консультация

Сравнительная педагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelnaya_pedagogika.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

За последние несколько лет довольно активно обсуждается изумившее мир «японское чудо» — значительный прорыв страны в лидеры мирового развития. Данный рывок является результатом большого количества слагаемых, в их числе и успехи в образовании и воспитании. Но то, что известно обычным обывателям о Японии и ее системе образования, в большинстве своем оказывается мало реальным, так как эти знания сложились под влиянием различных стереотипов и мифов.

Система образования в Японии направлена на непрерывное развитие молодых людей, которые хорошо разбираются в технических, математических и прочих науках. Около 98% жителей Японии учатся или являются выпускниками колледжей, примерно 40% юношей и 20% девушек поступают в университеты [14].

На мой взгляд, данная тема актуальна, поскольку японская система образования представляет собой огромный интерес, она направлена на воспитание человека, способного слаженно трудиться в коллективе. Что крайне необходимо как для страны, так и в масштабах общества в целом. Несмотря на большие успехи, Япония, как и другие страны, сталкивается с серьезными проблемами и противоречиями в воспитании подрастающего поколения. И поскольку время не стоит на месте, возникает необходимость реформирования своей школы, однако, успехи Японии в данной сфере по сей день остаются поучительными, дающими примеры для многих стран. Использование позитивного опыта Японии необходимо для создания современной системы образования, поскольку все народы мира взаимосвязаны как единый организм.

1. Управление системой образования в Японии.

Система образования в Японии носит централизованный характер. Управляет данной системой Министерство образования, науки и культуры (монбушо). Под юрисдикцией министерства образования находятся сферы образования, науки, культуры и религии. В области управления находятся такие учреждения:

· дошкольного образования;

· начальные и средние школы;

· высшие учебные заведения;

· учебные заведения, которые входят в систему высшего образования, однако по уровню подготовки, не являются высшими, другими словами это учреждения неформального образования (к ним относят различные клубы, библиотеки и пр.) [8].

Под началом министра образования, науки и культуры работают два заместителя:

- постоянный;

- заместитель по связям с парламентом.

Действующим же органом министра является секретариат. В состав секретариата включают: департамент материально-технического обеспечения развития образования, науки и культуры; отдел кадров; общий отдел; пресс-службу; финансовый отдел и бухгалтерию; отдел исследований, статистики и планирования, отдел социального обеспечения персонала.

В обязанности министра также входит направляющая и консультирующая деятельность префектурных и муниципальных органов образования [8].

Что касается административного отношения, то Япония подразделяется на 47 префектур, которые в свою очередь делятся на 3262 муниципалитета. И в каждом из этих органов управления имеется свой совет по образованию, в составе которого находится 3-5 человек. Их в свою очередь назначают губернаторы префектур или же руководители муниципалитетов с соглашением их законодательных органов. Советы по образованию занимаются руководством в области науки, образования и культуры в своих регионах, и действуют они как независимые исполнительные органы. Данная система управления функционирует уже с 1948 г.

В функционал муниципальных органов управления входит такая деятельность как создание дошкольных образовательных учреждений, начальных и неполных средних школ, тем самым, обеспечивается получение обязательного девятилетнего образования каждого жителя. В более крупных и густо населенных муниципалитетах, особенно в городах, власти могут открывать полные средние школы, и даже высшие учебные заведения [13].

Ответственность за создание полных средних школ, префектурных высших учебных заведений, школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, музеев, крупных спортивных сооружений несут органы управления префектур. Из их бюджетов оплачивается жалованье учителей школ, которые создаются муниципальными советами по вопросам образования. В свою очередь префектурный совет по вопросам образования имеет право назначать учителей, получающих зарплату из префектурного бюджета. Также они вправе перемещать учителей в независимости от муниципалитета, в котором они работают.

На губернаторе префектуры лежит ответственность за деятельность префектурных университетов и прочих вузов, а также за частные (помимо высших) учебные заведения. В его полномочия входит принятие решений об учреждении данных организаций и их финансовая поддержка [1].

Центральное правительство с помощью законов и указаний утверждает основные административные требования для местных органов управления и обеспечивает их необходимыми ресурсами и ссудами.

2. Программа, формы, методы воспитания. Формирование нравственных качеств личности.

Согласно действующим в настоящее время документам Министерства образования, науки и культуры, в Японии курс морального воспитания в неполной средней школе называется воспитательной деятельностью, направленной на формирование качеств, желательных государству. В данных документах описываются методические правила, которые обязательны к соблюдению учителем. Рассмотрим их более подробно [4].

· Первое правило гласит: воспитание детей должно осуществляться не как однонаправленное внушение норм, а как образ жизни. Здесь задачей учителя оказывается не «учить детей», а «жить с ними». На своем примере учитель направляет жизнедеятельность своего подопечного.

· Во втором правиле говорится о том, что воспитание должно быть направлено на развитие определенных качеств личности, в отсутствии которых нельзя вырастить «гражданина Японии». Под этими качествами принято понимать следующие: навык жесткого самоанализа собственного поведения, мыслей, как своих, так и чужих; навык общения с другими людьми; умение самостоятельно принимать решения и действия, а также готовность отвечать за их последствия.

· Третье правило устанавливает особенности общения учителя с детьми. Здесь говорится о том, что в процессе общения, учитель должен обеспечить осознание школьником внутригрупповых интересов, их взаимозависимость и взаимообусловленность. Это правило призвано научить детей навыкам продуктивного взаимодействия в обществе.

· Четвертое правило признает основной формой воспитания — организацию групповой деятельности. В таком случае за критерий эффективности принимают уровень принятия учениками проблем группы как своих личных, а не высокий результат и качество работы отдельно взятых детей.

В отличии от наших школ, в Японии нет ставок воспитателей. Это связано с тем, что все будущие учителя в обязательном порядке должны освоить теорию и методику воспитания. Вот почему учителя и есть профессиональные воспитатели. Само же воспитание, будучи особой отраслью педагогических знаний, основательно разрабатывается в методическом плане. Японские учителя обеспечены программами, инструкциями, учебными пособиями и прочими вспомогательными материалами. В состав программы воспитания входит 28 тем, условно разделяющихся на три группы.

1. Первую группу составляют темы, воспитывающие социальную комфортность детей, чувство принадлежности к своей группе, своему классу, и школе в целом. В качестве педагогического средства учителя используют выработку навыков бесконфликтного взаимодействия. Также, школьников обучают анализу причин конфликтов, поиску путей выхода из конфликтной ситуации.

2. Темы второй группы направлены на воспитание так называемого «активного человека». В рамках данных тем у детей развивают интерес к своей деятельности. Их учат быть готовыми к преодолению трудностей, и само умение преодолевать трудности. Также, формируют особое отношение к труду, когда его воспринимают как вклад каждого «маленького дела» в «общее великое дело».

3. Последняя группа тем направлена на приучение детей к внутреннему восприятию социальных норм поведения. С этой целью детей ставят в такие ситуации, когда им необходимо сделать выбор определенного поведения. Им дается время на самостоятельное осмысление, для того, чтобы учащиеся на личном опыте убедились в его необходимости [2].

Кроме основных нормативных законодательных актов, являющихся общими и универсальными при организации воспитания, японская школа руководствуется рядом документов, в которых более конкретно прописана программа воспитания учащихся. Таким образом, в 1966 году Центральным советом по образованию было издано «Описание идеального японца». В этом описании определили соответствующие качества идеального японца, разбитые на 4 группы:

1) Индивидуальные качества, подразумевающие свободу, развитие индивидуальности. Здесь же присутствуют такие качества как самостоятельность в делах, владение своими желаниями, обладание чувствами этикета.

2) Качества члена семьи, это значит умение превратить свой дом в комфортное место любви, отдыха, воспитания, и делать свой дом открытым. Другими словами, дом идеального японца должен быть максимально комфортным как для его семьи, так и для окружающих людей.

3) Качества члена общества. Под этими качествами понимают преданность своей работе, поддержку благосостояния социума, уважение общественных ценностей, и творческие качества личности.

4) Качества гражданина нации. К ним относят патриотизм и любовь к своей стране, уважение и почтение государственной символики, обладание наилучшими национальными качествами.

Таким образом, в центр внимания ставится формирование активной общественной личности [9].

В большинстве данных документов предполагается, что что учебно-воспитательный процесс, как и школьная жизнь в целом, должны способствовать развитию духовно богатой личности.

Япония движется по пути модернизации, поэтому для более эффективного решения вышеописанной задачи японские школы реструктурируют и улучшают учебные программы. В каждом отдельном предмете должны быть включены элементы нравственного воспитания. Поэтому особое внимание уделяется гуманитарным предметам. Также, в соответствии с поставленной целью в программу образования включаются новые материалы, к примеру, по экологии и сексологии. Основой же для развития духовных ценностей, и нравственности по-прежнему являются занятия по литературе, и другие предметы, связанным с искусством [10].

В начальной и младшей средней школе Японии в учебном плане присутствуют такие предметы, как моральное воспитание (дотоку кёику) и специальная школьная деятельность (гакко токубэцу кацудо). Причем в начальных классах уделяется 1 час в неделю дотоку кёику в течение всех 6 лет обучения. Что касается гакко токубэцу кацудо, то ей уделяют по 1 часу в неделю в 1- 3 классах и по 2 часа - в 4-5 классах [5].

3. Общая характеристика структуры образования в Японии.

В Японии система образования обеспечивается следующей структурой - 6-3-3-4. Согласно этой структуре, дети проходят шесть лет обучения в начальной школе, три года они учатся в неполной средней, три года — в полной средней школе и четыре года они обучаются в вузе [12].

Дошкольное образование является предшественником школьному, и охватывает детей с трех до пяти лет. Большая часть малышей посещает дошкольные учреждения разных типов. Такие учреждения в Японии в большей степени принадлежат частным предпринимателям, у которых имеется соответствующая государственная лицензия. Главной образовательной задачей детских садов является оказание помощи в развитии ребенка: формирование его личностных особенностей и подготовка к школе. Все детские сады в Японии платные, и их посещает около 77,4% всех детей.

В состав школьной системы образования входят: начальные, неполные, полные и специальные средние школы. В таких школах обычно соотношение девочек и мальчиков примерно одинаковое, что в свою очередь способствует смешанному обучению детей.

В возрасте 12 лет дети переходят в неполную среднюю школу (тютакко), при этом им не нужно сдавать какие-либо экзамены. Первые девять лет обучения в государственных начальных и неполных средних школах являются обязательным и бесплатным. Наполняемость классов в этих школах обычно составляет более 20 человек.

Зато при переходе в полную среднюю школу (кото гакко) подростки в возрасте 15 лет, обязаны сдать вступительные экзамены. И соответственно после успешной сдачи экзаменов они продолжают обучение в течение 3 лет.

В настоящее время в Японии функционирует школьная система полного дня с двойным подразделением (общеобразовательное и допрофессиональное обучение). Как отмечается, большинство выпускников стремятся к общеобразовательному профилю, с дальнейшим поступлением в вузы. Также, в систему общего среднего образования входят специальные школы для детей с нарушениями умственного и физического развития.

После средней школы, дети могут продолжить обучение в полных заочных средних школах, младших колледжах, существуют также центры профессионального обучения и специальные профессиональные школы. Что интересно, в центрах общего профессионального образования выпускники полных средних школ могут обучится всего за 6 месяцев, а выпускники неполных средних школ – за год. Кроме того, для выпускников средних полных школ существуют центры профессионального обучения широкого профиля, где срок обучения составляет от одного до трех лет. Перечисленные центры осуществляют подготовку прежде всего специалистов для мелких и средних компаний.

Верхнюю ступень в иерархии вузов занимают университеты (дайгаку), где продолжительность обучения составляет четыре года. Кроме университетов, существуют и другие вузы с таким же сроком обучения, а также медицинские и ветеринарные, где студенты проходят обучение в течение шести лет. К вузам и дипломам более низкого уровня относятся младшие колледжи, со сроком обучения 2 года, а также технические колледжи – 5 лет обучения. Существует и заочная форма обучения в некоторых университетах.

Заключение

Анализ информации, по выбранной теме показывает, что образованию и воспитанию молодого поколения в Японии уделяется огромное внимание. Развитие и состояние дел данной области находится под постоянным контролем государственных органов управления различного уровня. Примечательно то, что система образования направлена в первую очередь на воспитание детей как будущих патриотов своей страны, преданных своей работе и хороших семьянинов. Также интересной особенностью мне показалось отношение к учителям, их тщательная подготовка и обеспечение необходимыми материалами. Хотя их деятельность регулируется четкими правилами, они имеют огромное поле для творчества.

Положительным фактором развития образования в Японии служит и престижность образования. Как показывает статистика, большая часть населения имеет среднее и высшее образование. Этому способствует отлаженная работа министра образования, губернаторов префектур и муниципалитетов, а также различных центров и советов. И несмотря на то, что получение образования в Японии довольно затратное, многие молодые люди поступают в высшие учебные заведения.

Итак, можно сделать вывод, что современное образование в Японии находится на довольно высоком уровне, и оно не стоит на месте, а постоянно модернизируется и совершенствуется, повышая уровень качества жизни страны.

Список литературы

1. Алферов, Ю.С. Местные органы управления образованием за рубежом: проблемы модернизации и реформирования // Педагогика. — 1999. — №6.

2. Андреев, В.И. Система образования в Японии. — Мн.: Национальный ин-т образования, 2010.

3. Белов, А.В., Золотов А. В. Экономические аспекты деятельности университетов в Японии // Вопросы образования. 2014. No. 3. С. 30-53.

4. Боярчук, Ю.В. Состояние и проблемы школьного образования в Японии // Начальная школа – 2005. - №10.

5. Боярчук, Ю.В. Сравнительная педагогика // Педагогика. — 1996. — №

6. Боярчук, Ю.В. Японская школа: принцип связи с жизнью // Воспитание школьников. — 1997. — №5.

7. Боярчук, Ю.В. Японская школа: проблемы и перспективы // Педагогика. — 1996. — №3.

8. Галаган, А.И. Сравнительная характеристика систем управления высшим образованием в России и некоторых зарубежных странах // Социально-гуманитарные знания. — 1999. — №6.

9. Джуринский, А.Н. Чему и как учат в Японии // Народное образование. — 2001. — №5.

10. Зарубежный опыт реформ в образовании. Европа, США, Китай, Япония // Высшее образование сегодня. — 2001. — №2.

11. Кочкина А. Е. Формирование нравственных качеств личности в традиционной системе воспитания (на примере Японии): дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2005. - 178 с.

12. Латыш, Н.И. Основные противоречия, тенденции и концепции развития образования в современном мире // Образование на рубеже веков. — М., 2000.

13. Микаберидзе, Г. В. США - Япония: чья школа лучше? // Педагогика. — 1995. — №1.

14. Мисару Ибука. После трех уже поздно// Дошкольное воспитание. – 2003. №3.

15. Парамонова, Л.А., Протасова, Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность – М., Академия, 2008. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?

Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обра­титься к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...

Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...

ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...

Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики

В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...