Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»
рабочая программа по художественной литературе (младшая группа) на тему
Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Формируя у детей первые нравственные представления, воспитатель стремится привить детям чувство прекрасного, ведь, понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны.
Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.
Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной цели. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большое воздействие, чем любое морализирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmmmmmma.docx | 55.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.Долгопрудного детский сад № 24 «Березка»
Рабочая программа:
«Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»
Автор: Синицына А. А.
Долгопрудный 2015
1.Пояснительная записка
Актуальность программы: Актуальность программы состоит в том, что а практике работы ДОУ существует много различных программ по ознакомлению детей с художественной литературой, которые в основном решают задачи развития речи, а задача формирования нравственных качеств у детей отходит на второй план. Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями сказки в нравственном развитии дошкольников и довольно скудным количеством разработок, направленных на формирование нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Формируя у детей первые нравственные представления, воспитатель стремится привить детям чувство прекрасного, ведь, понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны.
Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.
Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной цели. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большое воздействие, чем любое морализирование.
Цель программы: Формирование нравственных представлений у младших дошкольников средствами детской художественной литературы
Задачи программы:
- сформировать у детей младшего дошкольного возраста нравственные представления;
-научить адекватно оценивать поступки героев художественных произведений, делать соответствующие выводы;
- сформировать у детей представления о правилах общения со взрослыми и сверстниками;
- научить замечать некоторые свои неадекватные действия и корректировать их исходя из правил поведения.
2.Условия реализации программы
Основная ОП ДОУ: «От рождения до школы» от рождения до школы под ред Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
- чтение художественной литературы;
- инсценировка художественного произведения;
- театрализованная игра.
Целевая аудитория: Дети 2-4 лет
3.Планиремые результаты работы.
В младшей группе основная задача работы с детьми по формированию положительных нравственных качеств сводиться к тому, чтобы объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно, научить детей устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием литературных персонажей и их последующими действиями, а также учить детей доброжелательным взаимоотношениям. Зная, что в этом возрасте оценка поступка героя из сказки определяется общим эмоциональным отношением к нему (положительным или отрицательным), необходимо объяснять детям, что можно делать, а что нельзя; необходимо прививать такие правила поведения, как: «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться о других», «Надо играть дружно, не ссориться!», «Не хорошо жадничать». С этой целью были подобраны литературные произведения, в которых положительные и отрицательные качества ярко сопоставлены.
Предполагается, что нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективно при использовании детской художественной литературы как педагогического средства, если работа осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Планируется, что дети научатся оценивать поступки героев произведений, делать адекватные выводы, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, правильно оценивать собственные поступки, строить свои действия исходя из правил поведения.
4.Основное содержание программы
Планирование деятельности по формированию нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы
Месяц | Тема занятий/название произведения | Тип занятия | Количество занятий |
Октябрь | «Хрюшка и чушка» Т.Александрова | Чтение художественного произведения | 1 |
«Хрюшка и чушка» Т.Александрова | Инсценировка художественного произведения | 1 | |
«Хрюшка и чушка» Т.Александрова | Театрализованная игра | 1 | |
«Как лисичка бычка обидела» Эскимосская сказка | Чтение художественного произведения | 1 | |
Ноябрь | «Как лисичка бычка обидела» Эскимосская сказка | Инсценировка художественного произведения | 1 |
«Как лисичка бычка обидела» Эскимосская сказка | Театрализованная игра | 1 | |
«Как Маша стала большой» Е.Пермяк | Чтение художественного произведения | 1 | |
«Как Маша стала большой» Е.Пермяк | Инсценировка художественного произведения | 1 | |
Декабрь | «Как Маша стала большой» Е.Пермяк | Театрализованная игра | 1 |
«Пусть он сидит» Э. Мошковская | Чтение художественного произведения | 1 | |
«Пусть он сидит» Э. Мошковская | Инсценировка художественного произведения | 1 | |
«Пусть он сидит» Э. Мошковская | Театрализованная игра | 1 | |
Январь | «Маша и Ойка» «Сказка о грубом слове «Уходи»» С.Прокофьева ( Из серии «Машины сказки») | Чтение художественного произведения | 1 |
«Маша и Ойка» «Сказка о грубом слове «Уходи»» С.Прокофьева | Инсценировка художественного произведения | 1 | |
«Маша и Ойка» «Сказка о грубом слове «Уходи»» С.Прокофьева | Театрализованная игра | 1 | |
Февраль | «Сказка о невоспитанном Мышонке» С.Прокофьева | Чтение художественного произведения | 1 |
«Сказка о невоспитанном Мышонке» С.Прокофьева | Инсценировка художественного произведения | 1 | |
«Сказка о невоспитанном Мышонке» С.Прокофьева | Театрализованная игра | 1 | |
«Косточка» Л.Н. Толстой | Чтение художественного произведения | 1 | |
Март | «Косточка» Л.Н. Толстой | Инсценировка художественного произведения | 1 |
«Косточка» Л.Н. Толстой | Театрализованная игра | 1 | |
«Жужуля» М. Пляцковский | Чтение художественного произведения | 1 | |
«Жужуля» М. Пляцковский | Инсценировка художественного произведения | 1 | |
Апрель | «Жужуля» М. Пляцковский | Театрализованная игра | 1 |
«Ветер и солнце» К.Ушинский | Чтение художественного произведения | 1 | |
«Ветер и солнце» К.Ушинский | Инсценировка художественного произведения | 1 | |
«Ветер и солнце» К.Ушинский | Театрализованная игра | 1 | |
Май | «День доброты» | Досуг | 1 |
всего | 28 |
Анализ подобранной литературы с точки зрения воспитания нравственных качеств у детей
№ | Название произведения | Воспитательная ценность (какие морально-нравственные качества воспитывает) |
1 | «Хрюшка и чушка» Т.Александрова | Дружелюбие Культура общения |
2 | «Как лисичка бычка обидела» Эскимосская сказка | Культура общения Справедливость |
3 | «Как Маша стала большой» Е.Пермяк | Трудолюбие Скромность |
4 | «Пусть он сидит» Э. Мошковская | Дружелюбие Желание делиться |
5 | «Сказка о грубом слове «Уходи»» С.Прокофьева ( Из серии «Машины сказки») | Вежливость Дружелюбие Благожелательность |
6 | «Сказка о невоспитанном Мышонке» С.Прокофьева | Вежливость Культура общения Настойчивость |
7 | «Косточка» Л.Н. Толстой | Честность Порядочность |
8 | «Жужуля» М. Пляцковский | Великодушие Гостеприимность |
9 | «Ветер и солнце» К.Ушинский | Благожелательность Терпение Ласковое отношение |
Работа с родителями: индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».
6. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения
Сопереживание героям сказок, рассказов
4 балла: Отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, стремиться содействовать добрым, выражает к ним положительное отношение, негодует на поступки отрицательных; в процессе слушанья сказок, рассказов проявляет в движениях и речи адекватные эмоции; узнает знакомых героев в процессе инсценировки и в иллюстрации.
3 балла: Отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, по инициативе взрослого стремиться содействовать добрым, выражает к ним положительное отношение; в процессе слушанья сказок, рассказов проявляет в движениях и речи свои эмоции; часто узнает знакомых героев в процессе инсценировки и в иллюстрации.
2 балла: Нечетко отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, нуждается в помощи взрослого; по инициативе взрослого стремиться содействовать добрым, выражает к ним положительное отношение; в процессе слушанья сказок, рассказов явно не проявляет в движениях и речи свои эмоции.
1 балл: С явной помощью взрослого отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, не проявляет желания содействовать добрым даже вместе со взрослым; в процессе слушанья сказок, рассказов не проявляет в движениях и речи свои эмоции.
Владение культурой общения
4 балла: Использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми и сверстниками; обращается к знакомому человеку по имени; ведет себя приветливо, дружелюбно, не мешает другим, не отвлекает, не отнимает игрушки.
3 балла: Использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми, а в общении со сверстниками – редко, после напоминания взрослого; обращается к знакомому человеку по имени, но чаще привлекает внимание иначе; под руководством взрослого не мешает другим, не отвлекает, не отнимает игрушки.
2 балла: Самостоятельно не использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми и сверстниками; не обращается к знакомому человеку по имени; в общении явно не выражает приветливость, дружелюбность, некоторое время и под руководством взрослого не мешает другим, не отвлекает, не отнимает игрушки.
1 балл: Не использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми и сверстниками; в общении явно не выражает приветливость, дружелюбность, нередко мешает другим, отвлекает, отнимает игрушки.
Самоконтроль
4 балла: Проявляет целенаправленность; может подождать и не требует немедленного удовлетворения потребностей; строит свои действия исходя из правил поведения.
3 балла: Проявляет целенаправленность; под руководством взрослого может подождать и не требует немедленного удовлетворения потребностей; проявляет протест в ситуациях, определяемых словами- регуляторами «надо» и «нельзя».
2 балла: Не проявляет целенаправленность; по настоянию взрослого может подождать, но проявляет негативную реакцию; проявляет протест в ситуациях, определяемых словами- регуляторами «надо» и «нельзя».
1 балл: Не проявляет целенаправленность; требует немедленного удовлетворения потребностей; проявляет яркий протест в ситуациях, определяемых словами- регуляторами «надо» и «нельзя».
Самооценка
4 балла: Сам или с некоторой помощью взрослого замечает некоторые свои неадекватные действия, ошибки в деятельности и стремится их исправить.
3 балла: С некоторой помощью взрослого замечает некоторые свои неадекватные действия, ошибки в деятельности и по побуждению взрослого и вместе с ним их исправляет.
2 балла: Замечает некоторые свои неадекватные действия, ошибки в деятельности, на которые указывает взрослый, не стремится их исправить.
1 балл: Не обращает внимание на свои неадекватные действия.
Высокий уровень: 3-2,9
Средний уровень:2,9-1,9
Низкий уровень: 1,9 и менее
Показатели динамики формирования нравственных представлений
Дата проведения: Сентябрь 2014г.
№ | Имя ребенка | Сопереживание героям сказок, рассказов | Владение культурой общения | Самоконтроль | Самооценка | Средний балл |
1 | Анатолий М. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1,5 |
2 | Дарина Л. | 4 | 3 | 3 | 3 | 3,3 |
3 | Гордей Ш | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Роман С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
5 | Виктория Н. | 4 | 2 | 2 | 2 | 2,5 |
6 | Николь Р. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,3 |
7 | Мария Г. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2,5 |
8 | Василиса С. | 4 | 3 | 4 | 3 | 3,5 |
9 | Игорь К. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2,5 |
10 | Роман Г. | 4 | 3 | 4 | 3 | 3,5 |
11 | Захар М. | 4 | 4 | 3 | 4 | 3,8 |
12 | Валерия С. | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 |
13 | Сабина М. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,3 |
14 | Дарья К. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1,5 |
15 | Мария О. | 4 | 3 | 4 | 3 | 3,5 |
16 | Захар Д. | 3 | 2 | 1 | 1 | 1,8 |
17 | Алиса Л. | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Высокий уровень: 6 детей
Средний уровень:8 детей
Низкий уровень :3 ребенка
Дата проведения: Май 2015г.
№ | Имя ребенка | Сопереживание героям сказок, рассказов. | Владение культурой общения | Самоконтроль | Самооценка | Средний балл |
1 | Анатолий М. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2.5 |
2 | Дарина Л. | 4 | 4 | 3 | 4 | 3.8 |
3 | Гордей Ш | 4 | 4 | 4 | 3 | 3.8 |
4 | Роман С. | 4 | 4 | 4 | 3 | 3.8 |
5 | Виктория Н. | 4 | 4 | 4 | 3 | 3.8 |
6 | Николь Р. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3.5 |
7 | Мария Г. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3.5 |
8 | Василиса С. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
9 | Игорь К. | 4 | 3 | 3 | 3 | 3.2 |
10 | Роман Г. | 4 | 4 | 3 | 4 | 3.8 |
11 | Захар М. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3.5 |
12 | Валерия С. | 4 | 3 | 2 | 2 | 2,8 |
13 | Сабина М. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
14 | Дарья К. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2.8 |
15 | Мария О. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
16 | Захар Д. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2.8 |
17 | Алиса Л. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3.5 |
Высокий уровень:13 детей
Средний уровень:4 ребенка
Низкий уровень: 0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе и неприязнь ко злу формируется с детства. Если упущены детские годы, восполнить упущенное будет трудно, а порой и ...
«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»
«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста» Литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остаетс...
Использование художественной литературы как средство развития нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Использование художественной литературы как средство развития нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста...
Консультация для родителей - Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста
Особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характе...
Перспективный план "Художественная литература как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
Предлагаемый перспективный план представляет интеграцию детской деятельности на основе ознакомления с произведениями художественной литературы. Интегративный подход напрвлен на формирование нрав...
Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."
Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."...
Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста» ...