Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»
рабочая программа (младшая группа)

Галеева Татьяна Георгиевна

 

Рабочая программа:

 

«Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

                                                       Автор: ГалееваТ. Г.

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Сургут 2019

 

1.Пояснительная записка

Актуальность программы: Актуальность программы состоит в том, что а практике работы ДОУ существует много различных программ по ознакомлению детей с художественной литературой, которые  в основном решают задачи развития речи, а задача формирования нравственных качеств у детей отходит на второй план. Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями сказки в нравственном развитии дошкольников и довольно скудным количеством разработок, направленных на формирование нравственных представлений у детей  младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.

Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания.  Формируя у детей первые нравственные представления, воспитатель стремится привить детям чувство прекрасного, ведь, понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны.

Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной цели. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большое воздействие, чем любое морализирование.

 

Цель программы: Формирование нравственных представлений у младших дошкольников средствами детской художественной литературы

Задачи программы:

- сформировать у детей младшего дошкольного возраста нравственные представления;

-научить адекватно оценивать поступки героев художественных произведений, делать соответствующие выводы;

- сформировать у детей представления о правилах общения со взрослыми и сверстниками;

- научить замечать некоторые свои неадекватные действия и корректировать их исходя из правил поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Условия реализации программы

Основная ОП ДОУ: «От рождения до школы» от рождения до школы под ред Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

- чтение художественной литературы;

- инсценировка художественного произведения;

- театрализованная игра.

Целевая аудитория: Дети 3-4 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Планиремые результаты работы.

В младшей группе основная задача работы с детьми по формированию положительных нравственных качеств сводиться к тому, чтобы объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно, научить детей устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием литературных персонажей и их последующими действиями, а также учить детей доброжелательным взаимоотношениям. Зная, что в этом возрасте оценка поступка героя из сказки определяется общим эмоциональным отношением к нему (положительным или отрицательным), необходимо объяснять детям, что можно делать, а что нельзя; необходимо прививать такие правила поведения, как: «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться о других», «Надо играть дружно, не ссориться!», «Не хорошо жадничать». С этой целью были подобраны литературные произведения, в которых положительные и отрицательные качества ярко сопоставлены.

Предполагается, что нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективно при использовании детской художественной литературы как педагогического средства, если работа осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Планируется, что дети научатся оценивать поступки героев произведений, делать адекватные выводы, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, правильно оценивать собственные поступки, строить свои действия исходя из правил поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx55.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение Детский сад№89 «Крепыш»

Рабочая программа:

«Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»

                                                       Автор: ГалееваТ. Г.

                                                                 

г.Сургут 2019

1.Пояснительная записка

Актуальность программы: Актуальность программы состоит в том, что а практике работы ДОУ существует много различных программ по ознакомлению детей с художественной литературой, которые  в основном решают задачи развития речи, а задача формирования нравственных качеств у детей отходит на второй план. Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями сказки в нравственном развитии дошкольников и довольно скудным количеством разработок, направленных на формирование нравственных представлений у детей  младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.

Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания.  Формируя у детей первые нравственные представления, воспитатель стремится привить детям чувство прекрасного, ведь, понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны.

Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной цели. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большое воздействие, чем любое морализирование.

Цель программы: Формирование нравственных представлений у младших дошкольников средствами детской художественной литературы

Задачи программы:

- сформировать у детей младшего дошкольного возраста нравственные представления;

-научить адекватно оценивать поступки героев художественных произведений, делать соответствующие выводы;

- сформировать у детей представления о правилах общения со взрослыми и сверстниками;

- научить замечать некоторые свои неадекватные действия и корректировать их исходя из правил поведения.

2.Условия реализации программы

Основная ОП ДОУ: «От рождения до школы» от рождения до школы под ред Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

- чтение художественной литературы;

- инсценировка художественного произведения;

- театрализованная игра.

Целевая аудитория: Дети 3-4 лет

3.Планиремые результаты работы.

В младшей группе основная задача работы с детьми по формированию положительных нравственных качеств сводиться к тому, чтобы объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно, научить детей устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием литературных персонажей и их последующими действиями, а также учить детей доброжелательным взаимоотношениям. Зная, что в этом возрасте оценка поступка героя из сказки определяется общим эмоциональным отношением к нему (положительным или отрицательным), необходимо объяснять детям, что можно делать, а что нельзя; необходимо прививать такие правила поведения, как: «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться о других», «Надо играть дружно, не ссориться!», «Не хорошо жадничать». С этой целью были подобраны литературные произведения, в которых положительные и отрицательные качества ярко сопоставлены.

Предполагается, что нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективно при использовании детской художественной литературы как педагогического средства, если работа осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Планируется, что дети научатся оценивать поступки героев произведений, делать адекватные выводы, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, правильно оценивать собственные поступки, строить свои действия исходя из правил поведения.

4.Основное содержание программы

Планирование деятельности по формированию нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы

Месяц

Тема занятий/название произведения

Тип занятия

Количество занятий

Октябрь

«Хрюшка и чушка» Т.Александрова

Чтение художественного произведения

1

«Хрюшка и чушка» Т.Александрова

Инсценировка художественного произведения

1

«Хрюшка и чушка» Т.Александрова

Театрализованная игра

1

«Как лисичка бычка обидела»

Эскимосская сказка

Чтение художественного произведения

1

Ноябрь

«Как лисичка бычка обидела»

Эскимосская сказка

Инсценировка художественного произведения

1

«Как лисичка бычка обидела»

Эскимосская сказка

Театрализованная игра

1

«Как Маша стала большой»

Е.Пермяк

Чтение художественного произведения

1

«Как Маша стала большой»

Е.Пермяк

Инсценировка художественного произведения

1

Декабрь

«Как Маша стала большой»

Е.Пермяк

Театрализованная игра

1

«Пусть он сидит»

Э. Мошковская

Чтение художественного произведения

1

«Пусть он сидит»

Э. Мошковская

Инсценировка художественного произведения

1

«Пусть он сидит»

Э. Мошковская

Театрализованная игра

1

Январь

«Маша и Ойка»

«Сказка о грубом слове «Уходи»»

С.Прокофьева ( Из серии «Машины сказки»)

Чтение художественного произведения

1

«Маша и Ойка»

«Сказка о грубом слове «Уходи»»

С.Прокофьева

Инсценировка художественного произведения

1

«Маша и Ойка»

«Сказка о грубом слове «Уходи»»

С.Прокофьева

Театрализованная игра

1

Февраль

«Сказка о невоспитанном Мышонке»

С.Прокофьева

Чтение художественного произведения

1

«Сказка о невоспитанном Мышонке»

С.Прокофьева

Инсценировка художественного произведения

1

«Сказка о невоспитанном Мышонке»

С.Прокофьева

Театрализованная игра

1

«Косточка»

Л.Н. Толстой

Чтение художественного произведения

1

Март

«Косточка»

Л.Н. Толстой

Инсценировка художественного произведения

1

«Косточка»

Л.Н. Толстой

Театрализованная игра

1

«Жужуля»

М. Пляцковский

Чтение художественного произведения

1

«Жужуля»

М. Пляцковский

Инсценировка художественного произведения

1

Апрель

«Жужуля»

М. Пляцковский

Театрализованная игра

1

«Ветер и солнце»

К.Ушинский

Чтение художественного произведения

1

«Ветер и солнце»

К.Ушинский

Инсценировка художественного произведения

1

«Ветер и солнце»

К.Ушинский

Театрализованная игра

1

Май

 «День доброты»

Досуг

1

всего

28

Анализ подобранной литературы с точки зрения воспитания нравственных качеств у детей

Название произведения

Воспитательная ценность (какие морально-нравственные качества воспитывает)

1

«Хрюшка и чушка» Т.Александрова

Дружелюбие

Культура общения

2

«Как лисичка бычка обидела»

Эскимосская сказка

Культура общения

Справедливость

3

«Как Маша стала большой»

Е.Пермяк

Трудолюбие

Скромность

4

«Пусть он сидит»

Э. Мошковская

Дружелюбие

Желание делиться

5

«Сказка о грубом слове «Уходи»»

С.Прокофьева ( Из серии «Машины сказки»)

Вежливость

Дружелюбие

Благожелательность

6

«Сказка о невоспитанном Мышонке»

С.Прокофьева

Вежливость

Культура общения

Настойчивость

7

«Косточка»

Л.Н. Толстой

 Честность

Порядочность

8

«Жужуля»

М. Пляцковский

Великодушие

Гостеприимность

9

«Ветер и солнце»

К.Ушинский

Благожелательность

Терпение

Ласковое отношение

Работа с родителями: индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой»,  «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».

6. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения

Сопереживание героям сказок, рассказов

4 балла: Отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, стремиться содействовать добрым, выражает к ним положительное отношение, негодует на поступки отрицательных; в процессе слушанья сказок, рассказов проявляет в движениях и речи адекватные эмоции; узнает знакомых героев в процессе инсценировки и в иллюстрации.

3 балла: Отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, по инициативе взрослого стремиться содействовать добрым, выражает к ним положительное отношение; в процессе слушанья сказок, рассказов проявляет в движениях и речи свои эмоции; часто узнает знакомых героев в процессе инсценировки и в иллюстрации.

2 балла: Нечетко отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, нуждается в помощи взрослого; по инициативе взрослого стремиться содействовать добрым, выражает к ним положительное отношение;  в процессе слушанья сказок, рассказов явно не проявляет в движениях и речи свои эмоции.

1 балл: С явной помощью взрослого отличает «добрых»(«хороших») и злых («плохих») персонажей, не проявляет желания содействовать добрым даже вместе со взрослым; в процессе слушанья сказок, рассказов не проявляет в движениях и речи свои эмоции.

Владение культурой общения

4 балла: Использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми и сверстниками; обращается к знакомому человеку по имени; ведет себя приветливо, дружелюбно, не мешает другим, не отвлекает, не отнимает игрушки.

3 балла: Использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми, а в общении со сверстниками – редко, после напоминания взрослого; обращается к знакомому человеку по имени, но чаще привлекает внимание иначе; под руководством взрослого не мешает другим, не отвлекает, не отнимает игрушки.

2 балла: Самостоятельно не использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми и сверстниками;  не обращается к знакомому человеку по имени; в общении явно не выражает приветливость, дружелюбность,  некоторое время и под руководством взрослого не мешает другим, не отвлекает, не отнимает игрушки.

1 балл: Не использует слова и жесты благодарности, приветствия в общении со взрослыми и сверстниками; в общении явно не выражает приветливость, дружелюбность,  нередко  мешает другим,  отвлекает,  отнимает игрушки.

Самоконтроль

4 балла: Проявляет целенаправленность; может подождать и не требует немедленного удовлетворения потребностей; строит свои действия исходя из правил поведения.

3 балла: Проявляет целенаправленность; под руководством взрослого может подождать и не требует немедленного удовлетворения потребностей; проявляет протест в ситуациях, определяемых словами- регуляторами «надо» и «нельзя».

2 балла: Не проявляет целенаправленность; по настоянию взрослого может подождать, но проявляет негативную реакцию; проявляет протест в ситуациях, определяемых словами- регуляторами «надо» и «нельзя».

1 балл: Не проявляет целенаправленность; требует немедленного удовлетворения потребностей; проявляет яркий протест в ситуациях, определяемых словами- регуляторами «надо» и «нельзя».

Самооценка

4 балла: Сам или с некоторой помощью взрослого замечает некоторые свои неадекватные действия, ошибки в деятельности и стремится их исправить.

3 балла: С некоторой помощью взрослого замечает некоторые свои неадекватные действия, ошибки в деятельности и по побуждению взрослого  и вместе с ним их исправляет.

2 балла: Замечает некоторые свои неадекватные действия, ошибки в деятельности, на которые указывает взрослый, не стремится их исправить.

1 балл: Не обращает внимание на свои неадекватные действия.

Высокий уровень: 3-2,9

Средний уровень:2,9-1,9

Низкий уровень: 1,9 и менее

Показатели динамики формирования нравственных представлений

Дата проведения: Сентябрь 2020г.

Имя ребенка

Сопереживание героям сказок, рассказов

Владение культурой общения

Самоконтроль

Самооценка

Средний балл

1

Владислав

1

2

1

2

1,5

2

Константин

4

3

3

3

3,3

3

 Ксения

3

3

3

3

3

4

Анна

2

2

2

2

2

5

Юлия

4

2

2

2

2,5

6

Демид

3

2

2

2

2,3

7

Тимофей

3

2

3

2

2,5

8

Ярослава

4

3

4

3

3,5

9

Михаил

3

2

3

2

2,5

10

Лев

4

3

4

3

3,5

11

София

4

4

3

4

3,8

12

Андрей

3

2

1

2

2

13

Светлана

3

2

2

2

2,3

14

Анастасия

2

1

2

1

1,5

Высокий уровень: 5 детей

Средний уровень:7 детей

Низкий уровень :2  ребенка

Дата проведения: Май 2021г.

Имя ребенка

Сопереживание героям сказок, рассказов.

Владение культурой общения

Самоконтроль

Самооценка

Средний балл

1

Владислав

3

2

2

3

2.5

2

Константин

4

4

3

4

3.8

3

 Ксения

4

4

4

3

3.8

4

Анна

4

4

4

3

3.8

5

Юлия

4

4

4

3

3.8

6

Демид

4

4

3

3

3.5

7

Тимофей

4

4

3

3

3.5

8

Ярослава

4

4

4

4

4

9

Михаил

4

3

3

3

3.2

10

Лев

4

4

3

4

3.8

11

София

4

4

3

3

3.5

12

Андрей

4

3

2

2

2,8

13

Светлана

4

4

4

4

4

14

Анастасия

3

3

3

2

2.8

 Высокий уровень:11 детей

 Средний уровень:3  ребенка

Низкий уровень: 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе и неприязнь ко злу формируется с детства. Если упущены детские годы, восполнить упущенное будет трудно, а порой и ...

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста» Литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остаетс...

Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания.  Формируя у детей первые нравственные представления, воспит...

Использование художественной литературы как средство развития нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Использование художественной литературы как средство развития нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста...

Консультация для родителей - Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста

Особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характе...

Перспективный план "Художественная литература как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Предлагаемый перспективный план представляет интеграцию детской деятельности на основе ознакомления с произведениями художественной литературы. Интегративный подход напрвлен на формирование  нрав...

Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."

Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."...