Роль сказки в социально-личностном развитии детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа) по теме

 

 

                   Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

                                                      когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.

                                                      Без этого он засушенный цветок.

                                                                                                         В.А.  Сухомлинский

Актуальность:  Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. В своей работе я  хочу показать, как через восприятие сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций.    

Методическая разработка  нацелена на эмоциональное, психическое развитие детей младшего дошкольного возраста через восприятие сказки в повседневной работе педагога. 

       Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст для публикации136.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема: «Роль сказки в социально-личностном развитии детей младшего дошкольного возраста»

                   Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

                                                      когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.

                                                      Без этого он засушенный цветок.

                                                                                                         В.А.  Сухомлинский

Актуальность:  Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. В своей работе я  хочу показать, как через восприятие сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций.    

Методическая разработка  нацелена на эмоциональное, психическое развитие детей младшего дошкольного возраста через восприятие сказки в повседневной работе педагога. 

       Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

      В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки.

       Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей младшего дошкольного возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.

    Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных условий формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста.

    Я считаю, что эта  тема актуальна и практическая значимость ее велика. Полученные результаты и предложенная методика могут быть использованы  воспитателями,   специалистами детского сада и родителями как средство развития психических, эмоциональных  процессов у детей дошкольного возраст  через восприятие сказки.

Цель:  Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством сказки.

Задачи: 1. Провести анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования.

2. Создать условия для формирования социально-личностного развития ребенка через сказку.

3. Формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

4. Воспитывать интерес к художественной литературе,  способность понимать и чувствовать настроение произведения (сказки).

Роль сказки в развитии детей.

      Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

      До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

     Сказка способствует развитию детей во всех направлениях: умственном, психическом, физическом, эстетическом и т.п. Малыши расширяют  свой кругозор, черпают из них множество познаний: о времени и пространстве, о связи человека с природой, о свойствах предметного мира.  В сказках дети  впервые испытывают на себе храбрость и смелость, добро и зло. Понятие о добре в сказке предстает в виде богатыря, принца, воплощающего силу и храбрость; в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Через сказки дошкольники получают глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решений. Дети легко учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретая уверенность в них и в себе.

На основании изученного материала, можно сделать вывод: сказка привлекает детей своей неповторимостью, необычностью, а это в свою очередь создает условия для пробуждения фантазии, развития творческого воображения.

Формы  реализации:

Театрализованные игры - богатейшее поле для творчества детей. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: сказок, рассказов, специально написанных инсценировок. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности.

В своей работе мы используем следующие виды театрализованных игр (по Л.В. Артемовой):

•        Режиссерские игры (настольный театр). В  них дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли; пантомима ребенка ограничена, т. к. он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки - фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. Картонный театр картинок. В таком театре все картинки - персонажи и декорации - изготовлены из картона или другого материала. Они плоские, двусторонние, у всех фигур имеются опоры, чтобы обеспечить их устойчивость, т.к. неизбежны повороты при действии с ними.

•        Игры - драматизации (инсценировка, игры с пальчиками). В них дети представляют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок выполняет свою роль, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.

 Участвуя в играх - драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение. Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек и т. д. ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений. Игры - драматизации с пальчиками: атрибуты исполнитель надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширмой. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Это самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. Особенность ее заключается в том, что ребенок может сам выбирать тему и сам же ее разыгрывать, либо ребята сами могут задавать друг другу темы, причем каждый участник игры изображает тему по-своему.

 Ожидаемые результаты:

•        удовлетворение от совместной творческой деятельности;

•        способность к творческому самовыражению;

•        повышение самооценки и уверенности в себе;

•        пробуждение интереса к театральной деятельности;

•        получение новых знаний, расширение кругозора.

Перспективное планирование по методической теме

Месяц

Занятие

Программное содержание

Организационная деятельность в ходе реализации режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Сентябрь

1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

2. Ознакомление с малыми фольклорными формами

1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию.

2. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки.

3. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.

Задачи: Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец).

Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками.

Октябрь

1. Игра – драматизация по мотивам сказки «Колобок».

1. Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста.

2. Помочь детям понять содержание сказки, воспитывать навыки драматизации.

Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы.

Задачи: Учить детей пересказывать сказку с помощью графической аналогии-мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.

Консультация для родителей: «Воспитание сказкой

Ноябрь

1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

2. Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Тишина».

1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей.

2. Помочь детям понять содержание стихотворения. Активизировать речь детей. Развивать умение читать стихи наизусть.

Показ настольного театра «Маша и медведь»

Задачи: Учить воспроизводить текст знакомой сказки, развивать интонационную выразительность речи.

Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребенка» (папка-ширма).

Декабрь

1. Рассказывание русской народной сказки «Гуси – лебеди».

2. Чтение стихотворения Н.Сурикова «Белый снег пушистый»

1. Учить детей понимать   образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, и понимать образные слова и выражения в тексте.

2. Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений. Развивать творческое воображение, развивать выразительность речи детей.

Игра-пазлы «Гуси-лебеди»

Задачи: Напомнить детям героев сказки, развивать логическое мышление, внимание.

Консультация для родителей: «Использование мнемотаблиц при ознакомлением со сказкой» (папка-ширма)

Январь

1. Драматизация с импровизацией детей сказки «Волк и козлята».

2. Рассказывание русской народной сказки «Зимовье».

1. Учить детей слушать сказку в большом объеме. Побуждать к эмоциональному восприятию сказки. Сопереживать героям.

2. Учить детей понимать   образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, и понимать образные слова и выражения в тексте.

Настольно-печатная игра «Собери картинку»

Задачи: Напомнить детям героев сказки «Волк и козлята». Развивать внимание, логическое мышление при составлении целого из частей.

Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой» (папка – ширма)

Февраль

1. Показ пальчикового театра «Три поросенка»

2. Чтение сказки «Заюшкина избушка»

1. Доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь запомнить образы персонажей, поощрять участие в рассказывании.

2. Учить детей понимать   образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, и понимать образные слова и выражения в тексте.

Дидактическая игра: «Наши сказки»

Задачи: Закрепить знание детьми русских народных сказок о животных. Развивать познавательные психические процессы (внимание, память, мышление).

Работа с родителями по пополнению развивающей предметно-пространственной среды (театральный центр) различными видами театра: пальчиковый, би-ба-бо, теневой и т.д.

Март

1. Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

2. Чтение стихотворения

«Мама спит, она устала…»

1.Познакомить детей с шуточной сказкой. Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки. Обогащать словарь детей, подводить их к пониманию значения пословиц.

2. Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание стихотворения (чувство сопереживания).

Дидактическая игра «Герои любимых сказок»

Задачи: Закрепить знание детей о  героях русских народных сказок. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки» (папка-ширма).

Апрель

1. Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

2. Чтение литовской сказки «Почему кот моется после еды».

1. Побуждать детей к участию в игре-драматизации. Способствовать воспитанию любви к животным.

2. Учить детей слушать не большое по объему художественное произведение. Обратить внимание на образное описание.

Настольно-печатная игра: «В гостях у Машеньки и медведя»

Задачи: Познакомить детей с внутренним убранством русской избы, предметами быта (короб, кочерга, ухват, прялка и др.)

Консультация для родителей: «О чём рассказывает сказка» (папка-ширма).

Май

1. Чтение русской народной сказки «Хвосты».

2. Заучивание стихотворения С.Благининой «Черемуха».

1. Учить детей понимать   образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, и понимать образные слова и выражения в тексте.

2. Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений. Развивать творческое воображение, развивать выразительность речи детей.

Показ кукольного театра: «Лисичка сестричка и серый волк»

Задачи: Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей.

Оформление альбома: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей).

Литература: 1. Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева «Формы работы со сказкой»

                      2. Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мелкой моторики в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Непосредственная образовательная деятельность  «Наши друзья – ежи».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество»(лепка), «Познание»(Формирование элементарных ма...

Роль нетрадиционного оборудования в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста

С помощью введения в образовательный процесс нетрадиционного физкультурного оборудования можно реально повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности, поднять эмоциональный настрой...

Роль игровой деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи ...

Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста....

Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон.Велико влияние игры на чу...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия) по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста . Тема: «Помощь солнышку».

Конспект  интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия)по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста .Тема: «Помощь солнышку»....