«Творчество писателя И.А. Крылова и его басня «Лебедь, Щука и Рак»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Зайцева Татьяна Петровна

Конспект НОД художественное чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

                           Конспект НОД

Художественное чтение

 «Творчество писателя И.А. Крылова и его басня

«Лебедь, Щука и Рак»

Старшая группа

Воспитатель: Зайцева Т.П.

Цель: воспитание  у детей интереса к поэтическим произведениям, закрепить понятие «басня», уточнить представления о жанровых особенностях басни И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак».

Задачи:

- продолжать работу над умением находить главный смысл в баснях – мораль;

-учить детей объяснять своими словами главную идею басни; через басни воспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, доброту;

- развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде;

- учить образно, передавать содержание басни в игре - инсценировке.

Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций,портрета); словесный(беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (игра-инсценировка,составление сказки по пословице).

Материал и оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, атрибуты - маски для инсценировки.

Ход занятия.

Воспитатель выставляет на мольберт портрет баснописца.

- Чей портрет вы видите на доске?

Дети: И.А.Крылов
- Чем прославился этот человек?

Дети: Он писал басни, Крылов - баснописец.
Воспитатель. – Правильно, давайте немножко вспомним о нем.

- «Дедушка Крылов», так его называли, был очень добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни. Басня – это короткая поучительная история. Это маленькое произведение, которое учит жить по справедливости.  Басня была призвана улучшить людей, показать их недостатки, но не обижать никого. Вам бы понравилось, если бы вас называли глупыми, грязнулями или лентяями? Поэтому героями басни являются не люди, а … (животные).  В баснях Крылов писал о животных, а подразумевал людей.

- С какими  баснями И.А. Крылова вы уже познакомились?

Ответы детей: «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица»

Игра: «Театр пантомимики».

  Дети показывают уже известных героев басни( стрекозу, муравья, ворону, лисицу) с помощью  мимике и жестам.

Воспитатель. А сегодня, я хочу познакомить вас с произведением Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Воспитатель показывает картинки, где изображены лебедь, рак и щука.

- Это герои басни. Что общего между ними?

Дети. Все они живут в воде.

Воспитатель. В басне вам встретятся незнакомые слова и непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте, познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.

Воспитатель знакомит детей с толкованием этих слов.

Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.

Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – колесная повозка с поклажей.

Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.

Судить – высказывать свое мнение.

Воспитатель. Ребята послушайте внимательно эту басню.

Беседа по содержанию басни.

Воспитатель. За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак?

Дети. Они собрались везти поклажу.

Воспитатель. Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»?

Ответы детей: Потому, что у них не чего не получилось. Потому, что они не смогли его увезти.

Воспитатель. Что заставило вас улыбнуться?

Дети. Какие глупые герои – тянули в разные стороны.

Воспитатель. Вам жалко героев басни, почему?

Дети:- их жалко, потому, что они не смогли увезти свой воз, не смогли договориться и у них ничего не получилось, они такие недружные.

- Ребята, представите себе «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду»,

давайте покажем, как всё это происходило. Дети одевают маски и показывают действия героев  басни.

Воспитатель:  А сейчас ребята  объясните  значение этих  пословиц:

- «Одна пчела много меда не наносит». Ответы детей:

-«Палец слаб, а кулак силен». Как вы ее понимаете?

Дети. Одному пальцу тяжело нести груз, а всем вместе – нет, так и людям.

Это значит, что один человек слабый, а если все вместе, то они – сильные.

Воспитатель. Подумайте, какой рассказ или сказка подходит к  этой пословице?

Дети: «Кошкин дом»- где все вместе помогли выстроить дом после пожара, «Теремок»-после того как медведь  развалил теремок все звери пришли ему на помощь и выстроили дом.(пересказ детьми произведений).

Воспитатель: Ребята, с какой басней мы сегодня  познакомились?
- Кто написал эту басню?

Ответы детей:

Воспитатель: Вспомните последние слова  басни

 –« Да только воз и ныне там». Чему учит эта басня?

Дети. Она учит быть дружными. Басня учит нас уметь договариваться между собой, друг с другом.

   Воспитатель: правильно,  поэтому наша басня и начиналась словами: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова .

Конспект занятия по развитию речи " Знакомство с творчеством  И.А, Крылова" в подготовительной группе....

«Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова и его басней «Лебедь, Щука и Рак».

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе....

«Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука»

Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснопи...

Крылов. Басня. Лебедь щука и рак.

Басня об адаптации ребенка к ДОУ...