Конспект НОД по коммуникативному развитию «Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

для воспитанников 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука».

Подготовительная группа компенсирующей направленности

Воспитатель: Русакова Е.

Цель: формирование интереса к устному творчеству русского писателя И.А.Крылова.

Задачи: 

  • познакомить детей новым образцом русской классической литературы;
  • учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка;
  • формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли;
  • раскрыть и уточнить отрицательные понятия: лесть, неискренность, лживость, тщеславие; положительных понятий: искренность, правдивость, честность, скромность.
  • обогащать и активизировать словарь;
  • воспитывать любовь к устному народному творчеству, художественной литературе.

Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций, портрета); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (составление сказки по пословице).

Материал и оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, книга с басней «Лебедь, Рак и Щука».

Ход занятия.

Педагог. Дети, я много вам читаю, рассказываю небылиц, притч, потешек, пословиц, сказок. Мы заучиваем стихи, песни. Есть в литературе жанр, называется – басня.

Педагог. Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками.

     У нас в России было немало баснописцев – В. Тредиаковский, А. Кантемир, А. Сумароков, но лучшим из всех был Иван Андреевич Крылов.  Через иносказания, пословицу, поговорку, намёк он говорил правду: «А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак - опаснее врага»…

Что такое басня? Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах.

      Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно действуют не люди, а звери, вещи, растения. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди. И ещё басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится.

     Чем же басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?

     Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать. В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо. В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь плохим или глупым поступком. На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие.

     Вот некоторые названия басен: “Сорочий язык”, “Ворона и Рак”, “Два товарища”, “Слон и Моська”, “Стрекоза и Муравей”, “Муравей и Голубка”, “Лев и Мышонок”, “Ворона и Лисица”, “Мартышка и Очки”.

     Некоторые басни похожи на сказки.  Они начинаются, как и сказки, со слов “жил-был” или “жили-были”. Другие басни написаны как рассказы. И только И.А. Крылов превзошёл всех – он писал стихами. Его считают во всём мире непревзойдённым баснописцем.

     Воспитатель выставляет на мольберт портрет баснописца (портрет И. А. Крылова (1768-1844) художника К. П. Брюллов).

     - «Дедушка Крылов», так его называли, был очень добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни. Басня – это короткая поучительная история. Это маленькое произведение, которое учит жить по справедливости. В баснях Крылов писал о животных, а подразумевал людей.

     Воспитатель показывает картинки, где изображены лебедь, рак и щука.

- Это герои басни. Что общего между ними?

Дети. Все они живут в воде.

Воспитатель. В басне вам встретятся незнакомые слова и непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте, познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.

Воспитатель знакомит детей с толкованием этих слов.

Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.

Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – колесная повозка с поклажей.

Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.

Судить – высказывать свое мнение.

      Послушайте внимательно и вы эту басню (воспитатель выразительно читает басню, показывая иллюстрации к басне).

Беседа по содержанию басни.

Воспитатель. За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак?

Дети. Они собрались везти поклажу.

Воспитатель. Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»?

Дети. Потому, что у них не чего не получилось. Потому, что они не смогли его увезти.

Воспитатель. Чему учит эта басня?

Дети. Она учит быть дружными. Басня учит нас уметь договариваться между собой, друг с другом.

Воспитатель. Что заставило вас улыбнуться?

Дети. Какие глупые герои – тянули в разные стороны.

Воспитатель. Вам жалко героев басни, почему?

Дети. Конечно, их жалко, потому, что они не смогли увезти свой воз. Они не смогли договориться и у них ничего не получилось.

Воспитатель. Случайно ли подобрал Иван Андреевич Крылов именно этих героев?

Дети. Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз.

Воспитатель. Какое отношение вызвали у вас эти герои?

Дети. Очень жалко, что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать.

Воспитатель. Запомните эти слова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

Воспитатель. Есть такая пословица: «Палец слаб, а кулак силен». Как вы ее понимаете?

Дети. Одному пальцу тяжело нести груз, а всем вместе – нет, так и людям.

Это значит, что один человек слабый, а если все вместе, то они – сильные.

Воспитатель. Я предлагаю вам попробовать, отвезти наш воз и посмотрим, получится ли у вас доставить поклажу на место.

     Игра «Доставка груза» (На санки кладут любой предмет. Веревки привязывают с трех разных сторон. Дети должны договориться перевязать веревки, чтобы тянуть в одном направлении.)

Воспитатель: Почему у вас сначала не получилось отвезти груз?

Дети: Потому что тянули в разные стороны.

Воспитатель: Как вы потом смогли доставить груз?

Дети: Мы договорились между собой и поэтому у нас все получилось!

Воспитатель: Правильно. Когда в товарищах есть согласие, их дело всегда пойдет на лад!

Воспитатель.  С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его написал? Что писал Крылов И.А.?

     Мы с вами познакомились с басней И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. И.А. Крылов написал более 200 басен, из-за здравого смысла, уникальности они популярны и своевременны и в наши дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Басня-Лебедь, рак и щука"

Изучение с детьми подготовительной группы творчество Ивана Андреевича Бунина....

«Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова и его басней «Лебедь, Щука и Рак».

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе....

«Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука»

Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснопи...

Басня: «Лебедь, рак и щука»

Басня: «Лебедь, рак и щука»...

Конспект по социально-коммуникативному развитию «Знакомство с Невой» (старшая группа)

Конспект по социально-коммуникативному развитию«Знакомство с Невой»(старшая группа)...