Консультация для воспитателей "Играем со сказкой"
консультация по художественной литературе на тему

Епифанова Татьяна Викторовна

Методы работы со сказками:

1. Сказку можно нарисовать

2. Сказку можно сложить из ткани

3. Сказки имеют запахи и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_igraem_so_skazkami.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей. «ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ.»

Изучив литературу по вопросу ознакомления детей с художественной литературой, методику работы с книгой мы выяснили, что книга - источник всестороннего воспитания и развития, так как знакомит с окружающим миром, обогащает представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и лжи. Но любовь к книге, умение использовать полученные из нее знания не приходят к ребенку сами по себе, необходима активная помощь взрослого. Начиная эту работу, мы прежде всего решили выяснить, как дети относятся к книге, могут ли правильно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, анализировать поведение героев. Для этого были организованы наблюдения за самостоятельной деятельностью детей в уголке книги, затем как дети обращаются с книгами в ходе рассматривания иллюстраций; индивидуальные и групповые беседы типа «Как правильно пользоваться книгой». Игры «Угадай сказку», «Яблонька наклонись», «Занимательные задания по сказке «Гуси - лебеди».

В ходе проведенной работы мы выяснили, что дети любят книги, знают много сказок, стихотворений, с интересом рассматривают иллюстрации к книгам. С удовольствием участвуют в ремонте книг. Для того, чтобы книга могла стать средством познания, она должна соответствовать возрастным особенностям детей, их интересам.

Для того чтобы заинтересовать детей я предлагаю использовать следующие методики работы со сказками:

  1. Сказку можно нарисовать.

Мы стремимся прожить сказку вместе с ребенком, задействовав все органы его чувств. Проведя небольшое исследование я выявила, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например, они «не видят» ни леса, через который пробирается Иван- царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации, но они есть не в каждой книге, да и не каждый сказочный сюжет привлекает внимание художника. Поэтому мы с детьми после чтения сказки стали рисовать, восстанавливая в памяти различные ее эпизоды. И увидели, что каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование помогает понять нравственные коллизии, облегчает процесс пересказывания самой сказки, ее сюжет.

  1. Сказку можно сложить из ткани.

Продолжая работу по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, мы стали на полу изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различных по форме, фактуре, размеру, цвету. Например вышел Иван- царевич в широкое поле- на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками. Идет по лесу Машенька- появляются ткани разных оттенков зеленого цвета, длинная голубая лента из шифона (ручеек), ткань с ягодками (земляничная поляна).

А еще нужно обязательно рассказывать детям о природе и обычаях народов той страны, в которой была создана сказка. Так постепенно дети знакомятся с природой нашей планеты и начинают понимать, что у каждого народа свои сказки и что во многом их своеобразие определяется особенностями климата, флоры и фауны страны, а также мировосприятия людей.

  1. Сказки имеют запахи.

Следующий этап - проживание сказки через обоняние, т.е. с помощью запахов. Проведенное нами исследование показало: на вопрос о том какие запахи дети знают, они отвечали весьма однообразно, чаще всего называли запахи духов и цветов и очень удивлялись тому, что окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую «палитру» запахов. Чтобы дети убедились в этом на практике, мы собрали богатую коллекцию запахов. В разные пластмассовые баночки (можно из-под фотопленки или шоколадных яиц) положили разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах (например мускатный орех). Эти запахи крышки банок впитывают быстро, и с ними можно работать как с раздаточным материалом. Каждому запаху дается порядковый номер, составляется картотека. В нашу коллекцию входит: корица, кардамон, мускатный и грецкий орех, горчица, лавровый лист, душистый горошек, эстрагон, хрен, мята, календула, крапива, тимьян, лист черной смородины, сушеные грибы, чеснок, лук, различные виды фруктов и овощей, деревянная стружка, духи различных типов, апельсиновые и лимонные сушеные корки, йод, подсолнечное масло, смола, мед, ванилин, чай, кофе, какао, сухое молоко и др. Таким образом, читая или рассказывая сказку, мы подбираем каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Это может быть один определенный запах и сочетание нескольких различных запахов. Для этого мы используем специальные ванночки. Например, запах леса всегда сложный: это сочетание духов с запахами различных растений, грибов, деревьев, цветов. Можно сказать, что «нос», т.е. развитое обоняние, помогает детям «ощутить» сказку более разностороннее и богато. Например, при ответе на вопрос, как пахнет избушка на курьих ножках, дети совместно решают, из каких запахов можно составить «аромат» дома Бабы Яги.

  1. Сказки звучат

Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы стали использовать звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании «шумят» (горох, пшено, гречка, манка, ломаная яичная скорлупа, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка и др.). Создавать звуки можно и с помощью голоса. Изображая шум леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто-то медленно трясет баночку с гречкой. К придуманному детьми звуковому сопровождению мы добавляем записи шума леса, воды, и др. используем и такой прием: одни дети создают шум, другие слушают, закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом представили.

  1. В героев сказки молено переодеться и потанцевать

Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Обратите внимание: мы их не шьем, а именно составляем из имеющейся у нас коллекции тканей. Дети любят наряжаться. Девочки занимаются этим чаще и более увлеченно, чем мальчики, но и те, представляя себя героями, с удовольствием «наматывают» (надевают) на себя полотна ткани, выбирая то, что им особенно нравится, или то, что, по их мнению, подходит персонажу.

Когда дети «оденутся» как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы придумываем танцы для каждого персонажа, подбираем музыку. Ребенок в образе своего героя танцует, потом предлагает всем остальным присоединиться к нему и повторить все элементы его танцы. Это позволяет всем детям «протанцевать» не только своего героя, но и всех персонажей сказки.

В результате естественным образом мы подходим к театрализованному представлению. При этом зрители видят не обычные декорации, как правило сделанные взрослыми, а причудливый ландшафт, составленный самими детьми. Его можно быстро изменить, что очень удобно при постановке. И костюмы дети придумывают сами, и сделать их не составляет труда, поэтому играть в сказку снова и снова легко и интересно: можно по ходу свободно меняться ролями, ведь костюм не предназначен для конкретного ребенка, и его можно придумать даже в момент постановки.

Во время рождающегося буквально на глазах у зрителей спектакля возникают запахи, которые дети ассоциируют с определенным сказочным сюжетом. Например, когда на сцене появляется принцесса, выносится баночка с духами. А когда мышка готовит обед в теремке, то в зале ощущается запах овощей и трав. Кроме того, появление нового героя сопровождается музыкой и танцем. Все это создает завораживающую атмосферу, в которой у ребенка активно развиваются воображение и творчество, поскольку он сам является создателем сказки.

Естественно, что придумывание сказочных сюжетов сначала происходит под ненавязчивым руководством взрослых. Дети с большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации. Их особенно привлекает возможность побывать в роли волшебника.

  1. Каждый мечтает стать волшебником

Сочиняя продолжение сказки, они обычно проговаривают волшебные слова, «превращающие» их в волшебников. Мы объясняем, что эта роль дается им на время, которое истечет при звуке колокольчика, и играющие вновь превратятся в обыкновенных детей. Вместо колокольчика можно незаметно поставить таймер. Когда отведенное время проходит, он звенит, и его звук дети воспринимают как волшебный звонок. Есть у нас и кресло волшебника (обыкновенный стул, накрытый красивыми тканями), и плащ волшебника (его «придумывают» сами дети). По очереди, устанавливаемой по жребию, или желанию (что для детей дошкольного возраста более сложно) они садятся в волшебное кресло и, войдя в образ, начинают свою историю. Она продолжается до тех пор, пока воображение ребенка не иссякает. Тогда его сменяет другой. Все это записывается на диктофон, а затем педагог обрабатывает текст и читает его детям, которые слышат придуманное ими как бы со стороны.

Нравится детям и такой прием: каждый рисует трех персонажей из разных сказок, а затем сочиняет историю, связанную с ними. Чаще всего у дошкольников получаются достаточно короткие истории, но они многое позволяют узнать о ребенке, который, размышляя о сказочном герое, придумывая его речь, отождествляет себя с ним. Затем дети со своими нарисованными героями садятся вокруг волшебного цветка и загадывают от их имени одно желание. Это позволяет оценить уровень эмпатии, мотивы и желания ребенка, особенности его эмоциональной сферы. Ведь желание героев - это по существу тайные желания ребенка. Все это помогает проникнуть во внутренний мир детей не насильственно, а органично, во время игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Праздник сказки" , Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.

Что необходимо предусмотреть чтобы праздник состоялся.Методические рекомендации проведения викторины....

Консультация для педагогов "Со сказками родились мы ,со сказками живём!"!(из опыта работы)

Большое внимание в своей работе я уделяю разделу «Ознакомление с художественной литературой» - конкретно знакомство со сказкой.Делюсь опытом!...

Семейный клуб : «В гостях у сказки». Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка ".

Семейный  клуб : «В гостях у сказки».               Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка "....

Консультация для родителей «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»

Консультация для родителей  «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»...

Консультации для родителей «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»

Ни для кого не секрет, что первыми книгами для ребенка являются сказки. Именно сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и форм...

Консультации для родителей «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»

Консультации для родителей «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»...