Главные вкладки

    Русская народная сказка как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста
    статья по художественной литературе по теме

    Орлова Елена Борисовна

    В статье раскрыта роль русской народной сказки в системе общественного дошкольного воспитания для развития воображения, мышления, речевого творчества, воспитания добрых чувств у детей. Приведены примеры дидактических игр и методические приемы работы в работе со сказкой, показано, как можно использовать текстовый материал сказок для решения творческих и развивающих задач.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Русская народная сказка

    как средство  развития и воспитания

    детей дошкольного возраста»

    Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Трудно представить себе дошкольное детство без сказки! Все психологи-исследователи едины в том, что сказка необходима для здорового, полноценного духовного и душевного развития ребёнка

    Обычно родители только читают ребёнку сказку или рассматривают с ним иллюстрации в книге, не задумываясь о том, что возможности сказки безграничны. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.

    Сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются и в семье, и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, для развития воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

    Поэтому свою задачу как педагога вижу в том, чтобы приобщить детей к книжной культуре, научить замечать выразительность художественной речи, воспитывать любовь к художественному слову, помочь родителям стать педагогически компетентными в этом вопросе, понять важность этой задачи для формирования полноценной личности.

    Поэтому в своей работе стремилась обратиться к современным методикам, методам и приёмам, к созданию своеобразной модели по ознакомлению детей с русскими народными сказками, опираясь на исследования и разработки Л. Фесюковой, В. Проппа, Д. Родари, а также на свой собственный опыт.  

         Особенности сказки:

    • оптимизм
    • образность
    • увлекательность
    • дидактизм
    • народность          

                                                                                                                                                         

    Уходящая корнями в культуру, язык народа, сказка представляет  определённый интерес для педагога, открывая новые возможности в его практической деятельности. Для ребёнка нет лучшего чтения, чем сказка, позволяющая решать педагогические задачи.

    • Сказка как способ развития мышления и воображения дошкольников.
    • Сказка как способ развития речи.
    • Сказка в системе социальной адаптации.
    • Сказка в системе нравственного воспитания.

    В своей работе  использую следующие дидактические игры и методические приёмы.


    Дидактические игры и методические приёмы в работе со сказкой

    Название

    Цель

    Материал

    Методические указания

    «Угадай сказку»

    Уточнить знание народных сказок

    (с использованием загадок, иллюстраций).

    Подборка иллюстраций к сказкам, картинок с изображениями персонажей сказок; подборка загадок по сказкам.

     1.Дети угадывают сказку

    – по иллюстрации, картинке с изображением сюжета сказки или персонажа;

    – по отрывку из сказки;

    – по загадке.

     2. Один ребёнок описывает по картинке героев сказки. Другие отгадывают, кто это, из какой сказки.

     3. Группа детей выбирает картинку, распределяет между собой роли и разыгрывают фрагмент сюжета сказки, изображённый на картинке (можно с помощью игрушек) так, чтобы другие дети её узнали.

    «Назови сказку»

    Формировать умение грамматически верно строить сложные предложения, развивать способность к анализу и синтезу.

    Подборка иллюстраций к сказкам, сказочных коллажей; картинок с изображениями персонажей сказок.

     1. Детям показывают иллюстрацию с изображением персонажей разных сказок (коллаж). Надо вспомнить сказки, персонажи которых изображены на картинке, и охарактеризовать героев.

     2. Детям показывают иллюстрации, где изображены сюжеты из разных сказок, но герои перепутаны. Нужно расставить персонажей по своим местам и назвать сказки.

     3. Дети должны показать картинку с изображением фрагмента из какой-либо сказки, соответствующую прочитанному отрывку, назвать эту сказку.

    Игра «Без слов»

    Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

     Дети должны показать эпизод сказки с помощью мимики и жестов.

    Артикуляционная гимнастика

    Развивать артикуляционную моторику и эмоциональную сферу ребёнка.

    Подборка артикуляционных упражнений.

     Проводится с обыгрыванием определённых качеств сказочных персонажей. Каждому персонажу приписывается определённое движение органов, принимающих участие в артикуляции, ярко его характеризующее.

    Пальчиковые игры

    Развивать мелкую моторику рук и эмоциональную сферу ребёнка.

    Подборка пальчиковых игр.

     Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками. Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

     Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

    «Кубики времени»

    Развивать способность к анализу, связную речь.

    Кубики с изображением эпизодов сказок.

     Запомнить цепь событий, происходящих в сказке, могут помочь кубики, изготовленные по методу М.Монтессори. Каждая сторона кубика представляет собой своеобразный «кадр» из сказки, эпизод. С помощью этих эпизодов дети восстанавливают цепь событий, происходящих в сказке.

    «Рисование сказки»

    Развивать мелкую моторику руки, эмоциональную сферу ребёнка.

     Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки.  Проанализировав детский рисунок, его содержание, характер изображения, средства выразительности, взрослые могут узнать, кто из героев сказки вызвал у ребят эмоциональный отклик, понравился ему. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которое сказка оказывает на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.

    «Добавлялки»

    Развивать чуткость к художественному слову, артикуляционную моторику.

    Подборка иллюстраций к сказкам.

     Дети хором договаривают соответствующее слово:

    Ок-ок-ок – стоит в поле …(теремок)

    Ок-ок-ок – покатился  …(колобок)

    Ят-ят-ят – серый волк не съел … (колобок)

    Су-су-су – петушок прогнал … (лису)

    Цо-цо-цо – снесла курочка …(яйцо)

    Ана-ана-ана – несут лебеди …(Ивана)

    Ёк-ёк-ёк – не садись на …(пенёк)

    Ёт-ёт-ёт – битый не битого …(везёт)

     Ребёнок, у которого картинки из соответствующей сказки, показывает их всей группе.

    Задания по формированию грамматического строя речи:

    «Кто больше подберёт определений?»

    Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.

     Например: какой волк в сказке «Иван-царевич и серый волк»?

    Усложнение. Сравнить волка в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Волк и семеро козлят».

    «Придумай название сказки» /по опорным словам/

    Продолжать работу над правильным построением фразы.

     Детям предлагают деформированную фразу, например: волк, от, заяц, как, убежал. На её основе можно составить название новой сказки – «Как заяц от волка убежал».

    «Найди родственников» /в разных сказках/

    Формировать навыки словообразования.

    Например: лиса, лисичка, лисонька, лисица; волк, волчок, волчище и т.д.

    «Узнай, чем домик»

    Формировать навыки образования притяжательных прилагательных, правильного использования предлогов в речи.

     Детям предлагается сказать: чью голову они видят в окошке? чей хвост выглядывает из-за домика? следы чьих лап видны перед домиком? (лисья, беличья; заячий, волчий; медвежьи, собачьи и т.д.)

    «Какие они разные – эти животные»

    Пополнить активную речь антонимами.

     В сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» лиса – хитрая, а волк – …(наивный). В сказке «Заюшкина избушка» заяц – добрый, а лиса – …(злая); петух – смелый, а медведь – …(трусливый).

    «Назови ласково»

    Упражнять в  образовании однокоренных слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

     Например: петух – петушок, борода – бородка, перья – пёрышки и т.д.

    «Похвастайся»

    Упражнять в образовании однокоренных слов.

    Например: усы – усищи, глаза – глазищи, нос – носище и т.д.

    «Конструирование слов, словосочетаний и предложений»

    Расширять словарный запас ребёнка, упражнять в образовании однокоренных слов, словотворчестве.

     - придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок – лесовичок – лесной);

     - срифмовать два слова (кузнец – удалец, колобок – клубок, петушок – гребешок, кошка – ложка и.т.д.), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

     - составить достаточно длинное, распространённое предложение в игре «От каждого по словечку» – «Иван-царевич» – «Шёл Иван-царевич» – «Шёл Иван-царевич по тропинке» – «Долго ли, коротко ли шёл Иван-царевич по тропинке» и т.д.

    Задания по развитию связной речи:

    «Расскажи сказку»

    Развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию, ориентируясь по символам, последовательно излагать содержание.

    Наборы сюжетных картинок по сказкам.

      Работу лучше начинать со знакомой и любимой детьми сказки. После усвоения данного метода детям не составляет труда рассказывать различные сказки.

     Дети получают конверты с иллюстрациями к сказке (один конверт на двоих) и раскладывают картинки в порядке, соответствующему развёртыванию сюжета. В этом случае, прежде всего, ценятся совместный труд, умение договариваться. Далее дети рассказывают эту сказку.

    «Совместное рассказывание сказки»

    Обогащать лексический запас, развивать навыки активной речи, совершенствовать и обогащать просодику, развивать эмоциональную сферу.

     Педагог произносит текст и интонационно выделяет звукоподражание, которое ребёнок должен повторить при  совместном  пересказывании сказки.

    «Драматизация сказки»

    Формировать навык соотнесения слова с соответствующим материальным объектом, развивать слуховое внимание.

    Фигурки персонажей сказок.

     По ходу чтения педагогом ребёнок должен выставлять фигурки (картинки) тех персонажей, о которых говорится в сказке, а затем с их помощью обыграть её сюжет.

    «Что будет, если…?»

    Обогащать связную речь развёрнутым диалогом, развивать умение чередовать прямую и косвенную речь.

    Подборка иллюстраций к сказкам.

     Детям демонстрируют иллюстрацию с изображением сюжетных ситуаций из 2 сказок и предлагают подумать над тем, как бы развивался сюжет в связи с изменившейся ситуацией. /Приём изменения сюжета можно использовать на любом этапе его развёртывания./

    «Разучиваем пословицу»

    Формировать умение анализировать пословицу.

     Детям предлагается проанализировать пословицу «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и подобрать пословицу, схожую по смыслу («Не торопись языком, торопись делом»).

    «Нарисуй и расскажи сказку»

    Совершенствовать понимание контекстной речи и умения соотносить слова с соответствующим материальным объектом и графическим изображением, формировать умение выделять характерные признаки внешнего облика героев сказки, наделять их эпитетами, развивать образное восприятие сказки, развивать абстрактное мышление.

    Листы бумаги, цветные карандаши (мелки, краски, фломастеры).

     Детям предлагают любую геометрическую фигуру. Путём дорисовывания характерных признаков внешнего облика они должны получить задуманный образ человека или животного.

     Например, беря за основу овал, нарисуем персонажей сказки «Рукавичка»:

    «Покажи сказку»

    Формировать умение наделять героев сказки тем или иным эмоциональным состоянием, соответствующим их характеру, использовать в речи выразительные средства, характеризующие персонажей сказки.

     Для решения данной задачи хорошо использовать пиктограммы.

     Рассказывая о том или ином персонаже, ребёнок подбирает пиктограмму, которая, по его мнению, отражает его характер и эмоциональное состояние.  /Сказка «Морозко»/        

                                              злость       тоска      рассержен-   радость    удивление    тоска

                                                      злая мачеха   старик      ность        падчерица    старуха   старуха              

                                                                                              Морозко                                          и её  дочка

                                                                          тревожится  сердится                      удивлены     тоскует

                                                                             о дочке   на старухину               возвращению о дочери

                                                                                                  дочку                        падчерицы

    «Сочиняем сказку»

    Формировать умение использовать в речи сравнительную и превосходную степени имён прилагательных, развивать умение планировать рассказ, развивать воображение, фантазию.

    Подборка иллюстраций к сказкам; подборка предметных картинок; набор картинок с изображением пейзажей, трафареты, карандаши, ножницы.

     1. Каждый ребёнок получает конверт с иллюстрациями к сказке. Работая в парах, дети высыпают все картинки на стол и пробуют сочинить новую сказку из материалов к двум разным сказкам. За основу можно выбрать любую из этих сказок или придумать новый сюжет.

     2. Детям предлагают любой пейзаж и набор предметных картинок: о ком могла бы быть сказка? Как могла бы называться? Дети вместе с педагогом выбирают наиболее удачный вариант.

     Усложнение. Детям предлагают набор картинок с изображением пейзажей, трафареты силуэты животных и альбом для рисования. Дети выбирают трафареты силуэтов тех животных, которые участвуют в задуманной ими сказке, обводят их по контуру, вырезают, раскрашивают, раскладывают на картинке-пейзаже. И только после этого рассказывают задуманную сказку.

                                         Приёмы в работе со сказками, способствующие воспитанию чуткости к слову:

    «Одинаковые слова»

    Обогащать лексический запас.

     Разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер).

    «Самое длинное»

    Побуждать к словотворчеству, упражнять в словообразовании.

     Сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе – «длиннохвостая», «пушистохвостая»).

    «Найди словечко»

    Развивать чуткость к художественному слову, слуховое внимание.

    Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова.

    «Что оно означает?»

    Воспитывать чуткость к художественному слову, знакомить детей  с этимологией слов.

     Объяснить происхождение слов. В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки …).

    «Убежали звуки»

    Развивать фонематический слух.

     Произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребёнку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «царевна».

    «Доскажи словечко»

    Развивать слуховую память, образность речи, воспитывать чуткость к художественному слову.

     Составить устойчивое словосочетание: зайчик-…(побегайчик), петушок – …(золотой гребешок), лисичка-…(сестричка), мышка-…(норушка), лягушка-… (квакушка), красна …(девица), живая и мёртвая …(вода), молодильные …(яблоки), летучий … (корабль), чистое …(поле), тёмный …(лес), добрый…(молодец), жар-…(птица), златогривый …(конь), белокаменный…(дворец), ковёр-… (самолёт), шапка-…(невидимка), скатерть … (самобранка), сапоги-…(скороходы), серый … (волк), Иван-… (царевич), Иванушка-…(дурачок), Василиса …(Премудрая) и т. д.

    Задания, способствующие развитию мышления:

    «Найди лишнее слово»

    Формировать умение обобщать, систематизировать по обобщённым признакам, формировать логическое мышление

     Ребёнок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). Например, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, медведь, петух – дошкольник определяет лишнее слово «избушка».

    Разгадывание ребусов, кроссвордов

    Развивать мышление.

    «Метод аналогий»

    Развивать ассоциативное мышление.

     Ребёнок должен вспомнить похожих героев из других сказок. Например, после чтения сказки «Морозко», детям предлагается назвать таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок (Крошечка-Хаврошечка, сестрица Алёнушка, Золушка).

    «Придумай другое название сказки»

    Развивать воображение, мышление.

     Предложить детям придумать иные, новые названия к известным сказкам, не искажая идеи произведения. Например, к сказке «Рукавичка» можно подобрать следующие названия – «Дружный домик», «Как дед потерял рукавичку», «Новый домик для зверей», «Дед, рукавичка и звери».


    Ещё один вид организации образовательной деятельности, который использую в работе, помогающий ребёнку выявлять содержание и последовательность действий, понять смысл сказки, выделить основные действия персонажей, определённые соотношения между ними – это разыгрывание сказки с заместителями – моделирование. Моделирование – один из методов, который позволяет удержать в памяти детей короткие эпизоды сказки, но самое главное – останавливать внимание на логике изложения, характерных признаках персонажей, меткости народного языка.

    Существует 3 вида моделирования сказки:
    1)    сериационный (работа с кумулятивными сказками);
    2)    двигательный;
    3)    временно-пространственный (работа со старшими дошкольниками).

    Например, после чтения сказки «Хаврошечка» выстраивается следующая модель сказки:

    На примере двух русских народных сказок («Гуси-лебеди», «Маша и медведь») хочу показать, как можно использовать текстовый материал для решения творческих и развивающих задач.

    Работа по сказке «Гуси-лебеди»

    1. Загадка:        В сказке небо синее,

          В сказке птицы страшные.

          Реченька, спаси меня,

          Печенька, спаси меня!  

    2. Подобрать пословицы. Какую из пословиц можно выбрать, чтобы раскрыть нравственный урок данной сказки?

    Как аукнется, так и откликнется.  /Как сам отнесёшься к другому, так и к тебе  будут относиться./

          Сумел ошибиться, сумей исправиться.

          Трудно найти, легко потерять.

          И мутную воду пьют в невзгоду.

    3. Задания по развитию речи:

    а) Назови грустные; ласковые слова из сказки

                              Грустные:                                                      Ласковые:

    причитала        доченька

    слезами заливалась        батюшка

    кликала        умница

    в печь посадит, зажарит и съест        братец

    ни жива ни мертва        добренькое скажу

                                  плачет                                                         печка (речка, яблонька), матушка

    б) Объясни значения слов, выражений: «причитала»; «заливалась слезами

    «причитать» – плакать, приговаривая, жалуясь на что-нибудь.

    Причитания (плач) – жанр фольклора разных народов, связанные с обрядами.

    «заливаясь слезами (разг.) – горько плакать

    в) Назови ласково: платок, трава, дочь, сын, пирог, сливки, яблоко, кисель, окно, курья нога, лавка, каша, мышь, река, печь.

                                  Платочек, травка, доченька, сынок, пирожок, сливочки, яблочко, киселек,

                                   окошечко, курья ножка, лавочка, кашка, мышка, речка (реченька), печка

    г) Кто больше подберёт определений?

    Маша (какая?) … 

    непослушная, смелая, храбрая, капризная, добрая, ответственная, маленькая,

    заботливая.

    Баба-Яга (какая?) …

    злая, хитрая, старая, некрасивая, длинноносая, горбатая, беззубая, лохматая, страшная, седая.

    д) Восстанови глаголы в предложении:

    Она в чистое поле и только: вдалеке гуси-лебеди и за тёмным лесом.

     Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом.

    е) Составь предложение из слов: дальше, яблоня, побежала, стоит, девочка

        Побежала девочка дальше – стоит яблоня.

    ж) Конструирование предложений. /Наращивание по одному слову./

    Девочка побежала.

        Девочка побежала дальше.

        Девочка с братцем побежала дальше.

        Девочка с братцем побежала скорее дальше.

    з) Продолжи предложения:

    Речка глубокая, а лужа …                                         мелкая

    Камень тяжёлый, а листик …                                               легкий

    Яблоня высокая, а трава …                                          низкая

    В печке жарко, а в воде …                                          холодно

    Яблоко сладкое, а лимон …                                   кислый

    Тропинка узкая, а река …                                                           широкая

    Маша большая, а Ваня …                                   маленький

    В лесу темно, а на поляне …                                   светло

    Баба-Яга злая, а Маша …                                                         добрая

    4. Задания, способствующие развитию мышления:

    а) Почему так называется сказка? Придумай другое название.

     «Как Машенька братца искала».

     «Как Машенька братца выручала».

     «Маша и братец Иванушка».

     «Приключения Маши и Вани».

    б) Найди лишнее слово: печка, яблоня, речка, мышка, избушка.

                                       Избушка – не помогала Маше; мышка – одушевленное существо

    в) «Метод аналогий».

    Вспомни, в каких сказках главную героиню звали Машенька.

                                      «Маша и медведь», «Три медведя»

    г) Познакомить с двумя вариантами сказки. Найти отличия.

    д) В какое время года происходит действие сказки? Почему так думаете?

                                  летом; яблоки на яблоне

    5. Задания, способствующие развитию воображения:

    а) «Старая сказка на новый лад»:

    Дело было зимой…

    Ввести новый предмет, который встретился на пути Маши.

    б) Составь словесный портрет Бабы-Яги.

    6. Задания, направленные на выявление жанровых особенностей сказки:

    а) Почему это произведение можно назвать сказкой? Найти олицетворения в сказке. 

    Неодушевлённые предметы наделяются способностью разговаривать;

    мышка разговаривает, мыслит, чувствует.

    б) Определите жанр сказки. Почему её можно назвать …?

    Волшебная; есть выдуманный персонаж – Баба-яга

    в) Найти антитетическую пару в сказке.

    Маша и Баба-яга

    7. Какие темы для занятий по народоведению можно взять из этой сказки?

    Народоведение: прясть кудель (пряжу), веретено; устьице (устье) – наружное отверстие в русской печи; пшеничные и ржаные пироги; лапти.

    Работа по сказке «Маша и медведь»

     

    Загадка:               Сидит в корзине девочка

    У мишки за спиной,

    Он, сам того не ведая,

    Несёт её домой.

    Ну, отгадал загадку?

    Теперь скорей ответь!

    Названье этой сказки…                    

     Какую из пословиц, поговорок можно выбрать, чтобы раскрыть нравственный урок данной сказки?

                                                          Не сиди на печи, не жди калачи.

                                                          Научит горюна другая сторона.

    Задания по развитию речи:

    1. Назови грустные; ласковые слова из сказки

    Грустные:                                      Ласковые:

    потужила                                                Машенька

    погоревала                                      целовать

                                                             обнимать

                                                                    умница

    1. Объясни значения  выражений, слов: «потужила-погоревала», «гостинцы»  

                             

                                                      сильно огорчиться  

                                                      подарок

    Этимология слов: умница (от сущ. «ум»), медведь (кто мёд ест)

    Почему бабушка и дедушка назвали Машу «умницей»?

    3) Назови ласково: куст, дерево, печь, изба, лавка, крыльцо, пироги, дуб, пень, овраги, Маша.

    кустик, деревце, печка, избушка, лавочка, крылечко, пирожки, дубок, пенек, овражек, Машенька

    4) Подбери однокоренные слова»:  медведь –

    медведище – медведица – медвежонок – медвежоночек –

    медвежий – по-медвежьему – медвежатина – медвежатник

    5) Кто больше подберёт определений?

    Маша (какая?) …         

    маленькая, умная, смекалистая, сообразительная,

    находчивая, догадливая, смелая, послушная, умелая

    Медведь (какой?) …  

    большой, большущий, глупый, исполнительный,

    послушный

    6) Восстанови глаголы в предложении:

    В деревню медведь … (пришёл), дом … (нашёл), где дедушка с бабушкой … (жили), и давай изо всех сил в ворота …(стучать).

    7) Составь предложение из слов: видит, медведь, короб, вернулся, готов.

    Вернулся медведь, видит – короб готов.

    8) Конструирование предложений». /Наращивание по одному слову./

    Вернулся медведь.

    Вернулся медведь вечером.

    Вернулся медведь вечером домой.

    Вернулся медведь вечером домой, увидел Машу.

    Вернулся медведь вечером домой, увидел Машу, обрадовался.

    9) Продолжи предложения:

    В лесу темно, а на поляне …        светло

    Маша маленькая, а  медведь …        большой

    Маша умная, а  медведь …        глупый

    Дерево высокое, а пенёк …        низкий

    Короб большой, а корзинка …        маленькая

    10) Скажи словами сказки:

    был в пути очень долго –

    «идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается»; «шёл-шёл, шёл-шёл»

    побежал очень быстро

    «пустился без оглядки»

    11) Кто из героев сказки говорил: «Сяду на пенёк, съем пирожок».

    Кто ещё из сказочных героев говорил о еде?


                                                            Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое.

    Выгляни в окошко, дам тебе горошка.

    Ну, не обессудь, кума, больше угощать нечем.

    Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить.

    12) Составь словесный портрет Маши.

    Прежде чем использовать сказки в работе, педагог сам должен полюбить сказки, проникнуть в их нравственный урок, насладиться красотой художественного слова, удивиться глубине сказочного смысла, преклониться перед её мудростью, так как, только понимая значение и смысл сказки, пусть даже интуитивно, взрослый сможет передать мудрость сказки ребёнку. Тогда сказка станет не средством развлечения и времяпрепровождения, а мощным средством воспитания и развития личности ребёнка.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ

    Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка.Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на матер...

    Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

    Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

    "Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

    Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

    "Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

    "Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...

    Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Сов...