Главные вкладки

    Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
    статья на тему

    Кудрявцева Марина Анатольевна

    Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию множества негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в дошкольном возрасте, во всех аспектах жизни, в том числе и  воспитание детей через русское народное творчество. Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kudryavtseva_m.a.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    М.А.Кудрявцева, воспитатель, Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 «Аленький цветочек» Муниципального образования город Саяногорск

    РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…

     Ш. А. Амонашвили.

    Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию множества негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в дошкольном возрасте, во всех аспектах жизни, в том числе и  воспитание детей через русское народное творчество. Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.

    Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях …». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и поэтому ратовал за народное воспитание [3, с. 6]. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства.  Видимо надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей [2, с. 6].

    Игры – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры – уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. В народных  играх – залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей,  их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе [1, с. 333].  

    По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Огородник и воробей», «Волк и гуси», «Утка и селезень») [1, с. 368. 369].  Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, что требует от детей активной умственной деятельности. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия детей и поведение, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Огородник и воробей»,  «огородник» может   ловить «воробья» только за кругом.  Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности действий. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных образовательных областях:

    -  развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность, воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);

    -  создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства (область «Социализация»);

    -  развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех (область «Коммуникация»);

    -  развивать двигательную активность и физические качества (область «Физическая культура»);

    -  знакомить с различными видами фольклора — приговорками, считалками, перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др. (область «Чтение художественной литературы», «Музыка»).

    Итак, приобщение детей к истории культуры на основе ознакомления с народными подвижными играми осуществляю по четырём направлениям:

    1) знакомлю детей с истинно народными старинными подвижными играми, адаптированными к современным условиям, например: «Пятнашки», «Петушинный бой», «Ручеек», «Два Мороза» и т.д.

    2) знакомлю воспитателей  с эффективными приемами работы с детьми. Педагоги, прежде всего, должны сами знать историю появления народной подвижной игры и ее воспитательное значение, а также уметь заинтересовать этим детей, знать  разнообразие народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок и считалок. И еще: гибкая игровая позиция взрослого — он не руководитель, а партнер в игре;

    3)  привлекаю родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение совместных развлечений с использованием народных подвижных игр, это объединяет семью и наполняет ее досуг новым содержанием;

    4)  особое внимание уделяю оснащению предметно-развивающей среды — изготовление разнообразного материала для проведения игр (маски, шапочки, платочки, шумовые инструменты: свистульки, ложки с бубенцами).

    Таким  образом,  народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

    Список литературы

    1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.- сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина,  О.А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. 3- е изд., перераб. и дополн.- СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2003-400с., ил.

    2. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников под ред.  А.В. Орловой–– Владимир,1995.-184с.

    3.Чебан А. Я. , Бурлакова Л.Л. – Знакомим дошкольников с народной культурой.- М. :ТЦ  Сфера, 2011. – 128с.- (Библиотека воспитателя) (4).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

    Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

    "Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

    "Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...

    Русская народная сказка как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

    В статье раскрыта роль русской народной сказки в системе общественного дошкольного воспитания для развития воображения, мышления, речевого творчества, воспитания добрых чувств у детей. Приведены приме...

    Консультация для воспитателей. "Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"

    Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным заня...

    «Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

    Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

    Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста

    Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.    ...