Методические рекомендации для педагогов по влиянию художественной литературы на эмоциональную культуру дошкольников
учебно-методический материал по художественной литературе на тему

Березина Дарья Борисовна
Материал для педагогов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов.

        Традиционно литература как вид искусства используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте.         Воспитательное значение литературы заключается в том, что в литературных произведениях даются не только образцы правильного литературного языка, но и образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения морально-этических норм. Подробный их анализ и правильная оценка делают литературу основой духовного и нравственного развития личности.
        Кроме того, сам процесс художественно-речевой деятельности является важным средством нравственного развития и воспитания детей. Под художественно-речевой деятельностью понимается обучение детей пересказу фольклорных и литературных произведений, творческому рассказыванию с целью формирования у детей умения строить связное монологическое высказывание. При этом дошкольников учат для воплощения художественного замысла использовать в собственной речи изобразительно-выразительные средства художественных текстов (эпитеты, метафоры, синонимы и т.д.). А также ознакомление дошкольников с литературой, художественно-речевая деятельность самих детей (совместный пересказ или по малым подгруппам, составление коллективного рассказа) способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей, т.к. такая деятельность предполагает умение договориться между собой, оказать помощь друг другу в случае затруднений, уступить в чем-то.
        С художественной точки зрения произведения детской литературы богаты изобразительно-выразительными средствами языка. Для выражения своих замыслов авторы используют метафоры, эпитеты, аллегории, опираются на грамматические основы образности речи, выражающиеся в использовании разнообразных стилистических средств (построении разных типов предложений, изменении традиционного порядка слов в предложении и др.). В содержательном аспекте тексты, предназначенные для детей, сюжетные, имеют четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий. Персонажи произведений обладают ярко выраженными чертами характера, а мотивы их поступков понятны детям. Во всем этом выражается художественный компонент детской литературы.         Другим компонентом, характеризующим ее специфику, является литературный компонент, сущность проявлений которого заключается в разнообразии жанров литературных произведений, с которыми педагоги знакомят детей. Дошкольникам не только представляют произведения, относящиеся к различным жанрам (народный эпос, авторские прозаические и поэтические произведения), но и раскрывают их жанровую принадлежность, формируют представления о специфических чертах того или иного жанра:

сказок, рассказов, стихотворений.
        С учетом специфики детской литературы О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской был определен круг детского чтения и рассказывания. В него входят несколько групп произведений:
- произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы;

- произведения русской и зарубежной классической литературы;
- произведения современной русской и зарубежной литературы.
        При знакомстве детей с литературными произведениями следует учитывать их возрастные особенности восприятия художественной литературы. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям.
        На основе обобщения научных данных (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Е.А. Флериной и др.) и собственного исследования Л.М. Гурович выделяет следующие возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения:
- для детей младшего дошкольного возраста характерна зависимость понимания текста от личного опыта ребенка, доступно установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом, при этом дети чаще всего не понимают переживания и мотивы поступков главного персонажа;
- в среднем дошкольном возрасте дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На 5-м году появляется реакция на слово и интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать;
- в старшем дошкольном возрасте детей интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать под текст. У детей усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
        Таким образом, умение воспринимать литературное произведение, особенности его художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Знание особенностей восприятия и понимания произведений литературы определяют задачи и содержание методики работы с книгой. Эти задачи можно сформулировать следующим образом:
- развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров;
- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях, о композиции;
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать звучность, ритмичность сказок, рассказов, стихов;
- формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения: определять основных героев, на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним.
        Методика работы с книгой исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Л.М. Гурович.  

Основными методами ознакомления с художественной литературой являются следующие:
•чтение воспитателя по книге или наизусть (дословная передача текста с сохранением языка автора);
•рассказывание воспитателя (относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, замена их, толкование);
•инсценирование (метод вторичного ознакомления с художественным произведением);
•заучивание наизусть.
М.М. Конина в методике работы с книгой выделяет несколько типов занятий: - чтение или рассказывание одного произведения.
- чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов и весне и т.д.) или единством образов (две сказки о лисичке и т.д.). На этих занятиях объединяют новый и уже знакомый материал;
- объединение произведений принадлежащих к разным видам искусства:
а) чтение литературного произведения и рассматривания репродукций с картин известного живописца,
б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой;
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: настольный театр (картонный или фанерный), кукольный и теневой театры; диафильмы и диапозитивы;
- чтение как часть занятия по развитию речи:
а) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов и рассказов с закреплением материала),
б) чтение может быть логически связано с содержанием занятия ( в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок).
В методике проведения занятий выделяются такие моменты, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.
        При подготовке к занятию воспитатель должен произвести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. В предварительную работу входит и подготовка детей: объяснение незнакомых слов, активизация личного опыта детей, организация наблюдений, экскурсий.
В структуре типичного занятия по ознакомлению с художественной литературой можно выделить 3 части. В первой части происходит знакомство с произведением. Основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержа6нрия, средств выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстраций не должен нарушать целостного восприятия текста. В связи с этим неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту. Если книга разделена на небольшие главы, иллюстрации рассматриваются после чтения каждой части.
        Методика ознакомления с книгой имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. В младшем дошкольном возрасте у детей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Педагог сам называет жанр худ. произведения: «Расскажу сказку», «Прочитаю стихотворение». Задача педагога - создать условия для того, чтобы новые слова вошли в экспрессивную речь детей.
        В среднем дошкольном возрасте внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух форме произведения (стихотворная, прозаическая). Становится возможен небольшой анализ произведения, т.е. беседа о прочитанном.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Дети начинают осознанно относится к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
        Однако знакомство с художественной литературой не ограничивается только занятиями, чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду и доме. Также воспитатель использует потешки, пословицы, перевертыши, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами (умывание, одевание на прогулку, приглашение к играм, наблюдения за природой и т.д.).
        Педагог может включить литературный материал в другие занятия, например, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим используются стихотворения, загадки, на занятиях по лепке или рисованию дети вместе с воспитателем вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать. Помимо занятий воспитатель может почитать детям книгу, на прогулке рассказать сказку или рассказ, прочитать что-то из пейзажной лирики, соответствующее окружающим условиям.
        Литературному образованию детей также способствует и проведение праздников, досугов, вечеров сказок, литературных викторин, выставок детских работ по мотивам известных произведений. Причем все эти формы работы педагогам следует проводить, привлекая родителей воспитанников, включая их таким образом в этот процесс.


                При организации домашнего чтения педагогу следует дать совет родителям какие произведения им следует читать своим детям, для этого можно воспользоваться информационными стендами, а также провести коллективные и индивидуальные консультации.
        Часто родители нуждаются в помощи при выборе места и времени для чтения детям. В этом случае им можно посоветовать, гуляя с ребёнком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, побеседовать с ним об уже прочитанной книге. В режиме дня можно выделить 15-20 минут перед сном, чтобы почитать ребенку. Во время чтения необходимо следить за санитарно-гигиеническим состоянием (правильная осанка, выбор места для чтения, время, отведённое для чтения книг).
        В процессе чтения родителям следует помнить, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за взрослым повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Можно вместе с детьми проигрывать все движения, все жесты, которые присутствуют в произведении, например, сажать репку и тянуть ее, прыгать как зайцы, подкрадываться тихо-тихо как лисичка.



        

Муниципальное образовательное учреждение комбинированного вида

детский сад № 5 «Солнышко»

Методические рекомендации для педагогов по влиянию

 художественной литературы на эмоциональную культуру дошкольников

                                                                                          Подготовила и провела:

                Березина Д.Б.

Малоярославец, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие дошкольников»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

методические рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой

Данный материал раскрывает методы и премы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой....

"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...

Влияние художественной литературы на всестороннее развитие дошкольников.

Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. Краткое описания работы по приобщению детей к художественной литературе....

Проект №3 «Влияние художественной литературы на формировании личности дошкольника»

ЦЕЛЬ ДАННОГО ПРОЕКТА:Развивать познавательную активность, любознательность, общую культуру и эрудицию детей, через знакомство с художественной литературой.ЗАДАЧИ: Развивать устную речь, приобщать к уч...

Статья "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений....

Консультация для педагогов "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников".

Художественная литература - универсальное средство развития речи, поэтому ознакомление с художественной литературой имеет особое значение в системе развивающего и коррекционного обучения в логопедичес...