Консультация для педагогов "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников".
консультация по логопедии

Художественная литература - универсальное средство развития речи, поэтому ознакомление с художественной литературой имеет особое значение в системе развивающего и коррекционного обучения в логопедической группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhlitera_konsultatsiya.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников»

Литература - огромный пласт культурной жизни, с рождения способствующий формированию личности в многообразии проявлений и реализации. Первые шаги ребенка сопровождаются потешками, прибаутками и поговорками, которые вводят ребенка в мир устного народного творчества. Затем короткие стихи, речевые игры, рассказы постепенно раскрывают чудесный мир русского языка. Душа ребенка с огромной радостью впитывает сказки, формируется его эмоциональный мир, нравственные представления и определенные социально-коммуникативные качества. Художественная литература - универсальное средство развития речи, поэтому ознакомление с художественной литературой имеет особое значение в системе развивающего и коррекционного обучения в логопедической группе детского сада.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Необходимо не только учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, обращать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок, необходимо учить детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме произведения. Ежедневное чтение детской литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.). Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто.

Наукой и практикой установлено, что, если определённый уровень овладения языком не достигнут в дошкольном возрасте, то этот путь, как правило, не может быть пройден на более поздних этапах.

В сложившихся современных условиях книга почти лишилась прежнего значения у родителей, а телевидение и гаджеты активно вытесняет её из детской жизни.

Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. В нашей стране для детей издаются произведения устного творчества народов разных стран; произведения русской и зарубежной классики; детские книги современных отечественных и иностранных авторов. Полностью охватить всё это богатство невозможно. Путеводными нитями являются разработанные в педагогической науке принципы, которые помогают избежать субъективности, позволяют дать объективную оценку книгам с точки зрения их содержания и художественных достоинств.

Педагогические принципы:

- художественность. В это понятие входит качество текста, созданного в единстве содержания и формы, его эстетическая ценность, наличие в произведении авторского, оригинального подхода, открытия нового, необычного в известном для читателя мире. Понятие «художественность» одинакового важно и для содержания, и для оформления детской книги: текст и иллюстрации к нему должны быт единым целым.

- литература должна отвечать задачам воспитания детей (умственного, эстетического, нравственного), иначе она теряет свою педагогическую ценность;

- необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражаться в учете особенностей психики ребенка, в конкретности мышления, впечатлительности, ранимости;

- книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом;

- в книге должна быть четко выражена позиция автора. (С. Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке);

- книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей растут.

- наглядность как принцип отбора книг требует соблюдения ряда положений эстетического характера. Ей должны быть присущи: грамотно подобранная цветовая гамма, спокойный цветовой колорит, правильное сочетание, соответствие рисунка содержанию художественного текста.                            

Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения.

Деловая игра для воспитателей

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

 

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой.

Задачи:

- обобщение знаний педагогов по организации занятий с детьми по художественной литературе.

- раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Ход мероприятия.

Педагог должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным.

Сегодня я предлагаю деловую игру: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой». Она поможет нам освежить знания и повысить профессиональную компетентность в этом вопросе.

  1. Разминка.

Зачитываются строки из произведения, педагоги должны назвать Ф. И. О. автора и название произведения.

  • Если мальчик любит мыло и зубной порошок,

           Этот мальчик очень милый поступает хорошо

            («Что такое хорошо и что такое плохо», Владимир Владимирович Маяковский).

  • Кто стучится в дверь ко мне

           С толстой сумкой на ремне,

           С цифрой 5 на медной бляшке,

           В синей форменной фуражке?

           Это он, это он – ленинградский почтальон («Почта», Самуил Яковлевич Маршак)

  • Долго у моря ждал он ответа,

          Не дождался, к старухе воротился –

          Глядь: опять перед ним землянка;

          На пороге сидит его старуха,

          А перед нею разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке», Александр Сергеевич Пушкин)

  • В одном переулке стояли дома.

          В одном из домов жил упрямый Фома.

          Ни дома, ни в школе, нигде, никому

          Не верил упрямый Фома ничему («Фома», Сергей Владимирович Михалков)

  • Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

           А нечистым трубочистам –

           Стыд и срам! Стыд и срам! («Мойдодыр», Корней Иванович Чуковский).

Разделимся на 2 команды:

Первое задание: (за правильный ответ фишка)

Задание 1. (презентация)

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

  1. Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. (1-ая младшая группа)
  2. Слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. (2-ая младшая группа)
  3. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста. (Средняя группа)
  4. Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи. (Подготовительная к школе группа)
  5. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. (Старшая группа)

Задание 2.

Назовите методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой (кто больше назовет)

  • Словесные

Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

  • Практические

Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность

  • Наглядные

Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки

Задание 3.

А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю творческое задание.

Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла отгадать:

1) «У страха глаза велики»

2) «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Задание 4.

Назови одним словом:

  • образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
  • короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
  • устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)
  • основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
  • короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)
  • устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)
  • небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)
  • вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
  • краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
  • короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

Итог игры.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Умение правильно воспринимать литературное произведение в школьном возрасте, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников

Всем известно большое влияние художественной литературы, к которой приобщается ребенок с самого детства, на его  умственное и эстетическое развитие. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника....

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»....

Консультация для воспитателей "Использование метода моделирования текста художественной литературы для развития речи дошкольников"

Хорошо развитая речь позволяет дошкольнику лучше передать свои мысли, чувства, переживания, объяснить собственную позицию. Одним из эффективных способов работы с детьми по развитию речи является испол...

Круглый стол для педагогов Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, ра...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...

Консультация " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

           Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное вли...