Конкурс. Перспективное планирование ТРИЗ технологий и игр в работе со сказкой.
материал по художественной литературе (старшая группа) по теме

Куропатина Татьяна Леонидовна

месяц

название

    Цель и содержание

октябрь

  1. «Знакомые герои в новых обстоятельствах»

Ведущий предлагает детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример:

Нашел Вини-Пух в лесу башмачки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идет всему удивляется. Вдруг видит костер горит, а вокруг костра Бармалей скачет.

 

  1. Литературная игра «Да-нет»

Ведущий предлагает угадать, что может быть в чудесном мешочке из сказки. На вопросы детей отвечает только «Да» или «Нет». В мешочек помещаются картинки волшебной палочки, шапки –невидимки, колобка и т. д.

Например вопросы детей: Это живое, Это растение, это сделано из дерева, это встречается в волшебной сказке, оно волшебное?

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу.

  1. «Салат из сказок»

Ведущий предлагает соединить две сказки одинакового характера и на их основе сочинить новую.

  1. «Маша-растеряша»

(по сказкам)

Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь сказочным героям.

Ход игры:

Ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

-Ой!

-Что с тобой?

-Я потеряла (называет какой-либо предмет, например, скалка из сказки «Лиса Патрикеевна», что я теперь буду менять?

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции

 

Цель: Тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

ноябрь

2. Игра «Волшебники»

Ведущий раскладывает на одно кольцо Лулия картинки с волшебниками (окаменения, огня, молчания, воды и т. д). На другое кольцо предметные картинки. Ребенок раскручивает, выбирает любое совпадение и рассказывает, что будет, если данный волшебник встретиться с совпавшим предметом?

Например: Волшебник окаменения и цветок, цветок станет каменным.

3. «Сказка наизнанку»

Ведущий предлагает умышленно и более органично «вывернуть наизнанку» сказочную тему. Например Красная шапочка злая, а волк –добрый.

Золушка дрянная девчонка, издевалась над мачехой и обижала сестер.
 

 

 

4.«Исправь ошибку»

Ведущий произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «внучка маленькая, а бабушка старенькая». В первой части сравнивается рост (размер), а во втором возраст. Правильно будет так: Внучка маленькая, а бабушка большая или бабушка старенькая, а внучка молодая.

Примерный речевой материал:

- Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

-Лиса хитрая, а Колобок желтый

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая

-Заяц серый, а Петушок смелый

-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый

-Дюймовочка легкая. А Ласточка большая

-У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. д.

 

декабь

1. «Продолжи сказку»

Ведущий предлагает прослушивание аудиозаписи выбранной части сказки или читает ее (отрывок обязательно должен включать в себя сказочную задачу). Прослушав отрывок, дети домысливают судьбы героев, «вживаются в образ», идет обсуждение дальнейшей деятельности героев  в рамках тех обстоятельств, которые описаны в сказке.

2. « Помоги Золушке»

Ведущий ставит проблему перед  детьми: Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: попросить у соседей, купить новую, можно пустой бутылкой  или найти круглое полено, помыть его и им раскатать, резать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжелым прижимать.

3. «Что умеет делать?

Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и т. д. Предлагается детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной шапочке, как велосипед помог бы ей?

4.  Коллаж из сказок

Ведущий предлагает придумать новую сказку на основе уже известных детям. Ведущий: Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание…

Далее ведущий предлагает творческую совместную работу детей.

Знакомые герои оказываются в новых обстоятельствах. Например в сказке «Гуси-лебеди» на пути девочки встречается серый волк.

 

январь

3. «Что было, что будет»

Ведущий раздает картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только картинки , но и схематические «кадрики» к сюжету, нарисованные вместе с детьми. Каждый получает свою карточку и по сигналу должен занять свое место в общей шеренге.

 Затем идет обсуждение: каждый ребенок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или еще будет (по отношению к предыдущему выступлению). Например, Колобок встретился с зайцем и поет ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.

 

4 «Волшебная дорожка»

Ведущий  смешивает карточки - иллюстрации из разных сказок, не более четырех. Дети должны выложить «волшебные дорожки» последовательно по сюжету сказки. Каждый выкладывает свою сказку.

 

5. «Сказки от живых капель и клякс»

. Ведущий предлагает сделать кляксы (черные, разноцветные). Затем, глядя на них, увидеть  образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «На что похожа твоя клякса?», «Кого напоминает?». Далее ведущей предлагает детям дорисовать кляксу и сочинить сказку о ней.

февраль

1. «Моделирование сказок»

Ведущий предлагает составить сказку по предметно-схематической модели. Показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Пример: черный домик (это может быть домик Бабы Яги или кого-то еще, а черный, потому что тот, кто в нем живет – злой…)

2. «Моделирование сказок»

На следующем этапе ведущий предлагает несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пройдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.

 

1.       «Сказка на новый лад»

Ведущий предлагает внести в знакомую сказку нового героя. Что изменится в сказке? Можно внести инородный предмет, изменить характер героя, нарочно исказить сказку – а дети восстановят ее сюжет. Изменить место действия, время действия героев –получится сказка на новый лад.

Ведущий предлагает две случайные картинки, например яблони  и ложки. Перед детьми задача: составить объяснение (цепочку-сказку), как от яблони перейти к ложке.

Пример:

4.Игра «Объяснялки»

- В саду у Хаврошечки  росла яблонька, на которой …

- Висели вкусные и спелые яблочки.

- Яблочки были спелые и поэтому сами …

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Хаврошечка их собирала.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, Хаврошечка…

- Варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Ее сестры ели варенье полными ложками..

 

март

2. Игра «Пароль»

 

Ведущий говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в названии которой есть число».

Возможные варианты детей:

• Три медведя

• Три толстяка

• Волк и семеро козлят

• Белоснежка и семь гномов

• Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

• Дочь семилетка

• Семь Симеонов

• Три калача и одна баранка

• Мудрая девица и семь разбойников

 

3. Игра «Аукцион»

Ведущий дает задание детям, назвать сказки, в которых (например, волк) является главным героем.

Варианты ответов детей:

• Лисичка и Волк

• Волк, перепелка и дергун

• Иван-царевич и серый волк

• Волк и семеро козлят

• Колобок

• Теремок

• Рукавичка

• Три поросенка

• Красная Шапочка

 

4.Составление сказки методом «Каталога»

Ведущий предлагает совместно придумать сказку, как настоящие сказочники.

С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Однажды…» и т.д.)

Вопросы:

• Жил-был... Кто?

• Какое добро умел делать?

• Встретил кого злого?

• Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

• Был у нашего героя друг.

• Как он мог помочь главному герою?

• Что стало со злым героем?

• Где наши друзья стали жить?

• Что стали делать?

По завершению сказки дети создают книгу. Придумывают название и записывают  сказку, а также делают к ней иллюстрации.

апрель

1.Игра «Увеличение – уменьшение».

 

Ведущий создает игровую ситуацию: «Вот у меня карандаш, меня он не устраивает, я хочу его увеличить». Показывает  детям огромный карандаш, который теперь  похож на волшебную палочку.

Вопрос ведущего:

Что бы вы хотели увеличить или уменьшить?

 Примерные ответы детей:

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

Хотела бы увеличить выходные.

Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

 Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (дети приводят свои ответы)

 - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

 

2.« Героями сказок среди нас»
 

Ведущий сообщает детям, что персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Дети фантазируют, что бы тогда могло произойти

3.«Красная шапочка»

Ведущий напоминает детям  сказку "Красная Шапочка", в частности эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Предлогает сыграть эпизод в измененном виде: бабушка, узнав о коварстве волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

Ход игры:

Ведущий предлагает детям предмет, в который превратилась бабушка (например: часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка и др.) и просит назвать свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Затем ведущий рисует бабушку, связывая ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства (например, бабушка-стакан: вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам - руки и ноги). Кого-то из девочек ведущий назначает Красной Шапочкой. Она подходит к "бабушке" и спрашивает:

- Бабушка, бабушка, почему ты такая (называет одно из свойств, например, прозрачная)? Остальные дети должны ответить от имени бабушки (например, чтобы видеть, сколько я съела). И так, пока будут обоснованы все странности бабушки. Потом можно обсудить, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или втянуть руки, ноги, голову в стакан, обвязать его косынкой и спрятаться).

Примечание. Некоторые развороты в игре можно использовать в воспитательных целях, например, бабушка-гитара, перебирая струны, меняет свое настроение. Здесь можно рассказать о необходимости управлять своим настроением и привести доступные для детей примеры, как это делать

4.«Кто, с кем, где, когда?»

 

Детям ведущий предлагает ответить на вопросы, ответы записываются.

Вопросы:

-Кто?

-С кем?

-Где?

-Когда?

-Что делали?

-Кто пришел?

-Что сказал?

По окончании игры ведущий и дети составляют сказку из ответов.

Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!»

 

май

3. «Спасаем колобка»

Ведущий предлагает спасти героя, изменить конец сказки

Например:

- Дети, посмотрите внимательно, кто может сказать, как называется эта книга? Правильно, "Колобок". Я открою книгу, а вы позовите Колобка, может быть он придет к нам.

Дети зовут, появляется Колобок (настольный театр).

- Колобок, а почему ты такой грустный? Ребята, он грустный потому, что забыл, с кем встречался в своей сказке, с какими персонажами. Давайте поможем ему.

Дети перечисляют героев сказки, пересказывают ее содержание.

- Лиса очень хотела съесть Колобка. Это хорошо или плохо?

- Что хорошо (лиса наелась)?

- Что плохо (Колобка съели)?

 – Что можно   сделать,  чтобы Колобок не достался Лисе, как спасти? (накормить до встречи с Колобком)? Каким надо стать Колобку, чтобы Лиса не захотела его есть (несъедобным, грязным, чёрствым, ядовитым)?

Обговариваются все предложенные детьми варианты. Самые интересные разыгрываются детьми куклами настольного театра. Например: встретила Лиса Колобка, а он только что прокатимся по грязи. Захочет ли съесть такого Колобка Лиса? Что она ему скажет («Фу, какой ты грязный, Колобок, тебя нельзя есть, вдруг, заболею, живот болеть будет»)?

 

4. «Шкатулка со сказками»

Для игры Понадобится коробочка с 8-10 (картинками).

Ведущий  предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же объектом

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование ТРИЗ технологий и игр в работе со сказкой.

месяц

название

    Цель и содержание

октябрь

  1. «Знакомые герои в новых обстоятельствах»

Ведущий предлагает детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример:

Нашел Вини-Пух в лесу башмачки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идет всему удивляется. Вдруг видит костер горит, а вокруг костра Бармалей скачет.

  1. Литературная игра «Да-нет»

Ведущий предлагает угадать, что может быть в чудесном мешочке из сказки. На вопросы детей отвечает только «Да» или «Нет». В мешочек помещаются картинки волшебной палочки, шапки –невидимки, колобка и т. д.

Например вопросы детей: Это живое, Это растение, это сделано из дерева, это встречается в волшебной сказке, оно волшебное?

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу.

  1. «Салат из сказок»

Ведущий предлагает соединить две сказки одинакового характера и на их основе сочинить новую.

  1. «Маша-растеряша»

(по сказкам)

Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь сказочным героям.

Ход игры:

Ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

-Ой!

-Что с тобой?

-Я потеряла (называет какой-либо предмет, например, скалка из сказки «Лиса Патрикеевна», что я теперь буду менять?

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции

Цель: Тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

ноябрь

2. Игра «Волшебники»

Ведущий раскладывает на одно кольцо Лулия картинки с волшебниками (окаменения, огня, молчания, воды и т. д). На другое кольцо предметные картинки. Ребенок раскручивает, выбирает любое совпадение и рассказывает, что будет, если данный волшебник встретиться с совпавшим предметом?

Например: Волшебник окаменения и цветок, цветок станет каменным.

3. «Сказка наизнанку»

Ведущий предлагает умышленно и более органично «вывернуть наизнанку» сказочную тему. Например Красная шапочка злая, а волк –добрый.

Золушка дрянная девчонка, издевалась над мачехой и обижала сестер.

4.«Исправь ошибку»

Ведущий произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «внучка маленькая, а бабушка старенькая». В первой части сравнивается рост (размер), а во втором возраст. Правильно будет так: Внучка маленькая, а бабушка большая или бабушка старенькая, а внучка молодая.

Примерный речевой материал:

- Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

-Лиса хитрая, а Колобок желтый

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая

-Заяц серый, а Петушок смелый

-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый

-Дюймовочка легкая. А Ласточка большая

-У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. д.

декабь

1. «Продолжи сказку»

Ведущий предлагает прослушивание аудиозаписи выбранной части сказки или читает ее (отрывок обязательно должен включать в себя сказочную задачу). Прослушав отрывок, дети домысливают судьбы героев, «вживаются в образ», идет обсуждение дальнейшей деятельности героев  в рамках тех обстоятельств, которые описаны в сказке.

2. « Помоги Золушке»

Ведущий ставит проблему перед  детьми: Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: попросить у соседей, купить новую, можно пустой бутылкой  или найти круглое полено, помыть его и им раскатать, резать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжелым прижимать.

3. «Что умеет делать?

Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и т. д. Предлагается детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной шапочке, как велосипед помог бы ей?

4.  Коллаж из сказок

Ведущий предлагает придумать новую сказку на основе уже известных детям. Ведущий: Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание…

Далее ведущий предлагает творческую совместную работу детей.

Знакомые герои оказываются в новых обстоятельствах. Например в сказке «Гуси-лебеди» на пути девочки встречается серый волк.

январь

3. «Что было, что будет»

Ведущий раздает картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только картинки , но и схематические «кадрики» к сюжету, нарисованные вместе с детьми. Каждый получает свою карточку и по сигналу должен занять свое место в общей шеренге.

 Затем идет обсуждение: каждый ребенок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или еще будет (по отношению к предыдущему выступлению). Например, Колобок встретился с зайцем и поет ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.

4 «Волшебная дорожка»

Ведущий  смешивает карточки - иллюстрации из разных сказок, не более четырех. Дети должны выложить «волшебные дорожки» последовательно по сюжету сказки. Каждый выкладывает свою сказку.

5. «Сказки от живых капель и клякс»

. Ведущий предлагает сделать кляксы (черные, разноцветные). Затем, глядя на них, увидеть  образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «На что похожа твоя клякса?», «Кого напоминает?». Далее ведущей предлагает детям дорисовать кляксу и сочинить сказку о ней.

февраль

1. «Моделирование сказок»

Ведущий предлагает составить сказку по предметно-схематической модели. Показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Пример: черный домик (это может быть домик Бабы Яги или кого-то еще, а черный, потому что тот, кто в нем живет – злой…)

2. «Моделирование сказок»

На следующем этапе ведущий предлагает несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пройдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.

  1. «Сказка на новый лад»

Ведущий предлагает внести в знакомую сказку нового героя. Что изменится в сказке? Можно внести инородный предмет, изменить характер героя, нарочно исказить сказку – а дети восстановят ее сюжет. Изменить место действия, время действия героев –получится сказка на новый лад.

Ведущий предлагает две случайные картинки, например яблони  и ложки. Перед детьми задача: составить объяснение (цепочку-сказку), как от яблони перейти к ложке.

Пример:

4.Игра «Объяснялки»

- В саду у Хаврошечки  росла яблонька, на которой …

- Висели вкусные и спелые яблочки.

- Яблочки были спелые и поэтому сами …

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Хаврошечка их собирала.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, Хаврошечка…

- Варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Ее сестры ели варенье полными ложками..

март

2. Игра «Пароль»

Ведущий говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в названии которой есть число».

Возможные варианты детей:

• Три медведя

• Три толстяка

• Волк и семеро козлят

• Белоснежка и семь гномов

• Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

• Дочь семилетка

• Семь Симеонов

• Три калача и одна баранка

• Мудрая девица и семь разбойников

3. Игра «Аукцион»

Ведущий дает задание детям, назвать сказки, в которых (например, волк) является главным героем.

Варианты ответов детей:

• Лисичка и Волк

• Волк, перепелка и дергун

• Иван-царевич и серый волк

• Волк и семеро козлят

• Колобок

• Теремок

• Рукавичка

• Три поросенка

• Красная Шапочка

4.Составление сказки методом «Каталога»

Ведущий предлагает совместно придумать сказку, как настоящие сказочники.

С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Однажды…» и т.д.)

Вопросы:

• Жил-был... Кто?

• Какое добро умел делать?

• Встретил кого злого?

• Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

• Был у нашего героя друг.

• Как он мог помочь главному герою?

• Что стало со злым героем?

• Где наши друзья стали жить?

• Что стали делать?

По завершению сказки дети создают книгу. Придумывают название и записывают  сказку, а также делают к ней иллюстрации.

апрель

1.Игра «Увеличение – уменьшение».

Ведущий создает игровую ситуацию: «Вот у меня карандаш, меня он не устраивает, я хочу его увеличить». Показывает  детям огромный карандаш, который теперь  похож на волшебную палочку.

Вопрос ведущего:

Что бы вы хотели увеличить или уменьшить?

 Примерные ответы детей:

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

Хотела бы увеличить выходные.

Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

 Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (дети приводят свои ответы)

 - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

2.« Героями сказок среди нас»

Ведущий сообщает детям, что персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Дети фантазируют, что бы тогда могло произойти

3.«Красная шапочка»

Ведущий напоминает детям  сказку "Красная Шапочка", в частности эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Предлогает сыграть эпизод в измененном виде: бабушка, узнав о коварстве волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

Ход игры:

Ведущий предлагает детям предмет, в который превратилась бабушка (например: часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка и др.) и просит назвать свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Затем ведущий рисует бабушку, связывая ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства (например, бабушка-стакан: вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам - руки и ноги). Кого-то из девочек ведущий назначает Красной Шапочкой. Она подходит к "бабушке" и спрашивает:

- Бабушка, бабушка, почему ты такая (называет одно из свойств, например, прозрачная)? Остальные дети должны ответить от имени бабушки (например, чтобы видеть, сколько я съела). И так, пока будут обоснованы все странности бабушки. Потом можно обсудить, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или втянуть руки, ноги, голову в стакан, обвязать его косынкой и спрятаться).

Примечание. Некоторые развороты в игре можно использовать в воспитательных целях, например, бабушка-гитара, перебирая струны, меняет свое настроение. Здесь можно рассказать о необходимости управлять своим настроением и привести доступные для детей примеры, как это делать

4.«Кто, с кем, где, когда?»

Детям ведущий предлагает ответить на вопросы, ответы записываются.

Вопросы:

-Кто?

-С кем?

-Где?

-Когда?

-Что делали?

-Кто пришел?

-Что сказал?

По окончании игры ведущий и дети составляют сказку из ответов.

Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!»

май

3. «Спасаем колобка»

Ведущий предлагает спасти героя, изменить конец сказки

Например:

- Дети, посмотрите внимательно, кто может сказать, как называется эта книга? Правильно, "Колобок". Я открою книгу, а вы позовите Колобка, может быть он придет к нам.

Дети зовут, появляется Колобок (настольный театр).

- Колобок, а почему ты такой грустный? Ребята, он грустный потому, что забыл, с кем встречался в своей сказке, с какими персонажами. Давайте поможем ему.

Дети перечисляют героев сказки, пересказывают ее содержание.

- Лиса очень хотела съесть Колобка. Это хорошо или плохо?

- Что хорошо (лиса наелась)?

- Что плохо (Колобка съели)?

 – Что можно   сделать,  чтобы Колобок не достался Лисе, как спасти? (накормить до встречи с Колобком)? Каким надо стать Колобку, чтобы Лиса не захотела его есть (несъедобным, грязным, чёрствым, ядовитым)?

Обговариваются все предложенные детьми варианты. Самые интересные разыгрываются детьми куклами настольного театра. Например: встретила Лиса Колобка, а он только что прокатимся по грязи. Захочет ли съесть такого Колобка Лиса? Что она ему скажет («Фу, какой ты грязный, Колобок, тебя нельзя есть, вдруг, заболею, живот болеть будет»)?

4. «Шкатулка со сказками»

Для игры Понадобится коробочка с 8-10 (картинками).

Ведущий  предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же объектом

Перспективное планирование ТРИЗ технологий и игр в работе со сказкой.

Старшая группа

Воспитатель. Куропатина Т. Л.

г. Черногорск 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по технологиии "Ритмическая мозаика" Автор А.Буренина

Данный  материал  поможет  спланировать  работу  музыкального  руководителя  по  одной  из  технологий  развития  музыкально -ритмических ...

ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста

ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование ТРИЗ технологий

Материал предназначен для педагогов, логопедов....

Круглый стол с педагогами "ТРИЗ технология-системный оператор в работе с детьми"

Круглый стол с педагогами «ТРИЗ технология-системный оператор в работе с детьми" в МБДОУ "Детский сад "Тополек"...