Семинар-практикум "ТРИЗ - технология речевого развития в работе с детьми дошкольного возраста".
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Юнусова  Инна Николаевна

Т- теория

Р-решения

И-изобретательских

З - задач

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ppppppppp.ppt1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «ТРИЗ - технология речевого развития в работе с детьми дошкольного возраста»

Слайд 2

Речевое развитие включает в себя : Формирование и активизацию словаря Развитие связной речи Активизацию общения, развитие диалогической речи Формирование умения задавать вопросы Словотворчество и сочинительство Подготовку к обучению грамоте

Слайд 3

Направления речевого развития дошкольников Связная речь Словарь Звуковая культура речи Граммати-ческий строй речи

Слайд 4

Проблемы речевого развития дошкольников Бедность речи. Недостаточный словарный запас Односложная, состоящая из простых предложений речь. Грамматически неоформленная речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Трудности в развитии монологической речи: составление описательных, повествовательных рассказов по картине, на предложенную тему, пересказ текста. Проблемы звукопроизношения. Отсутствие навыков выразительности речи.

Слайд 5

Технология ТРИЗ Т - теория Р - решения И - изобретательских З - задач Системность мышления Развитие творческого потенциала

Слайд 6

Генрих Саулович Альтшуллер

Слайд 7

Сферы коррекционно-развивающего воздействия ТРИЗ МЫШЛЕНИЕ ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ МОТОРИКА РЕЧЬ ЭМОЦИИ ОБЩЕНИЕ ЛИЧНОСТЬ

Слайд 8

В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего: - Выслушивать каждого желающего. -Давать только положительные оценки, они раскрепощают! -Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно! -Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. -Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.

Слайд 9

Дидактические принципы: свободы выбора; открытости; деятельности; обратной связи; идеальности; природосообразности.

Слайд 10

Развитие речи дошкольника методами ТРИЗ Обучение составлению сравнений Составление рифмованных текстов Обогащение словаря Обучение составлению загадок Создание текстов сказочного содержания

Слайд 11

Методы технологии ТРИЗ Метод мозгового штурма; Метод каталога; Метод Триз «Сенсорный ящик»; Метод «Системный оператор»; Метод морфологического анализа; Метод обоснования новых идей; Метод ММЧ(моделирования маленькими человечками); Мышление по аналогии; ТПФ(типовые приемы фантазирования).

Слайд 12

Технология ТРИЗ «Системный оператор»» Цель: формирование у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения

Слайд 14

Технология ТРИЗ «Сенсорный ящик» Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы

Слайд 17

Игры и упражнения, направленные на формирование речи (звуковой культуры, грамматического строя, связной речи)

Слайд 18

«Подбор прилагательных« или «Волшебный мешок» Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

Слайд 19

Игры «Зачем ? Какой?», «Волшебный мешок», «Снежный ком» « Дети делятся на две команды «Зачем?» и «Какой?». Первая команда придумывает способы использования какого-нибудь объекта, например, чистого листа бумаги (рисовать, вырезать, промакивать и т.д.) Вторая команда «Украшает» объект Каждый ребенок «опускает» слово в мешок и запоминает. На счет один, два, три – «выпустили» слова( активизация словаря, развитие кратковременной памяти Я дарю тебе слово… (цепочка слов, например, сладкий – что может быть сладким? – сахар; сахар какой? – белый, что может быть белым? – снег и т.д.

Слайд 20

Игра “Теремок” Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки): - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, Гитара. А ты кто? - А я - удочка. Пусти меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды.

Слайд 21

- активизация познавательной деятельности детей; - создание мотивационных установок на проявление творчества; - создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами; -формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; -развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:

Слайд 22

« Литература по ТРИЗ»

Слайд 23

« Литература по ТРИЗ»

Слайд 24

« Литература по ТРИЗ»

Слайд 25

Библиография 1.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007. 2.Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998 3.Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольника­ми. Мн., 2000. 4.Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Москва, 2004. 5.Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Вента-граф, 2005. 6.Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития. Под ред. Н.В. Новоторцевой, Ярославль, 2008. 7.Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Катринка без запинки /методика рассказа по картине/. - Спб.: Из-во ТОО ”ТРИЗ-ШАНС”, 1995.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста

ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Тема: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТема: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Семинар-практикум на тему «Исследовательская деятельность, используемая в работе с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум на тему: «Исследовательская деятельность, используемая в работе с детьми дошкольного возраста»...

Семинар – практикум: «Использование нетрадиционной техники рисования эбру в работе с детьми дошкольного возраста»

Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чт...

Семинар-практикум «Художественно-эстетическое развитие по средством Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Добрый день уважаемые коллеги.Современный взгляд на художественно-эстетическое развитие  ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средс...

Семинар-практикум «Использование сказки в образовательном процессе при работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах использования сказки в образовательном процессе при работе с детьми....