Семинар-практикум «Использование сказки в образовательном процессе при работе с детьми дошкольного возраста»
материал

Хилкова Татьяна Владимировна

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах использования сказки в образовательном процессе при работе с детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников «Звездочка» п. Первомайский

Семинар-практикум
«Использование сказки в образовательном процессе при работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:
Хилкова Т.В.

2022г.

Семинар-практикум «Использование сказки в образовательном процессе при работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах использования сказки в образовательном процессе при работе с детьми.

Любимое занятие каждого ребенка – игра, и конечно, чтение сказокСказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это – особая реальность.

Сказки – это не только прекрасное творение искусства, их социальная, художественная и педагогическая ценность несомненна и общепринята.

В простых историях о хитрой лисе и доверчивом волке, дурачке Емеле и царевне Несмеяне, о злом кощее и бесстрашном добром молодце нас привлекает неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. Сказка позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа и обогатить знаниями об истории своей Родины.

К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются для развития детей. На телевидении засилие иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям. Мы понимаем, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но временной дефицит и неумение работать над сказкой, не позволяет использовать ее в полной мере.

Сейчас мы рассмотри принципы интеграции сказки в образовательные области. 

Сказка и математика: математические задания на основе сюжета, превращение сказки в задачу или считалку и т. п.

Сказка и экология: вопросы, задания и игры, направленные на развитие представлений об окружающем мире (кем был – кем станет; что мы знаем о …; польза – вред; опыты).

Сказка и безопасность: обсуждение сказочных ситуаций, связанных с вопросами безопасности: один дома или на улице, встреча с незнакомцем, опасные предметы и др. (что может случиться, если…; как этого избежать).

Сказка развивает руки: продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, схематичное изображение сказки, ручной труд, изготовление самодельных книг и т. п.)

Сказка и музыка: умение чувствовать характер музыки, узнавать сказки по музыкальным произведениям.

Рассмотрим их на практике:

1. Социально-коммуникативное развитие

Задумывались ли вы, почему сказки, песенки и прибаутки для самых-самых маленьких, зачастую, такие плохо кончающиеся, а сказки для детей, более старших, чаще всего, заканчиваются хорошо? А у младенцев - сплошной "караул!". То лиса колобка проглотит, то теремок развалится, то от козлика рожки да ножки в лесу остаются. Неужели наши предки не могли придумать более добрые сказки или им нравилось детей запугивать?

- Конечно, нет. Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чем-то походят на страшилки. Но это страшилки не для детей, а как раз для родителей, которые должны бдительно следить за младенцем, целиком и полностью отвечать за его благополучие, пока он так беспомощен?

Предлагаем взглянуть на несколько сказочных ситуаций глазами героев и определить кто этот герой, из какой сказки и к какому выводу приходит этот герой:

1.«Всю жизнь я боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…» (мышка из сказки «Репка»)

2. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…» (колобок из сказки «Колобок»)

3. «Я всегда была помощницей для своих родителей, но однажды они уехали, а я заигралась и не уследила за братом. Он попал в беду. Я отправилась его спасать. Все, кого я встретила на моём пути, мне помогали. Но я поняла, чтобы к тебе относились с добром, ты сама должна делать добро» (сестрёнка Алёнушка из сказки «Гуси – лебеди»)

4. «Жил я себе счастливо поживала в лесу. Дышал свежим воздухом, грелся на солнышке, гонялся за зайцами и ёжиками. И вот, как-то раз вижу, идёт по лесной тропинке девочка в красной шапочке…» (волк из сказки «Красная шапочка»)

2. Познавательное развитие

Дети очень любят сказки, забавные рассказы. А ведь именно через чтение таких произведений ребенок может легко усваивать знания, запоминать цифры, решать несложные задачи, получить первые представления о времени, пространстве, величине, геометрических формах и, самое главное, творчески мыслить и находить правильное решение. Используйте любовь ребенка к героям сказок и мультфильмов и придумывайте задачки – сказки с их участием. Ребенок будет с удовольствием решать такие сказочные задачи.

Сказочные задачи по математике:

1. Красная Шапочка, гуляя по лесу, сорвала 9 красивых цветов. Она хотела, разделить их поровну, подарить маме и бабушке, и оставить себе. Как она их разделила? (бабушке, маме и Шапочке по 3 цветка)

2. Красная шапочка несла бабушке пирожки с капустой, яблоками и мясом. Больше всего было пирожков с капустой, а с мясом меньше, чем с яблоками. Сколько всего пирожков, если с капустой было 3? (3 с капустой, 2 с яблоками. 1 с мясом)

3. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Сколько лет сейчас старку и старухе, если поженились они, когда старику было двадцать лет и два года, а старуха была младше его на шесть лет? (старику 55 лет, старухе – 49 лет)

4. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Старуха связала 4 шапочки и 8 варежек для внучат. Сколько внуков у старика со старухой? (4 внука)

5. Если из размера хрустальной туфельки Золушки вычесть 27, результат умножить на 4 и прибавить 20, то получится сороковой размер башмаков сестер. Какой размер хрустального башмачка? (32 размер)

6. Вдруг Золушка услышала бой часов. Она быстро сбежала по дворцовой лестнице вниз с четвертого этажа. Во сколько раз лестница на четвертый этаж короче лестницы на второй? (в 2 раза)

7. Сложите из спичек избушку на курьих ножках. Переложите две спички, чтобы избушка повернулась к лесу задом, а к вам передом (то есть в другую сторону).

8. Сложите из спичек корову. Переложите две спички так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

3. Физическое развитие

В образовательной деятельности используются элементы оздоровительных технологий, построенных на сказочных сюжетах:

- самомассаж,

- пальчиковая и дыхательная гимнастика;

- упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия;

- подвижные игры;

- эстафеты;

- динамические паузы и др.

Физминутка

Ветер на море гуляет Руки верх, движения кистей влево-вправо

И кораблик подгоняет; Руки вверх, движения кистей вперёд-назад

Он бежит себе в волнах Руки в стороны – «волна»

На раздутых парусах Верху из рук сделать круг, надуть щёки

Мимо острова крутого Сесть на корточки, обнять себя за колени

Мимо острова большого. Встать во весь рост, руки тянуть вверх

Пушки с пристани палят, Топать

Кораблю пристать велят. Хлопать

4. Речевое развитие

Игра «Волшебная палочка»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все, что вы захотите. Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить. Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето; Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.

Даются пары слов: ДОЖДЬ- СНЕГОПАД, РУКА- НОГА, НОС- ГЛАЗ, КАРМАН- ЧЕМОДАН, САМОЛЕТ- ТЕПЛОХОД, ПОМИДОР- РЫБА, СИЛА- ГОЛОС, ВРАГ- ДРУГ.

5. Музыкальное развитие

Звукоподражание посредством использования музыкальных и шумовых инструментов способствует развитию творческой фантазии, а совместное музицирование и игровая деятельность формирует навыки сотрудничества и сотворчества.

Сказка – шумелка.

Примечание: игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Если позволяет количество участников можно разделиться на две команды. Задание для команд: исполнить сказку - шумелку лучше команды соперников

1. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - быстро)

бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ О ПАЛОЧКУ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - быстро)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - быстро)

А на берегу, лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду.

(ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - медленно)

2. ЛИСА И РЫБА

Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит.

(БУБЕНЦЫ)

Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани

(БАРАБАН)

а сам пошёл впереди

(ШЛЕПКИ ПО КОЛЕНЯМ)

Лошадка бежит, колокольчиком звенит

(БУБЕНЦЫ)

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке

(КСИЛОФОН ГЛИССАНДО)

Выбросила всю рыбку, и сама убежала

(БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ)

Существует огромный арсенал творческих заданий по сказкам: рассказать знакомую сказку по кругу; разыграть сказку; оформить книжку-малютку; изготовить костюмы-маски; узнать сказку по песенке героев; соединить точки и получить героя сказки или предмета из сказки; нарисовать сказку, используя нетрадиционные способы (монотипия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому) и др.

В свободном общении с детьми, часто обращаемся к проблемной ситуации по сказочному сюжету. Например, почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. -Х. Андерсен "Снежная Королева»). — Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).

  • Творческие задания

могут быть индивидуальными и коллективными.

Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

  • Рассказать знакомую сказку по кругу.
  • Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
  • Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
  • Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).
  • Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
  • Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).
  • Разыгрывание придуманных сказок.

Узнай сказку по песенке героев

  • Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")
  • Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")
  • Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

Продолжи сказку

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей в работе с детьми дошкольного возраста по внедрению устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

статья о проблеме формирования устойчивых привычек по профилактике детского травматизма на дорогах при интеграции образвательной области "Безопаснсть"....

Выступление на окружной методической недели по вопросам дошкольного воспитания «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период»

Я хочу представить Вашему вниманию опыт работы по применению элементов песочной игротерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период на тематических площадках

Статья поможет правильно организовать образовательную работу в летний период....

Конспект семинара-практикума Использование программы SMART Notebook в образовательном процессе

Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.Интерактивные доски SMART Board предоставляют п...

Статья для педагогов "Новые образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: работа с цифровой лабораторией"

В статье описываются новые образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста, такие как кейс-технология и работа с цифровой образовательной лабораторией....

Семинар-практикум "Использование ИКТ технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"

Практикум направлен на повышение  у педагогов интереса к использованию мультимедийных презентаций  в учебно-воспитательном процессе; на расширение познания в области овладения ИКТ через испо...