Главные вкладки

    Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
    методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

    Алмушкина Юлия Александровна

    Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования (детский сад).

            

    Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».

    Подготовил: воспитатель Алмушкина Ю.А.

    г. Сызрань 2012 г.

    Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста.

     Наше структурное подразделение реализует общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанную коллективом ОУ на основе программы «Воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой.

              Одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения является художественно-эстетическое развитие детей. Этому уделяется особое внимание в работе педагогического коллектива ОУ.

    Целью художественно-эстетического развития детей в нашем ОУ является развитие культурных традиций и особенностей, формирование у дошкольников системы знаний о традициях своего народа, проникновение любовью к родной земле.

            В процессе организации разнообразных видов деятельности детей дошкольного возраста решаются следующие задачи художественно-эстетического развития:

    - развитие интереса к традициям русского народа;

    - формирование основ художественной культуры;

    - развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства;

    - знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством с керамическими изделиями, народными игрушками;

    - формирование положительного отношения к искусству родного края;

    - развитие художественного восприятия, мышления, памяти, речи, воображения.

            Данная работа осуществляется через организацию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях и их интеграции, режимные моменты, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

    В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры. В своей деятельности я решаю задачи художественно-эстетического развития через формирование представлений о традиционных русских забавах у детей дошкольного  возраста.

    Чтобы решить поставленную задачу я действовала в несколько этапов:

    - работа по самообразованию (изучение литературы,осуществление подбора необходимого материала, составление плана будущей работы);

    - работа с детьми (организация основной деятельности, деятельности по различным областям, разучивание игр, беседы, рассматривание иллюстраций, индивидуальная работа)

    - работа с родителями (консультации, беседы, оформление папок-передвижек).

    Чтобы закрепить знания, полученные детьми в процессе работы, мы организуем различные мероприятия: праздники, конкурсы, развлечения.

    Опираясь на собранный в процессе этой работы материал, я начала составлять картотеку игр, в которые мы с детьми играем на прогулках. Игры классифицированы по сезонам.  На прогулках в зимнее время мы знакомимся и играем не просто в подвижные игры, а в игры, которые в свое время относились к традиционным русским зимним забавам.

    В этом учебном году мы познакомились с разнообразными традиционнымизимними забавами: лепили снеговиков и снежных баб, играли в игры.   На дворе чудесное зимнее время. И оно приходит неизменно со своими белыми покровами, паром изо рта, скрипом под ногами и веселыми забавами. Можно сколь угодно ругать зиму за холод и стужу, но все же в своей душе мы помним добрую зимнюю детскую сказку с новогодними и рождественскими подарками и веселыми играми на снегу.   И всем нам хочется, чтобы зимой развлечения наших детей были как можно веселее, разнообразнее и содержательнее.

       До современных дней дошло много традиционных русских забав, но создание снеговика – самое творческое и популярное действо зимой. Это особенный волшебный процесс, объединяющий всех: и детей, и взрослых.

       Снежных баб и снеговиков лепили еще во времена Древней Руси. Их почитали как духов Зимы, просили у них помощи, отступления холодов и морозов. Вероятнее всего, именно в те времена зародилась традиция давать метлу в руку снеговика. Ведь благодаря метле снеговик мог бы слетать в небо, развеять тучи и попросить тепла для людей у солнца. Снежные бабы – это отдельная история. Сотворение снежных девиц — процесс особенный. В древности на Руси верили в то, что в воздухе живут девицы неба, которые повелевают облаками, снегом и туманом. И поэтому для язычников были традиционными различные торжественные ритуалы.

       Также одним из популярнейших видов зимнего досуга уже на протяжении нескольких веков остаётся катание на санках. Дети у нас катаются не на санках, а на ледянках, которые удобнее хранить в детском саду. Ледянки – именно то, что нужно для весёлых зимних забав.

    ДУЭЛЬ

       Два соперника встают друг против друга на расстоянии около 10 метров. Каждый из них чертит вокруг себя круг диаметром в метр. Выбранный "секундант" бросает жребий — кому начинать. По его же сигналу начинающий игру наклоняется, лепит снежок и бросает его в соперника. Затем "стреляет" второй. Если оба промахнулись или же оба попали друг в друга, соперники продолжают бросать снежки по очереди. Но если один попал, а другой промазал, то проигравший уступает свое место следующему сопернику. Можно увертываться любым способом (приседать, подпрыгивать и т. п.), но, только не выходя из круга. Предупреждение: нужно обязательно объяснить ребятам, что бросаться можно именно снежками, но никак не кусками смерзшегося, с острыми краями снега. В голову никогда не целиться! Игрок, нарушивший правила, дисквалифицируется.

       А теперь — следующая игра. Для нее все игроки делятся на пары.

    МОЙ КОМ — БОЛЬШЕ!

       Засекается время (для определенности дается пять минут). Пара должна скатать снежный ком. Выигрывают те игроки, чей ком окажется больше.

    СНЕЖНЫЕ ОБГОНЯЛКИ

        Перед участниками соревнования стоят снежные комья. По сигналу игроки начинают катить ком по направлению к финишу. Выигрывает тот, кто первым доберется до финиша.

    "ЧЕЙ СНЕГОВИК ВЫШЕ?"

       Название игры говорит само за себя. То есть игроки по команде должны построить из имеющихся снежных комков снеговика, при этом, не разбив комья.

       Со снеговиком можно придумать и другую игру:

    "ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК"

       На голову только что вылепленного снеговика надевается ведро. По команде игроки по очереди сбивают снежками ведро. Каждому участнику дается три попытки. Если он сбил ведро с первой попытки, он получает 30 очков, со второй — 20, с третьей — 10 очков. В конце состязания суммируется количество заработанных командой баллов.

    ПОРАЗИ МИШЕНЬ

       На заборе или на стене нужно начертить 2 мишени для каждой команды. Можно вылепить круги, используя снежки. Соперники начинают забрасывать мишени снежками. Баллы начисляются по количеству попавших в цель снежков. Другой вариант: побеждает тот, кто первым полностью залепит мишень.

       В другую русскую зимнюю игру, хорошо играть, когда снег не липнет в "снежки".

    ЛЬДИНКА

       В "Льдинку" играют от 5 до 10 человек. Играющие на хорошо утоптанной площадке или ледяном крепком катке становятся на расстоянии 2 м друг от друга, образуя круг. Водящий, выбранный с помощью считалки, находится в центре и пытается вытолкнуть льдинку за пределы круга. Она должна быть достаточно крепкой и не очень большой. Остальные игроки препятствуют этому, задерживая льдинку ногами, направляют ее обратно в центр круга. Игрок, пропустивший льдинку с правой стороны от себя, меняется ролями с водящим. Договорившись, игроки могут двигаться по кругу. Если продвигаются вправо, то есть против часовой стрелки, защищать нужно свой правый фланг. И наоборот, двигаясь влево, игроки защищают левую сторону. Разумеется, льдинку водящий и игроки должны запускать так, чтобы она летела не выше коленей играющих. Руки использовать нельзя, тот, кто задерживает льдинку руками, становится в круг и водит.

       Следующая игра связана с традиционным русским развлечением – перестрелка снежками.

    ДВА ГОРОДА

       На снежной площадке отметить линиями два "города" — на расстоянии 30—35 шагов один от другого. Играющие разбиваются на две команды. Игроки одной команды будут бежать, игроки другой — «салить» их снежками. "Бегуны" занимают город, капитан по очереди отправляет «салящих» в другой город, а "салки", стоя по бокам площадки, стараются поразить снежками бегущих. Каждое попадание — очко. Когда все перебегут, посчитайте очки. Потом команды меняются ролями. Получается своеобразное двоеборье, состязание и в ловкости, и в меткости.

    Подытожить свою работу я планирую организацией праздника, на который собираюсь пригласить родителей. В ходе мероприятия дети должны будут продемонстрировать все полученные в процессе работы знания, с помощью которых дошкольники постараются приобщить родителей к культуре и традициям своего народа.

    Используемая литература.

    1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 1991, № 2 2007.
    2. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 2 2007.
    3. Фольклорные произведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период на тематических площадках

    Статья поможет правильно организовать образовательную работу в летний период....

    Зимний спортивный праздник "Зимние забавы" для детей старшего дошкольного возраста

    Спортивный праздник "Зимние забавы" для детей старшего дошкольного возраста. Первая часть праздника проходит в помещении, а вторая на улице. Это мероприятие лучше проводить после Новогодних каникул. Д...

    Музыкально-спортивное развлечение «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» для детей старшего дошкольного возраста

    Цель:повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни. Задачи:Ø создать атмосферу радости и эмоционального благополучия;Ø прививать детям любовь к спортивным соревнованиям;Ø разв...

    Образовательный проект «Зимние забавы» - для детей старшего дошкольного возраста.

    Детские каникулы - это ответственность для взрослых. Перед педагогами  стоит задача приложить максимум сил для смены деятельности детей, предоставить возможность для более активного время препров...

    Творческий проект "Зимние забавы" для детей старшего дошкольного возраста

    Ни для кого не секрет, что на здоровье человека влияет несколько факторов: наследственность, экологическая ситуация, образ жизни. И лишь на организацию здорового образа жизни может повлиять  акти...

    Конспект занятия по развитию речи «Зимние забавы» для детей старшего дошкольного возраста (7 год жизни)

    Целью занятия является овершенствование умение детей образовывать однокоренные слова;  формировать навыки связной речи, продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом....

    Сценарий зимнего физкультурно-спортивного праздника "Зимние забавы" для детей старшего дошкольного возраста и родителей

    В непринужденной обстановке дети и взрослые вспоминают зимние игры и забавы на улице...