Статья для педагогов "Новые образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: работа с цифровой лабораторией"
статья по окружающему миру

Губренко Жанна Анатольевна

В статье описываются новые образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста, такие как кейс-технология и работа с цифровой образовательной лабораторией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Губренко Жанна Анатольевна,

старший воспитатель, МБДОУ детский сад № 10

п. Чегдомын Хабаровского края

XXI век - век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к системе образования, в том числе и дошкольного. На протяжении последнего десятилетия в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций с целью улучшить качество обучения и его результаты.

Обратим внимание на веяния ФГОС ДО, чтобы соотнести их с возможностями рассматриваемых технологий проблемного обучения.

1. В основе ФГОС ДО лежит системно-деятельностный подход. Необходимо осуществить индивидуализацию каждого ребёнка, независимо от его особенностей.

2. Основная цель ФГОС ДО– полноценное развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, освоения и познания мира (в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности).

3. Инновационный характер стандартов - это требования к условиям осуществления образования.

4. В планах появляются образовательные области, а также деятельность вне занятий.

5. ФГОС ДО ставит во главу угла образовательные технологии. На протяжении последнего десятилетия в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных методологий обучения с целью улучшить качество обучения и его результаты.

6. Ценностные ориентиры во ФГОС ДО смещены: от общности и коллективизма - к индивидуализации, от познавательной деятельности к социализации.

Таким образом, ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одна из технологий, который поможет им самостоятельно проектировать образовательный процесс, – кейс-метод. С его помощью воспитатели смогут моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы. Кейс-метод относится к современным педагогическим технологиям проблемного обучения.

Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний. Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей. Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации. Любой кейс педагог может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу или плавно перейти к самостоятельной деятельности. Кейс-метод – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками. Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. В других условиях тот же самый кейс – отправная точка для нескольких событий и идей. Благодаря этому план работы с детьми может быть гибким.

Таким образом, с помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса. Существуют различные способы, как использовать кейс-технологии, но все они связаны с проблемным обучением. Самое главное, кейс-метод помогает формировать у воспитанников умение работать в команде и коллективно решать сложные задачи. Кейс-метод повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявляет их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог со взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, не останавливаться на достигнутом.

Главная цель использования в работе дошкольных образовательных организаций инновационных продуктов – пробудить в ребенке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям. Появление цифровой лаборатории в ДОУ обусловлено происходящими изменениями в предметно-пространственной среде для детей.

Новая среда для воспитанников детского сада усовершенствуется и является разнообразной и насыщенной в плане электронных приборов. Цифровая лаборатория включает в себя 8 модулей («Температура», «Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Кислотность», «Пульс», «Магнитное поле»). Наши маленькие почемучки задают множество интересных и порой сложных вопросов, например, почему тает мороженое, почему магнит притягивает железные предметы, что такое температура. И наша задача заключается в том, чтобы ответы были доступные и понятные, чтобы занятия проходили интересно и увлекательно. Благодаря проведению занятий в игровой форме в цифровых лабораториях будут решены задачи, поставленные педагогом (формирование целостной картины мира и расширение кругозора; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти; формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни; освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками). Организация образовательного пространства с помощью модулей цифровой лаборатории обеспечивает включение детей в различные виды деятельности, такие как, игровая, познавательная, исследовательская, экспериментирование с различными материалами, повышение творческой активности. В ходе игровых занятий в цифровой лаборатории ребенку предлагается возможность придумывать свои способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его лучше и комфортнее. Ребенок при взаимодействии со сверстниками и взрослыми ставит перед собой цель, пробует различные способы, совершает ошибки, пробует другие методы, находит правильное решение и достигает цель. Такой опыт бесценен и особо важен в настоящее время. Таким образом, занимаясь в цифровых лабораториях дети научатся взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и отстаивать свое. Благодаря созданным условиям и увлекательным занятиям в игровой форме дети будут чувствовать себя легко, свободно и смогут проявлять инициативу и творчество, самостоятельно принимать решения. Заниматься в цифровой лаборатории — это одновременно и полезно и в удовольствие!

Современному ребёнку, в условиях быстро меняющейся жизни, необходимо не только владение знаниями, но и умение добывать их самому, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому, важнейшей задачей педагога становится подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска. И как бы ни были успешны традиционные методы воспитания и обучения, современная реальность требует поиска новых и эффективных форм.

Привить навыки самостоятельного обучения в течение всей жизни, научить взаимодействию на разных уровнях, развивать самостоятельное и критическое мышление – эти и многие другие принципы составляют стратегию развития современных образовательных технологий.

Если мы готовим наших детей к дальнейшей жизни, то мы должны позволить им использовать те инструменты, которые в дальнейшем всё равно станут частью их повседневной жизни.

Литература:

1.Будже Тамара. Как помочь воспитателям перейти на новые методы работы с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения, № 10 2017 г.

2.Кейс Терлоу. Десять трендов современного образования URL:https://www.hse.ru/news/media/63841790.html

3.Тренды современного образования. Особенности образовательных трендов

URL:https://sites.google.com/site/trendsofedu/fgos

4. Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/Е.А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема. ТРИЗ-технология как средство развития творческого воображения в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель.Развитие творческих способностей через использование приемов ТРИЗ – РТВв ознакомлении дошкольников с художественной литературой. Использоватьсказки как инструмент развития у детей воображения, мы...

Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

  Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к ...

Статья на тему: "Рисование открытками как нетрадиционная техника изо деятельности в работе с детьми дошкольного возраста"

Рисование открытками - коллаж. Коллаж - это технический прием в изобразительном искусстве, который заключается в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от  нее по цвету и факту...

Статья «Инновационные технологии и основы алгоритмизации и программирования в работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ»

Аннотация: статья посвящена проблеме внедрения инновационных технологий и основ алгоритмизаци и программирования при работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ. Представлены возможности применения инн...

Отчет по самообразованию на тему: «Технология развивающей игры «Геоконт» Воскобовича В.В. работе с детьми дошкольного возраста».

Итоговый отчет по теме.Краткая справка: актуальность, цели, задачи по теме.Планирование работы с детьми, родителями и педагогами....

Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...