Здоровьесберегающие технологии использования нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре

Антонова Татьяна Сергеевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnoe_oborudovanie.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии использования нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, к его знаниям и способностям. На организм человека постоянно усиливается влияние разнообразных отрицательных факторов окружающей среды, которые приводят к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического потенциала.

На протяжении многих лет физическое воспитание рассматривается как единая система мероприятий, направленная на то, чтобы научить детей управлять своим телом, помочь ему овладеть такими важными видами движений как: бег, прыжки, ходьба и т. д. Дошкольный возраст - важный период в формировании физического здоровья. Именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приведут к положительным результатам.

Физические качества развиваются естественно, по мере перехода из одной возрастной категории в другую. Такое развитие называется возрастными изменениями. Происходит оно сравнительно медленно и неравномерно, иногда с задержкой, снижением и даже прекращением роста. Однако возможно целенаправленное развитие физических качеств на основе так называемых сензитивных (т. е. наиболее благоприятных) периодов развития тех или иных качеств и применения, соответствующих данному возрасту, средств и методов.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка - первооснова его полноценного развития. Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.

В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей. Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.

Спортивно - игровое нетрадиционное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

- обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;

- приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

- создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;

- приучать применять предметы спортивно - игрового нетрадиционного оборудования в самостоятельной деятельности;

- пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

Проведение физкультурных занятий с использованием нетрадиционного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нетрадиционного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки. Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Дети всех возрастов выполняют упражнения с нетрадиционным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.

Применение нетрадиционных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нетрадиционное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

1. «Массажер» - предназначен для детей от 4 до 7лет. Используются в общеобразовательных упражнениях для развития точности и четкости в выполнении упражнений в соответствии с ритмом такта музыки.

Для изготовления используются: пробки от пластмассовых бутылок, веревка.

2. «Колечки» - предназначены для детей 4 - 6лет. Используются в общеобразовательных упражнениях для развития точности и четкости в выполнении упражнений.

Для изготовления используются: бабины от использованного скотча, бусины крупных размеров (можно использовать пуговицы, колокольчики и т. д).

3. «Набивной мяч» - предназначен для детей от 4 до 7 лет. Используются в играх для развития у детей внимания, быстроты реакции, ловкости, учащение приседаний или наклонов вперед, выносливости.

Для изготовления используются: синтепон, подкладочный материал.

4. «Ежик» - предназначен для детей от 4 до 7 лет. Используется в основных видах движений для подлезания боком в приседе, спиной вперед на коленках, «гуськом», на коленках для развития у детей ловкости, гибкости.

Для изготовления используются: обруч, картон, самоклейка.

5. «Осминожки» - предназначены в основном для детей 4 - 6лет.

Используются в основных видах движений для перешагивания и перепрыгивания. Лапки «осминожки» можно расположить с разным интервалом друг от друга.

Для изготовления используются: мяч, материал и пробки от пластмассовых бутылок.

6. «Жираф» - предназначен для детей 4 - 5 лет для развития ловкости, гибкости. Используется в основных видах движений для лазания. Так как «жираф» очень легкий, задача детей проползти под ним на животе, не уронив.

Для изготовления используются: самоклейка, коробки примерно одинакового размера и мех.

7. «Грибочки» - предназначен для детей от 4 до 7 лет. Используются в водной части и в основных видах движений.

Предназначены для ориентиров при ходьбе по кругу, по диагонали, «змейкой».

Для изготовления используются: бутылки от питьевого йогурта, картон, нитки для вязания.

8. «Парашют» - предназначен для детей 6 - 7 лет. Используются в играх для развития у детей внимания, быстроты реакции, ловкости. Возможно, его использование в заключительной части.

Для изготовления используются: подкладочный материал, веревка.

Выполнение упражнений с такими пособиями повышает интерес у детей к занятиям, улучшает качество их выполнения, придает разнообразие физкультурно-оздоровительной работе.

В методической литературе и периодической печати предлагается множество нетрадиционных форм работы с детьми, путей и способов создания двигательного режима в детском саду. Наиболее интересными, заслуживающими внимания, являются рекомендации к организации двигательного режима В.Г Алямовской. Кандидатом педагогических наук В.Г Алямовской разработана авторская программа «Здоровье» (4). Это комплексная система воспитания ребенка - дошкольника, здорового физически; разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она включает в себя 4 основных направления: обеспечение психологического благополучия; охрану и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. Каждое направление реализуется несколькими целевыми программами, которые рассчитаны на все возрастные группы детей и охватывают все виды деятельности.

Комплексную систему физического воспитания детей решает целевая программа «Группы здоровья», которая направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей; создание условий для реализации потребности в активной деятельности, через систему оздоровительной работы. Осуществлять эти задачи позволяет основной раздел программы - организация двигательной деятельности детей в ДОО.

Для организации двигательной деятельности детей в детском саду В.Г. Алямовской предложены следующие формы работы: ежедневно в группах детей от 3 до 7 лет проводятся три физкультурных мероприятия: утренняя гимнастика; физкультурное занятие и гимнастика после дневного сна. Это позволяет создать оптимальный двигательный режим. Кроме того, рекомендуется ежедневно проводить одно-два музыкальных занятия, связанных с движениями; ритмику, спортивный досуг или музыкальные развлечения. Таким образом, организованной двигательной деятельности детей отводится ежедневно не менее 1,5-2 часов. Физические мероприятия проводятся на свежем воздухе, начиная с младшей группы. Одно физическое занятие и гимнастика после дневного сна проводятся в физкультурном зале.

В ходе реализации программы «Группы здоровья» применяются варианты нестандартной организации двигательной деятельности (система занятий «Забочусь о своем здоровье») (4, с.15). Каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие решает общую задачу укрепления здоровья детей при помощи нетрадиционного оборудования. Утренняя гимнастика проводится ежедневно на свежем воздухе в течение получаса и обязательно включает в себя свободную деятельность детей и оздоровительный бег с использованием нетрадиционного оборудования. Во время свободной деятельности дети занимаются на нетрадиционных спортивных снарядах и физкультурном оборудовании, перемещаться по спортивной площадке по желанию. В целом утренняя гимнастика состоит из следующих частей: разминка, бег в медленном темпе, расслабления, ОРУ или работа на полосе препятствий, расслабление, свободная деятельность (т.е. работа по карточкам, на которых изображается вид упражнения), подвижные игры и водные закаливающие процедуры.

Основная цель гимнастики после дневного сна - обеспечить профилактику нарушений осанки. Этому способствует кроме физических упражнений контрастная воздушная ванна и специальные водные закаливающие процедуры. Как и утренняя гимнастика, комплекс гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и включает различные нестандартные пособия (дорожки из пуговиц, массажеры для кистей рук и пр.).

Наиболее важным физкультурным мероприятием являются физкультурные занятия с использованием нетрадиционных пособий (пособия «Косички», «Бильбоке», «Разноцветные ленточки», «Разноцветные крышечки» и пр.). Занятия проводятся воспитателями, музыкальными работниками, физоргами и тренерами - специалистами. Подобные ежедневные физкультурные занятия дают возможность более целенаправленно учить детей организовывать индивидуально-подгрупповое обучение с учетом состояния здоровья и интересов детей.

Таким образом, наличие в дошкольной образовательной организации рационально подобранного нетрадиционного оборудования дает возможность более успешно решать задачи физического воспитания по формированию жизненно необходимых умений и навыков, развития физических качеств детей, укрепление здоровья и гармоничного развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Использование  в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования  помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, ме...

«Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Описание нетрадиционной техники изодеятельности которую использую на занятиях с детьми ,немного истории возникновения и конечно работы детей.Ну и некоторые из своих работ....

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

        Неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это неслучайно. Ведь неклассические техники даю...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".

Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....

Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Пути формирования речевых умений и навыков у старших дошкольников с помощью нетрадиционной техники рисования....

ДОКЛАД Использование нетрадиционной техники рисования «Эбру» в работе с детьми дошкольного возраста

Для работы с детьми, как правило, используют такие нетрадиционные техники рисования как: рисование пальцем, ладонью, кляксами, рисование нитками, мыльной пеной,  по стеклу и т. д. Каждая техника ...