Главные вкладки

    Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников
    статья по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

    Конькова Ирина Геннадьевна

    В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответствии с возрастом произведений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx24.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников.

    Конькова И. Г., воспитатель  МБДОУ № 31

    Дети старшего дошкольного возраста всегда открыты для новой информации, они собирают образ окружающего мира по кусочкам. Недаром возраст 5-7 лет называют «возрастом почемучек». Дети спрашивают много, уточняя и расширяя свои знания для создания целостной картины своего собственного мира и своего места в этом мире. В этот период дети особенно внимательны к чтению вслух, что полезно не только для расширения кругозора, но и для развития образного мышления.

    Читать детям надо ежедневно, желательно, чтобы это правило не нарушали и родители в выходные дни и тогда, когда ребенок по каким-то причинам не посещает детский сад.

    Чтение вслух сопровождает многие занятия в детском саду. Чувствительность детей к художественному слову велика настолько, что дети после прочтения, особенно с выражением, чувством, готовы сразу же применять новые знания или заниматься творческой деятельностью.

    Личность педагога очень важный фактор при воспитании детей в любом ключе. Но патриотическое и нравственное воспитание не возможны при участии человека равнодушного, подходящего к вопросу формально. Дети чувствуют фальшь, и, принимая ее как норму и образец, строят свое отношение в том же стиле. Что не только не воспитывает патриотизма как такового, но еще и вредит искреннему чувству. Ребенок начинает подозревать, что в некоторых случаях вместо работы души и разума – достаточно создать видимость внешними атрибутами [3].

    Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках. Организовывать кружковую работу в уголке народного быта. Работать с родителями для привлечения их к участию в общественных приздниках, например – в параде, посвященному Дню Победы. Рассказывание сказок требует также артистизма и увлеченности, умения петь и применять жесты. Использование различных форм литературы вне занятий в неформальной, полусемейной обстановке приучают детей к естественности художественного слова, его повседневности. Как и краткие искорки народной мудрости – пословицы и поговорки, загадки и прибаутки, так и более объемные – сказки, песни и былины – естественно вплетаются в детское сознание.

    Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги [1].

    Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Вообще, используется литература самого разного объема, формы и стиля. Патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

    Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и в быту детей – песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

    Сказки литературные, авторские – сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами, героями. Кубанская литературная сказка восприняла то, что было выработано традиционным фольклором (духовный опыт народа, идеалы и надежды, представления о мире и человеке, добре и зле, правде и справедливости - в совершенной, гармоничной, емкой, веками вырабатывавшейся форме), соединив нравственные ценности и художественные достижения народа с авторским талантом. По словам известного отечественного ученого-фольклориста В.П. Аникина, «сказки писателей слились в сознании людей всех поколений со сказками народа. Это происходит потому, что каждый писатель, каким бы оригинальным ни было его собственное творчество, ощущал свою связь с фольклором»[2].

    Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается кубанская сказка.

    Педагогическая эффективность сказки в нравственно-патриотическом воспитании детей очевидна, так как поучительный опыт героев повествования откладывается в сознании человека, а также через символы «ложится» в подсознание в виде своеобразного «банка данных». Почти во всех сказках, известных в настоящее время, есть элемент дидактизма, но есть сказки, которые целиком посвящены нравственно-патриотическим проблемам, а, следовательно, могут быть успешно использованы с педагогической целью.  Благодаря сказке, по мнению В.А.Сухомлинского, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается  на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости  и  несправедливости [3].

    Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Сухомлинский считает, что сказочные образы ярко эмоционально окрашены, а ребёнок мыслит образами. «Определённая группа  нейронов коры полушарий его мозга воспринимает образы (картины, предметы, явления, слова) окружающего мира через тончайшие нервные клетки – так,  как через каналы связи–сигналы. Нейроны «обрабатывают» эту информацию, систематизируют её, группируют, составляют, сравнивают, а новая информация в это время поступает, её   надо снова и снова воспринимать и «обрабатывать». Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально они работать могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться». Преобладающей силой детской души главным её деятелем и первым посредник между духом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности, по мнению В. Г. Белинского, является фантазия.

    Технология включения различных видов сказок в педагогический процесс духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста должна использовать сказку для: передачи ребёнку основных жизненных принципов и закономерностей; передачи жизненного опыта предыдущих поколений и получения ощущений своей сопричастности с миром людей; восстановления связи с родовой и семейной памятью; духовно-нравственного становления личности и моральной компетентности (хочу - могу, хорошо - плохо и т.д.) [5].

    Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще. Но, также эффективным средством патриотического воспитания являются стихотворения кубанских авторов о Кубани, которые по своему содержанию просты и проникновенны, как строки из произведения В.Б. Бакалдина «Земля моя»:

    В жизни нам дана

    Родина одна.

    У меня она -

    Вишня у окна.

         Прямо у дверей

         Золото полей,

         Дума вековая стройных тополей.

    Также детям близко творчеством поэтов-земляков, с помощью произведений которых можно привить любовь дошкольников к родному городу, селу, что является одним из основ патриотического воспитания.

    Представим вашему вниманию некоторые произведения кубанских авторов, с помощью которых педагог может оказывать положительное влияние на нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников.

    Автор сказки

    Название сказки

    Содержание сказки. Нравственные качества, которые можно усовершенствовать с помощью данной сказки

    Евгений

    Александров

    Казак-гончар

    Стремление к лучшему, быть мудрым

    Казак и птицы

    Сострадание ко всему живому (биоэтика), взаимопомощь

    Как Сотник дочь замуж выдавал

    Искренность («слова, идущие от сердца»)

    Золотая крыса

    Не стоит быть слишком доверчивым ко всем

    Казак и солнце

    Терпенье, умение понять свои ошибки

    Как казаки туркам свинью подсунули

    Хитрость – плохое качество человека

    Казак и падальщики

    «Из тех, кто берется за зло – победителей не бывает», т. е. зло – это отрицательное качество

    Казак и гуси (по мотивам станичных слухов)

    Преданность

    Есаул и его конь

    Дружба, товарищество животных по отношению к людям и наоборот (биоэтика)

    Как казак с хищниками справился

    Нужно делиться, не заглядываться на чужое

    Татьяна Ивановна Кулик

    Чернобровицы

    [4; с. 6-12]

    Жалость ко всему живому (биоэтика), доверие, взаимопомощь, любовь к родителям, послушание

    Наказ атамана Остроуха

    [4; с. 20-22]

    Дружелюбие (иметь много верных друзей, которые не оставят тебя в беде), «друзья – опора в жизни»

    Грушевая скатерка

    [4; с. 23-26]

    Забота обо всем живом (биоэтика); помогать беспомощному; Хитрость, жадность, зависть, жестокость – плохие качества человека

    Белая кувшинка

    [4; с. 32-35]

    Забота о ближнем своем. «Не любопытствуйте там, где не надо, не допытывайтесь до того, чего вам не сказывают»

    За кем счастье ходит

    [4; с. 36-38 ]

    Трудолюбие, вера в Бога, помощь нуждающимся (милосердие), любовь, согласие  

    Добро добром откликается

    [4; с. 39-43 ]

    Доброта

    Про то, как казачка Галюня мировым судьей стала [4; с. 44-52]

    Заботливость, мудрость, стремление к осуществлению своей мечты

    На батьку надейся, а сам не плошай [4; с.122-126]

    Трудолюбие, смышленость. (знакомство с ремеслом предков)

    Крысенок из племени пасюков [4; с.145-148]

    Счастье рядом

             Таким образом, одним из средств патриотического воспитания является художественная литература, которая знакома старшим дошкольникам с самого младшего возраста. Произведения художественной литературы стоит подбирать не только традиционные, такие как к «Дню победы», но и произведения кубанских авторов, которые таят в себе огромный педагогический потенциал в патриотическом воспитании старших дошкольников.

    Библиография:

    1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.  М. - 2012.
    2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Формы и методы работы со сказками. -  М., 2011. – 145 с.
    3. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. - М., 2013
    4. Кулик. Т. И., Казацкие сказки тетки Дарки с хутора Бураковского. К., 2009
    5. Сухомлинский  В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 2002. –   285 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект Художественная литература как средство нравственного воспитания старших дошкольников

    Краткосрочный проект по использованию художественой литературы для нраственного воспитания старших дошкольников....

    Педагогический проект "Худжественная литература как средство нравственного воспитания старших дошкольников с нарушениями речи"

    Проект направлен на возможность использования художественной литературы, как средства нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

    Проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»

    1 слайд Вашему вниманию представляется педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ» Автор проекта Карнаухова Ирина Михайловна, воспитатель муници...

    Экскурсия в музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников (2017 г.)

    Дошкольный возраст – самый благоприятный период воспитания патриотизма, любви к Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволят вырасти дошкольнику человеком – гражданином ...

    Опыт работы по теме «Декоративно - прикладное искусство и ремесла Костромского края как средство патриотического воспитания старших дошкольников»

    Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям...