Педагогический проект "Худжественная литература как средство нравственного воспитания старших дошкольников с нарушениями речи"
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему

Клюшина Наталья Константиновна

Проект направлен на возможность использования художественной литературы, как средства нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах» для детей с тяжелыми нарушениями речи

Проект: «Художественная литература, как средство нравственного воспитания старших дошкольников»

                                                   

«Художественная литература, как средство нравственного воспитания старших дошкольников с речевыми нарушениями »

Длительность данного проекта 1 год  

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители

Основное направление проекта:  развитие нравственных качеств детей  старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями  посредствам  использования    художественной литературы.

Актуальность. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный  характер. А это несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Нравственное воспитание детей  являясь важной и неотъемлемой составляющей общего развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей с нарушениями речи, правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств. Зачастую, дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но не всегда они задумываются  над тем, что привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом – как подрастающий ребенок  ведет себя? Как держится на людях? Каковы его манеры? Как относится и общается со сверстниками и взрослыми. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к не выработали в себе  элементарных норм культуры поведения. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей  отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой решаются вопросы развития речи. Такое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину.  Художественная литература является мощным средством нравственного воспитания, но недостаточно в полной мере  используется  как средство формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: вежливое, внимательное отношение к взрослым, умению дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, помогать товарищам, проявлять заботу о маленьких, проявлять щедрость, уметь правильно оценивать поступки свои и своих друзей, корректировать свое  поведение в общении со сверстниками. Данное противоречие  позволило обозначить проблему как построить систему работы по использованию художественной литературы как средства нравственного воспитания старших дошкольников с речевыми нарушениями?

Цели и задачи проекта

Цель педагогического проекта: Использование художественной литературы, как средства нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи педагогического проекта

  1. Повысить уровень усвоения детьми старшего дошкольного возраста

нравственных норм и качеств на 5 % через систему работы по

использованию художественной литературы как средства

нравственного воспитания.

  1. Обосновать результаты педагогического опыта  по использованию

системы работы  с целью дальнейшего использования

педагогами в работе по воспитанию нравственных норм и качеств

у детей старшего дошкольного возраста   с речевыми нарушениями.

  1. Повысить  уровень компетентности  родителей по  воспитанию

 нравственных норм и качеств у детей старшего дошкольного

 возраста через использование нетрадиционных   форм и методов

 работы на 8 %.

Предполагаемый результат

  1. Повысится  уровень  сформированности нравственных норм и качеств у детей старшего дошкольного возраста на 5%

  1. Повысится уровень компетентности педагогов по  воспитанию нравственных норм и качеств у детей старшего дошкольного возраста на 35%

  1. Повысится уровень компетентности родителей  в вопросах воспитания нравственных норм и качеств у детей старшего дошкольного возраста на 8 %

Механизм реализации проекта

Реализация проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижения целей проекта. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, организационную основу проектных действий.

I этап – планово-прогностический

Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации, выделение и анализ проблем, актуализацию проблемы, четкое определение целей и задач, прогнозирование положительных результатов, расчет ресурсного обеспечения, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта.

II этап – организационно - исполнительский

Обследование детей по определению уровня сформированности интегративного качества «Способный управлять своим поведением (произвольность)» фиксация результатов в протоколах обследования, определение количественных показателей, создание и реализация системы работы по использованию художественной литературы как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

III этап – описательно-итоговый

Систематизация и обобщение результатов деятельности, соотнесение результатов с поставленной целью, проведение обследования по выявлению уровня сформированности интегративного качества «Способный управлять своим поведением (произвольность)» у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, анализ и оформление полученных результатов.

Формы работы

Формы работы с дошкольниками:

 - Н О Д(занятия)

- О Д в режиме дня (дидактические, подвижные игры, упражнения, чтение художественной литературы, досуги, развлечения, беседы, разрешение проблемных ситуаций, театрализованная деятельность, режиссерские игры)

- самостоятельная деятельность (дидактические, сюжетно- ролевые, театрализованные игры, инсценировки)

- совместная деятельность родителей с детьми (чтение художественной литературы, беседы, игры, выполнение заданий).

Формы работы с родителями: анкетирование, родительское собрание, родительский практикум, круглый стол, консультации с обратным талоном, памятки, буклеты.

Методы и приёмы:  игровые приемы, использование ИКТ, индивидуально - дифференцированный подход, создание и решение проблемных ситуаций, театрализация.

Средства обучения: карточки-схемы, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, маски, ИКТ, литературный материал и т.д.

Реализация системы потребовала единства требований со стороны всех воспитывающих ребенка взрослых, поэтому начало работы предполагало соответствующую теоретическую подготовку родителей. С этой целью разработаны  анкеты  и консультации с освещением вопросов о роли родителей в нравственном воспитании детей.

Для решения задач нравственного воспитания предлагается  система работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. В начале года был разработан перспективный план работы с детьми. Подобрана художественная литература, которая равномерно распределена с учетом воспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке. Распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит проводить работу по воспитанию нравственных качеств детей целенаправленно и комплексно.

Для выбора  форм, методов и приемов работы  по развитию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с  художественной литературой необходим: учет психологических возможностей и особенностей усвоения знаний. Занятия, проводимые  в соответствии с основной общеобразовательной  программой дошкольного образования по ознакомлению с художественной литературой  содействуют развитию важных нравственных качеств, как организованность, целенаправленность, настойчивость,  готовность преодолевать препятствия, проявлять сочувствие, сопереживание, а также формирование скромности.  С целью формирования нравственных качеств детей был разработан перспективный план  работы  по ознакомлению с художественной литературой, отобраны произведения и  составлены конспекты занятий по данной теме. Во время занятий и   вне  занятий предлагали детям нарисовать любимую сказку, понравившийся эпизод.  Дети рисовали героев сказок, в которых они смелые, добрые, честные.

Использовать   изобразительную деятельность в воспитании нравственных качеств очень важно, ведь  рисунок  включает весь  опыт ребенка: то, что видит, знает и чувствует.  

В своей работе  использовали игры- упражнения такие как,  «Тише, Танечка, не плачь», где предлагалось найти для девочки, которая упала и разбила коленку  ласковые, добрые  слова, выразить ей сочувствие

Это упражнение позволяет  научить детей быть добрыми, отзывчивыми, а также дети узнают,  что с помощью слова можно пожалеть, согреть, приласкать, ободрить.

Для детей  разработаны  различные  ситуации, которую они должны закончить. В этой игре дети раскрывали  свой характер. Например, ситуация:

Брат и сестра остались дома вдвоем. Брат случайно разбил чашку. Сестра слишком мала, чтобы рассказать, как все было. Что скажет, мальчик, когда возвратятся домой мама и папа? Дети отвечали, что расскажет правду,  потому что обманывать не хорошо, надо честно поступать.

  Детей необходимо учить эмоционально отзываться на различные ситуации, уметь улыбаться, огорчаться, удивляться, радоваться,  и т.д.  Для этого разработаны  проблемные  ситуации.

 В работе  по развитию нравственных качеств у детей в процессе ознакомления с художественной литературой используется метод беседа, который  помогает ребенку осознать содержание произведения.  Дошкольник легко и с удовольствием включается в  беседу, он  уточняет свое индивидуальное  понимание прочитанного, осознает его, осмысливает

В работе с детьми необходимо использовать    приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по художественным произведениям. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.

Приемы первой группы:

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности, конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения.

2.Прием.   Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке.

Для более полного понимания художественных произведений помогают пословицы и поговорки, они  являются одним из приемов  формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.  Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Например, «Колобок» «Чем хвалимся, на том и провалимся», «На языке медок, да на сердце - ледок»

Одним из условий  развития нравственных качеств  у детей старшего дошкольного возраста является использование  игровых методов и приемов.

Игра — основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Среди разнообразных  детских игр выделяется игра-драматизация. Источником для неё служат литературные произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и происходящие с ними события.

Важное значение для решения задач в нравственном воспитании  имеют:   игры смешинки, игры с заданными условиями, истории с продолжением, подвижные игры, игровые упражнения.

Таким образом, разработанная система работы по развитию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста по средствам художественной литературы позволит  обогатить опыт детей, закрепить знания о нравственных качествах, изменить поведение  детей в лучшую сторону.

Занятия, беседы, игры – это звенья одной цепи, т.е. знания, полученные  на занятиях закрепляются, дополняются в нравственных беседах, проживание различных ситуаций помогает детям почувствовать внимание, доброту, отзывчивость.

Использование литературы  в работе с детьми  будет давать положительные  результаты в том случае, если педагог глубоко раскрывает перед детьми нравственный облик героев произведений; если работа ведется планомерно, систематически, если правильно подбирается художественная литература, и используются специальные методы работы с ней.

Детям свойственно отожествлять себя с полюбившимися персонажами, поэтому можно предположить, что их любимые герои окажут влияние на  развитие нравственных качеств.

Интеграция образовательных областей

Чтение художественной литературы

Социализация                    Коммуникация                   Познание

 

Художественное  творчество        Музыка               Безопасность

Продукт педагогического проекта

  1. Перспективный  план работы с детьми
  2. Перспективный план работы с родителями 
  3. Информация для  родителей 
  4. Картотека  художественных  произведений
  5. Проблемные ситуации 
  6. Презентация  по  пословицам 
  7. Беседы к  презентации   по  пословицам
  8. Игры по  нравственному   воспитанию
  9. Беседы по  произведениям 
  10.  Конспекты  занятий 
  11. «Важные  советы»
  12. Интерактивная игра  «Определи  поступок»
  13. Интерактивная игра «Четвертый Лишний»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние экологической культуры на духовно-нравственное здоровье старших дошкольников с нарушением речи

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гу...

«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников».

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ  ВАЖНОСТЬ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Педагогический проект "Семейные ценности в нравственном воспитании старших дошкольников"

Русское народное искуство - неиссякаемый источник народной мудрости. Знакомство детей с образом птицы в народном искусстве способствует развитию нравственности, творческих способностей, воображению, э...

Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников

В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответс...

Статья на тему: «Сказка, как средство нравственного воспитания старшего дошкольника».

В статье  рассказыкается о роли сказки в жизни ребёнка, её важности. Материал может пригодиться родителям дошкольников, воспитателям  и студентам педагогических колледжей....

Волонтерское движение как средство нравственного воспитания старших дошкольников

консультация для педагогов ДОУ по нравственному воспитанию посредством создания волонтерского движения среди старших дошкольников...