Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы
консультация по художественной литературе (младшая, средняя группа) по теме

Керимова Зухра Бадрутдиновна

Рекомендации по чтению художественной литературы детям 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendats.po_chteniyu_hud_literatury.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей 

по чтению  художественной литературы

в среднем дошкольном возрасте

Детская книга уже более ста лет остается одним из главных средств воспитания детей. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. Детям 4 - 5 лет читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается - как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой,  как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать! Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы. 
Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально "доводит" своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи.                    Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т.д.                                                                                                        

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:                                                    

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.                         2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. 
3. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо в зависимости от содержания текста.                                                                              4. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.             5. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.