Круг детского чтения: рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям с общим недоразвитием речи
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Белова Анна Юрьевна

Главная ная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст,

т.е., всего того, что составляет фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Как сориентироваться в многообразии художественной литературы, как выбрать книгу для чтения дошкольнику? На что обратить внимание при выборе книги для ребенка нарушениями речи?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круг детского чтения: рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям с общим недоразвитием речи

Читать детям нужно, об этом знает каждый. Но как сориентироваться в многообразии художественной литературы, как выбрать книгу для чтения дошкольнику? На что обратить внимание при выборе книги для ребенка нарушениями речи?

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е., всего того, что составляет фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Детская книга способствует развитию речи, даёт образец русского литературного языка, готовые литературные формы, которые учится употреблять в своей речи ребёнок. В рассказах дети познают краткость, точность изложения мысли; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Чтение книг помогает расширять словарный запас ребенка, знакомит с образными выражениями, речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой, интуитивно усваиваются грамматические формы, связь слов внутри фразы.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, как деятельность, в которой ребёнок учится сопереживать героям, создаётся эффект личного присутствия.

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует принять во внимание следующее моменты:

  • Прежде всего, подбирать литературу следует, опираясь на интеллектуальный уровень развития ребенка и его возраст.
  • Детские книги должны находиться в доступном для малыша месте, чтобы в нужный момент он сам мог взять в руки книгу и изучить ее, выбрать книгу на свой вкус;
  • Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Так же вызывают интерес книги о природе, животных, приключениях и т. д.
  • Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа, показывайте иллюстрацию к тексту.
  • В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Ребёнку нужно открывать богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий
  • Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку.
  • Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно. Здесь важно обратить внимание на личностные особенности малыша: подвижный, активный, шаловливый ребенок с большей вероятностью устанет быстрее, чем его тихий, спокойный сверстник.  Уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка. Постарайтесь читать в тихой, спокойной обстановке.
  • Полезно читать детям на ночь вслух, причем независимо от того, умеют ли они читать сами. Для чтения на ночь рекомендуются интересные, но спокойные произведения, без неожиданных, волнующих поворотов сюжета, пугающих моментов и прочего.
  • Следует объяснять значение незнакомых слов, встречающихся в тексте. Полезно будет провести с ребенком небольшую беседу по прочитанному тексту, убедиться, всё ли он понял. Можно спросить, понравилась ли ему книга, что было самым интересным, как бы ребенок поступил на месте главного героя и т.д. Организуйте театрализованную игру по мотивам книги: разыграйте происходящие события с помощью игрушек, бумажных кукол, предметов обихода и т.п. Ребенку это будет интересно.

Важно отметить, что совместное чтение способствует становлению тёплых эмоциональных отношений матери и ребёнка, развитию речи малыша. Дошкольный возраст – благоприятное время для приобщения ребёнка к художественной литературе.

Примерный перечень рекомендуемой литературы для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)*:

Малые фольклорные формы: «Ай, чу-чу», «Валенки», «Конь ретивый», «Кошка и курочка», «Ласковые песенки» (азерб.), «Мыши», «Начинается считалка», «Ой ты, зоренька-заря», «Отличные пшеничные» (шведск. песенка, обр. И. Токмаковой), «Петушок», «Солнышко-ведрышко!», «У Иванова двора», пословицы и поговорки (о родине, о дружбе, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о природе), скороговорки («На дворе трава», «От топота копыт», «Проворонила») и др.

Русские народные сказки: «Бобовое зернышко» (обр. А. Толстого), «Василиса Прекрасная», «Волк и коза» (из сб. А. Афанасьева), «Ворона и рак» (из сб. А. Афанасьева), «Гуси-лебеди» (обр. А. Толстого), «Журавль и цапля» (из сб. А. Афанасьева), «Заяц-хвастун» (обр. О. Капицы), «Заяц-хваста» (обр. А. Толстого), «Кашка из топора» (из сб. А. Афанасьева); «Кот и лиса» (обр. А. Толстого), «Кочеток и курочка» (обр. А. Толстого), «Лиса и волк» (обр. А. Толстого), «Лиса и дрозд» (обр. А. Толстого), «Лиса и журавль» (обр. А. Толстого), «Лиса и заяц» (обр. А. Толстого), «Лиса и кувшин» (обр. К. Ушинского), «Лиса и тетерев» (обр. А. Толстого), «Лягушка-путешественница» (В. Гаршин), «Мальчик с пальчик» (Ш. Перро), «Морозко» (обр. А. Толстого), «Мужик и медведь» (обр. А. Толстого), «Петушок — золотой гребешок» (из сб. А. Афанасьева), «По щучьему веленью» (обр. А. Толстого), «Пузырь, соломинка и лапоть» (из сб. А. Афанасьева), «Серебряное копытце» (П. Бажов), «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А. Толстого), «Умница и ленивица», «У страха глаза велики», «Царевна-лягушка» (обр. М. Булатова) и др.

Сказки народов мира: «Айога» (нанайск.), «Волк-ябедник» (афганск.), «Вот он, вор!» (амер.), «Жадность» (черногорск.), «Золотой гусь» (бр. Гримм, пер. Г. Петникова), «Колосок» (укр., обр. С. Могилевской), «Кот в сапогах» (Ш. Перро, переск. И. Тургенева), «Красная Шапочка» (Ш. Перро, переск. И. Тургенева), «Принцесса на горошине» (Х. К. Андерсен,пер. А. Ганзен), «Семеро швабов» (бр. Гримм, пер. Г. Петникова), «Спящая красавица» (Ш. Перро, переск. И. Тургенева), «Три брата» (бр. Гримм, пер. Г. Петникова), «Три дочери» (татарск.), «Дюймовочка» (Х. К. Андерсен,пер. А. Ганзен) и др.

Произведения классической и современной литературы:

Аким Я .«Жадина», «Неумейка».

Александрова З .«Новая столовая», «Снежок».

Артюхова Н. «Большая береза (в сокр.), «Подружки», «Трусиха».

Басков Г. «Веселые стихи о детях».

Берестов В.«Где право, где лево», «Дракон», «Дружно ударились», «За игрой», «Знакомый», «Искалочка», «О чем поют воробушки», «Приятная весть», «Путешественники», «Стук в окно», «Что ни сутки».

Бианки В.«Музыкант», «Синичкин календарь», «Сова», «Хитрый лис и умная уточка».

Бокова Т., Борисов В. «Пассажир», «Диспетчер», «Проводник», «Стрелочник».

Введенский А. «Песня машиниста».

Владимирский Ю.«Чудаки».

Гайдар А.«Совесть», «Чук и Гек» (в сокр.).

Григорьев О. «Велосипед», «Комары», «Пчела», «Повар».

Даль В. «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик».

Драгунский В. «Англичанин Павля», «Друг детства», «Заколдованная буква», «Тайное становится явным» и др.

Есенин С. «Береза», «Ночь», «Поет зима — аукает».

Житков Б. «Как слон спас хозяина от тигра», «Храбрый утенок» и др.

Жуковский В. «Родного неба милый свет».

Зайцев Г. «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра».

Зимина М. «Азбука этикета».

Зотов В. Из книги «Лесная мозаика»: «Белка», «Еж», «Заяц-беляк», «Рябина».

Зощенко М.«Елка».

Иваненко О. «Спокойной ночи», «Сосулька».

Катаев В. «Цветик-семицветик».

Клименко В. «Кто важнее всех на улице?».

Козаков Ю .«Жадный Чик и кот Васька».

Козлов С. «Облака», «В порту», «Катерок» и др.

Коринец Ю. «Как я искал свой день», «Лапки», «Таинственный дом».

Кнушевицка Н. «Веселый Семафор», «Вокзал», «Камера хранения», «Справочное бюро», «У кассы», «Рельсы», «Стрелка» и др.

Коростылѐв В. «Королева Зубная щѐтка».

Крылов И. «Лебедь, щука и рак», «Стрекоза и муравей», «Чиж и голубь».

Кукольник Н.«Жаворонок».

Лунин В. «Знать бы, зачем», «Лисицы лают. Глухомань», «Я однажды видел сам».

Майков А.«Весна».

Маршак С. «Волк и лиса», «Дрозд-богатырь», «Путями — дорогами», «Человек рассеянный», «Разговор лягушек», английские баллады (перевод) и др.

Михайлова Н. «Приди, весна красна!».

Михалков С. «Дядя Степа», «Грипп», «Мой щенок», «Прививки»,

«Про мимозу», «Тридцать шесть и пять», «Фома», «Чудесные таблетки».

Мошковская Э. «Можно всему-всему научиться», «Мчится поезд…», «Не надо больше ссориться», «Решительное решение», «Сказка про твердый и мягкий знаки».

Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля».

Носов Н. «Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса» и др.

Осеева В.«Все вместе», «Волшебное слово», «На катке», «Почему?», «Синие листья», «Сыновья», «Хорошее».

Остер Г. «Бабушка удава», «Как лечить удава» и др.

Островский С. «Паровоз».

Пантелеев Л. «Ау», «Карусели».

Паустовский К. «Кот-ворюга», «Теплый хлеб».

Пермяк Е. «Для чего руки нужны», «Про нос и язык».

Плещеев А. «Мой садик», «Сельская песня (отрывок), «Уж тает снег, бегут ручьи».

Потапова Т. «Актер», «Архитектор», «Геолог», «Космонавт», «Ученый», «Музейный работник», «Архитектор и др.

Пришвин М. «Берестяная трубочка», «Ёж», «Журка», «Изобретатель», «Лисичкин хлеб», «Луговка», «Пиковая дама», «Ребята и утята», «Филин»и др.

Пушкин А.«Какая ночь! Мороз трескучий», «Вот север, тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя», «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зеленый» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»), «Сказка о рыбаке и рыбке».

Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4−7 лет. — М.: ТЦ «Сфера»,

Сеф Р. «Жить на свете очень туго…», «Кто любит собак…», «Читателю».

Синявский П. «Веселая КВАмпания», «Вкусная азбука», «Штранная иштория».

Сладков Н. «Барсук и медведь», «Всему свое время», «Лиса-плясунья», «Почему год круглый», «Сорока и заяц».

Скребицкий Г. «Всяк по-своему».

Собакин Т. «Два отца»

Сутеев В. «Дядя Миша» и др.

Токмакова И.«Живи, елочка!»; «Сосны шумят» (отрывки из повести).

Толстой А.К. «Вот уж снег последний в поле тает», «Осень. Осыпается весь наш бедный сад».

Толстой А.Н. «Грибы».

Толстой Л. «Белка и волк», «Булька», «Два товарища», «Как мужик убрал камень», «Котенок», «Старый дед и внучек», «Таня знала буквы…», «Филипок», «Кто прав?», «Лгун», «Осел и лошадь», «Ученый сын», «Отец и сыновья», «Правда всего дороже», «Старый дед и внучек», басни: «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза».

Тургенев И. «Воробей».

Тютчев Ф. «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Как неожиданно и ярко», «Чародейкою Зимою».

Ушинский К. «Бишка», «Ветер и солнце», «Два плуга», «Еж и заяц», «Лиса Патрикеевна», «Любопытство», «Медведь и бревно», «Сила не право», «Спор деревьев», «Наше отечество (отрывок)» и др.

Фет А.«Ласточки пропали», «Чудная картина».

Хармс Д. «Веселый старичок», «Игра», «Очень-очень вкусный пирог», «Удивительная кошка», «Что это было?».

Хесин В.«Он гудит, труба дымит».

Чарушин Е. «Медвежонок» и др.

Чуковский К. «Доктор Айболит. Путешествие в страну обезьян» (по Гью Лофтингу), «Краденое солнце», «Путаница», «Радость».

Цыферов Г. «Прятки» (из кн. «Про цыпленка, солнце и медвежонка»).

Шалаева Г. «А поезд к станции подходит…», «Как вести себя в поезде», «Не бери в дорогу лишних вещей!» и др.

Шварц Е. «Как Маруся начала учиться (отрывок из повести «Первоклассница»).

Усачев Э. «Академик Иванов», «Жужжащие стихи», «Леталка», Шкатулка», «Эх!».

Энтин Ю. «Было дело…», «Зачем мальчикам карманы», «Сладкая песенка».

Яхнин Л. «Ягоды».

* Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Подборка игровых заданий для освоения математических представлений через художественную литературу детьми с общим недоразвитием речи"

В пособии представлены картинки математического содержания по русским народным сказкам; предлагаются вопросы и задания к данным картинкам....

Статья "Освоение математических представлений через художественную литературу детьми с общим недоразвитием речи".

В статье раскрывается влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника и возможность ее использования по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного воз...

Обучение Чтению детей с общим недоразвитием речи

В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕН МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ, ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.КРАТКАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР....

Консультация для родителей «Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи"

Консультация для родителей«Формирование пространственного мышления у детей собщим недоразвитием речи"Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умстве...

Консультация для родителей: «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...