проект "Духовный остров семейных сокровищ"
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему

 

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

Чтение художественной литературы может прийти на помощь  детям и семьям, собирая их вместе, организуя досуг. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_knigi_2016.docx366.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Духовный остров

семейных сокровищ»

Содержание

Тема проекта: «Духовный остров семейных сокровищ».

Типология проекта:  долгосрочный, групповой, исследовательский.

Категория участников: дети старшей логопедической группы, воспитатель, родители.

Актуальность

            Ребёнок, прежде всего, принадлежит своим родителям,  семье. Первые знания о себе и окружающем мире, первый опыт отношений, первое представление о нормах и ценностях ребёнок приобретает в семье. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы взаимоотношений с миром. Недаром народная пословица гласит: «Ребёнок – что тесто, как замесил, так и выросло». Что же такое семья? Это небольшой коллектив, члены которого близки по духу и по крови. Но не всегда это бывает в жизни. По крови – да. А вот по духу? Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

Чтение художественной литературы может прийти на помощь  детям и семьям, собирая их вместе, организуя досуг.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребёнку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение  к духовным истокам. Совместная деятельность ребёнка, его семьи, направляемая чтением, формирует у ребёнка целостный взгляд на окружающий мир, развивает его чувствования и духовный опыт, рождает уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ведь отчуждённость его ведёт к отчуждённости от своих истоков.

Основная цель проекта - повышение роли семьи в приобщении ребёнка к духовному интеллектуальному, творческому развитию через чтение книг, в частности,   писателя – натуралиста В. Бианки.

Задачи:

  • Объяснить детям значимость книги в их  жизни;
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений;
  • Воспитывать способность  наслаждаться художественным словом, учить чувствовать и понимать образный язык сказок и рассказов В.В.Бианки;
  • Создавать условия для поисково – исследовательской деятельности;
  • Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.

Этапы проведения проекта:

I этап — подготовительный

Содержание

Сроки проведения

Анкетирование родителей (см. приложение 1)

Октябрь

Подбор и анализ методической литературы и интернет - ресурсов по теме проекта.

 Подготовить книжный уголок.

В родительские уголки поместить информацию:

- цель и задачи работы проекта, план работы проекта

- консультацию «Что мы читаем детям по программе детского сада».

Октябрь

С детьми:

Беседа:

- «Какие бывают книги»

- «Из чего сделана книга» (материал)

-  «Создатели книги» (писатель, художник, печатник)

- «Как книжка к нам пришла»

Октябрь

II этап — основной

Виды деятельности

Цели

Сроки проведения

Акция «Подари книгу детскому саду»

Пополнить книжный уголок. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы

Октябрь

Чтение произведения В. Бианки о птицах «Синичкин хлеб»

Конкурс для родителей «Синичкин день» (изготовление кормушек)

Создать и организовать регулярную работу «птичьей столовой» на территории детского сада

Ноябрь

Лепка «Птицы»

Учить детей передавать характерные особенности птиц в лепке

Ноябрь

Изготовление книжек малышек

Вызвать у детей интерес к изготовлению книг своими руками, развивать творчество, фантазию, умение работать в коллективе

Ноябрь

Беседа «Птицы в нашем поселке»

Выяснить из личного опыта детей, что они знают о птицах, какие подметили повадки, с чем связано то или другое поведение птиц

Декабрь

Чтение произведений В. В. Бианки о птицах: «Чей нос лучше?»; «Птичьи разговоры»; «Чьи это ноги?»; «Лесные домишки». (см.приложение 3)

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных. Дать детям научно-достоверные знания о жизни птиц в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности

Декабрь

Сюжетно-ролевые игры:
« Библиотека», «Книжный магазин»

Развивать дружеские взаимоотношения между детьми, уточнить кто работает в библиотеке, правила поведения в общественных местах

Декабрь

Вечер загадок «Угадай, кто это?»

Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес

Январь

Путешествие по выставке «Волшебные сказки» -

рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.

Январь

Занятие

«Путешествие в страну Читалию».

познакомить детей с детской библиотекой, дать основы библиографических знаний (абонемент, читальный зал, библиотекарь, разделы книг); рассказать о том, какой книга была в древности; воспитывать бережное отношение к книге, любознательность.

Февраль

«Полечи книжку» — ручной труд

Учить детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать аккуратность, бережливость

Февраль

Игра-драматизация «Теремок»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных

Февраль

Дидактические игры: «Собери сказку»,      «Закончи предложение», «Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы,  «Мои любимые сказки»,

Развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

Февраль

Литературная гостиная «В гостях у сказки»

Продолжать знакомство со сказками  народов мира

Март

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Поддерживать интерес к книге в сюжетно-ролевой игре

Март

Конструирование из природного и бросового материала по произведению В. В. Бианки «Лесные домишки»

Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для разных обитателей леса

Март

Музыкальная деятельность (разучивание песен, прослушивание в аудиозаписи голосов птиц и леса)

Развивать умение узнавать и называть птиц по голосам

Апрель

Коррекционная работа. Этюды, психогимнастика, настрои

Поддерживать эмоционально-психологическое состояние детей

Апрель

Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов (см. приложение 5)

Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки, работая в мини-группах

Апрель

Дидактические игры «Сложи картинку» игра «Из какой сказки герой?»;
Оформление выставки детских энциклопедий«Самые умные книги» 

Развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

Апрель

Изготовление приглашений на спектакль «Теремок» к родительскому собранию

Развивать фантазию, умение работать в коллективе.

Май

Выставка рисунков по произведениям В. В. Бианки

Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность

Май

Блиц-турнир на лучший вопрос по произведениям В.В. Бианки (см. приложение 6)

Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей

Май

Литературный аукцион «Умники и умницы»(см. приложение 7)

Выявить у детей знания произведений В. В. Бианки, умение узнавать произведения по отрывкам. Активизировать речь детей

Май

Выставка детских поделок из природного материала совместно с родителями

Совместное творчество

Май

III этап — заключительный

 Литературная викторина по природоведческим произведениям на день земли.

Выставка книжек малышек

К проекту прилагается:

Приложение 1 Анкета для детей и родителей

Приложение 2  Консультации для родителей

Приложение 3 Вопросы для блицтурнира

Приложение 4 Литературный аукцион «Умники и умницы»

Приложение 4 Виды деятельности

Дидактические игры: «Собери сказку», « Закончи предложение»,«Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», «Как вести себя с больным?»; Сложи картинку» игра «Из какой сказки герой?»;
Оформление выставки детских энциклопедий«Самые умные книги» 
Сюжетно-ролевые игры:
« Библиотека», «Книжный магазин»

Консультации для родителей:

«Почитай мне, мама!», «Роль книги в воспитании детей в семье», «Семь правил, которые помогут ребенку стать книголюбом», «Положи твоё сердце у чтения»,

        

Приложения

Приложение 1

1.Анкета для родителей в детском саду

Уважаемые родители, подчеркните (или напишите) ответы на следующие вопросы.

  1. Ф. И. О. ребёнка_______________________________________________
  2. Сколько детей воспитывается в семье?____________________________
  3. Имеется ли у ребенка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок?_______________________________________________
  4. Наличие в игровом уголке художественной литературы и произведений народного фольклора?__________________________________________
  5. Название русских народных сказок, стихов, которые знают ваши дети._________________________________________________________
  6. Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня.__________________________________________________________
  7. Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл. Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек. ________________________________________
  8. Как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку?_____________________________________________________
  9. Кто из членов вашей семьи посещает библиотеку?__________________
  10. Берете ли вы из библиотеки детские книги для вашего ребенка?______________________________________________________
  11. Считаете ли вы важным для своего ребёнка привития любви и бережного отношения к книгам или предпочесть купить компьютер и смотреть телевизионные передачи?_______________________________

2.Уважаемые родители! Нам важно знать:

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

  • несколько книжных полок; 3
  • книжный шкаф; 1
  • стеллажи с книгами; 5
  • другое. 7

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

  • да; 16
  • нет.

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

  • каждый день; 2
  • каждый вечер перед сном; 4
  • когда попросит; 6
  • иногда. 4

4. Назовите самые любимые книги вашего ребенка. Книга про диназавров, большая книга со сказками, азбука

5. Как вы выбираете книгу для чтения малышу?

  • по просьбе ребенка; 14
  • случайно;
  • другое 2

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

  • да; 16
  • нет;
  • иногда.

8. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

  • да; 2
  • нет; 4
  • не знаю. 10

9. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать? 6,7 лет

                    Благодарим за сотрудничество!

«Положи твоё сердце у чтения»

Ребёнок седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известную ему «Репку» и размышляет над сказкой: «И зачем было такую репку сажать, которую сам вытянуть не можешь! А эти! Прибежали, зовут друг друга, суетятся, и все такие беспомощные. Не нравится мне эта сказка!»

Им, сегодняшним детям, в художественном произведении не нравится многое: и то, что в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке старуху обвиняют. За что её ругать: со стариком 30 лет и три года прожили, ничего не нажили, и после этого она к нему хорошо относиться должна! И то, что Колобок таким несообразительным оказался: надо было не повиноваться Лисе, а заменить её на ту, что помоложе, что лучше слышит, тогда бы и жив остался. Не нравится и то, что Каштанка, проявив свою собачью сущность, мчится на голос старого хозяина, забыв о своём положении примы на арене цирка, сытной еде, коврах и удобствах в доме хозяина нового: куда мчится – то: к полям, стружкам, пинкам!

Сегодняшние дети видят жизнь, изображённую в художественном произведении, по-другому, приоритетными считают иные ценности, имеют иные суждения о том, что было и что есть, и мы, взрослые, это знаем, но понять мир ребёнка конца 20 века не можем, потому что не хотим. Мы по-прежнему утверждаем, что «Репка» - это сказка о дружбе, о силе коллектива, способного совместно сделать большое дело, которое неподсильно одному, не задумываясь о том, что по этому поводу думает малыш.

Наше общение с ребёнком в процессе чтения художественного произведения зачастую или не предполагает никакого разговора о прочитанном, или имеет форму диктата: понимай, как я, думай, как я. Результат такого общения – не только практически полная потеря интереса к чтению, к обдумыванию прочитанного (по мнению исследователей, только от 2 до 8 % детей-школьников любят читать и своей ведущей деятельностью считают чтение), но и воспитание новой человеческой генерации – безразличных ко всему на свете конформистов. Этот процесс начинается в семье, ДОУ и успешно продолжается в школе, заканчивая которую ребёнок усваивает: говорить надо не то, что думаешь, а то, что хотят услышать от тебя.

Недовольство взрослых могут вызвать и вызывают детские фантазии, основанные на невольном фонетическом искажении прочитанного. Многие дети верят в то, что в народных сказках существует какой-то несчастный Добран, которого все жуют, потому что так они слышат известную концовку: «Стали жить-поживать, да добра наживать».

У ребёнка дошкольного возраста речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слов. Ему бывает, неясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. У дошкольника словарный запас и жизненный опыт не настолько велик, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. В результате, услышанное им трактуется по-своему, так, как понятно только ему. Созданное малышом глубоко индивидуально, образно, красочно. За неправильно понятым словом или фразой порою встаёт целый мир детских видений, в котором ребёнку уютно потому, что он стал для него близким, отчётливым.
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги.

Период тотального влияния электронных зрительных образов на ребенка начался в России сравнительно недавно. Проблема «Визуальная культура и ребёнок» только начинает изучаться. Но аксиомой в ней является то, что мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века, как и не имеем права не замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе. Причём внимание к этой проблеме должны проявлять все: от матери до исследователей.

Ещё в 1960 году английским писателем Д.Б.Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образы.

Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это ещё одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать. Но поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…».

Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребёнка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя.
традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать и к семи годам успевают устать от постоянных упражнений в технике чтения и возненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые им ещё предстоит прочесть. Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать её роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребёнка. Исследования по указанным проблемам, проведённые в течении более чем полутора веков, стали для нас догматом, а не основной для изучения современного ребёнка и его взаимоотношений с книгой вообще, и с современной книгой в частности. Думается, именно сейчас мы должны не только обратить внимание, но и приступить к деятельному решению этих проблем.

«Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»

Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга…

Т. Л. Щепкина-Куперник

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.

При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Так, например, в средней группе, детей от 4 до 5 лет знакомят с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным.

Ребенку дошкольного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста. Тем самым, воспитывая в детях такие чувства как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее.
      Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора.

При чтении стихотворений ребенок-дошкольник развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки.

Художественная литература играет не мало важную роль в развитии социального опыта дошкольника.

В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только…

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какие-то свершения, дела, действия.

Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями.

Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.

Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Вопросы  блиц - турнира.

1.        У какой птицы самый длинный язык?

(У дятла)

2.        Кого называют листопадничками?

[Зайчат,  родившихся осенью)

3.        Кого называют настовичками?

(Зайчат, родившихся весной)

4.        Птица, истребляющая грызунов.

(Сова)

5.        У кого самый удивительный нос?

(У клеста — крестом)

6.        Назовите птицу-рыболова из произведения «Чей нос лучше».

(Пеликан)

7.        Какая птица не высиживает яиц?

(Кукушка)

8.        Птица с абсолютно черным оперением.

(Ворон)

9.        Какая птица поет хвостом?

(Бекас)

10.        Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево?

(Стриж)

Реклама птиц

«Птичий хоровод»

Дятел

Какой я нарядный! Головка и спинка черные, на затылке — ярко-красное пятно, а на черных крыльях — белые пятнышки и полоски. Весь я пестрый.

Вся моя жизнь связана с лесом. Не будь меня, ваши леса выглядели бы иначе. Все дятлы — настоящие плотники. Мы извлекаем и уничтожаем очень опасных для леса насекомых (короедов, усачей). Долбим лишь зараженные вредителями деревья.

Воробей

Верх моей головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые. А спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Вверху, на крыльях — белая полоска. Под шейкой большое черное пятно. Совсем как бант или широкий галстук.
Ишь я какой франт!

Синица

Головка у меня в черной шапочке, на шее и на груди длинный черный галстучек, спинка, крылья и хвост — темные, а грудка ярко-желтая, будто я в желтый жилетик нарядилась.

Кукушка

Я похожа на небольшого ястреба, но чуть поменьше галки и с длинным хвостом. Окраска моя серая, снизу светлей, и вся в темных пестринках. Гнезда я не вью. Яйцо мое похоже на яйца многих птиц. Я поедаю много вредителей леса и сада, которых не трогают другие птицы. Чем больше в лесу кукушек, тем меньше гусениц. А кто из вас не слышал моего звонкого кукования? В конце апреля среди лесных полян раздается громкое «ку-ку», «ку-ку» — это кукую я! Я перелетная птица. Осенью улетаю в южные края.

Литературный турнир «Умники и умницы»

Конкурс «Кто больше?»

 - Детям предлагается назвать как можно больше произведений В. В. Бианки. Подсказкой может служить книжная выставка, представленная в группе.

 - Объявляется пословично-поговорочный конкурс о птицах. Нужно вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминались бы птицы.

Пословицы и поговорки

Был коршун, да выпорхнул.

Ворон ворону глаз не выклюет.

Всяк кулик в своем болоте велик.

Всякая птичка свои песенки поет.

Жаворонок — к теплу, а зяблица — к стуже.

Видно сошла по полету. И журавль тепла ищет.

Из пушки по воробьям не стреляют.

Курица по зернышку клюет, да сыта живет.

Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

Молодость — пташкой, а старость — черепашкой.

Наряд соколий, а походка воронья.

Невелика птичка, да коготок остер.

Одна ласточка весны не делает.

Птице — крылья, человеку — разум.

Пуганая ворона и куста боится.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Сорока стрекочет — гостей пророчит.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того — на зеленой ветке.

Яйца курицу не учат.

Конкурс «Угадай произведение»

• По отрывкам из произведений В. В. Бианки детям предлагается угадать, как
называется рассказ или сказка.

«Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли —
один воздух вышел из них. Никакого  пения».

«Кто чем поет?»

«Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земле и пополз на локтях. Оказалось, это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком — сзади у него цепкие зверинные лапки и хвост, а между хвостом лапками кожа натянута».

«Чьи это ноги?»

«Только успел муравьишка вскарабкаться жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные. Как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит не трясет, будто по воздуху летит».

«Приключения муравьишки»

«Стоял в поле дуб. Толстый-претолстый, старый-престарый.

Прилетел дятел пестрый, шапка красная, нос вострый.

По стволу скок-поскок, носом стук- постук — выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил — долбил, долбил — долбил — выдолбил глубокое дупло. Лето в нем пожил, детей вывел и улетел».

(«Теремок»)

Беседа «Моя любимая книга»

Цель: сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.

Подготовительная работа: предложить родителям прочитать дома знакомые детям сказки и принести любимую книгу ребёнка в группу. Примерный список литературы был вывешен в родительском уголке.

Ход беседы

В ходе рассматривания книг, принесённых детьми из дома, вспомнить отрывки, наиболее яркие с точки зрения эмоционального восприятия и интересные в плане обогащения речи дошкольников.

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

 Во время беседы выкладываю на доску схемы по сказке.

Задаю вопросы по тексту сказки:

1. Дети, кто главные герои этой сказки? (Лиса и Журавль)

2. Что наварила лиса к приходу журавля? (Кашу манную)

3. А что приготовил журавль к приходу лисы? (Окрошку)

4. Почему лисе стало обидно? (Думала, что наестся на целую неделю, а ушла домой голодная) .

5. Как вы понимаете поговорку «Как аукнулось, так и откликнулось! »(Это отношение людей друг к другу;

Если вы будете с добром друг к другу относится, то и к вам также отнесутся.

Как лиса накормила журавля, так и журавль отнёсся к ней.

Провожу словарную работу:

Званный пир – когда гостей зовут, когда готовят угощение;

Потчует – угощает, покушай говорит.

Стряпала – готовила, варила.

Не обессудь – не обижайся, сожалею.

Досада – обида.

Не солоно хлебала – голодная.

Дружба у лисы с журавлём врозь – Поссорились.

Ребята, слышите, кто-то стучит? Может быть, это Баба Яга злится? Давайте попробуем сделать её добрее? Для этого нам надо сделать зарядку.

Физкультминутка:

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Молодцы! Давайте Бабе Яге подарим вкусный торт? А сделаем мы его из коржей разной длины, и украсим ягодами и фруктами. (Уточнение длинны коржей: длинный, короче, еще короче и самый короткий). А вот и домик Бабы Яги. Только он тут не один, в каком же домике живет Баба Яга? (изображение трех домиков из сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» и «Гуси Лебеди»). Какие вы молодцы, со всем справились!

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Воспитатель. А какую книжку принёс … (имя ребёнка? Как называется твоя любимая сказка? А загадку отгадайте.
 «Девушка – помощница сиротой росла,
 А матушка – коровушка ей очень помогла».
 Д: Сказка «Хаврошечка»
 В: В сказку «Хаврошечка» тот попадет, кто слово со звуком [с] назовет.
 Дети называют слова, проходят сквозь ворота и садятся на стулья.
 В: Злая ведьма перепутала части сказки. Посмотрите, что получилось.
 Д: Конец сказки другой.
 В: Найдите ошибки, исправьте и объясните. (Дети расставляют части сказки по порядку).
 В:В сказке встречаются необычные слова. Как вы понимаете слово «сирота»?
 Д: Одинокая, нет родственников и т.д.
 В: Что означает выражение «глаза смежила»?
 Д: Глаза закрыла.
 В: Объясните выражение «И стала она в добре поживать, лиха не знать»
 Д: Стала хорошо жить и т. д.
 В: А теперь отгадайте о ком эти слова?
 рогатая, большая, хвост метелкой, мычит.
 трудолюбивая, работящая, добрая, одинокая.
 злая, жадная, ленивая, жестокая.
 (Дети отвечают)
 В: Как звали дочерей мачехи?
 Д: Одноглазка, двуглазка и триглазка.
 В: Расскажите сказку, а поможет в этом модель.
 Кто прочитает присказку?
 Д: «Сказка в двери к нам стучится
 Скажем сказке – заходи.
 Это присказка ребята ,
 Сказка будет впереди».
 (Пересказ сказки по частям с опорой на модель).

 В: Спасибо вам дети за то, что помогли сказку расколдовать. Теперь добро победило зло. Наше сказочное путешествие хочу закончить словами: «Там счастье не диво, где трудятся не лениво».

 В: Нарисуйте в свободное время модель к другой понравившейся вам сказке и расскажите ее.

В конце беседы воспитатель знакомить детей с правилами обращения с книгами.

-Чтобы каждый из вас мог ещё не раз почитать эти книги вместе со мной или родителями, рассматривать в них картинки, нужно бережно и осторожно обращаться с ними: брать книги только чистыми руками, Рассматривать сидя за столом, и хранить в специально отведенном месте. Куда же можно положить принесенные из дома книги? Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает на следующий день рассмотреть книжный уголок и обсудить его оформление.

Беседа: «Какие бывают книги? »

Цель: способствовать формированию интереса к книгам.

Ход беседы

Воспитатель. Посмотрите, как много книг у нас в группе! И все они такие разные! Давайте рассмотрим их внимательно и выясним, чем похожи книги и чем отличаются. (Раздаёт детские книги, разные по цвету, размеру, толщине.)

-Для чего нужны эти книги? (Чтобы читать, рассматривать в них картинки, узнавать что-то новое.)

-Из чего состоит книга? У всех книг есть (страницы, на них буквы и картинки). Обратить внимание детей на страницы книги, предложить потрогать их, погладить рукой. Спросить: «Какие в книге страницы? » (Гладкие, белые). Затем раздать детям листы бумаги и предложить помять их.

-Вот как легко мнутся листы бумаги! Также легко мнутся листочки в книге, если переворачивать их торопливо, неаккуратно. Будем листать книги бережно, аккуратно, вот так (показать и предложить каждому ребёнку несколько страниц своей книге) .

-Возьмите в руки свою любимую книгу. Посмотрите внимательно: спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто написал книгу и как она называется. Как называется твоя книга? Да, это «Домовёнок Кузька». Для тех, кто ещё не умеет читать сам, на обложке нарисован домовёнок Кузька с Наташей. А как называется твоя книга? Верно, эта книга про детей. Вот и нарисованы на обложке дети, скачущие на верёвочке. Книга так и называется - «Верёвочка», а написала её Агния Львовна Барто. Да, у всех книг есть страницы и обложка.

-А какая обложка у вашей книги – жесткая, твёрдая или мягкая? Книгу с мягкой обложкой нужно открывать аккуратно, чтобы не порвать и не помять.

-Какого цвета обложка у вашей книги? Да, обложки у книг могут быть самых разных цветов: красного, зелёного, желтого, могут быть с рисунками.

-Какого размера ваша книга? Маленькая или большая? Она толстая или тоненькая? Тяжелая или лёгкая? Много книг у нас в группе! Их можно читать, рассматривать в них картинки. Книги помогают нам узнать что-нибудь новое, интересное. Будем беречь их. Аккуратно обращаться с ними. (Совместно с детьми вспомнить правила аккуратного обращения с книгами: брать книги только чистыми руками, рассматривать, сидя за столом.)

Конспект  занятия  по чтению «Пингвиний пляж»

Цели. Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания; расширять знания об окружающем мире, с произведением Г. Снегирева «Пингвиний пляж»;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развивать мелкие мышцы кисти руки.

Обогащать словарь новыми словами: Антарктида, Южный полюс, учёные-полярники, научная станция.

Ход

В: Ребята, представьте, как будто мы оказались с вами на Северном полюсе:

Здесь всюду холод, лед и тень, дети обнимают себя за плечи

Полгода – ночь, закрывают глаза ладонями

Полгода – день. выпрямляются, руки вверх

Из льда здесь люди строят дом, соединяют руки над головой

И океан покрыт весь льдом. разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь, «козырек» над глазами

И птиц ты в небе не заметишь. делают махи руками

Лишь мишка, белый, словно иней, «походка медведя»

Хозяин ледяной пустыни. руки на поясе, стоят смирно

В: Ребята, давайте вспомним, какие животные живут на Севере. А помогут нам в этом наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

На Белом море синий лед

Сверкает под луною.

Медведь вдоль берега идет

Дорогой ледяною.

Песцов, тюленей и моржей

На Севере немало.

И птиц – бессменных сторожей

На побережных скалах.

В: Ребята, очень много написано рассказов, загадок о животных, которые живут на Севере. И мы сегодня познакомимся с рассказом об одном из них. А о ком, вы угадайте, и найдите отгадку на картинке:

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В черный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

(Пингвин)

Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Г. Снегирева «Пингвиний пляж».

 Чтение рассказа.

В: Внимательно послушайте рассказ Г. Снегирева «Пингвиний пляж»

Чтение адаптированного рассказа

О ком читали?

Какие они? (Пингвины любопытные, неуклюжие.)

-  Что делали пингвины? (Столпились, танцевали, слушали.)

Как пингвины слушают? (Пингвины молча стоят, головы набок и слушают.)

Где живут пингвины? (В Антарктиде.)

Какие вещи увидели пингвины этого рассказа?

Почему обычные для нас вещи были удивительными для пингвинов?

Как вели себя пингвины? Почему?

Какое настроение создал этот рассказ?

Какие пингвины в этом рассказе? Подберите слова для ответа.

Что значит слово «любопытные»?

Почему звуки примуса и умывальника привлекли внимание пингвинов? (Воспитатель показывает иллюстрации, изображающие примус и умывальник.)

Почему автор просто так зажигал примус?

Ребята, вы можете показать как вели себя пингвины?

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,                                      Стоит на 1 ноге,

 Будто ты пингвинчик стойкий,                             на 2 ноге.

 А теперь ты проходи,                                             Ходьба вокруг себя.

 Да смотри не упади!

 Крылья кверху поднимай,                                      Поднимание рук вверх,

 А затем опускай.                                                     Опускание вниз.

 Покачай головой,                                                    Наклоны головы вперёд, назад.

  Ты пингвинчик удалой.                                         Хлопанье в ладоши.

В:-Что вы сегодня узнали об Антарктиде? (Что там очень холодно, всегда лежит снег и лёд, живут пингвины.)

-А живут ли в Антарктиде постоянно люди? (Нет.)

-Кто приезжает на Южный полюс и зачем? (Учёные изучать погоду, животных, птиц.)

- Ну, что ж пора нам возвращаться обратно в детский сад. Наше путешествие в царство холода и льдин закончилось. Я надеюсь, что оно вам понравилось.

Конспект  занятия  по рисованию «Пингвиний пляж»

Нетрадиционная техника: печать по трафарету с применением метода тычка сухой жёсткой кистью.

Цели. Учить рисовать пингвинов с помощью трафаретов с использованием метода тычка. Закреплять умение детей пользоваться знакомой техникой; рисовать кисточкой разными способами. Создать условия для творческого применения освоенных умений.

Развивать чувство цвета, ритма, способность создавать сюжетную композицию, творческое воображение, мелкие мышцы кисти руки.

Воспитывать интерес к отражению представлений о природных объектах в изобразительной деятельности.

Предварительная работа. Подготовка основы для рисования с использованием бумажной пластики (изображение снега – рисование по мокрой мятой бумаге; изображение льдин путём наклеивания кусочков смятой и слегка расправленной бумаги) .

Материалы, инструменты, оборудование. Подготовленные заранее основы для рисования (альбомные листы с аппликацией льдин); трафареты пингвинов для каждого ребёнка; гуашь; две кисти жёсткая и мягкая; баночки с водой; салфетки; игрушка – пингвин; иллюстрации с изображением пингвинов.

Ход занятия.

1) Сюрпризный момент: воспитатель приносит в группу игрушку – пингвина.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?

- А кто знает, где живут пингвины? (Ответы детей)

- Правильно, они живут в Антарктиде, на Южном полюсе. Это место на нашей планете, где ещё холоднее, чем на Севере. Зимой там бывает -80 С, кругом снег, большие льдины и сильные ветры.

- Какое произведение про пингвинов мы с вами недавно читали? (ответы)

- - Пингвинёнок, а как же ты у нас оказался? (Пингвин шепчет на ухо воспитателю) .

- Оказывается, он попал к нам прямо с научной станции в ящике с оборудованием. Наш пингвинёнок очень смелый и любознательный. Он захотел посмотреть, что лежит в ящике у учёных-полярников, которые приехали изучать Антарктиду, забрался туда и уснул. Учёные закончили свою работу, погрузили ящики с оборудованием и уехали, а птичку не заметили. Когда пингвинёнок проснулся, то увидел, что находится в незнакомом ему месте, вылез из ящика и побрёл куда глаза глядят. Шёл он, шёл и зашёл к нам в детский сад.

- Пингвинёнок, а почему ты грустный? (Шепчет)

- Он очень скучает по своим друзьям и хочет вернуться к себе домой, но не знает, как это сделать.

- Дети, давайте поможем пингвинёнку вернуться домой к своим друзьям и вместе с ним совершим путешествие в Антарктиду. Южный полюс находится очень далеко, придётся воспользоваться волшебной палочкой. Становитесь в круг.

Проводится игра:

Воспитатель: - Здравствуй, небо! (Дети поднимают руки вверх.)

Здравствуй, земля! (Приседают.)

Здравствуйте, мои друзья! (Вытягивают руки вперёд.)

Раз-два-три-четыре-пять, (Хлопают в ладоши.)

Вместе мы в кругу опять. (Берутся за руки.)

Будем дружно мы играть (Идут по кругу.)

В Антарктиду будем попадать. (Воспитатель становится в центре круга и проводит над головами детей «волшебной палочкой».)

2) - Вот мы и оказались на Южном полюсе, а пингвинёнок у себя дома.

В: - Ребята, а вам хотелось бы узнать что-то новое о пингвинах? Тогда давайте пройдём на полярную станцию, которую оборудовали учёные и поговорим об этих интересных жителях Антарктиды.

(Дети садятся за столы) .

Воспитатель показывает изображения пингвинов на дидактических картинках. Проводит беседу для уточнения представлений детей о внешнем виде и образе жизни пингвинов:

- Пингвины – животные или птицы?

- Почему вы так думаете? (У них есть клюв, лапы, хвост, крылья и перья)

- Пингвины – древние, самые холодостойкие птицы. Тысячи тонких пёрышек и толстый подкожный жир помогает им переносить холод. Пингвинов называют птицами, однако летать они не умеют. Их крылья больше похожи на ласты, а перья - на чешую. Ходят они неуклюже, а вот плавают и ныряют изумительно. Без этих качеств пингвины просто не выжили бы. В море и теплее, и пищи достаточно. Крылья помогают им плавать, а ноги с перепонками, как у уток и гусей, служат им в воде рулём. Питаются эти птицы рыбой, мелкими креветками и моллюсками. Большую часть времени пингвины живут на льдинах очень большими семьями (колониями) по нескольку тысяч птиц. Так же, как и другие птицы, они делают себе гнёзда, чтобы отложить яйца. В среднем пингвины живут 20 лет. Однако известны случаи, когда они доживали до 50 лет!

3) Воспитатель предлагает детям нарисовать пингвинов на пляже (Демонстрирует образец)

- Пингвины – крупные птицы. (до 1м 20 см)

- Какую форму имеет туловище (форму яйца, голова (круглая, крылья (в виде листочков, ноги (похожи на лапы уток и гусей?

- Сегодня мы будем рисовать пингвинов красками по трафарету (дети рассматривают трафареты) .

- Какой цвет вы будете использовать?

- Что у этих птиц чёрного цвета, что белого?

- Нам понадобятся 2 кисти – жёсткая и мягкая. Кто догадался, каким методом мы будем рисовать? (Методом тычка жёсткой сухой кистью) А мягкая кисть нам будет нужна для того, чтобы прорисовать мелкие детали (глаза, клюв, лапки) .

- Давайте вспомним, как должна прыгать кисточка, чтобы получились красивые пушистые точки.

(Дети берут жёсткую кисть, держат её вертикально тремя пальцами выше её металлической части, выполняют тычки без краски на листке, проговаривая текст.)

Держим кисточку вот так.

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась как волчок.

За тычком идёт тычок!

Вы устали? Отдохнём

И опять стучать начнём.

Мы рисуем: раз, раз…

Всё получится у нас!

4) Воспитатель показывает, как нужно рисовать по трафарету методом тычка. Напоминает о том, что дети должны красиво разместить пингвинов на альбомном листе.

Дети приступают к работе. Воспитатель помогает детям при необходимости.

Перед прорисовкой деталей проводится подвижная игра «Пингвины»:

Бело-чёрные пингвины (Дети прижимают руки к

Далеко видны на льдинах. туловищу.)

Вот они шагают дружно, (Идут по кругу вразвалочку.)

Для порядка это нужно.

Оттопырили ладошки (Дети прыгают на месте.)

И попрыгали немножко.

Руки вверх чуть приподняли (Поднимают руки вверх,

И быстрее побежали. бегут врассыпную.)

После игры дети заканчивают свои рисунки: рисуют глаза, клюв, лапы.

5) – Кого мы сегодня рисовали? Каким способом мы рисовали пингвинов?

Дети рассматривают получившиеся рисунки, воспитатель комментирует и оценивает их:

- Все ребята красиво, аккуратно нарисовали пингвинов, они получились пушистые, правильно передали цвет. Птицы очень ярко смотрятся на белом фоне снега и льдин. Правильно и интересно разместили их на альбомном листе.

(Воспитатель выясняет какая кому работа понравилась и чем.)

- Ребята, сколько много дел мы с вами успели сегодня сделать: помогли пингвинёнку вернуться домой, побывали в Антарктиде, узнали много нового о Южном полюсе и о его замечательных жителях-пингвинах, нарисовали красивые рисунки.

Возвращаемся обратно. Давайте попрощаемся с пингвинами, встанем в круг.

Проводится игра:

В: - Раз-два-три-четыре-пять (Дети хлопают в ладоши.)

Вместе мы в кругу опять (Берутся за руки.)

С Антарктидой мы прощаемся (Все идут по кругу.)

И в группу возвращаемся. (Воспитатель стоит в центре круга)

- Мы снова в детском саду.

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»

Цель :

  • Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями.
  • Помогать понимать скрытые мотивы поведения героев произведения.
  • Формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказку
  • Воспитывать чуткость к художественному слову
  • Активизировать словарь по теме:  «Посуда».
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
  • Воспитывать уважительное отношение к взрослым

Ход занятия

1. Воспитатель: -Ребята, послушайте внимательно и отгадайте из каких сказок эти слова?

  • Ехали медведи.

На велосипеде.
А за ними кот 
Задом наперёд. ("Тараканище".)

  • А потом позвонил Крокодил и со слезами просил:
    Мой милый, хороший, пришли мне калоши,
    И мне, и жене, и Тотоше. ("Телефон")
  • Вдруг из маминой из спальни,
    Кривоногий и хромой,
    Выбегает умывальник
    И качает головой: ("Мойдодыр")

2.В: -Вам знакомы эти сказки?

Дети: - Да, знакомы.

В: – А кто написал эти сказки?

Дети: - Эти сказки написал Корней Чуковский

В:- Знаете ли вы, что Чуковский Корней Иванович был литератором, а сказочником стал совершенно случайно?

В: - Случилось это так. Его маленькая дочка Мурочка капризничала, не хотела умываться, её отец Корней Иванович вышел из кабинета и сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам, 
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появилась сказка "Мойдодыр".

В: - А когда надо было уложить дочку спать, Корней Иванович рассказывал ей весёлые сказки, которые сочинял тут же.

Маленькие дети, 
Ни за что на свете, 
Не ходите в Африку гулять:
Появилась сказка "Бармалей", (иллюстрация)

В: - Позднее все придуманные сказки он записал. С тех пор и мы можем их прочитать. Ни одно поколение выросло на этих прекрасных произведениях. Книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.

В: - У него есть еще очень интересная сказка, а называется она «Федорино горе», послушайте ее.  Сегодня нам будет читать мама одной девочки из нашей группы.

3.Чтение сказки.

-вопросы по прочитанной сказке:

  • Понравилась ли вам сказка? Что в ней понравилось?
  • Что запомнилось? Что было смешно?
  • А что грустно?
  • Жалко ли вам Федору? Почему?
  •  Почему Федору постигло горе?
  • Обратите внимание, как разворачиваются события в сказке, с какого эпизода они начинаются. Почему?
  • С какими героями познакомились в этой сказке?
  • Назовите их?
  • Какое отчество у Фёдоры?
  • Подумайте, зачем сказочник превращает стаканы, чайники и т.д. в живые существа?
  • Какая была Федора, в начале сказки?
  • В конце сказки, какой стала?
  • Как автор относится к Федоре?

В :- Я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации к этой сказке.

4.Итог занятия. 

-С каким произведением мы познакомились на занятии?

-Назовите автора.

- Что еще вам понравилось в этой сказке?

- Как нужно беречь посуду?

В:- Я вам предлагаю домашнее задание: дома с родителями нарисуйте  обложку сказки "Федорино горе" или картинку к понравившемуся эпизоду из  прочитанного произведения  вместе с родителями (рисунок персонажа\события\действия).

 

Конспект экскурсии в библиотеку

Тема «путешествие в страну Читалию».

Цель: познакомить детей с детской библиотекой, дать основы библиографических знаний (абонемент, читальный зал, библиотекарь, разделы книг); рассказать о том, какой книга была в древности; воспитывать бережное отношение к книге, любознательность.

Предварительная работа. Дети разучивают стихи (по выбору).

Ход занятия

Организационный момент (воспитатель с детьми в группе).

Воспитатель. Посмотрите, сколько здесь книг! Какие книги вам знакомы? У кого дома есть какие- нибудь из этих книг? А если у вас нет книги, которую вам хотелось бы почитать, где её можно взять? (у друга попросить, купить). Конечно, книгу можно купить, попросить у товарища, взять в библиотеке. Кто-нибудь из вас был в библиотеке?

«Библиотека» - слово не русское. Оно состоит из двух греческих слов – «библион», а «теке».  «Библион» означает «книга», а «теке» - «хранилище». Если это слово перевести на русский язык, получится «книжное хранилище». Вы хотели бы отправиться в библиотеку? (Идут в библиотеку)

В библиотеке детей встречает Королева книг.

Королева книг. Здравствуйте, ребята!

Как летать с Земли до звёзд,

Как поймать лису за хвост,

Как из камня сделать пар,

Знает книга -  ценный дар!

Я – Королева книг. Приглашаю вас в мою волшебную страну  - Читалию, то есть в детскую библиотеку. Сначала мы попадём в первый город Читалии, который называется Абонемент. Трудное и непонятное название. Что оно обозначает, я объясню. Посмотрите, сколько здесь красочных книжек. И все они стоят в определённом порядке, на своих полочках с указателями. Например, на указателе написано: «про пернатых и косматых». Какие книги стоят на этой полке? (про птиц и животных). А вот – «Про седую старину, героев и войну». О чём эти книги? Правильно, прочитав их, вы узнаёте много нового и интересного из истории нашей Родины, о воинах и их славных подвигах. А вы любите стихи? (Дети читают стихи). Молодцы! На этих полочках вы найдёте много стихов. А каких поэтов вы знаете? (К.Чуковский, А.Барто, С. Михалков и др.)

Ну, а сказки вы любите? Посмотрите, какой «Теремок сказок»! На этой книжной выставке представлены разные сказки – на любой вкус. Какие сказки вы знаете? (ответы).

В городе Абонемент книги выдаются на дом на 5 дней. В дни, когда книга придёт к вам домой в гости, вы можете рассматривать картинки, читать с родителями, рисовать иллюстрации в своих альбомах. Но в определённый срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать, приди и попроси продлить срок.

Чтобы записаться в абонемент, с вами должны прийти родители, старший брат или сестра. Когда вы записываетесь, на каждого заводится карточка (формуляр), где указывается ваша фамилия, имя, адрес, как зовут ваших родителей.

«Книжкины советы»

Появляется Книга (ребёнок). В руках у него испачканная, потрёпанная книга; плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь?

Книга. Я и книжка «Сказки» вместе стояли на полке, дружили. Но попала она в руки к мальчишке, который обращался с ней плохо, небрежно, неаккуратно. Посмотрите, во что она превратилась. Страницы вырваны, на иллюстрациях грязные пятна. Она погибает….

Королева книг. Что же делать? (ответы) Верно, мы полечим эту книгу, приведём в порядок, подклеим, и она вновь будет радовать ребят своими сказками. Книга, расскажи, как нужно обращаться с книгами.

Книга.

  • Не берите нас, пожалуйста, грязными руками: мы будем испытывать стыд, если окажемся в пятнах.
  • Не перегибайте наш переплёт: мы можем потерять самые интересные странички.
  • Мы любим чистоту, но боимся воды, защищайте нас от дождя и снега.
  • Не рисуйте на наших страницах: вашим друзьям будет трудно нас читать.
  • А если нечаянно порвали, тогда отремонтируйте.
  • И берегите нас!

Королева книг. Сейчас мы отправимся в следующий город страны Читалии, который называется Читальный зал. Книги из него на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке. Вы спросите почему? Потому что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это энциклопедии, справочники, редкие книги.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

В вестибюли, коридоры!

Не мешайте нам читать,

Фантазировать, мечтать…

Ребята, как выглядит книга сейчас, вы знаете. А какой была первая книга? Книги существуют уже несколько тысяч лет. Но в глубокой древности выглядели они совсем иначе. В древности писали на стенах пещер, на скалах, костях, листьях деревьев, металле, коже, кукурузных стеблях, шкурах животных – пергаменте. (показать иллюстрации из книг: Л.Разгон. Чёрным по белому; В. Дацкевич. Как делают книгу; Б. Зубков Книжка про книжку.).

А вот самый удобный материал – бумага появилась в Китае две тысячи лет назад. Вначале книги писались от руки, были рукописными. Книга дошла до наших дней вот такой: с обложкой и страницами.

Королева книг. В этом зале, взяв в руки любую книгу, например сказки, вы сможете встретиться с любыми сказочными героями. С кем бы вы хотели встретиться?

Королева книг.  Вам понравилось наше путешествие? Я хочу подарить вам песню, которая называется «Книжкин дом». Кто желает записаться в нашу библиотеку, милости просим. Здесь вас ждут интересные книги, а значит, знания, увлекательные путешествия, открытия и приключения. До новых встреч!

Источники:

  1. В. Маркова, Л. Трегубова «Только книга может обогатить мир ребёнка». -Журнал "Дошкольное воспитание", №6, 2003 год
  2. Ю. Головизнина. Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Пингвиний пляж»./ http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-risovaniyu-pingvinii-pljazh-v-starshei-grupe.html
  3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов./ - Ярославль: «Академия развития», 1997.
  4.  Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет/- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  5. Фомина И. А. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». /Снежинск 2012-2013

для родителей «Читаем вместе».

А знаете ли вы?

3 марта – Всемирный день       писателя

21 марта – Всемирный день поэзии

2 апреля – Международный день детской

Книги

23 апреля – Всемирный день книг и авторского права

3 мая – Всемирный день свободы печати

25 мая – День филолога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный исследовательский проект «Духовный остров семейных сокровищ» в старшей группе

Тема проекта: «Духовный остров семейных сокровищ».Типология проекта:  долгосрочный, групповой, исследовательский.Категория участников: дети старшей группы, воспитатель, родители. Актуальност...

остров семейных сокровищ

конспект совместной деятельности родителей, воспитателей и детей...

Конспект игровой деятельности для детей старшей группы по теме: «Путешествие на остров за сокровищами»

Конспект игровой деятальности для детей старшей группы, игра-путешествие позволит детям развить умение распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности действ...

Квест – игра «Таинственный остров с сокровищами» В средней группе

Данная разработка развивает познавательные процессы у дошкольников через экспериментальную деятельность. Способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, песка, воды, камней и б...

фантазийное путешествие «Путешествие на остров за сокровищами»

фантазийное путешествие «Путешествие на остров за сокровищами»...

Родительское собрание "Остров семейных сокровищ"

Родительское собрание направлено на семейные ценности...

Тематическая разработка воспитательного мероприятия "Остров семейных сокровищ"

Семья - первая и самая основная для любого человека ячейка общества. Семья является важной социальной ценностью. Она играет значимую роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении...