"Поэты и писатели - детям" (исследовательски-творческий проект)
проект по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Гудкова Ирина Алексеевна

 

          Современные дети мало читают, не интересуются искусством, не умеют организовать досуг, большую часть времени проводят за компьютером, вследствие чего не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.

         Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном? Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.

Цель проекта - способствовать становлению личности ребёнка через ознакомление его с произведениями детской художественной литературы, формированию морально-нравственных качеств и развитию устойчивого интереса к произведениям детских поэтов и писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_poety_i_pisateli_-_detyam.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 144

ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ - ДЕТЯМ

исследовательски-творческий проект

                                           Подготовили:  Гудкова Ирина Алексеевна,

                                                                     воспитатель,

                                                                     высшая квалификационная категория

                                                                     Лыбина Валентина Михайловна,

                                 учитель-логопед,

                                                                    первая квалификационная категория

Екатеринбург

2015

Вид проекта: исследовательски-творческий.

Участники проекта: дети, воспитатель, учитель – логопед, родители воспитанников.

Актуальность темы:

     Книга остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Именно литература создаёт незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.

     Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, узнаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.

     Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребёнку познавать окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

     Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: ребёнок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров, с русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей - с теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

     Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.

          Современные дети мало читают, не интересуются искусством, не умеют организовать досуг, большую часть времени проводят за компьютером, вследствие чего не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.

Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном? Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.

Предмет исследования:

     Включение чтения художественной литературы в процесс обучения и воспитания как средства межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования и развития личности ребёнка.

Цель проекта:

     Способствовать становлению личности ребёнка через ознакомление его с произведениями детской художественной литературы, формированию морально-нравственных качеств и развитию устойчивого интереса к произведениям детских писателей.

Задачи проекта:

  1. познакомить детей с книгой как источником знаний для людей;
  2. воспитывать ценностное отношение к детской художественной литературе, к  литературной речи и родному языку;
  3. способствовать осознанию необходимости и увлекательности чтения детской книги;
  4. воспитывать культуру общения с книгой;
  5. обогащать представления о видах литературы (поэзия и проза), о многообразии жанров и их специфических признаках (понимать значение понятий «стихотворение», «сказка», «сказ», «рассказ»);
  6. помочь детям запомнить имена известных детских писателей: А. Л. Барто, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, С. Я. Маршака, П. П. Бажова;
  7. обеспечивать формирование у детей целостной картины мира, развивать умение проецировать события и образы героев произведений на события и объекты реальной действительности, приобщать к социально-нравственным ценностям;
  8. развивать умение объяснить смысл произведения и своё отношение к нему, обеспечить возможность для самовыражения в разных видах художественно-творческой и речевой деятельности;
  9. развивать чувство ритма посредством работы со стихотворными формами;
  10.  развивать связную речь посредством пересказа текста произведений детской художественной литературы;
  11.  развивать интонационную выразительность речи посредством драматизации произведений детской художественной литературы;
  12.  обогащать словарный запас детей посредством работы с объёмным лексическим материалом;
  13.  способствовать усвоению грамматических категорий в процессе приобщения детей к детской художественной литературе;
  14.  автоматизировать и дифференцировать звуки речи в процессе работы над произведениями детской художественной литературы;
  15.  совершенствовать умение декламировать стихи;
  16.  создать условия для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.

Проект направлен на:

  • обогащение педагогической практики современными методиками и технологиями;
  • организацию различных видов деятельности, воздействующих на формирование у детей интереса к произведениям детских писателей;
  • создание условий для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.

Предполагаемый результат:

  • повышение уровня воспитанности дошкольников;
  • сформированный интерес детей к произведениям детских писателей;
  • повышение уровня развития всех форм устной речи;
  • участие детей в конкурсах различного уровня;
  • участие родителей в работе над проектом «Поэты и писатели - детям», повышение их родительской компетентности;

 

Содержание и этапы реализации проекта:

1 этап: Предварительный (сентябрь - октябрь)

  • подбор материала и ознакомление с творчеством детских писателей;
  • разработка плана мероприятий по ознакомлению детей с творчеством детских писателей, планирование выставок; составление сценариев мероприятий с детьми, родителями, педагогами; отбор произведений.

2 этап: Практический

 

 

С детьми

С родителями

ноябрь

1. Речевая игра «Подскажи словечко».

2. Чтение весёлых стихотворений.

3. Заучивание стихов об осени.

4. Упражнение «Придумай рифму».

5. Беседа - опрос детей по теме

«Ознакомление с художественной литературой»

1. Анкетирование родителей «Роль книги в воспитании детей».

2. Памятка для родителей «Правила чтения и выбора книг».

3. Оформление странички на литературную тему в родительском уголке.

декабрь

1. Детские писатели. П. П. Бажов.

2. Рисование иллюстраций к сказу «Серебряное копытце».

4. Участие во всероссийском конкурсе детских рисунков «Наследие земли русской».

1. Обновление литературной странички в родительском уголке .

2. Изготовление книги «Серебряное копытце» с использованием детских иллюстраций.

январь

1. Детские поэты. А. Л. Барто.

2. Слушание песенки «Дело было в январе…» на слова стихотворения «Ёлка».

3. Выставка рисунков по произведениям А. Барто.

4. Выставка книг А. Барто.

5. Просмотр мультфильма «Снегирь».

1. Консультация «Памятка для родителей» (как привлечь внимание ребёнка к художественной литературе).

2. Изготовление сборника стихов А. Л. Барто с использованием детских иллюстраций.

3. Обновление литературной странички в родительском уголке.

февраль

1. Детские поэты. С. Я. Маршак.

2. Работа над произведениями («Подскажи словечко», пересказ).

3. Работа в уголке книги «Составляем библиотеку».

1. Обновление литературной странички в родительском уголке.

март

1. Детские поэты. С. В. Михалков.

2. Работа над произведениями («Подскажи словечко», пересказ).

3. Выставка рисунков.

4. Выставка книг С. Михалкова.

1. Обновление литературной странички в родительском уголке.

апрель

1. Детские поэты. К. И. Чуковский

2. Работа над произведениями («Подскажи словечко», пересказ).

3. Выставка рисунков.

4. Выставка книг К. Чуковского.

1. Обновление литературной странички в родительском уголке.

май

  1. «Чудо – дерево».
  2. Литературный ринг «Мы знаем и любим детских писателей»

 

3 этап: Заключительный

1. Повторное анкетирование родителей.

2. Круглый стол «Поделимся впечатлениями».

3. Фотовыставка «Мы любим и знаем детских писателей».


ПРИЛОЖЕНИЯ


Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности.

Е. А. Флёрина

Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет Божий выползет, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое.

В. А. Сухомлинский

Детская книга при всей её внешней простоватости - вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины. Удивительное искусство - детская книжка!

Лев Токмаков

Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

АНКЕТА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

 «РОЛЬ КНИГИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЁНКА»

  • Есть ли у Вас дома детская библиотечка?   ДА     НЕТ

  • Вашей детской библиотечке преобладают (нужное подчеркнуть):

         познавательные книги, сказки, стихи, рассказы

  • Как часто Вы покупаете ребенку книги?    РЕДКО     ЧАСТО

  • Чем Вы руководствуетесь при покупке литературы ребёнку? (отметьте 1 пункт)

А) смотрю содержание

Б) учитываю возраст

В) отбираю по иллюстрациям

Г) покупаю случайно

  • Как часто  Вы читаете ребёнку книги?

А)  ежедневно

Б)  2-3 раза в неделю

В)   раз в месяц      

  • Как Вы читаете книги?

А) по просьбе ребёнка

Б) по своей инициативе

В) ребёнок читает самостоятельно

  • Внимательно ли слушает ребёнок художественное произведение?   ДА     НЕТ

  • Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребёнком?

А) спрашиваю, что нового узнал из книги

Б) обсуждаю поступки героев, их поведение

В) предлагаю просто пересказать

Г) не обсуждаем

  • Есть ли у ребёнка любимые художественные произведения

                                 ДА          НЕТ          ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

  • Считает ли Ваш ребёнок книгу хорошим подарком?

ДА           НЕТ         ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

  • Рассказывает ли вам ребёнок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду?  ДА      НЕТ

  • Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку?   ДА         НЕТ

  • Любите ли Вы сами читать книги?   ДА          НЕТ

  • Ваши рекомендации педагогам по ознакомлению детей с детской художественной литературой

                                                           СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

                               Беседа-опрос  детей  по теме

«Ознакомление с художественной литературой»

1.    Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые?

2.    Есть ли у тебя дома книги?  Кто тебе их читает?

3.    Какие книги ты любишь?

4.    Есть ли у тебя любимая книга?

5.    Кто твой любимый герой?

6.    Какие сказки вы знаете?

7.    Знаете ли вы писателей? Назовите их.

8.    Ты хотел бы научиться читать?

                                                                                 

Читающие дети

Взлетает шарик синий-

Резвится Винни-Пух.

Сегодня вместе с папой              

Читаем книжку вслух.

И ярче солнце светит,

И мама здесь моя.

Читающие дети -

Счастливая семья!

Забыли про компьютер,

Заброшена игра.

Мы не уснём сегодня

До самого утра:

Зовёт далекий космос

И моря глубина.

Читающие дети –

Богатая семья!

Уютный вечер с    книгой,

На лампе абажур.

Не подведут ребята

И командир Тимур –

Нужна кому-то помощь,

И опоздать нельзя.

Читающие дети –

Надежные друзья!

Долой все огорченья,

Нам с книгой по пути

Мы любим приключенья,

Страница за страницей

Читаем я и ты.

Игры с книжками

  1. «Угадай, о чём книга»

Дайте ребятам рассмотреть иллюстрацию в книге, которую они ещё не знают, предложите угадать, о чём это произведение.

  1. «Из какой я сказки?»

Перед детьми появляется игрушка, например лиса, и «обращается» к детям: «Ребята, я выпала из какой-то книжки и теперь не знаю, откуда я. Вы не помните, из какой я сказки?» Дети называют сказки, в которых «живет» лиса.

 

  1. Викторина «В мире книг»

Сказки просят:

- А сейчас Вы, друзья, узнайте нас!

  • «Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
  • Летела стрела и попала в болото, А в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, Сделался мигом красивой, пригожей? («Царевна-лягушка»)
  • А дорога далека, а корзина нелегка, сесть бы на пенёк, съесть пирожок… («Маша и медведь»)
  • Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит. Это... («Доктор Айболит»).
  • С букварём шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? («Буратино»)
  • На сметане мешён, На окошке стужён, Круглый бок, румяный бок, Покатился... («Колобок»).
  • Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё. А ну, подскажите, как звали её? («Красная Шапочка»)
  • Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью" (Емеля.)
  • Отворили дверь козлята и пропали все куда-то! («Волк и семеро козлят»)
  • Он и весел и незлобен, Этот милый чудачок. С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель Пятачок. Для него прогулка праздник. И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник, медвежонок… («Винни – Пух»)

Обниму книжку

Не листает Димка книжку,

У него с недавних пор

Есть компьютерная мышка,

Интернет и монитор.

«Знаешь, сын, я помню детство –

Как в тиши библиотек

С Винни-Пухом по соседству

Жил железный Дровосек.

Изготовлен из берёзы

Беззащитный книжный лист.

Он когда-то видел росы,

Слышал в роще птичий свист.

Как девчонке и мальчишке

Жить без сказок и чудес?

И ребятам дарит книжки

Белоствольный щедрый лес…»

Димка - сын иного века -

Вдруг решительно сказал:

«Я пойду в библиотеку,

Там уютный тёплый зал!

Книжки встретят, как сестрички!

Я потёртую возьму,

Ей подклею все странички

И покрепче обниму!»

Памятка для родителей  

«Роль книги в воспитании ребёнка»


Чтение развивает:

• речевые способности, качество и количество словарного запаса;
• концентрацию внимания, память;
• образное мышление, остроумие;  
• ораторские способности;
• познавательные интересы и расширяет кругозор;
• эмоциональный интеллект.


Чтение обучает:


• грамоте (запоминается    правильное написание слов и     применение их в определённом контексте);
• помогает осознать выход из разных ситуаций.
Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребёнка.


Книга помогает: 


• ребёнку познать самого себя;
• объединять поколения;
• придать силы, утешить  и вдохновить;
• увлекать и развлекать ребёнка.

Памятка для родителей

«Что и как читать детям»

  • Читайте только те книги, которые нравятся Вам.

  • Выбирайте для чтения подлинно художественные произведения. Пусть ребёнок видит, какое удовольствие доставляет чтение.

  • Отвечайте только на те вопросы, которые по ходу сказки, рассказа, стихотворения малыш задаёт сам!

  • Читайте с выражением, меняйте интонацию, в зависимости от персонажа.

  • Чтобы ребёнок не терял интереса к книге, упрощайте текст. Показывайте иллюстрации.

  • Когда читаете ребёнку, уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают малыша. Постарайтесь читать в тихом месте, и главное, не отвлекайтесь сами.

  • Поощряйте ребенка пересказать хотя бы небольшой отрывок или дополнить Ваш рассказ.

  • Читайте ребёнку даже тогда, когда он научится читать сам.

У ребёнка будет поддерживаться желание узнавать из книг новое, развиваться художественный вкус.

Читайте вслух всю жизнь! В дальнейшем эта потребность станет побуждать ребёнка к чтению. Хорошо, если ежедневное чтение вслух войдёт в привычку и станет традицией!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 144

Памятка для родителей

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ВЫБОРА КНИГ

Подготовили: воспитатель

                 Гудкова И. А.,

                    учитель-логопед

             Лыбина В.М.

 

          Екатеринбург 2015

Дорогие родители, помните:

 • Если книга издана с соблюдением всех требований безопасности, она обязательно имеет санитарно-эпидемиологическое заключение, в котором указано и возрастное соответствие издания;

 • Книги для самых маленьких детей проходят еще и экспертизу на безопасность материалов, из которых они изготовлены (краски, клей, лак и др.), поскольку очень часто знакомство маленького ребенка с книгой начинается с ее пробы на вкус;

 • Ребенка нельзя заставлять читать в течение продолжительного времени, какой интересной и красиво изданной ни была бы книга;

 • Чтение для детей – большая нагрузка, поэтому длительность одного сеанса чтения, например, для старшего дошкольника не должна превышать 8-10 мин;

 • Если у ребенка имеются те или иные нарушения зрения (близорукость, косоглазие и др.), с самостоятельным чтением следует повременить.

Безопасная книга для ребёнка

Большинство родителей стремятся, как можно раньше научить читать своего ребенка. Дабы не нарушить детское здоровье, к выбору книги для малыша необходимо подойти со всей ответственностью, ведь есть требования, которыми нельзя пренебрегать.

 Знайте, что книга должна быть не только интересной, познавательной, красочной, но и оформленнной в соответствии с возрастными способностями ребёнка.

 Если вы хотите облегчить малышу восприятие прочитанного, покупайте своему ребенку книгу, в которой:

 • Бумага белая, хорошего качества;

 • Черные буквы хорошо выделяются на фоне бумаги;

 • Шрифт четкий, разборчивый, с ясно выраженными просветами между буквами;

 • Элементы букв одинаковой толщины без декоративных излишеств;

 • Оптимальная величина строчных букв – 3,5 мм;

 • Оптимальная длина строки – 125 мм;

 • Строки не набегают друг на друга;

 • Межстрочный пробел – 2,8 мм;

 • Площадь иллюстраций на полосе издания – не менее 50%, а общая площадь иллюстраций в книге – не менее 75%.

 

Обниму книжку.

Не листает Димка книжку,

У него с недавних пор

Есть компьютерная мышка,

Интернет и монитор.

«Знаешь, сын, я помню детство –

Как в тиши библиотек

С Винни-Пухом по соседству

Жил железный Дровосек.

На живом листе бумаги –

Полон мужества отваги

Появлялся мой герой.

Изготовлен из берёзы

Беззащитный книжный лист.

Он когда-то видел росы,

Слышал в роще птичий свист.

Как девчонке и мальчишке

Жить без сказок и чудес?

И ребятам дарит книжки

Белоствольный щедрый лес…»

Димка - сын иного века -

Вдруг решительно сказал:

Я пойду в библиотеку,

Там уютный теплый зал!

Книжки встретят, как сестрички!

Я потертую возьму,

Ей подклею все странички

И покрепче обниму!»

4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.

5. Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

 6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному

7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности.

                               Е. А. Флёрина

Детская книга при всей её внешней простоватости - вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины. Удивительное искусство - детская книжка!

                                               Лев Токмаков

  1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - все то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.

  1. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

  1. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.

Консультация для родителей

"Приобщение ребёнка к художественной литературе"

     Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, "дофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке "талант читателя".

Кто же вводит ребёнка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

Исходя из этого, самым осведомлённым человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождения в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение ими навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте.

1.         Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определённые правила: чётко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения вслух рекомендуем русские народные сказки: "Репка", "Колобок", "Теремок" (для младших дошкольников), "Василиса Премудрая", "Иван-царевич и серый волк" (для старших дошкольников).

2.         Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского. Методика работы следующая: воспитатель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге.

Например, взрослый читает стихотворение А. Барто "Слон":

Спать пора! Уснул бычок, Лег в кроватку на бочок. Сонный мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать. Головой качает слон, Он слонихе шлёт поклон.

Младшие дошкольники показывают, где на иллюстрации расположены бычок, кроватка, мишка, слон, качающий головой, и т.д.

При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.

3.      Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая "Федорино горе" К. И. Чуковского, дошкольники с удовольствием рисуют грязную посуду, убегающую от Федоры. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.

  1.    Литературные викторины. Их организацию необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придаётся подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д.

Неделя детской книги

Дата

Мероприятие

Участники

23. 03. 2015

  1. «Книжкин доктор»: «лечим» «заболевшие» книги.

Педагоги, дети, родители, пом. воспитателя.

24. 03. 2015

  1. Беседа о библиотеке.

Воспитатель, дети.

25. 03. 2015

  1. Запись в детскую библиотеку.

Родители, дети.

26. 03. 2015

  1. Литературная викторина «Поэты и писатели - детям».
  2. Награждение в номинации «Самая читающая семья».
  3. «Каравай» на книжкины именины.

Педагоги, дети.

Педагоги, дети, родители.

Педагоги, дети.

Вся неделя

  1. Выставка детских книг о Великой Отечественной войне «Прочтите книгу о солдате».
  2. «Моя любимая книжка». Выставка детских книг.
  3. «Я - иллюстратор»: выставка книг, сделанных своими руками.

Педагоги, дети, родители.

Литературная викторина по произведениям

С. В. Михалкова.

Ребята, сегодня мы отправимся в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Михалкова, а еще вы сами будете наизусть выразительно читать его произведения.

1. Остановка «Узнайте произведения по отрывку»

1.

Это кто накрыт в кровати

Одеялами на вате?

Кто лежит на трёх подушках

Перед столиком с едой?

Обувают, одевают

И всегда, в любом часу

Что попросит, то несут?

/Витя, «Про мимозу»/

2.

Что-то с ним произошло:

Он постригся и побрился

Волосатикам назло.

Чистит ногти, моет руки

Каждый вечер гладит брюки,

Джинсы снял, надел костюм

В общем, взялся он за ум!

/Федя, «Чудо»/

3.

Трусы и рубашка лежат на песке,

Упрямец плывет по опасной реке.

/Фома, «Фома»/

4.

Разорвал на кукле платье,

Зайцу выдрал шерсти клок,

В коридор из-под кровати

Наши туфли уволок.

  /«Трезор»/

5.

Я в самых разных городах

Менял в пути отели.

На иностранных языках

Наклейки на моих боках

Заманчиво пестрели.

 /«Старый чемодан»/

6.

Доктор лечит нас от боли

Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны.

 /«А что у вас?»/

7.

Он порвал стихи у папы,

На пол с лестницы упал.

В клей залез передней лапой

Еле вылез и пропал.        

/«Мой щенок»/

8.

Ищет бедная старушка

За подушкой, под подушкой.

Повздыхала, поворчала

И пошла искать сначала.

 /«Очки»/    

9.

Я выбежал на улицу,

По мостовой пошёл.

Свернул налево за угол

И вдруг его нашёл…

/«кошелек»/

10.

Овальная, хрустальная,

Чудесного стекла,

На полке магазина

Одна она была…

 /«ваза»/

2.Остановка  «Из какого стихотворения эти картинки? » (Дети отгадывают названия стихотворений по иллюстрациям)

3. Кроссворд по стихотворению «Дядя Стёпа».

1. За какую команду выступал дядя Степа на конькобежных соревнованиях? /Динамо /

2.+3.

-Что случилось? Что за крик?

- Это тонет ученик!

Дядя Стёпа в этот раз

Утопающего спас».

Имя (2) и фамилия(3) утопающего. /Вася Бородин /

4.

«Знают все, что дядя Стёпа

Был когда-то… » Кем? / Моряком/

5. Воинское звание дяди Стёпы, когда он служил на флоте? / Старшина /

6. В качестве кого выступал Егор на соревнованиях? / Штангист /

7.

«Нам ребята рассказали,

Что Степана с этих пор

 Малыши в Москве прозвали:

Не «Маяк», а … »? / Светофор/

8. «Но зато на стадион

 Проходил бесплатно он». Почему? / Чемпион /

9.

«Дайте мне такую маску,

 Чтоб никто не узнавал! ». Куда пришел дядя Степа? / Карнавал/

4.Остановка  «Закончи четверостишие»

1.

В одном переулке

Стояли дома.

В одном из домов

Жил упрямый… /Фома/

2.

В доме восемь, дробь один,

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью…   /Каланча/

3.

Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу.

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним…/корову/

4.

Вы послушайте ребята,

Я хочу вам рассказать.

Родились у нас котята-

Их по счету ровно…/пять/

5.

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный.

И на мостике горбатом

Повстречался с … /белым братом/

6.

Женя празднует рожденье -

Юбиляру 8 лет.

Подарили гости Жене

Пушку, танк и … /пистолет/

7.

Остался без хозяйки,

Угрюм и одинок,

Такой же, как хозяйка,

Породистый…/бульдог/

8.

Управдом в постель ложится

И встает с неё, дрожа.

На подушке не лежится,

Под подушкой два…/ежа/

9.

Он лежал на дне часами,

шевелил во сне … /усами/

5.Остановка «А что у вас?»

- Мамы каких профессий упоминались в стихотворении «А что у вас?»

/повар, летчик, учительница, вагоновожатый, милиционер, инженер, портниха/

6. Игра «Овощи»

Воспитатель:

- Однажды хозяйка с базара пришла, хозяйка с базара домой принесла…

А что она принесла? (Ответы детей).

Воспитатель: - Какие овощи хозяйка принесла домой, мы узнаем, поиграв в игру «Овощи».

Дети делятся на две команды. Каждый участник команды бежит на «рынок», берет картинку с изображением овоща и возвращается в команду.

 Эстафета «Овощи».

 Воспитатель: А сейчас проверим, правильно ли вы справились с заданием.

 Ребёнок читает стихотворение «Овощи».

 (Во время перечисления овощей в стихотворении дети показывают картинку с названым овощем)

7. Итог занятия.

Награждение чтецов.

Награждение активных участников викторины.

Воспитатель:

О Михалкове можно долго говорить,

Но невозможно всё о нем сказать.

Как можно Михалкова не любить?

Как можно Михалкова не читать?

Пройдут года, но детства чудный миг,

Нам невозможно будет повторить.

Но с нами будет Михалков всегда

В своих стихах по-детски говорить.

                                                                                                      Приложение

Овощи

Михалков Сергей Владимирович

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

   Капусту,

     Морковку,

       Горох,

         Петрушку и свёклу.

           Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

  Капуста?

     Морковка?

       Горох?

         Петрушка иль свёкла?

           Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

  Капусту,

    Морковку,

      Горох,

        Петрушку и свёклу.

          Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

  Капуста,

    Морковка,

      Горох,

        Петрушка и свёкла.

          Ох!..

И суп овощной оказался неплох!

Азбука

Михалков Сергей Владимирович

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М,

Г ударилась немножко,

Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю

Перекладинку свою!

Очутившись на полу,

Поломала хвостик У.

Ф, бедняжку, так раздуло -

Не прочесть её никак!

Букву P перевернуло -

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась -

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература для детей 6-7 лет по разделам: "Произведения поэтов и писателей России"; "Произведения поэтов и писателей разных стран".

Сборник текстов художественных произведений для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе по прогамме "От рождения до школы" по разделам: "Произве...

Проект «Поэты и писатели детям»

Цель проекта:Познакомить детей с детскими поэтами и писателями ,  жанрами сказок: русских народных, разных народов и авторскими. Приобщить детей к высокохудожественной литературе. Формировать у н...

Проект «Поэты и писатели детям»

Цель проекта:Познакомить детей с детскими поэтами и писателями ,  жанрами сказок: русских народных, разных народов и авторскими. Приобщить детей к высокохудожественной литературе. Формировать у н...

Проект «Поэты и писатели детям».

Цель: Создание условий для  вовлечения детей  в процесс знакомства с творчеством детских писателей посредством художественных произведенийЗадачи:1.     Познакомить д...

Проект "Поэты и писатели детям"

Цель: Создание условий для  вовлечения детей  в процесс знакомства с творчеством детских писателей посредством художественных произведений.Задачи:1.Познакомить детей с биографией и твор...

Проект "Поэты и писатели детям"

Цель: 1. Создание условий для вовлечения детей в процесс знакомства с творчеством детских писателей посредством художественных произведений.2. Развитие устойчивого интереса к произведениям детски...

Проект "Поэты и писатели нашего городка"

Проект в ДОУ "Поэты и писатели нашего городка"...