Конспект занятия "О чем плачет воробей"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Костыркина Юлия Ивановна

Конспект занятия для старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_o_chem_plachet_vorobey.docx44.17 КБ

Предварительный просмотр:

Костыркина Юлия Ивановна,  воспитатель МДОБУ №17 «Родничок»  п. Восход

муниципального образования Новокубанский район

Конспект занятия

( познавательно-речевое развитие)

« О чем плачет воробей»

Старший дошкольный возраст.

Задачи: 

Задачи.

1.Продолжать расширять и систематизировать знания  дошкольников о птицах с упором на творчество кубанских писателей.

2.Развивать  познавательный интерес  посредством  решения проблемных ситуаций.

3.Развивать   связную и доказательную речь, мышление, воображение.

4. Закреплять умение передавать свое отношение к  природе  в   продуктивных видах деятельности.

 5. Воспитывать бережное заботливое отношение  к птицам.

Предварительная работа: совместная работа с родителями по  изготовлению кормушек,  наблюдение за птицами,  рассматривание иллюстраций,  чтение  С.Маршака «Где обедал воробей?», подготовка  нескольких  детей к исполнению ролей  воробья,  сороки, скворца, синицы.

Оборудование и материал к  занятию: оборудование для  мультимедио,  текст  стихотворения «Кому быть воробьем?» Л. Мирошниковой ,  шапочки с изображением птиц,   набор картинок «птицы», плоскостные , объемные геометрические фигуры, детали конструктора, бумага , фломастеры.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня утром мы с вами насыпали корм  в кормушки. Давайте                                                                                                                                                           посмотрим, кто прилетел к нам завтракать  (наблюдение за птицами из окошка)

-Каких птиц мы видим  ( синички, воробьи, зяблики);

- Почему эти птицы  остались зимовать ? (  потому что могут добывать себе корм: они питаются не только насекомыми, но и семенами, зернышками, ягодами, семечками,  даже пищевыми отходами).

-Как называют  этих птиц ( зимующие, оседлые)

-Почему они не замерзают? (их греют перышки, согревает пища);

-Какой корм мы насыпали в кормушку? (крупа, крошки хлеба, семена подсолнечника) .

- Какой больше нравится птицам? (  семена подсолнечника)

-Каких птиц больше?? (воробьев).

-Посмотрите на воробья : какой он? (ответы детей: маленький,  шустрый, коричневые перышки,  черная грудка…)

-Что мы еще знаем о воробьях?? Давайте поищем информацию в интернете.

 (Слайд 1) Воробьи бываю домовые , полевые, каменные.

-  Как вы думаете, почему их так называют? (от места обитания :  обитают возле дома человека, в поле, в каменистой местности).

 Самый обыкновенный воробей - домовой. Он имеет длину тела до 16 см.  Оперение на его спине цвета ржавчины с черными пятнами. Брюшко этой птицы серое, щеки белые. Крылья имею желтовато-белую полоску, горло черное. Эти воробьи смелые, дерзкие и умные. Стоит поярче засветить и пригреть солнцу, как на крышах и возле оттаявших луж, на деревьях начинают громко чирикать веселые воробьи. Они радуются солнцу, и приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье!

-Вот видите, какая интересная эта птичка!

- Интересно, почему эту птичку  называют  «воробей». Произнесите медленно: вор-о-бей.  Слышите, как звучит его имя?? Он что, воришка, которого надо бить? ( ответы детей)

-Как вы думаете, нравится  ли воробьям их имя? 

-Я тоже думаю, что не нравится.

 -Наша кубанская писательница Любовь Мирошникова  услышала  жалобу воробья  и рассказала о ней в своем стихотворении «Кому быть воробьем

(Читается стихотворение с показом слайдов)

                  Недоволен воробей:

                 -Вора бей, да вора бей!

                Почему любая птица

                Может именем гордиться?

                Только мне не повезло!

                Кто назвал меня так зло?

                И в какой беде повинный

                Род старинный , воробьиный?

                 Как смотреть в глаза птенцам

                 Их униженным отцам?

                 Ведь в груди у воробья

                 Тоже гордость есть своя!

                 С солнцем рано мы встаем,

                 Чистим перышки, поем:

                «Чик-чирик да чик-чирик!» (слайд 2)

                 Мелодичен наш язык.

                 Не сидим без дел на ветках,

                  А заботимся о детках.  (слайд 3)

                  Белобокая сорока,       (слайд 4)

                  Та- действительно воровка!

                  Подошло скорей бы ей

                   Это имя  воробей!

                   Скажем прямо, честным птицам

                       Это имя не годится.

                        Пусть нам общий птичий слет

                        Имя новое дает.

-Как  видите, воробей недоволен своим именем и просит ему помочь.

-Ну что ж, давайте соберем птичий слет  и решим проблему воробья.

(Дети  надевают шапочки птиц: воробьев,  скворца, , дятла, синицы, сороки, вороны).

Председатель совета  - сова   ( воспитатель).

Сова. -Уважаемые птицы. Мы собрались, чтобы обсудить жалобу  Воробья.  Ему не нравится его имя, так как его называют воришкой.   Послушаем тех, птиц, кто так считает.

 Скворец. -  Я – скворец. Мой дом – скворечник. Осенью я его покидаю и улетаю в теплые края. А весной  , когда возвращаюсь, в моем скворечнике  находятся воробьи. И приходится их выгонять из него (слайд 5).

Сова.  - Воробей, пожалуйста, объясни, почему ты так поступаешь? 

Воробей.  -Зимой  холодно,  и нам, воробьям,   приходится  от холода прятаться. Поэтому  воробьи и занимают  на время пустые скворечники  и дупла.  А весной, если является хозяин –  мы их освобождает, конечно, иногда  и с дракой: жалко теплый домик.

Сова.- Как вы думаете,  уважаемые птицы, обижает ли скворца воробей, когда проживает в его пустом домике?  Можем ли мы в этом случае назвать воробья «воришкой»?(  Нет : домик все равно пустует, а воробей его сторожит, бережет для настоящих хозяев, скворцов.).

Ворона. А я видела, как воробей  воровал пищу в зоопарке у зверей.  

Сова.- У каких животных воробей  «воровал» пищу ( у льва, лисицы, моржа, журавля, носорога, кенгуру, медведя, крокодила)  (слайд6). Воробей, правда ли это?

Воробей. -Я не воровал,  я гостил у зверей. ( Читается стихотворение С.Маршака  «Где обедал, воробей?».)

Сова. - Вот видишь, Ворона, звери  сами пригласили воробья на обед. А можно ли наговаривать  на кого-либо, если не знаешь, как это было? ( нет).  

-Так  можем  ли  здесь называть воробья «воришкой»? ( Нет)

Сорока.  - Я – сорока. Это почему меня воробей  называет воровкой?

Сова. - Известны случаи, что вы, сороки,  неравнодушные к незнакомым, особенно блестящим предметам, хватали металлические ложки, ключи и другие вещи и улетали с ними подальше, чтобы затем спрятать куда-либо в укромное место.

Сорока. - Ничего я не ворую, мне просто нравится все блестящее. 

Сова.- Не обижайся сорока, но  ты должна знать, что  без разрешения брать чужое  нельзя, даже  если оно очень красивое и блестящее.

Сова. - Ну что ж, уважаемые птицы, мы так и не поняли, почему у Воробья такое имя. Ведь как мы выяснили, он совсем не воришка.

 Синичка .  - Я знаю.  С воробьем мы соседи. И хотя это шумная семейка, всегда что-то делят и  дерутся, но с ними  мы, синички, живем в мире. Зимой нам живется трудно и   приходится прятаться от холода  и  долго искать пищу.  А когда наступает тепло, воробьи, как и мы, синички, приносят много пользы . Поедают  много различных насекомых - вредителей.  Сражаются, бьют  и  побеждают их.  А этим защищают  растения от гибели.

Сова. - Так вот в чем дело!

( продолжение чтения стихотворения Л.Мирошниковой «Кому быть воробьем?)

Ошибаешься ты, птица!

          Можешь именем гордиться.

                                              Воробьем тебя зовут

       За полезный нужный труд.

                                               Чтоб сады зазеленели,

А поляны запестрели,

  Ты, отважный воробей,

                                                                      Не робея, вора бей!

     Бей губителей растений

     И зеленых насаждений!

                Будь в  борьбе с вредителем

Только победителем!

Сова. - Вот видишь, не тебя воришкой называют, а различных  насекомых-вредителей, с которыми ты сражаешься. Ну, как будешь менять свое воробьиное имя на другое, новое?  (Нет). Носи его  и гордись им.

Физминутка:  пальчиковая гимнастика в сочетании с движениями ( большие пальцы рук соединены(замок) – голова птицы, остальные пальцы – крылья, работая «крыльями», выполняем движения):

Птицы в стайку собрались

    К солнцу греться поднялись,

                                                                Сверху зерна увидали,

                                                                 Опустились, поклевали.

              Влево полетели - на березу сели,

                 Вправо полетели - на рябину сели.

  Летали, леталиОх, устали.

 Воспитатель.  - А ведь зимой воробью   и  другим зимующим  птицам, действительно,  очень трудно  живется: нет жилья, мало пищи. Как мы можем помочь им? (ответы детей).             Давайте пофантазируем  и  соберем домики для птиц. Вы можете собрать  домик из разных геометрических фигур или просто нарисовать его ( в распоряжении детей плоскостные , объемные геометрические фигуры, детали конструктора, бумага , фломастеры – на выбор ребенка).

-Молодцы! Вы настоящие  конструкторы-фантазеры. Сколько различных домиков получилось.! Хватит всем нуждающимся птицам.  А теперь поселите в них птиц.  ( предлагается выбрать  из  предложенного разнообразия  птиц  - зимующих,  назвать  их и поселить в домик).

- Всем домиков хватило? Думаю, птицы будут довольны.

На прогулке мы добавим корма в кормушки и еще раз понаблюдаем за ними.

- А теперь вспомните ,  о чем мы сегодня говорили?

- Назовите зимующих птиц.

-Стихотворение  какого кубанского  автора  мы  читали?

- Чем полезен воробей?

-Чем мы можем помочь птицам зимой?

 -Молодцы!

   Мы с вами сегодня хорошо поработали.  Спасибо вам от меня и от наших пернатых питомцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к конспекту НОД по аппликации "Воробей".

Запись голоса воробья с фото, формат .WMV...

Конспект занятия "Праздник у воробья"

Конспект предназначен для детей среднего дошкольного возраста на занятие по Окружающему миру....

Конспект занятия "Почему плачет снег?"".

Конспект занятия по экологическому воспитанию с экспериментальной деятельностью для детей старшей группы "Почему плачет снег?"....

Конспект занятияа «Оденем куклу Машу на прогулку» Группа раннего возраста

учить детей последовательно надевать верхнюю одежду на куклу; закрепить название верхней одежды....

Конспект занятияе.

Введение в тему (создание проблемной ситуации)Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы с вами вчера познакомились со сказкой, о ком она?Что с медвежатами случилось?Мотивация деятельности дет...