Консультация
консультация по художественной литературе на тему

Столярова Елена Анатольевна

Художественная литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литература19.3 КБ
Файл tak_pust_zhe_kniga_govorit_s_toboy.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Так пусть же книга говорит с тобой,
                                                              Пускай она, безмолвный мой ходатай,
                                                               Идет к тебе с признаньем и мольбой…
                                           У. Шекспир

Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость  познания и общения.

 К.Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и… блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы». Но, к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А.С. Пушкина была 21 тысяча слов, то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов, что является показателем уровня мышления, культура общения.

Человек – сначала маленький, потом большой – только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно уже сейчас, пока наши дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушивается к нашим словам.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.
Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форум и функций речи, письма и чтения.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка.

 Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.

Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми.

Среди важнейших средств формирования образности речи ученые называют произведения художественной литературы и устного народного творчества.
Задачи художественно-речевой деятельности подчинены общей цели всестороннего воспитания личности ребенка, они выдвигаются в  соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных произведений.
Осознавая роль художественной литературы, как средства умственного и нравственного воспитания, необходимо знакомить детей с собственно художественными достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка. Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина считали, что художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.
Сейчас же книги заменило телевидение, компьютеры. Некоторые родители совсем не читают детям, поэтому речь таких детей не развита, беден словарный запас, они не могут выразить свои чувства, правильно, красиво составлять предложения.
Фонетика, орфография, культура устной речи в школах в последние годы отводится им довольно мало времени по сравнению с другими разделами языкознания.
На улицах, в транспорте мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, с неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок.
Правильную мелодичную речь сейчас редко услышишь по радио и телевидению. Речь ведущих «грешит» орфографическими ошибками, нечётким произношением и неоправданно быстрым темпом. Чтобы воздействовать на чувство человека, нужно изучать вопросы интонации, паузы, темпа, ритма речи. Приятно слушать речь с красивым голосом.
Планируя предстоящую работу по формированию художественно-речевой деятельности, выделила для себя следующие задачи:
1) Формировать первоначальные представления о художественной литературе;
2) Учить воспринимать художественные произведения в единстве содержания и формы;
3) Развивать способности художественно-речевые, исполнительские и творческие способности.

      Знакомить детей с художественной литературой начинаю с младшей группы.

 Сначала это произведения устного народного творчества- потешки, пестушки, колыбельные песни.

Воспитательное значение их в том, что они доносят до нас русскую культуру, развивают в детях чувство красоты родного языка, воспитывают любовь  и уважение к русской культуре.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить.
Вслушиваясь в слова потешки, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организует его поведение.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжёлого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку, сопровождая ее движения чтением  потешки, например: «Петушок», «Киска, киска…»

Итак, работа по развитию речи проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковая культура речи, связанная речь). Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Полноценная проработка такого обширного материала требует больших усилий и временных затрат. Однако есть реальная возможность установить взаимосвязь с другими видами деятельности детей, что позволяет перераспределить учебную нагрузку, освободив время для игры, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье дошкольника, развивая все стороны личности ребенка. Тем самым не только достигается экономия во времени, но и осуществляется нормальное функционирование речи в жизни детей.



Предварительный просмотр:

Так пусть же книга говорит с тобой,
                                                              Пускай она, безмолвный мой ходатай,
                                                               Идет к тебе с признаньем и мольбой…
                                           У. Шекспир

Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость  познания и общения.

 К.Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и… блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы». Но, к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А.С. Пушкина была 21 тысяча слов, то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов, что является показателем уровня мышления, культура общения.

Человек – сначала маленький, потом большой – только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно уже сейчас, пока наши дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушивается к нашим словам.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.
Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форум и функций речи, письма и чтения.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка.

 Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.

Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми.

Среди важнейших средств формирования образности речи ученые называют произведения художественной литературы и устного народного творчества.
Задачи художественно-речевой деятельности подчинены общей цели всестороннего воспитания личности ребенка, они выдвигаются в  соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных произведений.
Осознавая роль художественной литературы, как средства умственного и нравственного воспитания, необходимо знакомить детей с собственно художественными достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка. Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина считали, что художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.
Сейчас же книги заменило телевидение, компьютеры. Некоторые родители совсем не читают детям, поэтому речь таких детей не развита, беден словарный запас, они не могут выразить свои чувства, правильно, красиво составлять предложения.
Фонетика, орфография, культура устной речи в школах в последние годы отводится им довольно мало времени по сравнению с другими разделами языкознания.
На улицах, в транспорте мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, с неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок.
Правильную мелодичную речь сейчас редко услышишь по радио и телевидению. Речь ведущих «грешит» орфографическими ошибками, нечётким произношением и неоправданно быстрым темпом. Чтобы воздействовать на чувство человека, нужно изучать вопросы интонации, паузы, темпа, ритма речи. Приятно слушать речь с красивым голосом.
Планируя предстоящую работу по формированию художественно-речевой деятельности, выделила для себя следующие задачи:
1) Формировать первоначальные представления о художественной литературе;
2) Учить воспринимать художественные произведения в единстве содержания и формы;
3) Развивать способности художественно-речевые, исполнительские и творческие способности.

      Знакомить детей с художественной литературой начинаю с младшей группы.

 Сначала это произведения устного народного творчества- потешки, пестушки, колыбельные песни.

Воспитательное значение их в том, что они доносят до нас русскую культуру, развивают в детях чувство красоты родного языка, воспитывают любовь  и уважение к русской культуре.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить.
Вслушиваясь в слова потешки, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организует его поведение.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжёлого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку, сопровождая ее движения чтением  потешки, например: «Петушок», «Киска, киска…»

Итак, работа по развитию речи проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковая культура речи, связанная речь). Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Полноценная проработка такого обширного материала требует больших усилий и временных затрат. Однако есть реальная возможность установить взаимосвязь с другими видами деятельности детей, что позволяет перераспределить учебную нагрузку, освободив время для игры, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье дошкольника, развивая все стороны личности ребенка. Тем самым не только достигается экономия во времени, но и осуществляется нормальное функционирование речи в жизни детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....