«Как и какие книжки читать детям раннего возраста».
статья по художественной литературе на тему

В данной статье я расскажу о значении книг в жизни детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_o_knigah.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Как и какие книжки читать детям раннего возраста».

Цель:

 Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства воспитания ребенка, активизировать работу родителей по развитию детского чтения в семье.

Задачи:

- Повысить интерес родителей к детской художественной литературе.

-Учить подбирать художественные произведения для детей раннего возраста.

- Сплотить семью через чтение книжки ребенку.

- Формировать эстетическую грамотность родителей.

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту».

К.И. Чуковский

Детям, даже самым маленьким, книги нужны не меньше, чем родительская любовь или хорошее питание.

Детское чтение – это не простое чтение, это совершенно особый процесс, ведь текст малыши воспринимают на слух, в отличие от школьников и взрослых. Это занятие творческое, связанное с воображением и эмоциями. Результат такого творчества зачастую не материален, но он имеет огромную ценность, потому что сказывается на формировании мышления и характера ребенка. В связи с этим текст, который вы читаете ребенку, требует не просто озвучивания, механического воспроизведения. Его надо обыграть, постепенно создавать голосом образы героев произведения. Это только на первый взгляд кажется легким. На самом деле, как показывает опыт многих воспитателей и родителей, буквально через страницу ребенка начинает одолевать сон, ему становится скучно, интерес к такому времяпрепровождению пропадает, и вернуть его очень трудно. Для того чтобы чтение стало радостью, важно не только создать настроение у ребенка, но и взрослый должен испытывать интерес к  этому.

Не нужно забывать, что чтение с ребенком – это общение, разговор. В процессе чтения вы ведете диалог с ребенком: отвечаете на его вопросы, утешаете его или смеетесь вместе с ним.

Если для взрослого чтение – это прежде всего способ отрешиться от реальности, совершить путешествие в придуманный мир или почерпнуть полезную информацию, для малыша книга представляет совсем иную ценность: она дарит ему минуты общения с близкими и их внимание, в которых он так нуждается. Однако со временем этот приятный совместный досуг принесет интеллектуальные плоды, если вам удастся привить малышу вкус к чтению.

Чтение вслух как особый вид общения с ребенком подобно совместному исследованию или творчеству. Ничего, что ребенок чаще все-таки выступает в роли наблюдателя, а не активного участника: он слушает, смотрит и впитывает саму атмосферу общения с книгой. Сотворчество при общении с книгой позволяет незаметно, в игровой форме привлечь ребенка к самому процессу чтения, привить ему интерес к книге, что, безусловно, даст наилучшие результаты в будущем.

Прививать любовь к книгам нужно также через собственный родительский  пример. Своим поведением родители дадут негласную установку, что чтение – незаменимая составляющая досуга. Невозможно заинтересовать ребенка книгами, если родители не читают. Если хотите привить ребенку любовь к литературе, читайте сами.

Особую роль родительское чтение вслух играет в речевом развитии малыша.

Учите его пересказывать, это будет тренировать его память и поможет усвоить новые слова. Вы можете обращаться к разным видам пересказа: родитель пересказывает, а ребенок вставляет необходимые слова или предложения; ребенок пересказывает, а взрослый направляет его мысль с помощью вопросов и уточнений; ребенок начинает пересказывать, взрослый продолжает, а ребенок заканчивает (или наоборот).

По возрасту:

От 0 до 6 месяцев - малыш прекрасно воспринимает стихотворные ритмы и различает интонации. Для первых чтений выберите поэзию: она даст первые представления об особом художественном языке, отличающемся от повседневного. Поскольку смысл содержания крохе еще не доступен, читать ему можно любых поэтов.

От 6 месяцев до 1 года - малыш научился сидеть и держать в руках предметы, ему можно давать книжки-игрушки – матерчатые, резиновые, картонные, музыкальные. Главное, на одной странице должен быть изображен один персонаж, чтобы малыш мог с легкостью его узнать, показать части.

От 1 до 1,5 лет – ребенок начинает активно интересоваться устной речью, но еще не умеет образно мыслить. В этом ему помогут короткие сказки с несложным сюжетом, где героями являются животные. Выбирайте книги с иллюстрациями.

От 1,5 до 3 лет – ребенок начинает говорить, понимать смысл многих слов.

В этом возрасте подойдут короткие рассказы. Сюжет должен быть простым и связным, с началом, серединой и концом: мотивы поступков героев – понятны. К 3 годам ребенок уже может фантазировать, представлять в уме образы героев, поэтому необходимость в картинках отпадает.

У сказки может быть рассказчик – им может выступить мягкая игрушка или кукла-рукавичка.

Не забывайте показывать театрализованный сюжет сказки при помощи пальчиковых кукол, фигурок.

Иллюстрации в детских книгах.

Общепринятое мнение, которое разделяют и педагоги, и исследователи: детская книга «должна быть яркой и красочной» : «Цвет… играет ведущую роль в процессе восприятия ребенком книги».

Это мнение, однако не разделяют многие художники детской книги. Конечно, для художника цвет имеет первостепенное значение, но цвет, присутствует и черных рисунках.

Другое дело, что современный ребенок мало сталкивается с черно- белыми иллюстрациями

Каждому художнику присущи своя манера, свои иллюстративные приемы.

Наличие картинок в книжке имеет для многих детей гораздо большее значение, чем их цвет. Ребенок, умеющий рассматривать и цветные и черно-белые иллюстрации, иногда может предпочесть черно-белые цветным как более выразительные.

Подтверждение того, что детям интересны не только цветные иллюстрации, но и черно-белые, является тот факт, что сами дети иногда рисуют простым карандашом или ручкой, не желая раскрашивать свои рисунки.

Стандартное представление взрослых о том, что детская книга «должна быть яркой и красочной» во многом определяет полиграфическое исполнение многих современных детских книг. Это очень яркие, аляповатые книжки – или с излишне натуралистическими,  или с «мультипликационными» изображениями, отличающиеся «нагромождениями». Такие иллюстрации изменяют и искажают детское восприятие.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВОСПРИЯТИЕ КНИГИ РЕБЕНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

  1. Любит ли ребенок книги? (да, нет)
  2. В каком возрасте Вы начали знакомить ребенка с книгой?
  3. Какова была первая реакция ребенка на книгу?
  4. В каком возрасте ребенок сам начал обращать внимание на книги?
  5. Что больше привлекает ребенка в книге? (текст, иллюстрации, и то и другое)
  6. Как ребенок слушает чтение взрослых? (с удовольствием, вне зависимости от того, много ли в книге картинок; может слушать только в том случае, когда в книге много картинок)
  7. Есть ли у Вашего ребенка слова для обозначения книг и чтения?
  8. Как часто Вы читаете ребенку?
  9. В течение какого времени ребенок может слушать чтение книги?
  10.  Разглядывает ли ребенок книги самостоятельно? Что он при этом делает, говорит?
  11.  Вставляет ли ребенок нужные слова при прочтении книг, если Вы делаете паузу?
  12.  Есть ли (были ли) жесты «книжного» происхождения? (Например: «кивает головой», слыша слова «головой кивает слон».)
  13.  Как ребенок рассматривает иллюстрации? (предварительно, перед чтением; просит показать во время чтения; если Вы не показываете картинки во время чтения, просто слушает, а картинки смотрит после; не обращает внимание на иллюстрации)
  14.  Какие иллюстрации нравятся ребенку? (цветные, черно-белые, и те и другие)

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Назовите единственную героиню сказки «Репка, имя которой нам известно.
  2. Какая сказка заканчивается восклицанием: «Слава добрым докторам!»?
  3. Появлению, какой сказки мы обязаны маленькой дочке писателя, которая не хотела умываться?
  4. В какой нашей сказке у хозяйки было три дочери: Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка?
  5. Какой веселый и жизнерадостный детский писатель-сказочник родился в День смеха – 1 апреля?
  6. В какой сказке К.И. Чуковского отмечается два праздника: именины и свадьба?
  7. Чем печь угощала девочку в русской народной сказке «Гуси-лебеди»?
  8. На каком морском животном добирался в Африку Айболит?

Русские потешки

Народные и авторские сказки

Стихи и сказки К.И. Чуковского

Стихи других авторов

Стихи, сказки и рассказы про животных

«Ладушки–ладушки», «Сорока-белобока», «Гуси-гуси», «Идет коза рогатая», «Ой дуду…», «Пошел котик под мосток», «Заинька, выйди в сад», «У Аленки в гостях», «Кисонька-Мурысонька», «Водичка, водичка», «Гуси, вы гуси…», «Петушок, петушок…» и др.

Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Маша и медведь»

Английские сказки: «Три поросенка»

Авторские сказки:

Л. Толстой «Три медведя»;  Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах»;

Бр. Гримм «Храбрый портняжка»

«Муха-Цокотуха», «Телефон», «Тараканище», «Бармалей», Доктор Айболит», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Путаница», «Цыпленок»; загадки

Английские песенки в пер. К. Чуковского

Английские песенки в пер.

С. Маршака;

А. Барто «Игрушки»;

С. Михалков «Дядя Степа», «Котята»;

С. Маршак «Вот какой рассеянный»;

Д.  Хармс

     «Удивительная кошка»;

 Б. Заходер «Вот так мастера», «Про сома»;

Ю. Мориц «Ежик резиновый», «Сказка про песенку», «Смелый гусь»;

Г. Сапгир «Умный кролик», «Лошарик»;

И. Токмакова «Крошка Вилли-Винки», «Гном», «Усни-трава»;

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе   Салтане»

С. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»;

В. Маяковский «Что ни страница-то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо»;

Д. Самойлов «Слоненок пошел учиться»;

А. Бианки «Лис и мышонок», «Первая охота», «Теремок»;

В. Сутеев «Три котенка», «Цыпленок и утенок», «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок», «Кто сказал «мяу»?», «Разные колеса»;

Н. Носов «Живая шляпа»;

А.Прейсен  «Козленок, который умел считать до десяти»

Список книг, представленный в таблице, отличается от списков предлагаемых в программах чтения для детских садов, так как он составлен на основании анкет и дневников родителей детей до трех лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие сказки читать детям четырёхлетнего возраста?

Название произведений и авторов для чтения четырёхлетним детям....

Консультация для родителей «Какие книжки читать детям в возрасте 2–3 лет»

Консультация для родителей «Какие книжки читать детям в возрасте 2–3 лет» Возраст 2-3 года воспринимает книгу уже не просто как игрушку или подборку ярких картинок, а начин...

Какие книжки читать детям

Чтение с вами для ребенка — как общение двух влюблённых, когда душа с душою говорит, а книга даёт повод и тему....

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Какие игрушки необходимы детям раннего возраста»

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои люби...

Ребёнок и книга. Какие книжки читать детям в возрасте 2-3 лет

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание....