«Значение художественной литературы и игр - драматизаций в развитии речи ребенка».
консультация по художественной литературе (средняя группа) на тему

Халилова Халидя Агзамовна

Консультация для воспитателей, из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение художественной литературы и игр - драматизаций в развитии речи ребенка».

 МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7» г. Нижнекамск

воспитатель первой квалификационной категории Халилова Халидя Агзамовна

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, та как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста воспитатель должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме. Поэтому после прочтения произведений стараемся правильно формулировать вопросы, для того чтобы помочь детям вычленить главное-действие, основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять приходить к правильным выводам, и в тоже время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Правильный анализ литературного произведения делает художественную речь достоянием самих детей, и в последующем они будут осознано использовать эти средства, особенно в таких видах деятельности, как самостоятельное рассказывание.

         Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимания на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности.

Только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия  и на этой основе -  развитие  детского словесного творчества.

        На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной   выразительности, дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), - важнейшие источники развития выразительности детской речи. Такие малые фольклорные формы мы  используем практически на каждом занятии (скороговорки, чистоговорки, пословицы), в свободное время (загадки, считалки), в кружковой работе (потешки, прибаутки). Когда дети повторяют вместе с воспитателем стихи, потешки, скороговорки, у них развивается воображение, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Показателем богатства речи является  не только достаточный объём активного словаря, но и разнообразия используемых словосочетаний синтаксических конструкций, а также звуковое оформление связного высказывания.

При чтении  стихотворения выделяем ритмичность, музыкальность, напевность стихотворения, подчёркиваем образное выражение, развиваем у детей способность замечать красоту и богатство русского языка. Обращаем внимание детей на чёткость и отчётливость произнесения звуков и слов, развиваем звуковую культуру детской речи, стремимся, чтобы эти навыки были перенесены и в обычную разговорную речь.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у детей умение строить связное монологическое высказывание, обязательно включает ознакомление детей с избирательно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами).Одно из простейших и вместе с тем основных средств художественной выразительности-сравнение. Познакомив детей с литературным произведением, в котором встречаются сравнения, им задают вопрос: "С чем это (или то) сравнивается?" Когда дети научатся свободно отвечать на этот вопрос, предлагают придумать сравнение им самим. На первых порах дети с трудом находят сравнение в услышанном тексте и  еще большим трудом сами придумывают сравнение. Но в дальнейшем они делают это очень легко, и их сравнения отличаются непосредственностью и свежестью. Например, детям дали задание - придумать сравнение к слову снег. Сначала это было простое сравнение или повторение ранее известных (снег лежит, как одеяло, снег как будто закрыл землю белой скатертью). Затем появились самостоятельные мысли (снег на солнце сверкал, как разноцветные звездочки, снег под ногами хрустит, как будто кто-то сухарики грызет). Эти упражнения помогали находить сравнения в стихах, рассказах, сказках. В дальнейшем дети будут использовать этот прием и при создании собственных сочинений.
     Задания на придумывание эпитетов дети выполняли очень охотно. Сначала, когда детям давалось задание придумать определение к слову снег, он говорили обычные слова - белый, липкий, холодный, т. е. называли просто качественные признаки снега. Поэтому нужно обращать внимание детей на поэтические эпитеты, спрашивать, почему автор взял именно это слово. Например, почему поэт И.З. Суриков в стихотворении "Зима" назвал снег пушистым? Дети объясняют, что хлопья снега легкие, как пух, они мягко ложатся на землю и покрывают ее пушистым ковром. Потом дети и сами станут придумывать различные эпитеты (снег хрупкий, блестящий, хрустящий, легкий, серебристый, искрящийся и т. д.).

          В средней группе продолжается работа и над обогащением  словаря, закрепляем слова, усвоенные на занятии. Такие закрепления расширяют понятия детей о данном предмете. Например: прочитав сказку «Зимовье» детям несколько раз объяснили что такое «щепу драть», «столбы тесать», «стены конопатить». Для этого использовали разнообразные приемы, в том числе и игру-драматизацию. Приготовили детям настольный театр в него вошли: набор пластмассовых животных (игрушки), деревья и домик-зимовье. Дети по желанию выбрали себе животных и  используя новые слова драматизировали сказку.

        Поэтому для развития речи детей большое место имеет  использование игр-драматизаций. Игры драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет или придумывает новый. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Игры - драматизация заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить способы помощи.  Итак,  игры - драматизация развивают ребенка всесторонне.

 После каждого прочтения  художественных произведений детям предлагаем сыграть прочитанный отрывок. Это работа продолжается и в кружковой работе.

        Таким образом, художественная литература один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в  играх-драматизациях доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

Презентация из опыта работы "Роль художественной литературы в нравственном воспитании и развитии речи дошкольников"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмо...

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению р...

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа...

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста» Литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остаетс...

Занятие по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.

Занятие по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ....