Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Ширшова Ольга Михайловна

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon doklad_1.zip10.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль художественной литературы в воспитании

чувств и развитие речи детей»

(Доклад по развитию речи и художественной литературе)

Ширшова Ольга Михайловна,

Воспитатель

Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы

детский сад комбинированного вида №1709

        Москва 2012 г

        Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей. На важность приобретения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие педагоги и психологи как К. Д. Ушинский [8], Е. И. Тихеева [7], Л. С. Выготский [4], А. В. Запорожец [5] и другие. Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

        Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятия литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для того необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Но для этого воспитатель должен сам владеть интонационной стороной речи (упражнение для педагогов). Основная задача педагогов - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

        Таким образом, только в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия и развития речи детей.

        Так, в младшей группе, мы приучили детей слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения. Воспитывали умение воспроизводить последовательность событий с помощью наводящих вопросов. Учили выразительно читать небольшие по объёму стихотворения. Заучивание наизусть, сопровождалось демонстрацией игрушек, предметов, картинок и картин. Например, читая стихотворение «Лошадка» А. Барто, воспитатель приглаживал шёрстку. То есть, наглядность, в сочетании с игровыми действиями, побуждает детей к высказываниям.

 В средней группе мы учим детей отвечать на вопросы по содержанию текста. Так, после чтения сказки «Зимовье зверей» можно задать следующие вопросы: «Какие в этой сказке звери: сердитые, злые, добрые, гостеприимные?». Такие вопросы приучат детей самостоятельно находить нужные характеристики персонажам. Большинство наших детей умеют находить для характеристики персонажи четыре - пять определений, умеют заканчивать начатую педагогом фразу, замечают новые, незнакомые слова в произведениях. Как и в младшей группе, мы обязательно называем жанры изучаемых произведений: «Я расскажу вам русскую народную сказку «Жихарка» или прочитаю рассказ». Это необходимо для осознания детьми особенностей каждого жанра.

        При чтении стихотворений, педагог, выделяя ритмичность, должен подчёркивать образные выражения, развивать у детей способность понимать богатство родного языка. Повторяя за нами текст, дети в начале подражают вашей выразительности, потом начинают проявлять некоторую самостоятельность в использовании интонации, пауз, передавая этим своё отношение к стихотворению, свои чувства и настроение. Хотя творческие способности в выразительном чтении проявляются ещё в элементарной форме.

        Мы обращаем внимание детей на чёткость и отчётливость произнесённых звуков и слов, стремимся добавить проговаривание детьми полных фраз и предложений, чтобы эти навыки были перенесены в обычную разговорную речь. То есть, в средней группе, продолжается  подготовка ребёнка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то, что он слышит, отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.

Список использованной литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М.; Академия, 2008. 400 с.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми. М.: Просвещение, 2004. 220 с.
  3. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада.

М.: Просвещение, 2002. 64 с.

  1. Л. С. Выготский. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.
  2. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.: ил.
  3. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004. 223 с.
  4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. 144с.
  5. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. М., 1974, т. 1, с: 148.
  6. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007. 239 с.