Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с художественной литературой с элементами интеграции (развитие речи, рисование) на тему «Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Мамедова Елена Анатольевна

Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андер­сена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок».

Цель: выявить уровень усвоения программного материала по направлениям: ознакомление с художественной литературой и развитие речи; рисование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27_konspekt_mamedova_e.a.docx102.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ваховский детский сад «Лесная сказка»

Конспект

открытого педагогического мероприятия

по ознакомлению с художественной литературой с элементами интеграции (развитие речи, рисование)

на тему «Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Пейзаж к сказке «Гадкий утенок»

                                                                                    Воспитатель: Мамедова Е.А.

C:\Users\acer\Desktop\Гадкий утенок картинки\picture.jpg

п. Ваховск, 2016 г.

Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок».

Цель: выявить уровень усвоения программного материала по направлениям: ознакомление с художественной литературой и развитие речи; рисование.

Образовательные задачи:

- обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Развивающие задачи:

 - формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль правильности составления пересказа, последовательности и полноты передачи содержания;

- формировать связную монологическую речь с использованием графических схем;

- продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

- развивать связную речь, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме;

- развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение, эмпатию;

- развивать умения выполнять рисунок в нетрадиционной технике рисования – ладонью, зубной щеткой, ватной палочкой;

-закреплять навыки работы с гуашью.

Воспитывающие задачи: 

- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе;

- воспитывать эстетическое отношение к природе через изображения лебедей на водоеме;

-воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Предварительная работа. Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» (до слов «И утенок ушел. Он плавал и нырял, но все животные по-прежнему презирали его за его безобразие»). Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (чтение, рассказывание сказки воспитателем, просмотр диафильма, мультфильма); изображение предметов в НТР.

Лексико-семантическая работа.

Суровая (зима) — очень холодная, морозная.

Чудо — внезапная радость, волшебство.

Отражение — это то, что можно увидеть в зеркале или в воде, когда ты в него смотришь.

Оборудование. Книга-сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Карта Сказочной страны. Письмо. Послания. Зеркало с осколками. Ковер-самолет. Графические схемы для пересказа. Адаптированный текст последней части сказки. Корзиночка со «снежинками». Игрушки утята, лебеденок. Пьеса Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных».

Ход НОД:

I.Орг. Момент

II.Игровая мотивация

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц – полукругом.  

Я дарю улыбку вам.

 А вы – мне, друзьям, гостям!

- Ребята, а это что? Откуда здесь корзина?

- Давайте, посмотрим, что в ней? Утенок. Он очень опечален и говорит, что в корзине лежали утиные яйца, а теперь… они превратились …в снежинки.

Педагог снимает с корзинки салфетку и ахает, достает и показывает детям снежинки.

- Кто же это зло так подшутил, в снежинки яйца превратил?

- Посмотрите, ребята, да тут еще есть письмо. Прочитаем его.

Трепещите все малые дети!

Несчастье случилось в сказочном свете!

Волшебное зеркало разлетелось на части,

И в сказке вашей будет несчастье.

       Ненавижу все живое,

       Холод люблю и все ледяное.

Это я превратила яйца в снежинки,

В холодные белые льдинки.

В гадкого утенка превратила птенца одного

Он таким и останется,

Ему не поможет никто!

- Ребята, кто же это очень злой, любящий снег и холод,  мог написать такое письмо? (Снежная королева)

-Как вы думаете, как смогла Снежная королева попасть к нам? (Обе сказки, «Гадкий утенок» и «Снежная королева», написал один писатель - Г.Х. Андерсен.)

- Давайте вспомним сказку «Гадкий утенок». Боюсь, что Снежная королева не даст утенку стать счастливым. Утенок сообщил, что захватил  карту Снежной королевы. Если мы сможем выполнить по ней все задания – зеркало снова станет целым и никому не навредит. Хотите помочь утенку и его будущим братьям? (Да.)

- Чтобы отправиться в сказочную страну, нам нужен волшебный предмет. Какие волшебные предметы вы знаете?

- Отправимся на волшебном ковре-самолете.

Сядем мы на ковёр – самолёт,

Мы помчимся в далёкие страны.

Пусть он по ветру нас понесёт,

Через горы, моря, океаны.

III.Пересказ сказки по схемам

- Ребята, мы приближаемся к заколдованному Снежной королевой озеру.

Итак, 1 пункт назначения  по карте - заколдованное озеро.

К озеру мы все пойдем.    
    Друг за дружкою гуськом.

1 задание, которое нам предстоит выполнить: «В отражение посмотри – про что сказка расскажи».

 (схема спрятана в озере)

- Посмотрите, ребята! Заколдовала Снежная королева сказку, но оставила  схему - подсказку. Хочет нас запутать. Постарайтесь вспомнить, как начиналась история гадкого утенка.

1) Работа со схемой № 1

- Какой стоял день? (Стоял теплый тихий летний денек.)

- Где сидела на яйцах утка? (Утка сидела на яйцах в зарослях лопуха.)

- Какие вылупились у нее утята? (Все утята были маленькие, хорошенькие, желтые, пушистенькие, только один утенок был огромный, серый и некрасивый.)

- Как отнеслись обитатели птичьего двора к этому утенку? (Куры, утки, петухи и индюки называли его гадким и безобразным. Они смеялись над ним, плевали и толкали его, не пускали его к еде.)

- Почему утенок убежал с птичьего двора? Как он это сделал? (Все обижали утенка. Вот он и убежал. Он перелетел через изгородь и пустился наутек, сам не зная куда.)

Воспитатель достает осколок зеркала (заранее спрятанный под озером)

- Вот и 1 осколок зеркала. Нам нужно поспешить собрать все осколочки, чтобы зеркало не причинило никому вреда!

2) Пальчиковая гимнастика

Педагог показывает карту и подводит детей к следующему пункту маршрута (чудо-мостик). Дети двигаются по очереди через мостик.

Здесь, дружок, не торопись!              
Ты по мостику пройдись!

2 задание -   «Через мостик ты пройди – пальчиками сказку расскажи!»    

- Наши умные пальчики покажут, как утенок убежал с птичьего двора.

Много маленьких утят поклевать еду хотят.

Зерен, крупки и жучка и, конечно, червячка.    

По очереди соединяют большой палец с другими пальцами, начиная с указательного (сначала на правой, потом на левой руке)

     Одного утенка обижали      

Дети грозят пальчиком.

И к еде не подпускали.

Стучат кулачками.

Он взлетел на забор,

И покинул птичий двор.

Машут ладонями, как крылышками.

- Ребята, вы – молодцы. А вот и 2 осколок зеркала нашелся!

Воспитатель

- Следующий объект на карте – болото.

- Ребята, Снежная королева оставила нам послание:  «С вашей помощью гадкому утенку удалось убежать с птичьего двора. Но теперь вам уж точно ему не помочь - с болота ему не выбраться!»

3 задание  «С кочки на кочку перейдите – сказку дальше расскажите!»

- Ну, это мы еще посмотрим!

Ноги выше поднимаем,    
На кочки мы не наступаем.
Снова по дорожке            
Мы весело шагаем.

- Давайте, вспоминать, ребята, сказку дальше.

3) Работа со схемой № 2

- Как отнеслись к утенку дикие утки, которые жили на болоте? Почему? (Диким уткам утенок не понравился, потому что он был некрасивым.)

- Кого испугался утенок? (Утенок испугался охотников, которые стреляли в диких уток. И еще большой охотничьей собаки, которая подбежала к нему.)

- Что сделал утенок после встречи с собакой? (Утенок долго прятался, потом встал и пустился бежать дальше по полям и лугам.)

- Много натерпелся птенец.

- А вот и 3 осколок зеркала.

4) Игра-импровизация «Гадкий утенок»

- Ребята, мы приближаемся к Поляне превращений. И снова Снежная королева оставила нам послание:

4 задание «Вокруг себя повернись и в утенка превратись!»

- Закройте глаза и представьте себя гадким утенком.

Дети под музыкальное сопровождение импровизируют.

Покажите утенка, который испугался громкой пальбы охотников.

Дети выполняют задание

Покажите утенка, к которому кинулась собака и оскалила на него острые зубы.

Покажите утенка, который хочет понравиться уткам на птичьем дворе, своей маме, братьям и сестрам.

Что вы чувствовали, когда были утенком?

Ответы детей

- Ребята, вот и 4 осколок зеркала нашелся.

5) Работа со схемой № 3

- Ребята, какой следующий объект изображен на карте? (Кот)

-Ребята, все понятно: Снежная королева хочет отдать утенка на съеденье коту. Нужно выполнить ее задание.

6 задание «Коту сказку расскажи, дальше путь ты свой держи!»

- Сильна Снежная королева. Но мы сильнее. Вспомним, что было дальше?

- Кто жил в бедной избушке, до которой добежал утенок? (В бедной избушке жила старушка с котом и курицей.)

- Почему старушка решила оставить утенка? (Старушка решила, что это утка, которая будет нести ей яйца.)

- Как отнеслись кот и курица к утенку? Почему? (Кот и курица постоянно поучали и ругали его, потому что считали себя очень умными.)

- Почему ушел утенок? (Утенок ушел, потому что увидел, что здесь его никто не любит.)

- Ребята, кот вернул 5 осколок зеркала. Поскорее заберем его! Попробуем собрать зеркало, может, уже все осколочки нашлись!

Дети соединяют части зеркала.

-Нужно поторопиться!

- Ребята, мы приближаемся к Снежной горе. Еще пуще колдует Снежная королева…

Дети импровизируют под музыку (релаксация)

 7 задание  «Вокруг себя вы обернитесь и в снежинки все превратитесь!»

- Снежная королева совсем рассердилась, что вы утенку помогли, по сказке провели. Говорит, что заморозит его - зиму на него напустит!

- Что же делать? Мы не читали конец сказки, и если не узнаем, что случилось дальше, утенка нам не спасти. (Дочитать книгу)

- Верно, давайте, дочитаем сказку и расскажем ее конец. Расколдуем схемы-подсказки Снежной королевы!

IV. Чтение заключительного фрагмента сказки. Показ презентации фрагмента сказки

- Сейчас мы с вами прочитаем конец сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок». Слушайте внимательно.

«Убежал утенок на озеро. Он плавал и нырял, но так и не нашел себе друзей.

Наступила зима — холодная-прехолодная. Утенок совсем замерз. Много бед случилось с ним за эту суровую зиму.

Наконец пришла весна. И тут случилось чудо. Утенок увидел целую стаю прекрасных больших птиц. Это были лебеди. Утенок по-прежнему считал себя гадким и безобразным. Он поплыл к чудесным птицам, чтобы они заклевали его.

Бедняжка низко опустил голову и вдруг увидел в воде свое отражение. Он стал таким же прекрасным лебедем, как эти великолепные птицы.

На берег прибежали дети. Они увидели его и закричали: „Новый лебедь лучше всех. Он красивый и молодой". А лебедь думал: „О таком счастье я и не мечтал, когда был гадким утенком"».

- Молодцы, ребята! А вот и 6 осколок зеркала.

V. Работа со схемой 4  

Воспитатель показывает карту и называет очередной пункт маршрута - Заколдованный лес.

- Ребята еще сильнее рассердилась Снежная королева, говорит, что с эти заданием мы уж точно не справимся!

8 задание  «Подробно сказку вспоминайте, я начну -  вы продолжайте!»

- Что делал утенок на озере? Нашел ли он себе друзей? (Ответы детей.)

- Что случилось с утенком зимой?

- Кого увидел утенок весной?

- Как бедняжка узнал, что он стал прекрасным лебедем?

- Что кричали дети, которые прибежали на берег?

- Какими словами заканчивается сказка?

VI. Повторное чтение отрывка сказки воспитателем.

- Прочитаем  еще раз этот фрагмент сказки (чтение сказки по книге).

VII. Пересказ отрывка детьми с использованием схемы-модели № 4

- Ребята, расскажем окончание сказки по схеме-подсказке.

- Молодцы, ребята! А вот и 7 осколок зеркала.

VIII. Обобщение.

Воспитатель с участием детей называет очередной пункт маршрута - Гора мудрости и читает задание.

- Ребята, рассердилась Снежная королева, говорит, что это задание мы уж точно не выполним!

8 задание  «Вот так сказочный герой, расскажите он какой?»

- Ребята, мы с вами очень переживали за маленького гадкого утенка, сочувствовали ему. А как вы думаете, если бы гадкий утенок с самого рождения знал, кто он на самом деле, его жизнь сложилась бы по-другому? Ему не пришлось бы скитаться? (Гадкий утенок нашел бы своих родственников - лебедей, и они бы о нем позаботились)

- Ребята, а как вы думаете, почему так могло получиться, что яйцо лебедя оказалось в гнезде утки?

Дети высказывают свои предположения.

- Дело в том, что все водоплавающие птицы чаще всего строят гнезда на земле, у воды. Обычно они выстилают гнездо пухом, который выщипывают у себя на брюшке. Вспомните, где сидела на яйцах утка в сказке Андерсена: «...В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то и сидела на яйцах утка». Ребята, а если гнезда утки и лебедя находились рядом, что могло произойти? (Птицы могли просто перепутать гнезда, и яйцо лебедя могло случайно попасть в гнездо утки)

- Молодцы, ребята! А вот и 8 осколок зеркала. Осталось собрать последний осколочек. Давайте, поторопимся!

IX.  Рисование пейзажа к сказке «Гадкий утенок»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на карте нарисован какой-то сундук. Где он может находиться?

Дети указывают на место в группе. 

- Нужно выполнить следующее задание.

«В сундучке что угадайте, к делу быстро приступайте!»

Что-то здесь лежит для вас,

Угадайте-ка, сейчас!

Для чего ж вам, дети,

Нужны предметы эти?

Дети вытаскивают из сундука зубные щетки, краски, альбомные листочки.

- Ребята, мы должны нарисовать гадкого утенка, ставшего красивым белым лебедем, используя эти предметы. Да вот кистей у нас нет. Что можно нарисовать щеткой, ватной палочкой? Чем же еще можно рисовать? (Ладошкой и пальчиками)

Посмотрите на ладошку

На кого она похожа?

На лебедя похожа

Присмотрись немножко!

- Ладошка похожа на лебедя. Но не хватает несколько деталей. Каких? (Клюв; глаз)

- Используя какие предметы можно нарисовать клюв и глаз?

Дети рисуют пейзаж под музыку Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных» 

- Молодцы, ребята! Вот и 9 последний осколок зеркала. Соберем волшебное зеркало!

X.  Итог

- Все закончилось очень хорошо. Вы молодцы!

- Ребята, посмотрите, а ведь вы уже собрали волшебное зеркало.

- Посмотрите в зеркало. Кого вы увидели в нем?

- Какими вы видите себя в зеркале? Радостными, счастливыми)

- Почему? (Потому что мы сделали общее доброе дело – помогли утенку и его братьям)

- Гадкий утенок тоже обрел свое счастье.

- Как вы думаете, что такое счастье? (Это - когда тебя все любят. Когда вокруг друзья. Когда все здоровы.)

- Ребята, посмотрите, снежинки растаяли, а братья нашего утенка, тоже стали красивыми утятами.

Наше сказочное путешествие подошло к концу.

Сказки с вами мы читали,

к ним рисунки рисовали.

А теперь скажите дружно:

Победило добро и дружба!

- Чему научила вас эта сказочная история?

- Эта сказка очень поучительная, нельзя оскорблять, унижать других, надо быть более чутким, добрым друг к другу.

- Именно потому, что мы с вами были дружными, добрыми и смелыми, нам удалось победить злое волшебство Снежной королевы. Ведь любое зло в сказках наказывается, а побеждает добро! Всё закончилось очень хорошо. Вы ребята молодцы! Гадкий утенок теперь стал прекрасным лебедем. Он передал для вас, ребята, волшебное яйцо. А в этом яйце вас ждет сюрприз (конфетки).

Вот и всё, сказки мы закрываем  страницу.

В волшебном путешествии быстро время мчится.

Были вы, друзья, отважны, не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно за добро стоять горою!

Ну, а если захотите в сказку снова возвратиться,

То чудесные мгновенья могут снова повториться.

В этом вам поможет книга, стоит в руки её взять –

И любимые герои с вами встретятся опять!

- А нам пора возвращаться в детский сад. Садимся на наш ковёр – самолёт, закрывайте глаза, полетели!

Сядем мы на ковёр – самолёт,

Пусть он в группу  нас несёт!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста на тему "Большие буквы" (игра-путешествие по сказкам К.И.Чуковского).

Программное содержание:Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.Закрепить умение читать слоговую таблицу.Закрепить ...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи посредством художественной литературой. Тема: «Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». (Пересказ от лица героев сказки). (два занятия)

1) Обучать детей связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.   2) Формировать связную монологическ...

Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с художественной литературой. Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»

Педагогическое мероприятие поможет педагогам обучить воспитанников связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событи...

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи. Средняя группа. Тема. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи. Средняя группа.Тема. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»...

План-конспект открытого занятия НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе-рассказывание рус.нар.сказки"Кораблик" с использованием настольного театра.

ТАБЛИЦА-НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "РАСКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ "КОРАБЛИК" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с элементами театрализованной деятельности в старшей группе « ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ « ТЕРЕМОК»

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность....