Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста на тему "Большие буквы" (игра-путешествие по сказкам К.И.Чуковского).
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Программное содержание:

  1. Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.
  2. Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.
  3. Закрепить умение читать слоговую таблицу.
  4. Закрепить умение соотносить букву с предметом, на которую начинается его название.
  5. Продолжать учить детей составлять слова определенной звуковой структуры.
  6. Закрепить умение составлять из букв двусложные слова и читать их.
  7. Совершенствовать навык чтения.
  8. Развивать внимание, память, мышление, воображение.
  9. Воспитывать творчество, самостоятельность, интерес к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igra_bolshie_bukvy.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Большие буквы»

(путешествие по сказкам К.И. Чуковского)

(Образовательная область «Коммуникация

Образовательная область «Чтение художественной литературы»)

Программное содержание:

  1. Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.
  2. Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.
  3. Закрепить умение читать слоговую таблицу.
  4. Закрепить умение соотносить букву с предметом, на которую начинается его название.
  5. Продолжать учить детей составлять слова определенной звуковой структуры.
  6. Закрепить умение составлять из букв двусложные слова и читать их.
  7. Совершенствовать навык чтения.
  8. Развивать внимание, память, мышление, воображение.
  9. Воспитывать творчество, самостоятельность, интерес к чтению.

Оборудование:

  1. Видеофильм «Доктор Айболит».
  2. Портрет К.И. Чуковского.
  3. Фланелеграф.
  4. Буквы большой разрезной азбуки.
  5. Карточки с изображениями животных: тигр, бегемот, заяц, верблюд, страус, лиса.
  6. Карточки с буквами.
  7. Звуковая схема слова (синие и красные фишки).
  8. «Паутина».
  9. Схемы слова «мыло».
  10. Музыкальное оформление.
  11. Цыпленок (игрушка).
  12. Фломастеры.

Ход занятия

Сюрпризный момент

- Ребята, посмотрите отрывок из мультфильма и назовите героя.

(Просмотр отрывка из мультфильма по сказкам Чуковского «Доктор Айболит».)

- Кто этот герой? (Бармалей)

- Каким был Бармалей? (Ответы детей)

- Как называется сказка? («Бармалей»)

- Кто автор этой сказки? (К.И. Чуковский)

- Какие еще сказки К.И. Чуковского вы знаете? (Ответы детей)

- Правильно, ребята. Эти сказки написал детский писатель К.И. Чуковский. (Показать портрет)

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказкам К.И. Чуковского.

- Мы начинаем игру «Большие буквы».

1 конкурс

- Угадайте, из какой сказки эти строчки:

«Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперед.

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.»

- Правильно, это отрывок из сказки «Тараканище».

- Почему звери боялись Таракана?

- Кто победил Таракана?

- Слово «таракан» начинается со звука [Т].

- А теперь выполните задание:

Назовите десять слов, которые начинаются со звука [Т].

(Вариант: назвать десять слов, в которых встречается звук [Т].)

- Молодцы, и вы получаете первую большую букву. Назовите ее.

2 конкурс

Воспитатель читает отрывок из сказки «Путаница».

- Как называется сказка?

- Что произошло с животными в этой сказке?

- Посмотрите, и наши буквы тоже перепутались.

- Отгадайте и назовите слова, которые здесь спрятались.

ЛСИА                МЕОР                ЗАЦЯ                 КТИ

На фланелеграфе выложены зашифрованные слова. Дети подходят и выкладывают слова правильно.

- Молодцы, ребята, справились с заданием, и вы получаете вторую большую букву.

3 конкурс

- Вспомните, как звали доктора из сказки К.И. Чуковского и как эта сказка называется?

- Правильно, это доктор Айболит.

- Каким был доктор Айболит? (Ответы детей)

- Добрый доктор Айболит лечил зверей.

На столе лежат две стопки карточек. В первой – картинки с изображениями животных, которых лечил доктор Айболит, во второй – буквы.

- Посмотрите на картинки.

Задание: к каждой картинке подберите букву, на которую начинается название животного.

Тигр – Т

Бегемот – Б

Верблюд – В

Страус – С

Лиса – Л

Заяц – З

Дети под веселую музыку выполняют задание.

Веселая физминутка

- Посмотрите, кто пришел к нам в гости. (Цыпленок)

- Цыпленок какой? (Ответы детей)

- У К.И. Чуковского есть сказка, которая называется «Цыпленок». Сейчас я расскажу ее вам, а вы изобразите героев этой сказки.

4 конкурс

- Давайте вспомним, как начинается сказка К.И. Чуковского «Телефон».

- Давайте мы с вами тоже поиграем в игру «Телефон».

Дети садятся на стульчики рядом друг с другом. На фланелеграфе напечатана схема:  

             К

С          

            К  

С

- Придумайте слово по этой схеме и передайте его по цепочке.

Правило: слово должно передаваться без искажения и шепотом. Можно произносить слово быстро, но четко. Игра полезна для развития слухового внимания и автоматизации звуков.

Если задание выполнено правильно, ребята получают большую букву, если нет – дается еще одна попытка.

- Молодцы, вы отлично справились с заданием, и получаете четвертую большую букву.

- А где же она? (Дети подходят к фланелеграфу. Большая буква спряталась за паутиной.)

- Посмотрите, этот коварный паук не хочет отдавать нашу букву. Он и другие буквы запутал в своей паутине. Давайте распутаем паутину, освободим слова и получим нашу букву.

Задание: прочитать слова по цветным дорожкам, начало слова указано стрелочкой.

- Как называется сказка К.И. Чуковского, в которой есть коварный паук? («Муха-Цокотуха»)

- Вспомните, как она начинается.

- Кто победил паука? (Ответы детей)

5 конкурс

- А теперь мы начинаем супер игру.

- У вас есть 4 большие буквы.

Задание: отгадайте загадку и из данных букв составьте отгадку.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне.   (Мыло)

Двое детей составляют слово на фланелеграфе. Остальные работают со схемами на своих местах.

Задание: прочертить дорожку фломастером, прочитать слово.

Подсказка: слово начинается с буквы, отмеченной красной звездочкой.

       Ы             О                М             Л

М         Л                                Ы                О

- Назовите сказку К.И. Чуковского, в которой встречается этот предмет. («Мойдодыр»)

- Вспомните строчки из этой сказки.

Итог игры

- Наше увлекательное путешествие подошло к концу.

- В каких сказках мы сегодня побывали? (Ответы детей)

- Кто написал эти сказки?

- За вашу замечательную игру Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр награждает вас золотыми медалями.

Награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста.

Цели:  Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Приключение Белоснежки»

Цели:  Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...

Методическая разработка конспекта совместной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности; прививать любовь к сказкамспособствовать овладению умениями совместной деятельности (принимать общую цель, дог...

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по ...

Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

Материал содержит основные направления работы по подготовке к обучению грамоте детей  старшего дошкольного возраста....