«Приобщение дошкольников к художественной литературе»
методическая разработка по художественной литературе на тему

• Групповые родительские собрания «Развитие творческой личности ребёнка через русские народные сказки»«Мы – читающая семья»

• Консультации на темы«Книга – источник знаний»«Я люблю читать!»«Книга и творчество ребёнка»«Детские писатели детям», «Воспитание детей средствами художественной литературы»

• Распространение семейного опыта на тематических встречах

• Выставки детских книг; информации о книгах, которые читаются в детском саду

• Совместная творческая деятельность детей и родителей в конкурсе «Книга своими руками»

• Совместная работа детей и родителей в «Мастерской добрых дел» по ремонту книг

• Полезные советы для родителей

• Совместные праздники и развлечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл метод.разработка18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему «Приобщение дошкольников к художественной литературе» 

Приобщение детей и их родителей к художественной литературе в условиях дошкольного образовательного учреждения становится важной задачей. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека.

В своей группе, прежде, чем работать над данной проблемой я решила провести анкетирование среди родителей «Наша семья и книга» и получила информацию о наличии детских книг в домашних библиотеках, частоте и продолжительности домашнего чтения, детском интересе к книге и степени начитанности детей. Анкетирование показало, что многие наши родители не совсем хорошо знают детскую художественную литературу и детских писателей, при выборе книг руководствуются собственными знаниями о детской литературе и привлекательным внешним видом. Частота и продолжительность домашнего чтения оставляет желать лучшего. Многие родители отмечают, что в меру своей загруженности не могут уделять домашнему чтению достаточного времени, что подтверждается низкой степенью начитанности детей. Возникла необходимость повышения педагогической культуры родителей.

Чтобы установить контакт с семьёй, для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе я использовала следующие формы работы:

• Групповые родительские собрания «Развитие творческой личности ребёнка через русские народные сказки»«Мы – читающая семья»

• Консультации на темы«Книга – источник знаний»«Я люблю читать!»«Книга и творчество ребёнка»«Детские писатели детям», «Воспитание детей средствами художественной литературы»

• Распространение семейного опыта на тематических встречах

• Выставки детских книг; информации о книгах, которые читаются в детском саду

• Совместная творческая деятельность детей и родителей в конкурсе «Книга своими руками»

• Совместная работа детей и родителей в «Мастерской добрых дел» по ремонту книг

• Полезные советы для родителей

• Совместные праздники и развлечения

Приобщение детей к чтению художественной литературы я начала с создания предметно-развивающей среды группы. Вместе с родителями устроили уголок чтения. Родители приносили яркие книги по теме недели, которые можно было не только почитать и рассмотреть в группе, но и обменяться книгами для чтения дома.

Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, я использовала метод сказкотерапии. Ведь открыть своё сердце навстречу добру учит нас сказка. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и правильные пути их решения, то есть сказка учит детей преодолевать трудности и страхи. В сказке всегда Добро побеждает Зло!

В ходе применения сказкотерапии мною было отмечено снижение уровня тревожности и агрессивности у моих воспитанников, повышение детской самооценки. Сказкотерапия помогла детям развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь.

В ходе работы над проектом "Наши любимые книги", мы вместе с родителями искали информацию о том, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.

Так, для привлечения внимания детей к теме проекта была проведена работа по мотивации детей: были предложны ряд предметов, сделанных из дерева. При этом среди предложенных предметов лежала книга. Детям был задан вопрос для размышления: что объединяет все эти предметы, как книга связана со всеми этими предметами. На проведённом вечере-досуге «Встреча с любимой книгой» дети демонстрировали свои любимые книги и рассказывали о том, чем она им стала интересной.

В рамках реализации проекта в группе был проведен смотр - конкурс "Книги своими руками", где дети совместно с родителями изготовляли книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе.

Неоднократно в группе проводились конкурсы юных чтецов на разные тематики «Осенняя пора!»«Великий русский поэт А. С. Пушкин»«Русская зима»«Ах, как маму я люблю!». В этих конкурсах дети проявляли огромный интерес к поэзии. Родители помогали в поисках интересных стихов и с удовольствием разучивали их вместе с детьми.

Для более углубленного знакомства воспитанников с детской литературой и книгой, обеспечения литературного развития дошкольников, формирования культуры чувств и общения на протяжении всего учебного года велась работа в кружке «В гости к книжке». Дети знакомились с произведениями разных жанров, учились драматизировать сказки, разучивали стихи, знакомились с фольклором народов мира. Через художественныепроизведения знакомили детей с мужеством и героизмом народа в годы Великой Отечественной войны. В ходе работы кружка дети познакомились с работой художников-иллюстраторов. Воспитанники пополнили знания о поэтах и писателях детской литературы. У них появилась постоянная потребность в чтении художественных произведений, расширились знания об окружающем мире и природе.

Таким образом, художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает детям понять красоту звучащей родной речи, формирует у детей интерес и потребность в восприятии художественной литературы, нравственных начал, обогащает эмоциональную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Приобщение дошкольников к художественной литературе"

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему поз...

Консультация для родителей:"ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.   Нравственно...

Опыт работы по теме "Приобщение дошкольников к художественной литературе"

Приобщение дошкольников к литературе – одно из приоритетных направлений современного образования.Что мы наблюдаем в современном мире? Всё больше времени и внимания уделяется телевидению и компьютеру, ...

методическая разработка «Приобщение дошкольников к художественной литературе»

Работа воспитателя многогранна и необъятна. Воспитать в ребенке лучшие качества личности, развить заложенные природой задатки, научить неопытного и несмышленого кроху элементарным навыкам и ум...

Приобщение дошкольников к художественной литературе через творчество Евгения Ивановича Чарушина

Задачи:Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;Воспитывать сп...