Произведения по художественной литературе.
материал по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Произведения по художественной литературе экологического содержания.Цель: знакомить детей с разнообразием растительного и животного мира;способствовать развитию интереса в деле сохранения природы; формировать чувство сопричастности ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buket.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Букет

 Хорошо в июне на лугу за рекой! Жужжат шмели, где-то в кронах деревьев щебечут птицы, от прогретой солнцем земли поднимается тепло. Пошли Лена с мамой Олей гулять на луг. Мама прямо в траву легла, улыбается, на облака смотрит – как будто она облаков никогда не видела. Лене рядом с ней сидеть скучно стало.

- Я пойду цветы собирать, хорошо, мама? – спрашивает Лена. 

- Хорошо, иди, только далеко не убегай, - рассеянно отвечает мама, подставляя лицо солнцу. – А я позагораю.

Побежала Лена по лугу, цветы все мелкие, неинтересные. Только в одном месте красивые цветы нашла – целая полянка белых колокольчиков. Нарвала букетик, принесла маме. Мама так и ахнула:

- Какая красота! Где ты их только нашла? Спасибо, доченька!

Пошли мама с дочкой домой, нагулявшиеся, с цветами. Поставили колокольчики в вазу на столе, любуются на них. Тут в гости к ним пришла ленина бабушка Елена Сергеевна.

- Смотри, бабуля, какие красивые я цветы на лугу нашла! – похвасталась ей Лена.

- Очень красивые. И очень редкие, - отвечает бабушка, рассмотрев колокольчики. – Не одной тебе эти цветы пришлись по вкусу, рвали их люди без жалости, поэтому теперь эти цветы занесены в Красную Книгу. Мама твоя знает, наверное, что это за книга.

- Знаю, конечно, - отвечает мама Оля. – Но я не думала, что и луговые цветы в Красную Книгу занесены могут быть.

И мама рассказала Лене, что наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому люди составили Красную Книгу и внесли в неё исчезающие и редкие виды животных, птиц, грибов и растений. Есть Красная Книга России, а есть своя Красная Книга в каждой области.

- Вот как раз эти белые колокольчики и занесены в Красную Книгу нашей области, - добавила бабушка. А есть ещё Чёрная Книга. В неё внесены животные и растения, навсегда исчезнувшие с лица Земли в результате неразумного отношения человека к природе.

- Мы не должны допустить, чтобы такие красивые цветы попали в Чёрную Книгу, да, мама? – забеспокоилась Лена. – Вдруг кто-то опять увидит колокольчики и захочет набрать букет! Надо всем объяснить, что это редкие цветы!

Мама и Лена весь вечер решали,  как помочь колокольчикам. Наконец Лена придумала нарисовать знак наподобие дорожного: в красном круге перечёркнутая красной косой линией рука тянется сорвать белый колокольчик. Мама Оля нашла кусок фанеры, и они с Леной масляными красками нарисовали на нём такой знак. А внизу подписали большими буками: «Колокольчики охраняются Красной Книгой!» На следующий день они крепко прибили знак к длинной палке, взяли с собой лопатку и пошли на луг. Там Лена нашла ту полянку, где вчера рвала цветы. Белые колокольчики укоризненно покачали головами, приветствуя её. 

- Простите меня, цветочки. Я не знала, что вы редкие, - шепнула им Лена. – Зато теперь все будут знать, что вас надо беречь!

Лена помогла маме вкопать знак в землю рядом с полянкой.  

- Видишь, Леночка, что получилось? – сказала мама Оля по дороге домой. – Оказывается, некоторые полевые цветы относятся к охраняемым видам. Давай больше не будем их рвать! Лучше будем почаще ходить на луг и любоваться ими.

И, конечно, Лена с мамой согласилась.

Осень

 Катя начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. Суббота тяну¬лась медленно, и, казалось, ей не будет конца. И вот оно наступило – сентябрьское воскресенье. Проснулась Катя, как только начало светать. Но дедушка Иван Иванович уже тихонько хозяйничал в кухне, собирая припасы в дорогу. Катя с дедушкой вышли на автобусную остановку, сели в автобус и поехали. Ехали долго, почти час, Катя всё в окно смотрела и остановку ждала. Но вот дедушка махнул Кате рукой, мол, приехали. Они вылезли и пошли по тропинке от остановки в гущу деревьев. Хорош лес в сентябрьскую пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Кати глаза зоркие. Бросилась на обочину, разбросала листья – вот и первый гриб! Скорее сорвала его, от земли очистила и побежала дедушке показывать. Но дедушка нахмурился и Катю не похвалил:

- Во-первых, это ярко-красная сыроежка, её собирать не надо. Горькая она. Во вторых, если грибы из земли вырывать, то на будущий год урожая не жди, - строго сказал он. – Грибницу повредишь. Надо ножом срезать гриб. Да не всякий, а то ты поганок нарвёшь, а потом немытыми руками в рот полезешь. Знаю я тебя!

Обиделась Катя на дедушку. Что она - маленькая, в рот руками лезть. Надулась, отошла в сторону. И ножа ей дедушка не дал.

Но недолго Катя грустила. Увидела орешник и решила орехов набрать. Орехи высоко, не достать до веток. Стала Катя палки бросать и орехи сбивать. Насбивала полные карманы. Оглянулась – где же дедушка? А дедушка уже идёт по тропинке обратно, Катю высматривает и опять хмурится:

- В лесу нельзя отставать от старших, - говорит он Кате строго. – Потеряешься – кричи сразу «ау». А то я тебя до темноты искать буду.

Показала Катя дедушке орехи. Засмеялся дедушка:

- Это же жёлуди, дурёха. Их люди не едят.

Рассердилась Катя, высыпала жёлуди из кармана и ногой топтать стала. А дедушка не разрешает топтать:

- Люди не едят жёлуди, а белке, кабану, птице жёлудь – отличное лакомство. Не порти жёлуди зазря.

Подобрал дедушка жёлуди и сунул в карман. Велел Кате букет из осенних листьев собрать – для мамы. А потом её обедать позвал. Пообедали они бутербродами, сидя прямо на жухлой траве. Катя конфетку съела и фантик на землю бросила. Дедушка поднять велел:

- Тут, - говорит, - тебе не город, дворников нет. Нельзя в лесу мусорить. Мы тут в гостях, должны себя прилично вести.

Сколько, оказывается, всяких правил в лесу соблюдать надо. Устала Катя, и пошли они с дедушкой опять на остановку. Домой приехали, Катя маме Тамаре взахлёб рассказывала, как в лесу здорово, как хорошо пахнет. Букет из листьев в вазу поставили, красиво. Жалко, что она грибов не нашла. Зато у дедушки полная корзинка. А Катю дедушка научил из желудей человечков делать и собачек. Оказывается, и они на что-то сгодились. Довольна Катя – будет, что ребятам в школе рассказать в понедельник!

Муравейник

Как-то раз в воскресенье в мае Петя и Саша отправились к сашиной бабушке Ирине Алексеевне на дачу, помочь ей картошку сажать. Помощники из них старательные, не белоручки какие-нибудь. И люди они вполне самостоятельные. Второклассники уже, не малыши. Отпросились ребята у родителей, доехали на автобусе до дачного посёлка и весело зашагали по пыльной дороге. Денёк был жаркий, и ребятам захотелось пить.

- Саш, а колодца тут нигде нет? Или колонки? – спросил Петя.

- Нет, по дороге нету. Только на самих дачах. Да нам недалеко уже осталось идти. Минут пятнадцать, - обнадёжил друга Саша.

- Пить всё равно хочется, - вздохнул Петя. – Ой, смотри, муравейник. Я книжку читал недавно, там написано было, как во время войны дети в муравейник палочки совали, а потом обсасывали, будто это конфеты кислые. Давай и мы попробуем.

Ребята отломили от сухого куста две веточки. Очистили их от коры и сунули в муравейник. Через несколько минут они уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки, шагая по направлению к даче.

Сашина бабушка была им рада.

- Запарились, наверное, ребятки. Я сейчас вам квасу холодного налью, - засуетилась она.

- А мы пить уже не хотим, - порадовал её Саша. – Мы муравьиную кислоту пили.

- А вы, бабушка, в детстве палочки в муравейник совали, чтобы потом были кислые конфеты с муравьиной кислотой? – спросил у сашиной бабушки Петя.

- Нет, Петенька. Меня с детства учили, что никакую букашку нельзя без причины обидеть. В природе всё не просто так. Муравьи свою кислоту выделяют, чтобы от врагов защититься, а не для вашей забавы, - вздохнув, сказала бабушка Пете и Саше. – Им теперь до вечера чинить муравейник придётся, а у них своих дел, наверное, по горло.

И мальчикам стыдно стало, что они муравьям ради забавы помешали свою работу исполнять.

- Мы больше ничего в муравейник не будем совать, - пообещал Саша бабушке. – Это в войну дети голодные были, поэтому они муравьиные конфеты себе делали. А сейчас конфеты в магазине купить можно. Давай, бабушка, картошку сажать, а то скоро жарко станет.И они втроём пошли в огород сажать картошку.

Подснежники

Есть в начале весны замечательный праздник – 8 Марта. Мужчины заранее готовились к нему. Они очень волновались. Ведь такой большой праздник, Женский День, бывает только раз в году. В этот день надо всех женщин поздравить – и тётю, и бабушек, и учительницу, и, конечно, маме цветы подарить. Лучше всего подснежники. Благо, до рощи – рукой подать. А за лучшее поздравление для мамы Татьяна Ивановна обещала пятёрку в дневник поставить.

Собрались второклассники Вася, Петя и Антон в лес за подснежниками.

Петя сразу сообразил, где снег быстрее всего тает. Был у него на примете один пригорок в роще за рекой. Он туда сразу и побежал. И вот они – подснежники. Немного их, конечно, но букетик для мамы собрался. Петя внимательно весь пригорок обшарил, чтобы ни одного цветочка не пропустить. Домой отправился довольный.

А в роще холодно, в начале марта зима уходить не спешит. Хотя небо уже по-весеннему голубое, и солнышко пригревает, но подснежников что-то не видать. Снег да снег. Бродил Антон, бродил – вышел к линии электропередач. Смотрит – под ней проталины, а на проталинах цветы голубые. Немного их, и не распустились ещё, листочки да стебельки. Догадался Антон, выкопал вместе с землёй первоцветы, в пакет сложил – дома в горшке высадит, будет завтра маме подарок! Радостный побежал домой.

А Вася подснежников не набрал. Видел, конечно – кое-где из ноздреватого снега нежные синие головки цветов поднимаются. Но сорвать не смог, пожалел. Пришёл домой задумчивый, взял альбомный лист, краски и нарисовал синее весеннее небо, белый снег, ёлки и нежный подснежник, который видел в лесу. Сделал рамочку из картона и положил картину на тумбочку у маминой кровати. Красивая у Васи получилась картина.

Прошёл праздник, и снова встретились ребята в школе. Стали учительнице рассказывать, как мам поздравляли.

- Моя мама, - говорит Антон, - очень обрадовалась, что я догадался подснежники выкопать и домой принести. Полдня вчера их в горшок пересаживала. Только они всё равно почему-то завяли. Наверное, я их в пакете помял.

- Ну, - машет рукой Петя, - Антошка маме в праздник только работы своим подарком добавил. Вот я цветы в вазу у маминой кровати поставил – это, я понимаю, подарок. Полдня стояли. Потом, правда, кошка вазу опрокинула. Но я сам осколки убрал!

- А твоя мама что сказала, Вася? - спрашивает Татьяна Ивановна.

- Ничего не сказала. Я же цветов не принёс, я их нарисовал. Мама только обняла меня и картину над своей кроватью повесила.

- У, что за подарок, картина! Как будто нельзя было цветов набрать! – галдят ребята.

Но учительница долго шуметь не разрешила. И Васе одному из класса пятёрку поставила. А ребятам объяснила, что рвать подснежники весной не нужно. Ведь многие виды первоцветов занесены в Красную Книгу. И пересаживать лесные цветы у себя во дворе не стоит, лучше купить семена и попросить маму или бабушку помочь тебе их посадить. Ребята всё это выслушали и согласились, что Вася своей маме самый лучший подарок приготовил к Восьмому Марта.

Осенние листья, как порох горят…

Хорошее время года – лето. Птицы поют, солнышко пригревает, зелёные листья на деревьях шелестят. Но так уж заведено природой, что всему на свете приходит конец. Закончилось лето. Наступил сентябрь, за ним октябрь, и листья деревьев из зелёных превратились в жёлтые и опали на землю. 

- Сегодня пойду убирать листья в парке, - сказал как-то в воскресенье школьный сторож Иван Иванович Кате, своей внучке. - Пойдёшь со мной?

Катя кивнула. Она любила помогать дедушке, и день был хороший, тёплый, отчего бы не погулять по парку? Дедушка взял грабли и метлу, и они вдвоём с Катей отправились в парк. Иван Иванович сразу принялся за работу, он сгребал листья клёнов и берёз в большие кучи, сметая их с дорожек метлой. А Катя бегала под деревьями, набирала огромные охапки листьев и подбрасывала их вверх. Листья кружились и медленно падали на землю, а Катя снова собирала их и подбрасывала. Ей было весело. Она шуршала листьями, загребая их ногами, а дедушка не мешал ей наслаждаться игрой.

Кажется, он и сам охотно вместе с внучкой попрыгал бы в пружинистой куче листьев, и лишь солидный возраст удерживал его от такого развлечения. Неожиданно лицо Ивана Ивановича омрачилось. Он увидел, как к куче листьев подошла пожилая женщина и поставила рядом с ней полиэтиленовый пакет с мусором. 

- Здравствуйте, Ирина Алексеевна, - совсем неприветливо поздоровался Иван Иванович, и женщина оглянулась в поисках того, кто окликнул её.

- Иван Иванович, это вы? Здравствуйте. Тоже гулять вышли? Это правильно. Мы с Сашей тоже прогуляться решили и мусор заодно выбросить. Вы сегодня листья жечь будете, или за ними машина завтра утром приедет?

- Не то, ни другое, Ирина Алексеевна, - сухо ответил Иван Иванович. – Я эти листья жечь не собираюсь, и мусор вы совершенно напрасно в парк принесли выбрасывать. Для этого контейнеры есть.

- А что же вы с листьями делать собираетесь? – удивилась сашина бабушка, словно не услышав замечания. – Я их на даче каждый год жгу. Да и в городе всегда жгут листву по осени.

- И совершенно напрасно. Подстилка из опавших листьев – важнейший элемент экосистемы. Она, как губка, впитывает влагу и отдаёт её корням деревьев. А люди эту подстилку уничтожают, почва уплотняется, влага к корням деревьев не поступает, поэтому в городских скверах деревья и погибают. В общем, на даче у себя вы листья жгите, если вам там дыма мало, а в парке не надо их к мусору приравнивать. Да вы сами посмотрите, разве такую красоту можно назвать мусором? 

И Иван Иванович указал Ирине Алексеевне  на кучу ярко-рыжих листьев, в которых кувыркались хохочущие Саша и Катя. 

Ирина Алексеевна молча подобрала пакет с мусором и окликнула Сашу. С сожалением он распрощался с Катей и побежал догонять бабушку. В руках у него был букет из жёлтых листьев.

- Обиделась на меня Ирина Алексеевна, - вздохнул Иван Иванович. – Ну, что поделать, правду слушать не всегда приятно. Да и привыкли наши горожане опавшую листву, как мусор, жечь. А зря. И для деревьев она необходима, чтобы влагу сохранить, и при перепревании выделяет вещества, полезные для человеческих лёгких. Ничего, вот вы, ребятишки, подрастёте и научитесь природу беречь. И жизнь у вас тогда будет совсем иная, чем у нас, стариков.

- Ты, дедушка, совсем не старый, - одёрнула его Катя. – А опавшие листья мы не будем жечь, я всем ребятам в школе объясню, что они и людям полезны, и деревьям нужны. А сейчас давай я тебе помогу, а то ты устал.

Катя взялась за метлу и взметнула жёлтый вихрь, сметая с дорожки берёзовую опавшую листву.

Глупая птица

У Кати была подружка Лена. Девочки дружили с детского сада. И всегда Лена придумывала интересные игры. Вот как-то позвала она Катю:

- Пойдём, Катя, я покажу тебе гнёздышко!

- Гнёздышко? – удивляется Катя. - Настоящее?

- Самое настоящее! – уверяет Катю Лена. – Из травки сделано.

- А птичка в нём есть? – снова спрашивает Катя.

- Нет, птичку я не видела. А яички есть, целых три. Маленькие, беленькие, как будто конфетки в гнёздышке лежат. Я их пальчиком потрогала – они тёплые. Наверное, мама-птичка рядом. Пойдём, сама посмотришь.

Нахмурилась Катя.

- Нет, Лена, я не пойду. И ты не ходи! Разве не знаешь, нельзя разорять птичьи гнёзда! Нам Татьяна Ивановна говорила, что птички не любят, когда к их гнёздам подходят.

Лена рассердилась.

- Глупая ты, Катя. Разве я мальчишка, чтобы птичьи гнёзда разорять? Разве я что-то плохое сделала? Только посмотрела. А ты не хочешь, не смотри.

- И не буду! И Татьяне Ивановне всё про тебя расскажу!

Поссорились подружки. Разошлись по углам, надулись. День прошёл, другой, они всё врозь. На уроке математики сели на разные парты. Увидела это учительница и спрашивает:

- Отчего, Катюша, вы с Леной на разные парты сели? Обидела она тебя?

- Нет, не меня, - тихо отвечает Катя. – Она птичку обидела.

- Вовсе я не обижала птичку, - сердится Лена. – Я только на гнёздышко с яичками смотреть ходила. Хотела увидеть, как птенчики вылупятся.

- Ну, увидела? – спрашивает Татьяна Ивановна.

Покраснела Лена.

- Нет, не увидела. Глупая птица яички бросила. А гнездо вчера кот Васька разорил.

Посмотрела на неё учительница, головой покачала:

- Нет, Лена, птица не глупая.

- А чего же она тогда гнездо бросила?

Ничего Татьяна Ивановна не ответила. Вздохнула и пошла на доске примеры писать.

А на перемене оставила Лену в кабинете и объяснила, что Катя была права. К птичьим гнёздам нельзя подходить близко, чтобы не напугать птичку, иначе она улетит от гнезда и больше не вернётся. А ещё коты и собаки могут увидеть гнёздышко, если часто к нему ходить, и разорить его. Лена всё поняла и пообещала Татьяне Ивановне, что с Катей помирится и никогда больше не мешать птицам насиживать яички.

БАБУШКА ФЕДОРА И ГЕРАНЬ

Жила-была Герань. Бедная, несчастная Герань. Когда-то она была очень красивой. А сейчас… Что же случилось с ней. Цветки завяли, листья пожухли, а корни давно уже утратили свою силу…Земля в треснувшем горшочке просила чистой воды…но никто не мог помочь ни земле, ни цветам, ни листьям. 
А виной всему была бабушка Федора. Лентяйка и неряха. Не ухаживала она за Геранью и вообще давным-давно про нее забыла.
А бедная Герань из последних сил пыталась сделать мир вокруг бабушки Федоры прекрасным … но все ее попытки были напрасны.
И вот настал тот день, когда силы Герани были на исходе… И решила она оставить бабушку Федору. Ушла от нее. Посмотрела сиротливо на дом, в котором жила и ушла.
Проснулась утром бабушка Федора и не поймет, что случилось.
– Как то нехорошо мне сегодня, неспокойно и чувствую себя плохо. Что такое, почему так?
Долго не могла понять бабушка Федора, что не так. 
Но тут появилась мышка из-за печки.
– Что, бабушка, плохо тебе?
– Плохо мышка, плохо..
– Я могу рассказать тебе почему?
– Почему же?
– Это все потому, что твой дом Герань покинула.
Только теперь, после слов мышки бабушка Федора обратила внимание на то, что подоконник возле грязного, пыльного окошка пуст.
– Ты наверное не знаешь, – продолжала мышка, – но Герань особенное растение. Ее аромат лечит душу человека, успокаивает, оберегает и помогает справляться со всеми трудностями.
– А я и не знала … – огорченно вздохнула Федора. – Но даже если бы и знала…За все время, что Герань у меня жила, я ни разу ее благотворного влияния на меня не почувствовала.
– А ты ухаживала за ней?
– А что, надо было ухаживать?
– Конечно! Землю поливать, рыхлить, корни питать. А еще солнечный свет ей нужен…А ты на окошко свое посмотри – пыльное, грязное!
– Ой, что же теперь делать-то? – вздохнула бабушка Федора.
– Пойди и верни Герань – просто ответила Мышь.
И пошла бабушка Федора по полям, по лугам… Долго ходила. Пришла на поляну. Видит, сидит ее Герань вся такая бедная, несчастная…Горькие слезы льет.
– Герань, милая, прости меня. Мне без тебя так плохо. Вернись домой, прошу. Я буду беречь тебя, ухаживать за тобой.
Простила Герань бабушку Федору. Вернулись они домой.
Посадила бабушка Федора Герань в новый горшочек, землю новую насыпала, порыхлила, листья полила, а еще окошко помыла, чтобы солнечные лучи ласкали цветы герани своим теплом и светом. И зацвела Герань от счастья, и наполнила дом Федоры чудесным, благотворным ароматом.
С тех пор бабушка Федора бережет свою Герань и всегда за ней ухаживает.

КАК ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧИЛ РАСТЕНИЯ

Давным-давно, когда люди еще не знали, что такое комнатные растения, жил-был Человек. Каждую весну он наслаждался пробуждением растений возле своего дома, каждое лето радовался зеленой листве деревьев и каждой осенью, с грустью наблюдал за тем, как осыпается листва с деревьев и желтеет трава.
Как-то раз, когда лето было уже почти на исходе, Человек понял, что не хочет расставаться с зеленой листвой и решил, что спрячет растения у себя дома, в тепле и уюте.
Пошел Человек к дереву и попросил:
– Дерево, подари мне одну из твоих веточек, я посажу ее у себя дома, и она будет всю зиму радовать меня своими зелеными листочками.
– Бери, – ответило Дерево. – Но помни, что Природа заботится о своих творениях, чтобы они могли радовать тебя, Человек, а сможешь ли ты заменить веточке Природу?
–Я – Человек, я все смогу – ответил Человек, взял веточку и пошел домой.
Пришел Человек домой, выбрал самый красивый горшок, насыпал в него самой лучшей земли, посадил в нее веточку и стал ждать.
Прошел день, другой, но маленькая веточка вместо того, чтобы расти и цвести, стала клониться к земле, увядать и чахнуть.
– Что же с ней такое? – недоумевал Человек. – Что я делаю не так? Пойду спрошу у Дерева.
Пришел Человек к Дереву.
– Что, Человек, как поживает моя веточка? – спросило Дерево.
– Плохо. Вянет и чахнет веточка. Помоги мне, Дерево. Что я делаю не так? Землю самую лучшую насыпал, горшок самый красивый взял…
– Эх ты, Человек… – вздохнуло Дерево. – Долго мы, деревья, на земле живем и не вянем, потому что Природа сделала так, чтобы облака и тучи, проходя над нами, проливались дождем. Дождь увлажняет почву, питает наши корни, и мы в ответ ему благодарно шелестим листвой.
– Спасибо тебе, Дерево! – сказал Человек и поспешил домой.
Придя домой, наполнил Человек кувшин мягкой водой комнатной температуры и полил свою веточку. Вздохнула веточка, распрямилась и потянулась своими маленькими листочками вверх. Обрадовался Человек, что все сделал правильно.
Прошел день, другой… И снова веточка захворала. Человек полил ее водой, но в ответ веточка лишь совсем чуть-чуть шевельнула листочками и продолжала чахнуть.
– Что же опять с ней такое? Пойду спрошу у Дерева – решил Человек.
И пришел Человек к Дереву.
– Здравствуй, Человек, – сказало Дерево. – Как там поживает моя веточка?
– Плохо. Помоги мне, Дерево, – взмолился Человек. – Я поливаю ее как только высыхает земля, но что-то снова веточка чахнет. Что я делаю не так?
– Эх ты, Человек, – вздохнуло Дерево. – Природа задумала так, что глубоко под землю уходят корни деревьев, и не может попасть к ним воздух и вода, ибо земля слишком плотная. Поэтому Природа подарила нам помощников. Живут под землей дождевые черви и другие существа, которые роют ходы возле корней и тем самым, рыхлят землю, поэтому корни деревьев могут дышать.
– Спасибо тебе, Дерево, – воскликнул Человек и поспешил домой.
Пришел Человек домой, взял палочку и аккуратно, чтобы не повредить нежные корни своей веточки, порыхлил землю. Вдохнула глубоко веточка, распрямилась и зашелестела юными листочками.
Обрадовался Человек.
Так прошла осень и наступила зима. Однажды, в холодное, зимнее утро заметил Человек, что веточка снова загрустила. Человек полил веточку, порыхлил землю, но ничего не помогало.
Пошел Человек к Дереву, но не смог его разбудить, ибо зимой деревья все спят и наверное, видят самые красивые сны.
Испугался Человек. Неужели погибнет его веточка?
Пришел домой печальный и вдруг слышит тихий голосок:
– Человек, послушай меня…
– Кто это говорит? – удивился Человек.
– Это я, твоя веточка. На улице зима, Человек, а Природа задумала так, что зимой, когда холодно, все деревья, цветы и растения спят.
– Но у меня дома тепло и уютно. Разве это тебя не радует? – спросил Человек.
– Радует, но Природа нам дарит солнечный свет, чтобы все цветы и деревья могли расти.
– Ах вот оно что! – воскликнул Человек. – Теперь я понял!
Взял Человек горшок с веточкой и поставил в самое светлое место в своем доме – на подоконник.
Так и поселилась веточка на подоконнике. За окном зима, а дома у Человека растет и цветет веточка.
Так Человек понял, что именно нужно делать, чтобы цветы могли расти и дома. За ними надо ухаживать, создавать им условия, приближенные к естественным. Надо их поливать, освещать и рыхлить землю. И тогда, даже самой холодной и снежной зимой, будет у Человека дома лето!

История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

- Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

- Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

Но никто не отозвался.

- Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!

И он скорчил забавную гримасу.

Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

- Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.

- Но ведь с неба  часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!

- Какой ты у меня маленький, - вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?

- Угу, - кивнул зелёной головкой Лягушонок.

А про себя подумал:

- Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!

Разве озеро – свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)

Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера.

Жили уже тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.

Раз пошёл Старик к озеру.

Закинул он невод в воду – пришёл невод с тиной тёмною.

Он в другой раз закинул свой невод – пришёл невод с мусором,

и было его тут видимо-невидимо.

В третий раз закинул он невод – показалась

из воды старая автомобильная шина.

Удивился Старик, испугался:

«Тридцать лет я рыбачил и три года,

а такого ни разу не лавливал.

Раньше-то всё рыбка попадалась».

Хотел  уж было Старик

воротиться к своей Старухе,

да услышал за спиной всплеск слабый.

Вновь закинул Старик в воду невод.

Пришёл невод с одной Рыбкою.

С непростою Рыбкою – еле живою.

Как тут взмолится Рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Спаси, старче, озеро наше,

сохрани живым для потомков».

Задумался Старик:

«Жил я у озера тридцать лет и три года

и  не ведал,

что творится у самого моего порога.

Уничтожали озеро постепенно,

сваливая мусор у берегов,

забрасывая его в прозрачную воду

и не думая о том,

что губят озеро и его обитателей».

Отбросил Старик невод,

собрал вдоль берегов банки, бутылки,

бумагу и целлофановые пакеты,

выкатил из воды автомобильные шины.

Стал он кликать Рыбку.

Приплыла к нему Рыбка,

но ничего не сказала,

лишь хвостом по воде плеснула

и ушла в глубокое озеро.

И с тех пор приходит Старик к озеру,

но не рыбачить,

а охранять покой Рыбки,

ведь очень сильно обидели её люди,

ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по произведениям зарубежной художественной литературы для детей с общим недоразвитием речи.

Конспект занятия по произведениям зарубежной художественной литературы включает в себя много интересного. На протяжении всего мероприятия создано множетсво сюрпризных моментов, которые мотивуруют ребе...

Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников/

Консультация для родителей.«Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников»....

Творческое задание Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью. Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения? Экспериментирования слишком фантастичны, поэтому не очень вписываются в нормы поведения.Люб...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.    (2 с...

Методическая разработка квест -игра для детей дошкольного возраста по произведениям детской художественной литературы " Как хорошо ты знаешь сказки К. И. Чуковского"

Квест - игра поможет уточнить,  систематизировать знания детей о литературно- художественных произведениях К. И. Чуковского...